Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
консультация (старшая группа) на тему

Колесникова Антонина Вячеславовна

Что такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к обучению к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказывается на успешности обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»

Что такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к обучению к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказывается на успешности обучения в школе.

Физиологическая готовность обучения ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школе проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличие высокого уровня развития умственных способностей, как правило испытывают трудности в обучении.

В 6-7 лет организм ребенка активно развивается. Повышается надежность и резервные возможности сердечно – сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринные системы. Отмечается существенное развитие опорно – двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно – связочного аппарата, изменяются кости скелета, но процесс окостенения еще не завершен, в том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать при организации деятельности с детьми. Поэтому воспитателям важно следить за осанкой детей, за высотой стульев и столов, за сменой деятельности так как все эти факторы могут привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении представляет неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно – развивающих занятий важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики и несформированность навыка выполнения графических упражнений. В этом случае необходимо игры и упражнения для развития координации движений пальцев рук (гимнастика для пальцев, пальчиковые игры, театр теней, игры и упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса, упражнения, облегчающие написание букв, упражнения для предупреждения и снятия писчего спазма).

Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. В результате исследований и наблюдений за развитием детей установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко (критически), либо постепенно (литически). В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды развития ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне незаметны. Только при сравнении ребенка вначале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдается перемены, которые произошли в его психике.

Используя возрастную периодизацию Л.С. Выготского с учетом современных представлений о границах возрастов, выделяют следующие стабильные периоды в детском развитии:

  • младенческий возраст (2 мес. – 1 год)
  • раннее детство (1-3 года)
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • подростковый возраст (11-15 лет)
  • младший школьный возраст (7-11 лет)
  • старший школьный возраст (15-17 лет)

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличается от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года.

В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисный период носит бурный, стремительный, «революционный характер».

При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь.

В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Если стабильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком времени (например, дошкольный возраст – 3-7 лет), а кризисы определяются по их вершинам, например, кризис 3 лет, кризис 7 лет). Из этого следует, что в детской психологии принято выделять:

  • кризис новорожденности
  • кризис 1 года
  • кризис 3 лет
  • кризис 7 лет
  • подростковый кризис (12-14 лет)
  • кризис юности (17-18 лет)

Как же определить критические проявления с точки зрения внешних проявлений?

  1. Следует отметить неопределенность, размытость, границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.
  2. В эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребенка. Он становится совершенно другим.
  3. Развитие в критический период носит негативный, разрушительный х-р. В эти периоды ребенок меньше приобретает, чем теряет из приобретенного прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее и т.д.
  4. В кризисный период всякий ребенок становится «трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды развития. Также кризисы по – разному протекают у разных детей: у одних сглажено, почти незаметно, у других – остро и болезненно, но в любом случае проблемы испытывают с каждым ребенком.

Принято выделять 7 симптомов, так назывемое «семизвездие кризиса»:

Негативизм (нежелание сделать что – то только из – за того, что это предложил взрослый (следует различать с непослушанием, мотив непослушания — нежелание выполнять предложенное взрослым, мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослых независимо от их содержания).

Упрямство- ребенок настаивает на чем – либо не потому что ему этого хочется, а потому что он этого потребовал. Мотивом упрямства является потребность в самоутверждении: ребенок поступает таким образом, потому что «он так сказал».

Строптивость- (наиболее ярко проявляющийся в период кризиса 3 лет, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни.

Своеволие — проявляющееся в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.

Это основные кризисы, выделяют еще 3 дополнительных кризиса:

Протест – бунт – когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как – будто бы находится в с состоянии войны с окружающими. Складывается впечатление, что ребенок специально провоцирует конфликты в семье.

Обесценивание – может проявляться по отношению к взрослым (ребенок говорит плохие слова, грубит) и по отношению к прежде любимым вещам (рвет книжки, ломсает игрушки).

В семье с единственным ребенком может наблюдаться еще один симптом – деспотизм, когда ребенок стремиться проявить власть над окружающими и подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, то этот симптом может проявиться в качестве ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и туже психологическую основу – детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

Уже с первых дней жизни у ребенка имеются некоторые первичные потребности, неудовлетворение какой – либо из них вызывает отрицательные переживания, беспокойство, тревогу, а удовлетворение наоборот, радость, повышение жизненного тонуса и т.д. В процессе развития происходят значительные изменения в сфере потребностей, если взрослые не учитывают этих изменений, то это в свою очередь приводит к негативным проявлениям в поведении. Поэтому причины негативного поведения необходимо искать в социальной ситуации развития ребенка, в отношении со взрослыми, и прежде всего в семье.

