Досуги, праздники, развлечения
материал
Досуги, праздники, развлечения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Встреча в музыкальной гостиной:
«Мамина колыбельная» (развлечение для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовили: воспитатель Ломовицкая О.Ю.
музыкальный руководитель Легостаева Т.И.
Ведущая – Здравствуйте, дорогие гости нашей музыкальной гостиной. Сегодня наша с вами встреча посвящена песням. Ответьте, ребята, у кого мамы умеют красиво петь и поют дома?
Ответы детей.
Ведущая - Я очень рада, что у Вас такие музыкальные мамы. А как вы думаете, какую песню можно назвать «маминой». Послушайте маленькую подсказку.
Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю,
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, песенку спою:
Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю.
М.Ю. Лермонтов.
Дети – колыбельную песню.
Ведущая – Конечно колыбельную называют маминой песней, потому что, чаще всего именно мамы поют вам на ночь. Как вы думаете, ребята, кто научил ваших мам петь такие песни?
Дети отвечают.
Девочка
Дочке, сыну перед сном мама песенку поёт,
Нежным, тихим голоском в сказку дивную зовёт.
В сказке той тепло, уютно, волшебства там полон мир.
Вот спрошу её на утро, кто же маму научил?
Мальчик
Кто слова ей подсказал? Кто ей ноты написал?
Почему всегда я сразу в колыбели засыпал?
А подумать, если честно, «баю-баю-баюшки» -
В детстве мамам эту песню пели наши бабушки.
Я бы, может ,и послушал песенку весёлую,
Почему-то от подушки не поднять мне голову…
Когда вырасту большим, детям маленьким своим
Обязательно спою песню колыбельную.
Ведущая - Я хочу рассказать вам о самых разных колыбельных. Их начали сочинять в древние времена, чтобы успокоить детей и убаюкать младенцев. Название колыбельной песни произошло от слова колыбель. Из поколения в поколение передавались песни и сочинялись новые. Мамы и ребята, какие ласковые и нежные слова подходят для колыбельной?
Мамы и дети называют: солнышко, зайчик, лапочка, сыночек, доченька, цыплёнок, родной, любимый и т .д.
Ведущая – В колыбельных песнях часто встречаются рассказы о животных и птицах. Мягкий, пушистый, навевающий дрёму кот и мирно воркующие голуби – частые гости колыбельных. Кто вспомнит строчки из колыбельных про голубей, кота или волчка?
Ответы взрослых и детей.
Ведущая – А сейчас для всех меломанов прозвучит музыкальная загадка (исполняет на аккордеоне мелодию «Спят усталые игрушки»)
Конечно, вы все узнали эту мелодию. Из какой она телепередачи?
Дети – «Спокойной ночи, малыши!»
Ведущая - Давайте споём эту песню хором.
Песня «Спят усталые игрушки» муз. А. Островского, сл. З.Петровой
(дети с игрушками исполняют импровизированный танец, «убаюкивая» игрушки, родители, гости поют хором)
Ведущая - Колыбельные любят петь не только взрослые, но и дети. Сегодня в нашей гостиной выступит юный артист из средней группы и исполнит игрушечную колыбельную про слона.
Песня «Слон» муз. А.Варламова, сл.А. Барто – сольное исполнение
Ведущая – песни сочиняют не только известные композиторы, ваши мамы тоже могут придумать свою песенку. Сонина мама написала замечательные слова и мы с ней придумали музыку, послушайте «Колыбельную для Сони».
«Колыбельная для Сони»
Кошка мяукает: «Спи, мой котёнок!»
Крякает утка: «Спи, мой утёнок!»
Блеет овечка: «Спи, мой ягнёнок!»
Мама поёт: «Спи, мой ребёнок!»
Спряталось солнце за дальней горою,
Луна засияла вслед за звездою,
Ночь опустилась на город любимый,
В блеске снежинок он самый красивый.
Пусть тебе сказка ночью приснится:
Добрый волшебник и синяя птица.
Новое утро придёт вслед за ночкой,
Спи, засыпай, моя милая дочка.
Ведущая – Сегодня у нас в гостях выпускница нашего детского сада Мамонтова Алина, у неё удивительный голос «сопрано». Она уже не раз выступала с ребятами из Воскресной школы у нас в детском саду. А сегодня она подарит нам колыбельную песню латышского композитора Раймонда Паулса. Песня очень приветливая, светлая, может она и вам знакома?
«Колыбельная» муз. Р.Паулса, сл. Аспазия
(За печкою поёт сверчок…из К/ Ф «Долгая дорога в дюны»)
Ведущая – сегодня вы слушали разные колыбельные песни, все они исполнялись голосом, пелись. Сейчас вы услышите мелодию, которая будет исполнена на музыкальных инструментах: фортепьяно и аккордеоне. Для вас прозвучит «Венецианская баркарола» итальянского композитора Чипалони. Слово «баркарола» родом из Италии, это песня венецианских гондольеров. У неё типичное мягкое, лирический характер качающиеся движение мелодии, как бы воспроизводящее плеск волн.
«Венецианская баркарола» Чипалони.
Ведущая – у композиторов разных эпох встречаются колыбельные мелодии, песни. У Амадея Моцарта, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Анатолия Константиновича Лядова.
Колыбельная из балета «Щелкунчик» сочинённая П.И. Чайковским – светлая, нежная, убаюкивающая. Но в ней ещё скрыто волшебство, если вообразить, то можно попасть в сказку прямо сейчас.
(Слушаем отрывок колыбельной из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»).
Исполняется импровизированный «Оркестр»
(дети и родители музицируют на металлофонах, ксилофонах, треугольниках, колокольчики )
Ведущая – как вы думаете, чтобы исполнить колыбельную какие музыкальные инструменты подойдут? Здесь на мольбертах карточки с разными инструментами, я приглашаю ребят убрать те инструменты, которые не подходят для исполнения колыбельной мелодии.
Дети подходят к мольбертам и убирают карточки с изображением тех инструментов, которые, по их мнению, не могут звучать в колыбельной. Объясняют свой выбор.
Ведущая – Маленький мишка на полюсе жил,
По снегу гулял и с пингвином дружил.
Мама-медведица ласково пела
И убаюкать сынишку хотела.
