Программа взаимодействия с родителями "Растем вместе"
рабочая программа (старшая группа)
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры социально - педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел
- Пояснительная записка ………………….………………………………….3
- Цели и задачи реализации Программы……………………………….........3
- Содержание направлений работы с семьёй по образовательным
областям ……………………………………………………………………..4
- Содержательный раздел
- Содержание программы………………………………………………...6
- Информационно – просветительский раздел………………………6
- Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи………………………………………………………………….6
- Консультативно-профилактический……………………………….6
- Ожидаемые результаты реализации……………………………………7
- Практический раздел
3.1. Перспективно-тематический план программы…………………………..8
Пояснительная записка
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогический коллектив детского сада должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и воспитания их детей, очень быстро становится актуальной, именно поэтому было решено создать программу, в которой бы учитывалась динамика современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего потенциала у родителей и их детей.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры социально - педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника 5 – 7 лет и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации, которая ведет к продвижению имиджа детского сада
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
Цель: взаимодействие ДОУ и семьи, для оптимизации процесса воспитания и развития детей.
Задачи:
- поиск новых форм сотрудничества воспитателя с родителями и родителей с детьми
- акцентирование внимания на сохранение взаимодействия между семьей и ДОУ в подходах к задач социально-коммуникативного воспитания детей
- содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и образования детей.
В работе с родителями (законными представителями) нахожусь в постоянном поиске новых форм, методов, способов взаимодействия, в том числе и введении в педагогическую практику нетрадиционных, дистанционных форм работы
Основные формы взаимодействия с семьей
Среди часто используемых форм:
- Социально-педагогическая диагностика, анкетирование
- Оформление стендов, папок-передвижек: «Детские страхи», «Учите детей говорить правильно», «Капризы и упрямство», «Воспитан ли ваш ребенок», «Времена года», «Режим дня – залог здоровья», «Вечерние игры с малышом», «Выходной день» и др.
Из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (законными представителями):
- Проведение открытых видеочатов с родительским комитетом, использование социальных мессенджеров для дистанционной работы с родителями.
- Вернисаж детско-родительских рисунков «Моя семья», поделок «Осенние фантазии», «Подарок для ёлочки»
- Помощь родителей в оформление предметно-развивающей среды группы поделками детей и родителей к праздникам.
Содержание направлений работы с семьей
по образовательным областям
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"
Обратить внимание родителей на развитие коммуникативных способностей ребенка, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Рекомендовать родителям создать в семье доброжелательные взаимоотношения для формирования у ребенка уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Ориентировать родителей в выборе литературы, художественных и мультипликационных фильмов, направленных на нравственное и патриотическое воспитание.
Привлекать внимание родителей к разным формам совместно с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома. Давать детям посильные трудовые поручения. Проводить беседы о профессиях в семье. Поощрять навыки самообслуживания детей.
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице и дома. Проводить беседы, читать литературу, нацеленную на формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Образовательная область "Познавательное развитие"
Информировать родителей о возрастных особенностях познавательных особенностях развития детей.
Привлекать родителей к участию в исследовательской, продуктивной деятельности детей, проводить беседы с детьми, читать им познавательную литературу развивать любознательность.
Ориентировать родителей на совместные информационно-развлекательные прогулки и экскурсии для ознакомления детей с окружающей родной природой и социальным миром.
Образовательная область "Речевое развитие"
Рекомендовать родителям создать в семье благоприятные условия для речевого развития. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Ориентировать родителей в выборе произведений, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на развитие у ребенка диалогической речи: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить рассказывать и пересказывать.
Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие"
Информировать родителей об основных целях и задачах формирования интереса к эстетической стороне окружающего мира.
Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Ориентировать родителей в выборе литературы , нацеленной на формирование у детей элементарных представлений о видах и жанрах искусства ( стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура). )
Рекомендовать родителям посещать с детьми театры, выставки, библиотеки, музеи. Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.
Заниматься совместно с детьми художественным творчеством. Организовывать в детском саду и дома творческие выставки.
Образовательная область "Физическое развитие"
Информировать родителей о возрастных особенностях физического развития детей. Объяснить о необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у детей здорового образа жизни а также представление о необходимых человеку веществах и витаминах.