Мы уже говорили, что в переходные периоды детского развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым, потому что система педагогических требований, применяемых к нему не соответствует его новому уровню развития и его новым потребностям.

Но это не значит, что кризисы обязательны, их совсем может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием.

Выводы:

  1. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних протекает почти незаметно, а других бурно и очень болезненно.
  2. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более «взрослым» и серьезным отношениям с окружающим.
  3. Главное в кризисе развитие не его негативный х-р, а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.
  4. Проявление кризиса 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому что, образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители склонны опекать своих детей, невзирая на их возраст.

Поэтому не редки расхождения мнения воспитателей и родителей, когда мамы 6-7 летних детей жалуются на упрямство и своеволие своего ребенка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного. Поэтому при проявлении симптомов кризиса нужно учитывать прежде всего мнение родителей.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе- готовность у усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно – системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно – мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др.

В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, анализа процессов усвоения чтения, письма и математики учащимися начальных классов были выявлены учебно – важные качества, которые образуют структуру психологической готовности детей к обучению в школе, и их взаимосвязи.

Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:

Мотивы учения:

  • социальные мотивы (основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника «Я хочу в школу, потому что, все дети должны учиться») – ребенок занимается на занятии, потому что это важно и нужно.
  • учебно – познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, желание научиться чему – то новому) – занимается только тогда, когда ему интересно.
  • оценочные мотивы «Я хочу в школу, потому что буду получать одни пятерки») – занимается, потому что его хвалит воспитатель.
  • позиционные мотивы – «Я хочу в школу, т.к. там большие дети, а в саду маленькие, мне купят тетради, карандаши ит. д.») – занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий.
  • внешние по отношению к школе и учению мотивы «Я пойду в школу, т.к. мам так сказала») – занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель.
  • игровой мотив «Я хочу в школу, потому что там можно играть с другими детьми») – ребенок с удовольствием занимается, когда занятие построено в форме игры.

Для учащихся с доминирующим социальным мотивом – характерно ответственное отношение к учебе.

Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная деятельность.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важных задач педагогического коллектива д/с в подготовке детей к школе.

Работу необходимо направить на решение 3 задач:

  1. формирование правильных представлений о школе и учении.
  2. формирование правильного положительного эмоционального отношения к школе.
  3. формирование опыта учебной деятельности.

Какую работу необходимо проводить?

Экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов о школе, рисование школы. Важно показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика. Подчинять свое «хочу» слову«надо», желание трудиться и доводить начатое до конца, учить сравнивать свои работы с образцом и видеть свои ошибки, адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется также в семейном воспитании (работа с родителями). Необходимо у ребенка развивать умение слушать и выполнять задание педагога. Необходимо обращать внимание на то:

  • внимательно ли слушает ребенок
  • выслушивает ли задание до конца
  • старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого
  • умеет ли задать вопрос для уточнения
  • признает ли авторитет взрослого и положительно ли настроен на взаимодействие с ним.

Зрительный анализ (образное мышление)

В мыслительной деятельности старших дошкольников представлены три основных вида мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое (понятийное). В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление (т. е. решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий). Далее идет переход от наглядного мышления к понятийному и здесь психологи выделяют образно – схематическое мышление. Это позволяет широко использовать в работе с детьми модели и схемы. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить после словесного объяснения взрослого, он легко усваивает, если задания даются в виде действий с моделями или схемами (например план комнаты, местности; схематическое изображение части и целого, различные условные знаки и т.д.). Дети с недостаточно сформированным зрительным анализом в школе могут испытывать трудности: замена букв, сходных по написанию; в усвоении математики, путать буквы при чтении и т.д. В процессе специально организованной деятельности и обучении «зрительный анализ» легко тренируется у детей 6-8 летнего возраста, а в более старшем возрасте развивать его значительно труднее. Поэтому одной из важнейших задач в работе д/сада и семьи – организовать деятельность детей старшего возраста так, чтобы обеспечить полноценное развитие образного мышлении я и зрительного анализа. Какие же игры и упражнения можно использовать? Магический квадрат, Колумбово яйцо, Танграм, головоломки с палочками, рисование по точкам, рисование по клеточкам, дорисовывание незаконченного рисунка, соединение точек прямыми линиями, штриховка элементов картинки.

  • Предпосылки логического мышления (уровень обобщений).

Усвоение систематизированных знаний и обобщенных способов решения учебных задач в процессе школьного обучения предполагает развитие у детей предпосылок логического мышления, в частности способности объединять предметы и явления действительности на основе выделения их существенных свойств.