Как звали мишутку, ответьте, друзья? (Дети отвечают: Умка)
Вы смотрели мультфильм «Умка», про медвежонка, то вы наверняка запомнили и колыбельную из этого фильма, эту замечательную музыку сочинил композитор Евгений Крылатов.
«Колыбельная медведицы.» муз. Е. Крылатова, сл. О.Яковлева
(взрослые и дети создают панно «Звёздного неба» на заранее подготовленных ватманах синего и фиолетового цвета, приклеивают: звёзды, месяц, облака, фрагменты «Северного сияния» сделанные из фольги)
Ведущая – У вас получились неповторимые работы, мы оформим ими группу.
Пусть сегодняшний вечер вам запомнится, а мамины песни всегда звучат в вашем доме.
Дети и родители отправляются в группу, пьют чай, продолжают общаться.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад
«Аленький цветочек»
Конспект
спортивного праздника
для детей и родителей
«Хорошо, что у меня есть спортивная семья…»
Подготовила:
воспитатель
Ломовицкая О.Ю.
2019г.
Цель:
- укрепление связей «семья – детский сад», направленных на воспитание здорового образа жизни.
Задачи:
- создать положительный настрой у детей, веселое, бодрое настроение, почувствовать радость движения.
- Развивать двигательные навыки: силу, быстроту, гибкость, координацию, выносливость.
- Воспитывать в детях дружелюбие, стремление к взаимовыручке, умение радоваться успехам других.
Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное слово», «Познание».
Ход праздника:
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы еще раз убедиться, какими мы выросли крепкими, здоровыми, сильными, ловкими!
Сегодня у нас необычные соревнования, так как вместе с нами будут соревноваться ваши мамы и папы.
Празднику спортивному
Рада детвора
Юным физкультурникам –
Ура! Ура! Ура!
Давайте поприветствуем наши дружные спортивные семьи… (выходят участники соревнований и строятся в одну шеренгу).
Мы очень рады видеть Вас на нашем празднике – “Как хорошо, что у меня есть спортивная семья...” Хотелось, чтобы это стало нашей доброй традицией. Очень хотелось, чтобы все мы почувствовали атмосферу праздника, атмосферу сердечности и доброжелательности, взаимного уважения и понимания. Давайте помнить о том, что преодолеть жизненные трудности нам с вами будет легче, если мы будем вместе. Я призываю команды к честной спортивной борьбе, желаю всем успеха!
Сегодня у нас как на настоящих спортивных соревнованиях оценивать ваши результаты будет жюри.
Слово жюри: Конкурсы, эстафеты, соревнования будут оцениваться по 3-х балльной системе, то есть команда, которая придет первыми, получает 3 очка, команда, которая придет вторыми 2 очка, ну а кто придет третьими получит 1 очко. Желаем вам успехов!
Ведущий: Командам приготовиться к приветствию!
Команда 1:
Надо спортом заниматься
И привычку завести
Умываться не бояться,
И здоровыми расти!
Команда 2:
Стать чемпионом – все мы знаем –
Задача сложная для всех.
Соревнованья начинаем
И твердо верим в наш успех!
Команда 3:
Опять приходим в детский сад,
Чтоб здоровье укреплять.
Будем спортом заниматься,
Прыгать, бегать и метать
Подготовительная группа подготовила танец-поддержку («Черлидинг») для команд участников.
Ведущий:
Вот и встретились наши команды. Пожелаем им успехов!
Ведущий: Команды, на старт!
1. Эстафета «Кто быстрее принесет флажок»
Участвуют дети и родители. Команды строятся в две шеренги. Надо добежать до флажка, взять и вернуться, передать флажок другому. Тот бежит к обручу и кладет флажок обратно. Тот бежит к обручу и кладет флажок обратно.
2. «Кто больше соберет кеглей с завязанными глазами»
участники мамы и ребенок – кто больше соберет кеглей за определенный отрезок времени.
3. «Пингвин с мячом»
Участники – взрослые. Передвижение с зажатым между колен мячом до флажка, обратно – бегом.
4. Музыкальный пауза – танец «Вишенка-черешенка»
5. «Башня»
Каждая команда получает по три кубика. Надо поставить кубики один на другой и, взявшись за нижний кубик, пронести их по всему маршруту до ориентира вперед и назад.
6. «Кому достанется скакалка»
Участники – взрослые. Под два стульчика кладется скакалка, участники садятся на стульчики. По сигналу каждый бежит до своего ориентира (конуса, обегает, возвращается на стульчик и старается первым вытащить скакалку в свою сторону.
Эстафета с болельщиками.
Два игрока стоят у стартовой черты. По сигналу они начинают движение, отбивая воздушный шарик ракеткой. Побеждает первый выполнивший задание.
7. «Кто быстрее»
Ребенок прыгает на мяче-прыгуне до указателя, и обратно. Мама выполняет бег с прыжками через скакалку, до ориентира и обратно. Папа ведет ногой футбольный мяч до ориентира и обратно.
8. Самый меткий.
Забрасывание малого мяча в корзину, каждый с определенного расстояния, каждому игроку дается по три попытки.
Ведущий:
Пока жюри подводит итоги, мы проведем игру со зрителями. Я буду загадывать загадки на спортивную тему, а вы хором отвечайте.
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой (велосипед)
Кинешь в речку - он не тонет,
Бьешь о стенку - он не стонет,
Будешь оземь ты кидать,
Станет кверху он летать (мяч)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На брусках набил я планки.
Где же снег? Готовы (санки)
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? (лыжи).
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня? (коньки).
Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
(Объявляются итоги в командном зачете спортивного праздника, проводится награждение).
Ведущий: Скажем спасибо жюри и зрителям.
Спортсменам – новых побед.
А всем - наш спортивный привет.
Спортом занимайтесь
Почаще улыбайтесь
Семья – это свято,
Семья – это счастье!
Если дружба и здоровье в семье, -
Вам смогут позавидовать все!
Ведущий: Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнования,
Обеспечивай успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем – до свиданья,
До счастливых новых встреч!
Предварительный просмотр:
Развлечение для детей подготовительной группы и их родителей,
посвященное Дню защитника Отечества.
Подготовили воспитатель: Ломовицкая О.Ю.
музыкальный руководитель: Легостаева Татьяна Ивановна
Цель: Формирование и расширение представлений детей о русском солдате, формирование сознания необходимости защищать Отечество; воспитание патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к погибшим героям военных действий.
Действующие лица:
Ведущий — педагог
Капитан Врунгель - ребенок или взрослый
Моряки — дети
Все остальные ребята - дети.
Действие происходит в группе.
(Под музыку «Небесный тихоход» в группу входят и рассаживаются по местам девочки.)
Ведущий: Мы собрались в нашей группе, чтобы вместе встретить праздник защитников Отечества. Поскольку защитниками, воинами, стоящими на страже мира и покоя своей страны, всегда были именно мужчины, Я предлагаю поприветствовать наших мальчиков, которые, когда вырастут, обязательно станут сильными, отважными мужчинами.
(Под музыку из песни "Наша армия» в зал строевым шагом входят мальчики колонной по двое, через центр расходятся по кругу и совершают круг почета поют припев после первого куплета песни).
Девочки рассказывают стихи.
1) Здравствуй, праздник!
Здравствуй, праздник!
Праздник мальчиков и пап!
Всех военных поздравляет
Наш веселый детский сад!
2) Слава армии любимой!
Слава армии родной!
Наш солдат отважный, сильный!
Охраняет наш покой!
3) Пусть сияет ярко солнце,
И пусть пушки не гремят,
Мир, людей, страну родную
Защитит всегда солдат!
(Мальчики исполняют песню "Будем в армии служить" и рассаживаются по местам).
Ведущий: Этот день — особого,_значения;
Сыновей отважных День рождения
Весь народ российский в эту дату
Шлет привет матросу и содату,
Сегодня мы пригласили в гости в детский сад бравого капитана Врунгеля.
(Под песенку из м/ф "Приключения капитана Врунгеля в зал входит капитан Врунгель).
Капитан Врунгель: Здравия желаю! Морской капитан Врунгель прибыл на праздник в детский сад!
Ведущий: Здравствуйте, уважаемый капитан! Мы рады видеть Вас на своем празднике.
К.В.: Дело каждого мужчины — защищать свою Родину. В детстве старшие мальчишки меня дразнили и обижали, потому что я был слабым и хилым. Но я всегда мечтал стать отважным капитаном, поэтому много занимался спортом и вырос сильным, здоровым и крепким. Я всегда знал, что для мужчины жить — значит Родине служить! Поэтому я пошел добровольцем в армию.
Ведущий: Нащи дети тоже ловкие и смелые,
Быстрые умелые.
Спортом занимаются,
С детства закаляются.
К.В.: А вот это мы сейчас и проверим.
Время даром не теряйте,
И на конкурс все вставайте.
Конкурс «Минное пале». (Для конкурса нужны маленькие обручи)
На полу маленькие обручи - передвигаться можно только по ним, прыгая двумя ногами.
К. В.: А вы знаете, что в армии солдаты имеют разные профессии?
Вот, к примеру, артиллеристы.
Да здравствуют артиллеристы —
Защитники наших земель.
Подносчики наших снарядов,
Наводчики, бьющие в цель!
Проводится игра «Кто самый меткий». Дети делятся нa 2 кoмaнды.( Для игры необходимо: 2 корзины, 20 маленьких мячей резиновых или матерчатых)
Нужно попасть мячом в корзину. Побеждает команда, закинувшая в цель больше мячей.
Капитан Врунгель: А еще в армии большим уважением пользуются летчики. Встречают юности рассвет
Под сенью крыльев и ракет
И охраняют высоту
Те, кто сегодня на посту.
Проводится Эстафета «Взлётная полоса». (Для эстафеты потребуется, 2 стойки, альбомные листы)
Этап первый - родители. Первый участник команды кладёт на вытянутую руку с расправленной ладонью альбомный лист бумаги. В таком положении он должен дойти до стоечки. И на обратном пути кладёт свой лист. Следующий игрок положит свой лист рядом с первым, и так далее. Из листов выкладывается «взлётная полоса».
Этап второй – дети. Детям предстоит пробежать (руки в стороны) по «взлётной полосе».
К.В.: В армии очень важна профессия пограничника.
На ветвях заснули птицы,
Звезды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд,
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю,
Наше небо сторожат!
Игра «Поймай диверсантов». ( 2 больших обруча, мячи-хоп или мешки, по количеству играков. Я использовала и мешки и мячи 10 мешков, 10 мячей-хоп).
В каждом участвуют дети из одной команды и 2 родителя из другой. Дети изображают разведчиков – нарушителей границ, родители – пограничников. Дети и взрослые усаживаются на мячи – хоп. У взрослых «пограничников» - обручи. Дети скачут на мячах, увёртываясь от взрослых. Взрослые должны накинуть на преследуемого ребёнка обруч. Тогда «диверсант» считается пойманным (отходит в сторону).
Ведущая: Наша армия родная,
Стережёт покой страны.
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.
Проводится эстафета «Переправа». (Потребуется 2 стоечки)
Ребёнок и взрослый начинают одновременно. Взрослый делает широкий шаг вперёд, после чего ребёнок пролезает между ног взрослого. Таким образом, движение продолжается до стоечки, Обратно бегом, держась за руки.
К.В.: Много специальностей есть в армии, но больше всего мне по душе моряки. Ведущий: Тогда у нас для тебя есть сюрприз.
1-й моряк: Север, юг, восток и запад —
Верный компас под рукой.
Не печалиться, не плакать
Говорит закон морской!
2-й моряк:
Я по звездам и по карте
Плыл вперед наверняка.
Что все штормы и все мели
Для такого моряка!
3-й моряк:
Моряки — народ бывалый,
Никогда не подведут.
Подрастают капитаны —
Их моря большие ждут!
(Мальчики исполняют танец «Яблочко»)
Капитан Вр: Моряки вы все лихие
Й танцоры неплохие.
Ну, а сила есть у вас?
Проверим это мы сейчас
Проводится игра «Перетягивание каната». Участники дети и родители. (Для игры потребуется канат).
Игра «Самый сильный папа». Папы встают, около них дети; по сигналу - повиснуть на них как гроздья - кто больше детей поднимет.
К. В.: Приятно было у вас погостить, но пришло время прощаться . Мне надо в море уходить. Желаю вам расти здоровыми, сильными и обязательно стать защитниками Отечества, когда вырастите. Прощайте, ребята!