Привлекать родителей к совместным с детьми спортивным праздникам и развлечениям в детском саду. Личным примером прививать детям любовь спорту.
Содержание программы включает 3 раздела:
I раздел. Информационно-просветительский
Цель: объяснение стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса и реализации основной общеобразовательной программы в условиях детского сада и семьи.
Основными задачами реализации раздела являются: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах совместной деятельности детей и взрослых.
Формы взаимодействия с родителями:
- информационные стенды с фотоматериалами различных планов, раскрывающие содержание основных вопросов в развитии детей;
- родительские собрания, направленные на ознакомление родительской общественности с содержанием образовательных областей программы ДОУ;
- лекции, консультации ориентированные на ознакомление родителей с требованиями ФГОС к качеству воспитания и развития дошкольника;
- опрос с целью определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников и выявления мнения о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, удовлетворенности эффективностью мероприятий.
II раздел. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи.
Данный раздел ориентирован на совместную деятельность детей и родителей в рамках взаимодействия со специалистами детского сада с целью успешного формирования интегративных качеств воспитанников, расширение поля позитивного общения в семье. Для реализации данного раздела выдвигается задача, связанная с привлечением родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе как равно ответственных и равноправных за результат освоения программы детьми.
Инновационные формы взаимодействия с родителями: круглый стол, диспуты, открытые мероприятия образовательной деятельности, тренинги, совместные мероприятия родителей с детьми, способствующие улучшению взаимопонимания в семье.
III раздел. Консультативно-профилактический
Содержание раздела направлено на оказание психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания и развития ребенка, связанных с освоением содержания образовательных областей общеобразовательной программы и организации совместной деятельности родителей и детей в условиях семейного воспитания.
Задача раздела: обеспечение единых подходов к развитию личности ребенка и его всестороннее развитие с учетом индивидуальных особенностей и темпов индивидуального развития в семье и детском саду.
Формы взаимодействия с родителями: групповые консультации, круглый стол, газета для родителей «Успешный дошкольник», листок здоровья «Любимый ребенок», памятки с рекомендациями по созданию условий в домашней среде для успешного личностного развития ребенка, информационные буклеты, тематические встречи специалистов с родителями, семинары-практикумы.
Реализация программы рассчитана на один учебный год, место реализации программы – детский сад (старшая группа «Ягодка»).
Ожидаемые результаты реализации программы:
Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что в свою очередь ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Возможность родителям проявить самостоятельность, формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей.
Укрепление внутрисемейных связей, что тоже является проблемным вопросом в педагогике и психологии.
Возможность наиболее эффективной реализации программы детского сада. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна приятными впечатлениями и доверием к окружению.
Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы и педагогической компетенции в вопросах детско-родительских отношений.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.
Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоения детьми образовательных областей на конец учебного года.
Перспективно-тематический план программы в старшей группе
Раздел | Мероприятия | Цель | Сроки | |
1. Информационно-просветительский | ||||
1. Родительское собрание «Возрастные особенности детей 5– 6 лет»» | Знакомство родителей с задачами воспитания и образования на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста, образовательными стандартами (ФГОСДОО), выбор родительского комитета | сентябрь | ||
2. Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году» | Получение обратной связи об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОО с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни группы и ДОО | сентябрь | ||
3. Родительское собрание «Профилактика антитеррора» «Формирование культурно-гигиенических навыков» | Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому. Формировать у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста; повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей. | декабрь | ||
| Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях | март | ||
5. Итоговое собрание «Мы повзрослели» Мониторинг результатов развития детей | Информировать родителей о успехах детей на конец учебного года, донести что должен знать и уметь выпускник средней группы. | май | ||
2. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи | ||||
1. Фотовыставка «Летние приключения» | Мотивация родителей на творческое моделирование с ребенком | сентябрь | ||
2. Вечер отдыха «Мамочка моя» | Повышение ценностных ориентиров семьи в воспитании уважения и любви ребенка к матери | ноябрь | ||
3. Акция "Наши меньшие друзья" - презентация кормушек для птиц, сделанные родителями и детьми. | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей. | ноябрь | ||
4. Неделя добрых дел | Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц | декабрь | ||
5. Выставка совместного творчества «Мастерская Деда Мороза» | Мотивация родителей на творческое моделирование с ребенком | декабрь | ||
6. Новогодняя сказка | Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия при организации и участия в утреннике с детьми | декабрь | ||
7. День семейных встреч на участке группы «Снежные постройки и игры со снегом» | Развивать желание и интерес к совместному труду и играм со снегом. | январь | ||
8. Спортивное мероприятие «А ну-ка, папы!» | Воспитание личным примером уважительного отношения к защитникам Отечества | февраль | ||
9. Совместная работа Праздничная газета «Наши замечательные папы» | Повышение ценностных ориентиров семьи в воспитании уважения и любви ребенка к папе, защитнику Отечества | февраль | ||
10. Вечер отдыха «8 марта» | Приобщение к участию, способствовать сплочению детей и родителей. | март | ||
11. Проект «Птицы» | Развивать у родителей желание к совместной творческой деятельности. | апрель | ||
3. Консультативно-профилактический | ||||
1. Оформление стенда: Советуют специалисты
2.Папка – передвижка «Осень» | Информирование родителей с основными психологическими новообразованиями у детей на данном этапе развития, рекомендациями специалистов (логопеда, педагога-психолога) Распространение педагогических знаний среди родителей. Познакомить родителей с играми в осенний период, стихами, загадками, пословицами об осени | сентябрь | ||
3. Консультации для родителей "Будим правильно ребенка" 4. Наглядная информация: Безопасность на дороге в осенний период. | Привлечь внимание родителей к проблеме эмоционального настроя ребенка на весь день Привлечь внимание родителей к проблемам безопасности на дорогах. | октябрь | ||
5. Индивидуальные консультации "Ваш ребенок левша" 6. Памятка для родителей "Красивая осанка - здоровый ребенок" | Обогащение педагогических знаний родителей. Информировать родителей о необходимости в формировании правильной осанки у детей. | ноябрь | ||
7. Консультация "Пожарная безопасность в новогодние праздники" 8. Наглядная информация: "Зимняя прогулка с малышом"; оформление папки-передвижки "Зима" 9. Наглядная информация «Антитеррор» | Повышение знаний родителей в вопросах противопожарной безопасности дома. Повышение педагогических знаний родителей. Познакомить родителей с играми в зимний период, со стихами и пословицами. | декабрь | ||
10. Консультация "Профилактика гриппа. Вакцинация-за и против" 11. Беседа "Что такое ЗОЖ" Наглядная информация "Закаливание дома" | Информировать родителей о профилактике и лечение гриппа. Пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания родителей к вопросам оздоровления в домашних условиях. | январь | ||
12. Наглядная информация "Масленница" 13. Беседа "Как воспитывать мальчиков" | Рассказать родителям о традициях народных праздников. Повышение педагогических знаний родителей в гендерном воспитании. | февраль | ||
14. Наглядная информация: памятки для родителей "Воспитываем девочку" 15. Консультация "Театр дома" | Повышение педагогических знаний родителей в гендерном воспитании. Информировать родителей в необходимости приобщать детей у театру, развивать желание участвовать в совместной театральной деятельности. | март | ||
16. Наглядная информация "Внимание - сосульки!" | Привлечь внимание родителей к появлению сосулек на крышах. | апрель | ||
17. Наглядная информация: "Как организовать летний отдых детей", "Опасности летом" 18. Консультация "Детское творчество в летний период" | Нацелить родителей на активный, здоровый, совместный летний отдых. Обогащение педагогических знаний родителей о развитии творческих способностей детей. | май |
Перспективно-тематический план программы в подготовительной группе
Дата | Родительские собрания | Темы групповых и индивидуальных консультаций | Тематика наглядной информации | Другие формы работы |