К концу дошкольного возраста дети могут делать логически правильные обобщения с опорой на наглядные признаки и начинают использовать словесные обобщения (т. е. они не только правильно исключают линий предмет, но и называют оставшиеся изображения обобщающим словом. Использовать игры «Четвертый лишний»«Классификация геометрических фигур» и т.д. Низкий уровень развития способности к обобщению может служить причиной трудностей в усвоении учебного материала в школе.

  • Способность принимать учебную задачу

Принятие задачи включает в себя два момента: желание выполнять задачу, поставленную педагогом и понимание задачи, т.е. понимание того что нужно сделать. Показатели готовности к обучению в школе: принятие и понимание ребенком поставленных перед ним задач, ориентация на качество выполнения задания. Непринятие и (или) непонимание задач, ориентация на скорость выполнения задания, без учета качества, можно рассматривать как один из показателей неготовности к обучению в школе.

  • Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения)

Достаточный уровень вводных навыков облегчает адаптацию ребенка к школе и усвоение более сложных знаний рассматривается как один из показателей готовности к школе. В школе овладения знаниями, умениями и навыками является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий и некоторых базовых знаний. В дошкольный же период знания усваиваются детьми большей частью произвольно, в привычных для них видах деятельности. Обучение грамоте нужно начинать с развития фонематического слуха (умения правильно слышать и выделять все звуки речи) и правильного произношения(артикуляции звуков речи). Многие дети говорят не чисто, Но в большинстве случаев неправильное произношение звуков речи является следствием привычки вяло и нечетко произносить отдельные звуки и воспитателю необходимо следить за этим, напоминая ребенку что необходимо говорить четко и ясно.

  • Графические навыки

Графические навыки — следует помнить, что потребность «писать по – письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 60-7 летние дети практически не усваивают навык письма (они больше любят запоминать буквы, овладевают навыком чтения). Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя в начале перед ребенком игровые задачи: «нарисуй узор по клеточкам»«соедини точки и т.д». Для развития мелкой моторики рук используют различные приемы и упражнения. Начиная с 4-5 лет необходимо вводить несложные задания по штриховке (штрихи ровные, прямые, с одинаковым нажимом, не вылезать за контур, лучше цветными карандашами.

На 6 году обучают различным способам штриховки (сверху – вниз – вертикальная; слева – направо – горизонтальная,; сверху – вниз – наклонная; клубочками – круговыми движениями; полукругами – чешуя рыбки; крупными петельками).

  • Произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого)

Недостаточное развитие этого учебного качества «произвольность регуляции» с первых дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний и формирование учебной деятельности. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы, плохо понимают объяснение учителя, допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не видят их, постоянно забывают дома учебные принадлежности и т.д. Игры и упражнения которые можно использовать для развития этого качества: выполнение заданий по словесной инструкции взрослого (необходимо выслушать задание и выполнить его), Графические диктанты«Нарисуй по точкам»«Нарисуй по клеточкам»«Подбери варежки» (подбор по нескольким признакам по инструкции педагога».

  • Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)

В основе понятии «обучаемость» лежит положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка», которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослым усваивать новые знания, поднимаясь на новую ступень умственного развития.

Психолог Костикова предложила различать 5 видов помощи:

  1. Стимулирующая – активизация собственных сил ребенка (подумай, посмотри внимательно)
  2. Эмоционально – регулирующая – положительная и отрицательная оценка деятельности «Молодец, очень хорошо, Ты не подумал, неверно.
  3. Направляющая – постановка цели, повторение инструкции «Вспомни что надо сделать»
  4. Организующая – контроль действий ребенка (чем отличается? Как назвать одним словом?)
  5. Обучающая – объяснение способа выполнения задания.

Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.

Рассматривая готовность с точки зрения организации и содержания школьного обучения, необходимо различать готовность к учению – готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе (к обучению в форме учебной деятельности, в отличие от обучения в игре, в продуктивных видах деятельности и т.д.) и готовность предметную, т.е. готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические подготовка ребенка к школе

Именно в дошкольный период формируютсяпредпосылки для обучения в школе: представления о числе, околичестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивноеразвитие психических функций: ...

Основы психолого-педагогической готовности детей к школе

Основы психолого-педагогической готовности детей к школе      Дети седьмого года жизни находятся на пороге школы; одна из наиболее важных задач их воспитания и обучения ...

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические условия для успешной адаптации детей к ДОУ»

Начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Некоторые дети ведут себя спокойно, а другие – неутешно плачут, как т...

Психолого-педагогическая готовность детей к школе

Презентация для родителей будущих первоклассников...