Под "Песенку капитана Врунгеля" гость покидает группу.
Ведущая: Как гордо звучат слова: Защитник Отечества!» Наши солдаты, офицеры, генералы, папы, дедушки и братья в любую минуту готовы встать на защиту нашей Родины и нас с вами. Наши мальчики очень хотят быть похожими на Вас, стать такими же сильными и отважными как вы.
Дети встают на финальную песню «Папа может».
Под музыку «Прощание славянки» девочки поздравляют мальчиков (дарят подарки). Дети в 2 колонны мальчик-девочка маршируя круг почета выходят из группы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад
«Аленький цветочек»
Спортивный досуг
«Игры народов Севера»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила:
воспитатель
Ломовицкая О.Ю.
2021г
Програмное содержание: Познакомить детей с играми народов Севера. Способствовать развитию координации движений, глазомера, быстроты Воспитывать нравственно-волевые качества: решительность сноровку, смекалку, увертываемость, выдержку, уверенность, целеустремленность. Формировать стремление к достижению положительнытельных результатов. Обеспечить укрепление здоровья средствами физической культуры.
Оборудование: Костры (конусы), маски доля игр, малых мяча, канат
Ход досуга:
Педагог беседует о коренных жителях Севера: Ханты и Манси. Рассказывает им о том, как Ханты выживают в суровых условиях Севера: ловят рыбу, охотятся на зверей и птиц в тайге, летом собирают грибы и ягоды.
Педагог: Сегодня, ребята мы отправимся в увлекательное путешествие по Северу.
- часть:
- Ходьба в колонне по одному.
- Ходьба на лыжах (Ханты зимой часто ходят потайге на лыжах).
- Ходьба согнувшись (В тайге часто встречаются непроходимые места).
- Ходьба на высоких четвереньках (В тайге водятся волки).
- Бег на носочках (Часто хантам приходится спасаться от хищников бегством)
Ходьба в колонне по одному
Педагог. Но вот ханты вышли из лесу, замерзли и вначале надо собрать дрова.
Дети ложатся на середину зала на живот, руки вытягиваются вверх и катятся с боку на бок в одну и другую сторону (собираю дрова).
Педагог: Собрали дрова и разожгли костер. Стал свой дом - чум.
Игра «Собери чум». Дети под музыку расходятся под музыку по залу врассыпную, по окончании музыки они должны собрать два чума (круга). Кто вперед выполнит задание, тот и победил. Игра проводится 2 раза, на 3 раз собирается один большой чум.
- часть. ОРУ
Педагог: Собрали Ханты чум
- «Чум получился широкий и высокий». И.п. — Развести руки в стороны, поднять их вверх, встать на носочки. Вернуться в и.п.
- «В чуме разложили шкуры мягкие» И.п. – сиДЯ НА ПОЛУ, НОГИ НЕМНОГО разведены и согнуты в коленях. Постучать по полу впереди себя, затем лечь на спину и постучать над головой.
- «Захотелось ребятам поспать, но не спиться им» И.п.: - лежа на полу в группировке. Перекаты на спине вперед - назад.
- «А снега у чума насыпало много и дети решили построить горку» И.п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Приподнять корпус вверх и прогнуть спину.|
- «У чума выросли маленькие елочки, стройные елки и высокие ели». Приседания, полуприседания, подтягивание, руки вверх.
Педагог: У Хантов много помощников - оленей, которые собираются в стада и пасут их пастухи. Чтобы поймать оленя, пастухи набрасывают им на рога маут.
Игра: «Пастухи и олени»
дети бегают врассыпную по залу. По сигналу выбегает «пастух» и набрасывает на голову «оленям» маут (обруч). Пойманный отходит в сторону .(игра продолжается 2-3 раза)
Педагог: Ханты в тайге очень многосостязаться, показывая свою ловкость, сноровку и силу.
Игра «Охотники и куропатки» Дети – «куропатки» залезают на скамейку,2 детей «охотники» прячутся за модулями, по команде дети – «охотники» выбегают из кустов и стреляют «патронами» (мячами). В кого попали «патроны», тот пропускает одну игру (игра продолжается 2-3 раза.
Игра: «Силачи» Дети делятся на две команды и по сигналу должны перетянуть канат на свою сторону.
Педагог: Ханты запрягают своих оленей в нарты – сани, но они еще служат для состязаний.
Игра «Нарты - сани». Прыжки через бумы с ноги на ноги.
3 часть.
Педагог: Наступает и на Севере весна, бегут ручьи.
Игра «Ручейки и озера». Дети становятся в две плечи впереди стоящему и двигаются змейкой. По сигналу дети должны быстро построить круг — «озеро», взявшись за руки.
Педагог: На севере дуют холодные северные ветры, но иногда подует и теплый южный ветер.
Дыхательное упражнение: «Северный и южный ветер».
Предварительный просмотр:
Развлечение «Праздник Медведя»
Подготовила: воспитатель Ломовицкая О.Ю.
Программное содержание: Расширить знания детей о народных обычаях ханты и манси, их культуре, традициях. Развить знания характерных особенностях фольклора народов ханты и манси. Воспитывать интерес к культуре народов Севера.
Словарная работа: Анки – мама, кисы – меховые сапоги, малица – мужская шуба с капюшоном, акай – кукла, сах – женская шуба с капюшоном, нарты – сани, хати – ими – солнце, чуман – посуда и бересты.
Предварительная работа: беседа о народах Севера, рассматривание картин, иллюстрации о Севере, его коренных жителей, чтение хантыйских сказок.
Оборудование: предметы быта – чуман, чум, лыжи, рыба.
Ход: Ребята, мы с вами живем в Ханты-Мансийском округе. Скажите, а почему наш округ так называется? У этих народов есть свои обычаи, свой язык, своя национальная одежда. Сегодня нас пригласила к себе в гости девочка – Ханты Шуши–нэ. Поедем к ней в гости?
(Дети идут в зал. Зал украшен – чум, деревья, костер.)
Пока мы ехали разыгралась вьюга. Шуши-нэ приглашает детей присесть на ковер вокруг костра погреться.
Воспитатель: что это за орехи? Где вы их собрали? (Урмане – тайге)
- А как называется посуда, в которой они лежат? (Чуман)
- А что собирают ханты в тайге – урмане? (Ягоды, грибы.)
- Ребята, а вы обратили внимание, что на улице висит рыба?
- А для чего она висит? (Вялится для еды.)
- А какими еще промыслами занимаются ханты? (Охотой, разводят оленей)
- Для чего ханты разводят оленей? (Шьют одежду, едят мысо, используют для езды)
Ну вот вьюга закончилась и мы можем поиграть. Ребята, Шуши-нэ нас пригласила не просто в гости, а на праздник «Праздник – Медведя» этот праздник проводят после удачной охоты, в этот день все играют, отгадывают загадки, танцуют. Давайте и мы поиграем:
Игра 1: «Ветер-мороз-льдинки».
Игра 2: «Перетяни веревку».
Игра 3: «Прыжки через нарты».
Игра 4: «Солнце».
Игра 5: «Назови слово» (словарная работа).
Загадки:
Без рук, без ног,
По лесам скачет,
А в юрты примчится,
В двери постучится.
(Ветер)
Сорок братьев за одну
Трубу держатся
(Жерди для чума)
Звали, ждали,
А показался –
Все прочь побежали
(Дождь)
Двое скрип-скрип
А шестеро молитву читают.
(Нарты)
Стихотворение:
Гоняюсь за олененком.
Вам понравился праздник? Чем мы занимались в гостях в Шуши-нэ? Но вот и закончился наш праздник Медведя. Но девочка Шуши-нэ пригласит нас в гости еще раз.
Предварительный просмотр:
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста
ко Дню Победы «Победа будет за нами»
Подготовила: воспитатель Ломовицкая О.Ю.
Цель:
Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.
Развивать физическую активность.
Предварительная работа: детям необходимо в доступной форме рассказать о солдате Василии Тёркине.
Оформление зала: на центральной стене панно с изображением символики 9 Мая, дата «1941-1945», выставка детских работ, воздушные шары.
Оборудование: искусственная гвоздика для каждого ребёнка, 30 – 40 кубиков, 2 клюшки, корзина с 20мячами, 10-12 гимнастических палок, 3 гимнастические скамейки, карандаш – зеленка, 2 бинта, шары воздушные — 20 штук, 5 флажков разных цветов, 16-20 кегль, 2 машинки, голуби для девочек, платочки 40шт, картинка с изображением памятника «Советским воинам».
Ход развлечения:
Под фонограмму песни «День Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова) дети входят в зал, маршируют по кругу и останавливаются возле «главной стены»
Праздничный парад (спортивное перестроение под песню «Марш кадетов» муз. Д.Покраса, слова Д. Покраса)
Построение в полукруг.
Ведущий: 9 Мая мы будем отмечать
Светлый праздник всей страны,
Помнить люди эту дату
Обязательно должны!
Как пришла в наш край победа
Над фашисткою Ордой!
Твой прадедушка в ту пору
Был как папа молодой.
Он мечтал о жизни мирной,
Но напал на землю враг,
Все, кто мог в бою сражаться,
Взяли в руки автомат!
Дети исполняют песню «Бравые солдаты» муз. А.Филиппенко, слова Т.Волгиной.
Ведущий: (обращается к детям) Внимание! Направо! Возложите гвоздики к памятнику «Советским воинам».
Дети присаживаются на места.
Ведущий: Как там было на фронте,
Каждый хочет узнать.
Кто о службе солдатской
Сможет нам рассказать?
Появляется солдат Василий Тёркин
Василий Тёркин: Кто на фронте парень бравый,
Кто в бою не пропадет?
Самый лучший запевала -
Обо мне молва идёт.
В ладно сшитой гимнастёрке
Вот он я — Василий Тёркин!
Ведущий: О тебе солдат слыхали,
Люди всюду говорят.
Все ребята непременно
Быть солдатами хотят!
Василий Тёркин: В детский сад ваш самый лучший
Я пришёл, друзья, не зря.
Ведь премудростям военным
Обучу сейчас вас я.
Чтоб выносливыми были,
Чтоб в бою не подвели,
Чтобы мускулы стальные
Тяжесть поднимать могли!
День солдатский по порядку
Начинается с зарядки!
Ну-ка, братцы, подтянитесь,
На зарядку становитесь!
Комплекс ОРУ на песню «Росиночка — Россия» муз. Е.Зарицкой, слова М.Плецковского
Василий Тёркин: Что ж, неплохо для разминки.
А сейчас — задание:
Начинаем покомандное
Мы соревнование!
Дети делятся на 2 команды
Эстафета 1 «Баррикада»
- Когда в города и села наступали немцы, жители строили баррикады, вот и мы должны соорудить баррикаду чтобы враг не вошел на нашу территорию.
У каждого из игроков кубик. По сигналу дети по очереди подбегают к указанному месту и ставят кубик, строя баррикаду. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
Василий Тёркин: Ну что же, эстафета успешно прошла!
Команды готовы сражаться!
В бою побеждает наверняка
Тот, кто умеет за друга сражаться!
Меткий глаз залог успеха, -
Скажет вам солдат любой,
Чтоб желанная победа
Завершила правый бой.
Эстафета 2 «Попади снарядом в цель»
Прокатывание малого мяча по прямой, сбивая «батарею» из кегль, чья команда больше собьёт кегль, та и победила.
Ведущий: Над могилой в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит!
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
Пока наши будущие солдаты отдыхают, ребята младших групп исполнят танец с платочками «Вечный огонь».
Эстафета 3 «Доставь снаряды»
- На войне было необходимо большое количество патронов снарядов и гранат, поэтому во время бомбежки солдаты помогали друг другу и подносили к оружию снаряды.
Дети передвигаются с зажатым между лбами маленьким мячиком, должны добежать до цели и положить «снаряд» в корзину, обратно возвращаются, держась за руки, и передают эстафету другой паре. Побеждает та команда, которая принесет большее количество патронов за 2 минуты.
Василий Тёркин: Чтоб врага застать врасплох,
Примени смекалку.
И не лишней будет здесь
Спортивная закалка!
Эстафета 4 «Бесшумные разведчики»
Три скамьи ставят параллельно друг другу на расстоянии, гимнастические палки укладываются на скамейки поперёк. Чтобы получился «тоннель». Игроки должны бесшумно проползти между скамейками. Не задев палки. Выигрывает команда, раньше других закончившая эстафету.
Эстафета 5 «Ранение»
- Во время войны наши солдаты получали ранения, и медики спасали раненных, выносили их на руках из–под обстрела.
По одному «раненому» из команды лежат на мате в противоположенной стороне от команды. Игроки по очереди подбегают: 1-й смазывает зеленкой локоть; 2-й перебинтовывает колено; 3-й и 4-й сложив руки «стульчиком» несут раненого к команде.
Игра со зрителями «Будь внимателен»
У ведущего в руках 4 флажка, она поднимает их по очереди. Жёлтый — дети хлопают, зелёный — топают, синий — молчат, красный — кричать «Ура»
Василий Тёркин: Четыре долгих года
Победу ждал народ -
Пылает от салютов
Вечерний небосвод.
Эстафета 6 «Дорога жизни»
- Вы уже знаете, что фашисты минировали наши дороги, и шоферам на военном транспорте приходилось очень осторожно передвигаться, чтобы не взорваться.
Каждому игроку предлагается транспортное средство на веревочке или одна машинка на команду, необходимо проехать между кеглями не задев их. Побеждает та команда, которая меньше уронила кегель «взорвалась на минах».
Эстафета 7 «Салют»
Шары привязаны на верёвку, у каждой команды своя. Дети строятся в 2 колонны. По команде, игроки бегут и начинают лопать шары по порядку. Какая команда быстрее лопнет шары — победила.
Василий Тёркин: Отлично все дети справились с заданиями. И в этом нам спорт безусловно помог!
Ведущий: Да, ребята наши молодцы. Они не только в соревнованиях умеют участвовать, но и танцевать.
Дети исполняют спортивны танец с обручами и голубями на мелодию «Пусть всегда будет солнце».
Ведущий: Ну что же, окончены соревнования.
Пора подводить нам спортивный итог.
Василий Тёркин: Вы, ребята, хорошо справились с заданиями. Для вас я приготовил подарок: открытки, посвящённые Дню Победы (вручает каждому участнику). А теперь прощаюсь с вами,
В часть давно уже пора.
Встретимся мы с вами в армии,
До свиданья детвора.
Под фонограмму песни «День Победы» дети покидают зал.
Предварительный просмотр:
Сценарий традиционного праздника народа ханты
«Праздник трясогузки».
Подготовили: воспитатель Ломовицкая О.Ю.
и социальный педагог Бурдаева Н.Т.
Атрибуты и другое оборудование: оформление центральной стены музыкального зала в виде стойбища ханты, птицы тайги – выполнены техникой «оригами», выставка из музея ЦЕНТРА СЗиВКНС, ветка березы, разноцветные лоскутки, атрибуты для игр, угощение для детей.
Ход мероприятия:
Ведущий: Пэтя Волитэх! Здравствуйте! Рады приветствовать вас на празднике Трясогузки. Праздник Трясогузки – один из почитаемых праздников народов ханты и манси. Трясогузка – символ весеннего обновления, пробуждения природы. Трясогузка, по поверью народа ханты, считается покровительницей детей, поэтому в этот праздник детям уделяется особое внимание.
Звучит хантыйская музыка.
«Прилетает» Трясогузка (имитируя движение полёта птицы).
Трясогузка: Здравствуйте, дорогие гости и участники праздника! Я рада тому, что вы знаете, традиции и обычаи народов ханты и манси, что собрались здесь в честь моего праздника. Особенно много радости мне приносят дети.
Ведущий: В день праздника Трясогузки люди идут на Святое место поклониться Богам, принести им дары. Завязывают на Святое дерево лоскутки цветной ткани и просят здоровья, благополучия в семье, удачи на промыслах (на охоте и на рыбной ловле). Давайте и мы возьмем с вами разноцветные лоскутки ткани и завяжем их на березовую ветку, а потом эту ветку мы унесем в лес на Святое место, чтобы исполнились все наши пожелания.
Дети и родители завязывают лоскутки ткани на березовую ветку.
Ведущий: Непременным элементом Праздника Трясогузки являются традиционные танцы, изображающие прилет птиц. Считается, что именно танец пробуждает солнышко в душе человека, выражая заботу о своих близких. Я приглашаю всех детей принять участие в «Танце птиц».
Трясогузка с детьми исполняют «Танец птиц».
Ведущий: А сейчас, в честь твоего праздника, ребята прочитают стихи.
Ребенок:
Человек весной счастливей
Слушай песню дедов вновь
В древнем, словно Обь, молитве
Струи новый, светлых слов.
Ребенок:
У весны улыбки ясны.
Песни вёсен разгадай:
Ты узнаешь, как прекрасен
Северный, хантыйский край.
Ребенок:
Воронята крепко спят,
Все по гнёздышкам сидят.
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе.
Ребенок: «Гоняюсь за олененком»
Я гоняюсь за олененком
Я хочу его поймать.
Олененок быстроногий
Я хочу его догнать.
Меж кустами белыми:
Прыг! Прыг! Прыг!
Над снегами белыми:
Скрип! Скрип! Скрип!
Очень милый теленок,
Тонконогий олененок.
Я хочу его поймать.
Но никак мне не догнать его...
(Юван Шесталов)
Ребенок: «Следопыт»
Он стрелять умеет метко,
С каждой веточкой знаком.
И зимой, и теплым летом
Для него тайга как дом.
Соболь где-то здесь играет,
След порошею прикрыт.
Все он зорко примечает.
Дядя Юван следопыт.
(Юван Шесталов)
Трясогузка: Дорогие ребята, в этот праздник принято устраивать спортивные состязания в силе, ловкости. Приглашаю вас всех принять участие в игровых конкурсах.
«Стрельба из лука». Участникам игры выдаются лук и стрелы. Цель игры: попасть в цель.
«Перетягивание палки». Два человека садятся друг против друга вытянув ноги. Им даётся палка (длиной около 1 м.), по команте они начинают тянуть палку, стараясь перетянуть соперника на свою сторону. Кому это удалось. Вот и выиграл. Цель игры: узнать кто самый сильный.
«Бой медвежат». Ертится круг диаметром 1,5 – 2 метра. В него становятся на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладонями. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его коснуться земли любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот является победителем.
«Выдра». Два человека перекидывают через шею на грудь веревки. Сидя на полу или стоя на четвереньках, с помощью веревки они пытаются сдвинуть друг друга с места. Кому удастся это сделать, тот является победителем.
«Удержи колышек». Несколько человек становятся в круг, с внешней стороны каждый держит палку. По команде каждый делает широкий шаг вперед, при этом отпуская свой колышек. Человек, идущий позади, должен удержать колышек впереди стоящего.
Ведущий: Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать загадки, которые приготовила для нас Трясогузка.
Трясогузка: Ребята, эти загадки не простые, а народные. Загадки народов ханты.
Кто позже всех ложиться
И раньше всех встает?
Над синими снегами,
Над звездными лесами…
Кто ярче всех горит
В морозной тишине?
(полярная звезда)
По снежному лесу
Два уголька скачут.
В искристом снегу
Два уголька пляшут.
В белом огне кто же
До конца сгорел?
Черный свет пламени
Не погас в чьих ушах?
(заячьи уши)
Удалец молодец
Без крыльев летает,
Снег поднимает,
Кедры качает…
Спросишь его –
Прожужжит, прозвенит
И дальше летит.
(ведро)
Целый день у порога,
Свернувшись, лежит.
Позовешь на охоту –
Впереди побежит.
Ю. Шесталов «Снежное утро».
Трясогузка: Молодцы ребята, очень хорошо вы мои загадки отгадывали. Замечательный праздник вы устроили в мою честь. Я хочу вас поблагодарить и конечно же угостить. Я была в дальних заморских странах и оттуда принесла вам заморских гостинцев. Угощайтесь. Желаю благополучия вам и вашим семьям. А теперь прощайте, надеюсь встретиться с вами в следующем году на Празднике Трясогузки.
Трясогузка «улетает», скрываясь за дверью.
Ведущий: Вот и подошел к концу праздник. Еще раз поздравляю всех с наступлением весны. Желаю вам счастья, здоровья и радости.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОСУГ
«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
Подготовила: воспитатель Ломовицкая О.Ю.
Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России. Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Воспитывать любовь к Родине, гражданско- патриотические чувства.
Предварительная работа: Беседы, чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине. Рассматривание фотографий, иллюстраций природы России.
Ход.
-Дети, на планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)
-Россия- наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? Правильно, Родина- это где мы родились. Страна в которой мы живём. Родина у каждого человека одна. Родина –это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
-Сегодня на литературном концерте мы будем читать стихи о Родине.
Великую землю
Любимую землю
Где мы родились и живём
Мы Родиной светлой
Мы Родиной милой
Мы Родиной нашей зовём.
-Ребята назовите столицу России. ( Москва)
-Правильно. Вспомните пословицы и поговорки о Москве.
Все дороги ведут в Москву.
Москва – сердце России.
Москвой- столицей весь город гордится.
Дорога матушка- Москва: за золото не купишь, силой не возьмёшь.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Видна из Кремля вся русская земля.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал
Давайте послушаем стихотворение А. Прокофьева «Кремлёвские звёзды»-
Кремлёвские звёзды
Над нами горят
Повсюду доходит их свет
Хорошая Родина есть у ребят
И лучше той Родины нет!
- В России много рек, озёр, лесов, степей.
Как велика моя земля
Как широки просторы
Озёра, реки и поля
Леса и степь и горы.
-Стихотворение «Люблю берёзку русскую»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках
С красивыми застёжками
С зелёными серёжками
Люблю её нарядную
Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую
То грустную, плакучую
Люблю берёзку русскую
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится.
- «Белая берёза» С.Есенин.
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
И стоит берёза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне
А заря лениво обходя кругом
Обсыпает ветки новым серебром.
- «Здравствуй гостья зима» И.Никитин.
..Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
- А сейчас Настя.Р, прочитает стихотворение, которое так и называется «Что мы Родиной зовём.»В. Степанов.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни
Тёплый вечер за окном
Что мы Родиной зовём?
Всё что в сердце бережём
И под небом синим- синим
Флаг России над кремлём.
- Багаль Настя прочитает стихотворение «Привет тебе» С.Дрожжин
Привет тебе, мой край родной
С твоими тёмными лесами
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый
Герой труда неутолимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе мой край родной!
-Стихотворение « Родина» Т.Бокова прочитает Ерофеева Альбина.
Родина- слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес
Если сказать это слово с душою
Глубже морей оно, выше небес
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная квартира
Бабушка, школа, котёнок….и я
Зайчик солнечный в ладошке
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка-
Это тоже Родина.
-Вы знаете , ребята, что много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним их.
Где кто родится, там и пригодится.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Родина поучает – Родина выручает.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если дружба велика – будет Родина крепка.
-Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов.
-А теперь дети старшей группы споют песню «Родина». Дети, как вы думаете наша страна большая или маленькая?
(Большая).
-Правильно ребята.
-Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия .Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом- припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7дней, а на самолёте почти сутки.
- Послушайте стихотворение «Наша Родина» Г.Ладонщиков, которое прочитает Аня Дедух.
И красива и богата
Наша Родина ребята
Долго ехать от столицы
До любой её границы
Всё вокруг своё, родное
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое
Голубые небеса
Каждый город
Сердцу дорог
Дорог каждый сельский дом
Всё в боях когда- то взято
И уплочено трудом!
-Роман Ляхов прочтёт стихотворение «Родная земля» Г.Ладонщиков
Холмы, перелески
Луга и поля
Родная зелёная наша земля
Земля где я сделал
Свой первый шажок
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей-
Частица великой
Отчизны моей.
-Понамарёва Вероника « Родная страна» А.Прокофьев.
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
-Мартынова Полина «Россия –Родина моя». Д .Пенцов .
Россия- Родина моя
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше
Российский снег,он словно пух
Ложится прямо на ресницы
Россия без зимы- ничто
И жаль, что улетают птицы
-« Гололедица » В.Берестов читает Миша Яковлев,
Не идётся и не едется
Потому что гололедица
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется? !
- Вот сколько красивых и весёлых стихов о Родине мы сегодня с вами услышали.
Берегите Россию
Без неё нам не жить
Берегите её
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию
Нет России другой.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»
Совместный досуг для детей
подготовительной группы
Клуб знатоков «Я живу в Югре».
Игра «Что? Где? Когда?»
Подготовила:
воспитатель
Ломовицкая О.Ю.
Г. Пыть – Ях
2020год
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель: Формировать у детей патриотические чувства.
Задачи: Расширить представления детей о родном крае.
Закрепить знания детей о жизни, быте, обычаях, труде коренных народов Севера.
Пополнить запас знаний детей о природе, растительном и животном мире Севера.
Развивать у детей желание знать больше о крае, где мы живем.
Воспитывать уважение к обычаям, культуре, труду народов ханты и манси.
Материал и оборудование: Табло с цифрами, волчок, письма с заданиями, таблица – загадки, черный ящик.
Предварительная работа: экскурсия в энтографический музей: «Эхо Югры», беседы на темы: « Зеленое богатство Югры», «Жизнь и быт коренных народов», «Страницы истории».
Содержание образовательной деятельности детей.
Дети, сегодня у нас не просто занятие, а интересная игра «Что, где, когда?». В игре примут участия команда знатоков и болельщиков. Сегодня за нашим столом самые знающие, смекалистые, юные знатоки. Представляем участников игры.
- Капитан команды Максим Староста, пользуется большим уважением среди товарищей.
- Алина Матнурова много знает и постоянно стремиться узнать больше.
- Следующая участница игры Катя Бессонова – перед мамой очень часто ставит трудные вопросы о родном крае.
- Еще один участник – это неунывающий, веселый, постоянно желающий команде побед – Толик Белов.
- Антон Чувашов – один из первых заинтересовался историей создания Ханты – Мансийского автономного округа.
- Рузаева Женя – любит рассказывать маме о быте и жизни коренных народов севера.
Итак, знатоки команды уже за столом.
Правила игры.
- Играем до 6 побед.
- На обдумывание вопроса – 1 минута.
- При затруднении в ответе можете обращаться к болельщикам.
- Если ответите без подготовки – в запасе одна минута.
- Можете брать перерыв – игровую паузу.
Письма – задания:
Письмо 1:
Дорогие ребята! Пишет вам…
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь).
Скажите, пожалуйста, сколько времени требуется на восстановление леса после вырубки?
Ответ: 150 – 200 лет.
Письмо 2:
Нам пишет…
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать (белка).
Ребята, назовите самую высокую гору на территории автономного округа?
Ответ: гора Народная – 1895м.
Письмо 3:
Это письмо прислал…
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц).
Назовите коренные народы Югорского края. И как их называли в начале 20 века?
Ответ: Ханты – остяки, Манси – вогулы.
Письмо 4:
Нам пишет росомаха.
Внимание! Черный ящик! Что тундровики называют «Ямб – Уда» (длинная рука)
Ответ: Тынзя (аркан).
Письмо 5:
Дорогие ребята! Пишет вам…
На суку таится кошка,
Но она совсем не крошка,
И нельзя сказать ей:"Брысь!,
потому что это (рысь)!
Внимание! Вопрос: Как назывались четырехугольные миски из бересты и что делали ханты и манси, чтобы эти миски были крепкими и прочными?
Ответ: Чуман. Бересту варили в рыбьем жире, что делало ее более прочной, она не пропускала влагу и сохраняла эластичность на морозе, подобно коже.
Письмо 6:
Это письмо прислал вам…
Пять полосок на спине,
Ушки на макушке,
Есть защёчные мешки,
В них ношу продукты.
Почки, жёлуди, грибы,
Очень обожаю,
И запасы на зиму,
В норке оставляю! (бурундук).
Ребята, скажите, пожалуйста, что такое сах, гусь и малица?
Ответ: Сах – меховая шуба. Гусь - дорожная одежда, шита из зимних оленьих шкур темного цвета, без всяких украшений. Малица - одежда глухого покроя из снятой под осень оленьей шкуры мехом вовнутрь.
Письмо 7
Дорогие ребята! Пишет вам…
У него хороший слух,
Но когда токует, - глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками …(Глухаря).
Назовите две главные реки округа?
Ответ: Обь и Иртыш
Письмо 8:
Ребята, пишет вам...
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось).
Скажите, пожалуйста, что означает слово сынквылтап?
Ответ: Сынквылтап – национальный музыкальный инструмент народов ханты и манси, в переводе означает – поющее дерево.
Письмо 9:
Нам пишет…
Клюв крючком, глаза большие,
Кругом ходит голова,
Сокращает род мышиный
Тихо серая (Сова).
Внимание! Черный ящик! Покажите флаг Ханты – Мансийского автономного округа.
Ответ:
Письмо 10:
Дорогие ребята, пишет вам…
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...(Волк)
Внимание! Черный ящик! Скажите, чем занимаются коренные народы длинными, зимними вечерами?
Ответ: Резьбой по кости, резьбой по дереву, берестоплетением, бисероплетением, шитьем из меха.
Письмо 11:
Это письмо прислала вам…
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису).
Ребята, назовите, пожалуйста, основные промыслы ханты и манси?
Ответ: оленеводство, рыболовство и охота.
Игровые паузы:
- Малоподвижная игра «Самый ловкий»
- «Назовите орнамент»
- «Покажи флаг»
Итак, объявляем наш счет: победители знатоки и за это они получают приз. Молодцы!
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план проведения досугов, праздников, развлечений и театрализованных представлений. 2020 – 2021 учебный год
Перспективный план проведения досугов, праздников, развлечений и театрализованных представлений. 2020 – 2021 учебный год МесяцМладшая группа №1Средняя группа №1 Средняя группа №2Подго...
Досуги, праздники, развлечения
Совместные досуги с педагогами, родителями и детьми...
Досуги, праздники, развлечения
Сценарии - праздники...
ГОДОВОЙ ПЛАН проведения досугов, праздников, развлечений на 2020 – 2021 учебный год. Гусейнова Н.С.
ГОДОВОЙ ПЛАН проведения досугов, праздников, развлечений на 2020 – 2021 учебный год. Гусейнова Н.С. ...
Досуги, праздники, развлечения
Досуги, праздники, развлечения...
Досуги, праздники, развлечения
Совместные мероприятия с педагогами, детьми и родителями...
Досуги, праздники, развлечения
Конспекты мероприятий...