Программа по самообразованию
материал
Знакомство детей с родным городом очень важная задача, поэтому следует очень хорошо подготовиться и привлечь к этой работе родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobr_2020_portf.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Светлячок»
606540, Россия, Нижегородская область,
г.Чкаловск, улица Нахимова, д.12- А
тел./факс 8(83160)4-10-45
e-mail: swetlyachok2012@yandex.ru
Утверждаю:
заведующая МКДОУ д/с № 16 «СВЕТЛЯЧОК»
________________ М.Н. Лапкина
Программа саморазвития
воспитателя
высшей категории
Щукиной Н.С.
на 2016 – 2017 уч. г
Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» (в виде проекта)
Руководитель проекта: воспитатель Щукина Надежда Сергеевна
Вид проекта: долгосрочный (1сентября – 1 июня), познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители детей.
Цель проекта: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.
Задачи:
- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь |
| ||
Октябрь | Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка» |
|
|
Ноябрь | Создание картотеки потешек для работы с детьми. | Применять потешки в режимных моментах. | Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей. |
Декабрь | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) | Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы» |
Январь | Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. | Консультация: «почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками. |
Февраль | Изучение темы: | Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) |
|
Март | Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка» | Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» |
|
Апрель | Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) |
|
Самоанализ плана самообразования. | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) | Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании |
Используемая Литература:
Журналы «Дошкольное воспитание»
Журналы «Ребёнок в детском саду»
Ресурсы интернета.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Светлячок»
606540, Россия, Нижегородская область,
г.Чкаловск, улица Нахимова, д.12- А
тел./факс 8(83160)4-10-45
e-mail: swetlyachok2012@yandex.ru
Утверждаю:
заведующая МКДОУ д/с № 16 «СВЕТЛЯЧОК»
________________ М.Н. Лапкина
Программа саморазвития
воспитателя
высшей категории
Щукиной Н.С.
на 2017 – 2018 уч. год
Тема самообразования: «Развитие связной речи у детей среднего возраста»
Цель: Развитие связной речи, с использованием приемов мнемотехники.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.
2.Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
3.Разработать систему знаний с детьми среднего дошкольного возраста по развитию описательных рассказов с помощью мнемотаблиц.
4.Привить навыки культуры речи, правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи, расширить круг знаний об окружающем мире, преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Пути решения:
- изучение литературы по данной теме:
- проведение мониторинга развития связной речи детей дошкольного возраста.
1. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;
2. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;
3. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
4. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
6. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
7. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».
Раздел плана | Сроки | Формы работы | Практические выходы |
Самореализация и изучение методической литературы | 2017-2018 | Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы; Постоянное пополнение пособий для творческой деятельности; Изучение и применение опыта других музыкальных педагогов; Проведение открытых занятий; Выступление на педагогических советах; Проектная деятельность; Использование интернет - ресурсов для работы с дошкольниками; | Выступления на педагогических советах по темам: «Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста с учетом ФГОС»; «Организация работы с детьми в условиях ДОУ»; «Итоги работы за учебный год» Проведение открытого занятия на тему: «Пересказ рассказа в. Бианки «Купание медвежат» Выступление на педсовете ««Использование мнемотехники в работе по формированию у детей связной речи»; Создание проекта «"Формирование связной монологической речи"; Создание познавательно исследовательского проекта «Огород на подоконнике»; Разработана Программа кружка по развитию речи для детей 4 - 5 лет (средняя группа) «Умный язычок»; |
Работа с детьми | 2017-2018 | Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития речевых способностей. Проводить работу с учетом индивидуальных способностей детей; Постоянно включать в НОД комплексы упражнений, включающих здоровьесберегающие технологии; Использовать для развития речи детей новинки мнемотехники; Использовать результаты работы с детьми на праздниках в МКДОУ и социуме. | Проведение праздников и развлечений с применением ИКТ, мнемотехники. Использование на занятиях индивидуально-разработанных комплексов упражнений для развития связной речи в игровой форме. Заучивание стихотворений по плану проекта «Огород на подоконнике»: О. Шалимова «Мы посеяли горох»; Нумен «Посади цветок на благо мира»; Е. Жуковская «Ох, уж этот злющий лук» Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами». Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза». Выступление на празднике «Новый год». Выступление на празднике «Наши папы смелые, ловкие, умелые». Выступление на празднике «Мама – солнышко мое». Составление описательного рассказа по картине «Лето». |
Работа с родителями | 2017-2018 | Размещение информации в уголке для родителей Выступление на Родительских собраниях»; Работа с родителями по вопросам организации праздников, выступлений и других мероприятий. Привлечение родителей к работе по развитию речи. Помощь родителей в изготовлении мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома. Обучение родителей приемам и методам развития речи в игровой форме. | «Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи 4-5 лет». «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей». «Учим стихи вместе с нами». «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник». «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста». «Составляем и используем мнемотаблицы дома». «Речь и веселый мяч». Формирование правильного звукопроизношения с помощью мнемотаблиц. Приобщение детей к работе по развитию речи в домашних условиях. -Индивидуальные особенности каждого ребенка -Перспективы дальнейшего развития речевых способностей каждого ребенка |
Перспективы работы: | на 2017- 2018 | Исходя из стратегических ориентиров развития образования в МКДОУ повышать свою квалификацию по направлению «Организация работы с детьми по развитию речи» и изучению новых педагогических технологий. Продолжать работу по развитию речевых способностей дошкольников. Планировать дальнейшие выступления детей на различных мероприятиях местного, районного, уровня. Развивать речевые способности у дошкольников на сцене перед аудиторией. Систематизировать цифровые образовательные ресурсы по речевому развитию детей в соответствии с требованиями современного ДОУ. Перспективы дальнейшего творческого роста воспитанников. |
Литература:
1Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
2. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
3. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
5. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»
Итоги:
Разработала и составила планирование совместной деятельности с воспитанниками на учебный год в средней группе. Изготовила наглядно – демонстрационный и методический материал: картотеку художественного слова с использованием мнемотаблиц по темам запланированных занятий.
Успешную работу с детьми по развитию речи невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Было проведено родительское собрание «речевое развитие детей среднего возраста». Проведена консультация «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи», индивидуальные беседы о речевом развитии детей. Родители оказывали необходимую помощь в создании предметно-развивающей среды.
Создание мнемоальбома «Любимые сказки» и внесение его в РППС в театральный уголок – вот моя задача на последующую работу с детьми.
Таким образом, используя мнемотаблицы в работе с детьми, мне удалось достичь следующих результатов: появился интерес к заучиванию стихов и потешек, уровень развития связной речи вышел на более высокий уровень.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Светлячок»
606540, Россия, Нижегородская область,
г.Чкаловск, улица Нахимова, д.12- А
тел./факс 8(83160)4-10-45
e-mail: swetlyachok2012@yandex.ru
Утверждаю:
заведующая МКДОУ д/с № 16 «СВЕТЛЯЧОК»
________________ М.Н. Лапкина
Программа саморазвития
воспитателя
высшей категории
Щукиной Н.С.
на 2018 – 2019 уч. Год
Тема:
«Использование приемов мнемотехники,
как средство заучивания стихов»
Цель: познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания стихов.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
- Способствовать развитию основных процессов: памяти, внимания, образного мышления.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
- Способствовать формированию интереса у детей к заучиванию стихов с помощью приема мнемотехники.
- Вовлечение родителей в совместную работу по теме приема мнемотехники, как средство заучивания стихов среднего дошкольного возраста.
Актуальность:
Тема была выбрана не случайно, детям было очень тяжело запоминать стихи. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которыми он вступает в активное взаимодействие. Да и не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
План работы на учебный год.
Месяц | Самообразование | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Подбор материала по данной теме. Постановка целей и задач по данной теме. Подбор и изучение литературы |
| |
Октябрь | Мнемокарточки стихотворения В.Орлова «Почему медведь зимой спит» | Заучивание стихотворения В.Орлова «Почему медведь зимой спит» | Изготовление мнемокарточек |
Ноябрь | Изготовление мнемодорожки стихотворения В. Волининой «Осень добрая пришла» | Заучивание стихотворения В. Волининой «Осень добрая пришла» используя прием моделирования. | Консультация для родителей на тему «Развиваем зрительную память ребёнка» |
декабрь | Мнемотаблица стихотворения В. Петровой «Дед мороз прислал нам елку» | Заучивание стихотворения В.Петрова «Дед мороз прислал нам елку» используя прием моделирования. | Консультация для родителей на тему «Развиваем речь ребёнка» |
Январь | Мнемотаблица стихотворения В.Орлова «Мишка, мишка, что с тобой?» | Заучивание стихотворения В.Орлова «Мишка, мишка, что с тобой» используя прием моделирования. | Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет» |
Февраль | Мнемотаблица стихотворения Н. Нищевой «Снегири» | Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири», используя прием моделирования. | Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами» |
Март | Мнемотаблица стихотворения Т. Дмитриева «Весна пришла» | Заучивание стихотворения Т. Дмитриева «Весна пришла» используя прием моделирования | Папка передвижка для родителей «Составляем и используем мнемотаблицы дома». |
Апрель | Мнемотаблица стихотворения С. Маршака «Апрель» | Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» используя прием моделирования. | Индивидуальная работа - мастер – класс для родителей «Заучивание стихотворение с помощью мнемотаблиц» - стихотворение С. Маршака «Апрель» |
Май | Мнемотаблица стихотворения Н.Майданник «День Победы» | Заучивание стихотворений Н.Майданник «День Победы» используя прием моделирования | Сообщение на родительском собрании «Использование мнемотаблиц в заучивании стихотворений среднего дошкольного возраста» |
Поставив перед собой, цель и задачи я начала работу по следующим направлениям:
- изучение литературы;
- работа над созданием развивающей предметно-развивающей среды и изготовлением наглядно – демонстрационного и методического материала;
- занятия с детьми;
- взаимодействие с родителями и с педагогами.
В течение учебного года я изучила соответствующую литературу по данной теме:
1. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.
2. Широких Т.Д. «Учим стихи - развиваем память», « Ребѐнок
в детском саду» 2004. №2. С.59- 62.
3.Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10.
4.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.
5.Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.
6. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6.
7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста // С. Петербург, Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. - 64 с.
8.Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория»,2006.
Итоги:
Разработала и составила планирование совместной деятельности с воспитанниками на учебный год в средней группе. Изготовила наглядно – демонстрационный и методический материал: картотеку художественного слова с использованием мнемотаблиц по темам запланированных занятий.
Успешную работу с детьми по развитию речи невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Было проведено родительское собрание «речевое развитие детей среднего возраста». Проведена консультация «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи», индивидуальные беседы о речевом развитии детей. Родители оказывали необходимую помощь в создании предметно-развивающей среды.
Создание мнемоальбома «Любимые сказки» и внесение его в РППС в театральный уголок – вот моя задача на последующую работу с детьми.
Таким образом, используя мнемотаблицы в работе с детьми, мне удалось достичь следующих результатов: появился интерес к заучиванию стихов и потешек, уровень развития связной речи вышел на более высокий уровень.
На мой взгляд, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...