Программа взаимодействия ДОУ и семьи "Мы вместе"
рабочая программа
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditeli_1.docx | 411.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»
В.А. Сухомлинский Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Семья
была, есть и остается самым сильным фактором влияния в любом возрасте.
Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является
«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать индивидуальный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и
микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, целью которой является оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Разработанная нами программа, направлена на организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Что определяет направления работы с учетом индивидуальных психофизических особенностей развития ребенка.
Традиционные формы общения семьи и ДОУ постепенно изживают себя. В связи с этим возникает необходимость изучения и разработки новых форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Новые формы взаимодействия с родителями направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей, с целью повышения педагогического образования; изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разным ситуациях.
Цель программы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников: создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей
- Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности.
- Поддерживать родителей в воспитании, охране и укреплении здоровья детей.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия для воспитания, развития и обучения детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Основные приоритеты и направления программы:
- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
- Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.
- Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания.
- Привлечение актива родителей к деятельности ДОУ в работе с семьями.
- Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методы привлечения родителей к деятельности ДОУ:
- этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.
- этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.
- этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.
Ожидаемые результаты:
Внедрение программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.
Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.
Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно–образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Традиционные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.
К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т.е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер. Нельзя предавать гласности неудачи, просчеты родителей, нужно соблюдать такт, уважение к ним.
Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей. Родители могут поделиться своим опытом проведения закаливания ребенка, организация семейных праздников, сюрпризов. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, выступление специалистов. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчет, поэтому конференции проводятся в конце учебного года.
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематическое общение с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль принадлежит воспитателю. Материалом для бесед служат наблюдения за ребенком. Беседа должна быть конкретной и содержательной, пробуждать интерес у родителей к педагогическим проблемам.
Беседы бывают и стихийные, т.е. возникающие по инициативе родителей. В этом случае педагогу следует задать нужное направление, сделать выводы, при этом быть доброжелательным, давать обоснованные оценки. Беседа строится на таких принципах, как конфиденциальность, нужно говорить с собеседником о значимом, делать комплименты.
Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос. Она побуждает родителей присматриваться к детям, выявлять черты их характера, задумываться над своими методами воспитания, анализировать собственный опыт общения с ребенком. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами воспитания ребенка.
Консультации могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные, плановые и стихийные. Важно соблюдать принцип «обратной связи». Родителям приятно, когда они видят стенд, на котором написано
«Консультации по вашей просьбе», «Спрашивали - отвечаем», они чувствуют, что к их пожеланиям прислушиваются, им реально помогают в воспитании детей. Стихийные консультации возникают по инициативе родителей. Таким образом, в ходе консультации родители конкретизируют свои знания, и у них возникает потребность в самообразовании.
Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с
семьей.
День открытых дверей проводится с целью приобщения родителей
к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей. Воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно – игровой среды, видами детской деятельности.
Папки – передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?».
Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный дорисовками, иллюстрациями, фото. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке или на столе в родительском уголке.
Рекомендуется оформлять стенды для родителей: «Чем мы занимались; «Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребенка; «Устами младенца».
Фотомонтажи: «Вот какие мы большие», «Про меня» -
информационные листы с развернутой информацией о каждом ребенке.
Главное требование к оформлению наглядных материалов – текст должен быть доступным для чтения, эстетично оформлен, интересным по содержанию. Иногда в детских садах родители не интересуются предоставленным материалом. Причиной этого может быть, скучный текст, мелко напечатанный, неинтересные темы.
Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Новые аспекты взаимодействия семьи и ДОУ, сотрудничество семьи и ДОУ – одна из злободневных проблем дошкольного образования. Семья была, есть и остается самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте.
Традиционная схема общения ДОУ с семьей в этой ситуации известна: консультации, родительские собрания, беседы, рекомендации. И совершенно очевиден тот факт, что традиционные формы общения семьи и ДОУ постепенно изживают себя. Большинство традиционных форм работы с семьей в настоящее время можно рассматривать как препятствие к функционированию ДОУ в режиме развития.
В связи с этим возникает необходимость изучения и разработки новых форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Новые формы взаимодействия с родителями направлены на психолого- педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования; изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. Способствует развитию коммуникативной компетентности родителей целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. В частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия их реализации. Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в жизни детского сада.
Форма работы | Название | Содержание |
Круглый стол | «Делимся опытом» | Сотрудничество родителей друг с другом. Помощь более опытных родителей начинающим. |
Обучение родителей | «Играем вместе» | Педагог показывает родителям оптимальные приемы общения с |
практическим умениям. | ребенком. | |
Метод имитации рабочего дня воспитателя. | «Если бы я был воспитателем». | Среди родителей проводится конкурс «Если бы я был воспитателем». Соревнование проходит по нескольким направлениям:
|
Круглый стол | Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества. | Родители знакомятся с видеозаписями или другими материалами, собранными педагогами. Рассматривают и обсуждают детские поделки, коллективные работы, дают оценку навыкам, умениям, развитию, воспитанности детей. Формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю. |
Волшебный цветок мудрости. | Например «Как научить ребенка рисовать….» (по теме проблемы) | В приемной вывешивается стенд, на котором нарисован большой цветок. В середине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка пустые. |
Недописанное предложение. | Например «Успешный ребенок – это…» (по тезису) | На стенде размещается фраза, например «Счастливая семья – это….» «Хороший воспитатель – это …» «Успешный ребенок – это…» и т.д. Родители анонимно продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы |
будущих родительских собраний. | ||
Портрет идеального родителя (воспитателя). | Например «Идеальный папа…» (мама, воспитатель…) | В приемной вывешивается лист с изображением фигуры человека. Родители записывают на этом листе черты идеального родителя (воспитателя). Используется лист при личных беседах, консультациях, собраниях и т.д. |
Рубрика в приемной. | Наши родители советуют. | Рубрика в приемной. Родители дают советы, предлагают проведение мероприятий. |
Участие родителей в творческих конкурсах. | Например «Дары осени…» (зимние чудеса…) | Организация выставок творческих работ родителей. |
Информация о детском саде на сайте в интернете. | Например «Мы растем», «Мы ходили в музей…» | Предоставление родителям информации о жизни детей в ДОУ. |
Клубы по интересам родителей. | «Здоровячок», «Говорунчики» и т.д. | Встречи родителей с целью обсуждения важных вопросов, интересующих родителей. |
Вечерняя игротека. | «Играем рядом» | Родители в вечерний отрезок времени знакомят детей с новыми играми. |
Мастерская добрых дел. | «Умелые ручки» | Родители совместно с детьми и педагогами дают «вторую жизнь старым игрушкам» (ремонтируют, мастерят и т.д.) |
Игровые шоу. | «Развиваемся | Организация игр по телепередачам «Что? |
играя» | Где? Когда?», «Сто к одному», «Поле чудес». | |
Выставка игрушек. | «Куклы наших бабушек», «Мишка, мишенька, мишутка» и др. | Важно, чтобы были представлены игрушки нескольких поколений. |
Журнал для родителей. | «Растим детей здоровыми» и др. | Специалисты ДОУ предоставляют информацию для родителей в помощь воспитанию и развитию детей. |
Сезонные дни рождения | «Кто родился осенью, летом, зимой, весной» | Воспитатели совместно с родителями организуют праздники для детей. |
Детский мастер-класс | «Порядок в группе», «Садоводы» и др. | Знакомство родителей с организацией разного вида труда. |
Вечер досуга | «Рождественские чудеса» и др. | Родители организуют досуг для детей. |
Творческий проект | «Новогодние истории» «Международный день животных» и др. | Повышение творческой активности и сплоченности родителей педагогов и детей. |
Конкурс семейных талантов | «Вместе весело поем» и др. | Объявляется творческий конкурс среди родителей. |
Портфолио семейного успеха | «Портфолио дошкольника» | Родители презентуют достижения своего ребенка |
Педагогу надо проявлять в работе с родителями больше инициативы, выдумки, фантазии в целях претворения их новых идей в жизнь.
План взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Месяц | Мероприятия | Цель мероприятия | Участники мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | Оформление информационных стендов в группах, в холле детского сада |
детском саду. | Родители всех возрастных групп, воспитатели, старший воспитатель, специалисты ДОУ | Воспитатели, старший воспитатель, специалисты ДОУ |
Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году?» |
сада. | Родители всех возрастных групп | Воспитатели |
Портрет идеального воспитателя «Идеальный воспитатель…» |
| Родители всех возрастных групп | Воспитатели | |
Портфолио дошкольника |
успехи и достижения своего ребенка | Родители всех возрастных групп | Воспитатели | |
Октябрь | Выставка детских работ «Художница – Осень!» |
| Дети и родители всех групп | Воспитатели |
Концерт ко Дню пожилого человека |
воспитанников. | Родители всех возрастных групп, дети | Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели | |
Волшебный цветок мудрости 1.Группа раннего возраста «Как научить ребенка одеваться…» 2.Средняя группа «Как научить ребенка заучивать стихи…» |
результата, составление памяток «В помощь родителям» | Родители всех возрастных | Воспитатели |
3.Старшая группа «Как научить ребенка составлять рассказы…» 4.Подготовительная группа «Как подготовить ребенка к школе…» | ||||
Ноябрь | День открытых дверей |
отношений с семьями воспитанников. | Родители всех возрастных групп, воспитатели, старший воспитатель, специалисты ДОУ | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ |
Рубрика в приемной «Наши родители советуют» |
| Родители всех возрастных групп | Воспитатели, родители | |
Сезонные дни рождения «Кто родился осенью» |
педагогов. | Родители всех возрастных групп, дети, воспитатели | Воспитатели | |
Концерт ко Дню матери |
человеку. | Родители всех возрастных групп, дети, воспитатели | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Декабрь | Творческий проект «Новогодние истории» |
активности и сплоченности родителей, педагогов и детей | Родители всех возрастных групп, дети, воспитатели | Воспитатели, родители |
Творческий конкурс «Зимняя сказка» |
детей. | Родители всех возрастных групп, дети | Воспитатели, родители | |
Новогодний утренник |
группу. | Родители всех возрастных групп, дети, воспитатели | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Январь | Вечер досуга «Рождественские чудеса» |
положительных эмоций. | Родители старшей и подготовительной группы, дети, воспитатели | Воспитатели, родители |
Детский мастер-класс 1.Средняя группа «Порядок в группе» 2.Старшая группа «Умелые ручки» 3.Подготовительная группа «Мастерская добрых дел» |
| Родители всех возрастных групп (кроме группы раннего возраста), дети, воспитатели | Воспитатели | |
Февраль | Вечерняя игротека «Играем рядом» |
играми. | Родители всех возрастных групп, дети | Воспитатели, родители |
Сезонные дни рождения «Кто родился зимой» |
педагогов. | Родители всех возрастных групп, дети, воспитатели | Воспитатели |
Стенгазета «Лучше папы друга нет» |
детского сада | Родители всех возрастных групп, дети, воспитатели | Воспитатели | |
Спортивные состязания между командами родителей разных групп |
отдыха | Родители всех возрастных групп, дети, воспитатели | Воспитатели, музыкальный, руководитель |
Март | Фоторепортаж «Мама – солнышко мое» |
| Родители всех возрастных групп, дети, воспитатели | Воспитатели |
Выставка игрушек «Куклы наших бабушек» |
| Родители всех возрастных групп | Воспитатели, родители всех возрастных групп | |
Круглый стол «Делимся опытом» |
другими материалами из жизни детей в группе ДОУ. | Воспитатели, родители всех возрастных групп | Воспитатели | |
Апрель | Журнал для родителей «Как помочь ребенку быть здоровым» |
физкультурно-оздоровительной работе ДОУ | Воспитатели, родители всех возрастных групп | Воспитатели, старшая мед.сестра, инструктор ЛФК |
Разбор педагогических ситуаций |
| Воспитатели, родители всех возрастных групп | Воспитатели, старший воспитатель |
Телефон доверия |
равноправности. | Воспитатели, родители всех возрастных групп | Воспитатели, родители всех возрастных групп | |
Игровое шоу
«Что, где, когда?»
|
| Родители старшей и подготовительной группы, дети | Воспитатели | |
Май | Портфолио дошкольника |
| Родители всех возрастных групп | Родители всех возрастных групп, воспитатели |
Сезонные дни рождения «Кто родился весной» |
| Воспитатели, родители всех возрастных групп, детей | Воспитатели |
Конкурс семейных талантов |
родителей «Вместе весело поем» (и др.) | Родители всех возрастных групп, дети | Воспитатели | |
Итоговое собрание «Мы стали старше» |
родителей за учебный год. | Воспитатели, родители всех возрастных групп, детей | Воспитатели |
*Ежемесячное размещение информации для родителей на сайте ДОУ
*Сезонные дни рождения «Кто родился летом» (август)
Заключение
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.
Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОУ позволят обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей.
Литература
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
- Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями.- СПб.: ООО
«Издательство детство-пресс», 2013.-128с.
- Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка - Пресс, 2001. - 224с
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.
- Метенова, Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа / Н.М. Метенова - М.:«Издательство Скрипторий 2003»,2008.104 с
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.- М.: ТЦ Сфера, 2011.- 128с.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей.- М.: Издательство скрипторий 2013, 2011.-72с.
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина - М.: АРКТИ, 2006.
- 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА взаимодействия с семьёй «Вместе весело шагать»
Программа рассчитана на работу с родителями детей 2-3-х лет, проходящих период адаптации к детскому саду....
Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность
laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...
Программа взаимодействия с родителями «Мы вместе»
Программа взаимодействия с родителями «Мы вместе»...
Программа взаимодействия с родителями "Растем вместе"
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальн...
Программа взаимодействия инструктора ФИЗО с родителями воспитанников «ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ»
Программа взаимодействия инструктора ФИЗО с родителями воспитанников «ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ»...
Рабочая программа взаимодействия с родителями "Мы вместе!"
Взаимодействие с родителями является актуальной и трудной на сегодняшний день. Актуальной, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответст...
Программа по взаимодействию с родителями «Мы вместе» (вторая младшая группа, средняя группа)
Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в п...