Сентябрь | Педагогическая гостиная «На пороге школы» Интервьюирование детей и родителей Анкета Памятка «В школу с радостью» | «Значение режима в воспитании старшего дошкольника». «Нужно ли учить ребёнка писать и считать» | Оформление стенда «1 сентября – день Знаний» Фото вернисаж «Как я провёл лето?» (с рассказами детей) | Анкетирование «Родителям будущих первоклассников» Портфолио группы (в течение учебного года) Детско-родительский проект.. |
Октябрь | «Воспитание самостоятельности» «О правильной осанке» «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» | Рубрика «Скоро в школу» тема: «Я – будущий первоклассник!»» Выставка детских работ «Осенняя палитра» | Осенняя ярмарка Выставка «Огородные чудеса» | |
Ноябрь | «Мамочка- солнца свет» | «Воспитание любовью» «О профилактике простудных заболеваний» « Как привить интерес к чтению и любовь к книгам» | Выставка детских работ « Мамочка любимая моя» Папка-передвижка «День матери» | Конкурс: «Мамины руки не знают скуки»
|
Декабрь | «Пальчиковые игры . Развиваем речь ребёнка». «Как одевать ребёнка в холодное время года» | Оформление стенда «Зимушка-зима» | Практикум для родителей «Украшаем елку всей семьей»» | |
Январь | Консультация «Зимние забавы» «Занятия и завлечения для детей в период болезни» Консультация «Вредные привычки» | Папка – передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста» | Выставка « Зимние узоры» | |
Февраль | Родительский форум «Воспитание добротой» Дискуссия «Искусство наказывать и прощать» Анкета «О способах воспитания» «Дневник добрых дел» | Консультация « Развитие любознательности» Консультация «Потому, что кончается на «У» (Как не надо отвечать на детские вопросы»
| Папка «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду» | Вернисаж «Юные защитники Отечества»» «Встречи с интересными людьми» «Профессия - военный» |
Март | «Как в рисунках ребёнка отражаются их представления о школьной жизни» «Развиваем ум и смекалку» | Стенд «Милых дам поздравляем с праздником» Папка «Хороша масленица!» | «Мы с моею бабушкой – лучшие друзья» Выставка «Цветочная страна» | |
Апрель | «Чем и как занят ребенок дома?» «Звукобуквенный город» | Ширма «Как организовать труд детей дома» | ||
Май | Круглый стол «До свидания, детский сад!» Презентация фильма «Странички из жизни группы «Веселый улей» | «Играем с пользой» Папка « На передовой» | Выставка рисунков «Я иду в школу!» Оформление стенда «Прощание с детским садом» Памятка: «Режим будущего школьника» | «Встречи с интересными людьми» Приглашение ветерана Великой Отечественной войны |
Литература
1. Азаров, Ю. П., Педагогика любви и свободы /Ю.П. Азаров - М.: Топикал, 1994. - 608с.
2.Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. №4 - с 33-38
3. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Сфера, 2005.-240с.
4.Давыдова, О.И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер - М.: Творческий Центр, 2005 г. - 144с
5. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка - Пресс, 2001. - 224с
6.Закон РФ «Об образовании». - http://www.consultant.ru/popular/edu.
7. Зверева, О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
8. Зверева О. Л., Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128с.
9. Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина - М.: Сфера, 2007 - 112 с.
10. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2./ Т.П. Колодяжная - М.: УЦ Перспектива, 2008. - 184 с.
11. Метенова, Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа / Н.М. Метенова - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.
12. Рубченко, А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А.К. Рубченко - //Вопросы психологии. - 2005. - №4.-с.98-114.
13.Свирская Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА взаимодействия с семьёй «Вместе весело шагать»
Программа рассчитана на работу с родителями детей 2-3-х лет, проходящих период адаптации к детскому саду....
Программа взаимодействия с родителями «Мы вместе»
Программа взаимодействия с родителями «Мы вместе»...
Программа взаимодействия инструктора ФИЗО с родителями воспитанников «ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ»
Программа взаимодействия инструктора ФИЗО с родителями воспитанников «ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ»...
Рабочая программа взаимодействия с родителями "Мы вместе!"
Взаимодействие с родителями является актуальной и трудной на сегодняшний день. Актуальной, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответст...
Программа взаимодействия с родителями «Растем вместе»
Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в п...
Программа взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»
Программа взаимодействия воспитателяс родителями воспитанников «Воспитываем вместе»...
Программа взаимодействия ДОУ и семьи "Мы вместе"
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие....