ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
проект (младшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КАТЮША»
(МАДОУ Детский сад «Катюша»)
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«Волшебная лаборатория»
(сентябрь 2019 г. – май 2021 г.)
Воспитатель: Глумова Анастасия Юрьевна
2019 - 2021 г.
Актуальность:
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Классификация проекта:
Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.
Тип проекта: интегрированный. Включает в себя творческую, познавательно-исследовательскую, игровую, социально-коммуникативную, продуктивную деятельности.
Продолжительность: долгосрочный (май 2019 г – июнь 2021 г).
Участники проекта: Родители 1 младшей группы «Капелька», дети, воспитатель.
Цель работы: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Создать условия для успешного развития познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Углублять представления о живой и неживой природе.
- Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
- Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
- Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира.
Предполагаемый результат:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
- Качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
- Разработка проекта:
- Донести до участников проекта данную проблему.
- Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстрации и музыкальный репертуар по теме.
- Подобрать материалы, игрушки и атрибуты для игровой, продуктивной и трудовой деятельности.
- Составить перспективный план мероприятий.
- Методы:
- Наглядный, словесный, практический.
- Приёмы:
- - чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов, литературных произведений.
- - наблюдение;
- - рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;
- - проведение дидактических игр;
- - заучивание стихотворений детьми, загадывание загадок;
- - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- - организация продуктивной деятельности;
- - организация познавательно-исследовательской деятельности;
- - приготовление родителями и детьми различных витаминных салатов, поделок из овощей и фруктов;
- - изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;
- Форма организации детей:
- Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап.
- формулирование проблемы;
- определение актуальности, цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор опытов по данному возрасту;
- планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
2. Основной этап:
- подбор оборудования для проведения опытов;
- организация предметно-развивающей среды;
- оформление картотеки опытов;
- Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
3.Заключительный этап:
- Проведение опытов.
Реализация проекта:
На Первом подготовительном этапе я наметила план работы по теме. Провела с родителями анкетирование, беседы, с целью вовлечь родителей в помощь по созданию уголка по экспериментированию.
На Втором этапе из пособий и оборудований, принесенных родителями (доска для рисования на песке; некоторые природные материалы; емкости; бросовый материал; опилки; песок; ящик ощущений; альбомы «Ткани», «Гербарий», «Пуговицы»), изготовленными воспитателями, упираясь на оформленную картотеку опытов, Я сделала уголок экспериментирования.
Все опыты основывались на решение проблем, с участием игровых персонажей Маши и Медведя. Маша создает проблему, а Миша помогает ей решить ее, с помощью экспериментов.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования:
Центр «Песок-вода».
Лупы, зеркала, веревки, пипетки, линейки, фонарики, мыло, щетки, губки, шприцы, мыло, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Подобран дидактический, игровой материал, художественная литература, правила поведения, алгоритм проведения опытов.
Работа с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.
Вывод: Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планируем продолжать опытно-экспериментальную деятельность.
Перспективное планирование.
Время проведения | Задачи | Опыты и наблюдения | Ответственные | Отчёт о проделанной работе |
Сентябрь |
1.Познакомить детей со свойствами песка (сухой песок светлый и сыпется, а мокрый - темный и лепится).
2.Учить детей сравнивать свойства сухого и мокрого песка (сухой песок сыпется, легкий, на нем рисуется хуже, а мокрый песок - не сыпется, тяжелый, на нем рисуется лучше).
|
1.«Песок. Свойства песка» - экспериментирование с песком. 2.«Волшебный песок» - экспериментирование с песком. | Воспитатель | Фотоотчёт |
Октябрь
|
1.Познакомить детей с камнями, различными по форме и текстуре.
2.Закрепить знания детей о свойствах песка; познакомить со свойствами камня.
|
1.«Камни» - экспериментирование с камешками. 2.«Сравнение песка и камня» - с песком и камешками.
| Воспитатель | Фотоотчёт |
Ноябрь |
1.Показать детям, откуда течет вода, воспитывать у них бережное отношение к воде. 2. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
|
1.«Вода, водичка» - экспериментирование с водой. 2.«Буря в стакане» - экспериментирование с водой.
| Воспитатель | Фотоотчёт |
Декабрь |
1.Уточнить знания детей о свойствах воды; познакомить с новым свойством воды – прозрачностью. 2.Показать детям, как можно сделать воду цветной. |
1.«Волшебница вода» - экспериментирование с водой. 2.«Разноцветная вода» - экспериментирование с водой.
| Воспитатель | Фотоотчёт |
Январь |
1. Раскрыть детям понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
2.Объяснить детям, что такое снег, познакомить со свойствами снега (белый, мягкий, холодный).
|
1.«Растворимость веществ в воде» - экспериментирование с водой.
2.«Волшебный снег» - экспериментирование со снегом.
| Воспитатель | Фотоотчёт |
Февраль |
1. Познакомить детей со свойством мыльной воды; научить пускать мыльные пузыри. 2. Наблюдать за движением различных предметов в воде.
|
1.«Мыльные пузыри» - экспериментирование с воздухом. 2.«Водоплавающие игрушки» | Воспитатель | Фотоотчёт |
Март |
1. Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.
2. Способствовать развитию мелкой моторики.
|
1.«Кораблик» - экспериментирование с предметами. 2.«Куда делась вода» - экспериментирование с предметами.
| Воспитатель | Фотоотчёт |
Апрель |
1. Развивать у детей внимание и наблюдательность, вызвать интерес к живой природе.
2.Учить детей узнавать насекомых, изображенных на картинках; активизировать словарь детей, употребляя в речи названия насекомых.
| 1.«Интересные насекомые» - наблюдения за жизнью насекомых. 2.«Насекомые» - наблюдения за жизнью насекомых.
| Воспитатель | Фотоотчёт |
Май |
1.Познакомить с «солнечным зайчиком». Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.
2.Познакомить детей с луком; научить сажать луковицы в землю и воду, наблюдать за ростом лука.
|
1. Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков». Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении. 2.«Расти, лучок!» - наблюдения за жизнью растений.
| Воспитатель | Фотоотчёт |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1_volshebnaya_laboratoriya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КАТЮША»
(МАДОУ Детский сад «КАТЮША»)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«Волшебная лаборатория»
(сентябрь 2019 г. – май 2021 г.)
Воспитатель: Глумова Анастасия Юрьевна
2019 - 2021 г.
Актуальность:
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Классификация проекта:
Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.
Тип проекта: интегрированный. Включает в себя творческую, познавательно-исследовательскую, игровую, социально-коммуникативную, продуктивную деятельности.
Продолжительность: долгосрочный (май 2019 г – июнь 2021 г).
Участники проекта: Родители 1 младшей группы «Капелька», дети, воспитатель.
Цель работы: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Создать условия для успешного развития познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Углублять представления о живой и неживой природе.
- Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
- Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
- Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира.
Предполагаемый результат:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
- Качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
- Разработка проекта:
- Донести до участников проекта данную проблему.
- Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстрации и музыкальный репертуар по теме.
- Подобрать материалы, игрушки и атрибуты для игровой, продуктивной и трудовой деятельности.
- Составить перспективный план мероприятий.
- Методы:
- Наглядный, словесный, практический.
- Приёмы:
- - чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов, литературных произведений.
- - наблюдение;
- - рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;
- - проведение дидактических игр;
- - заучивание стихотворений детьми, загадывание загадок;
- - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- - организация продуктивной деятельности;
- - организация познавательно-исследовательской деятельности;
- - приготовление родителями и детьми различных витаминных салатов, поделок из овощей и фруктов;
- - изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;
- Форма организации детей:
- Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап.
- формулирование проблемы;
- определение актуальности, цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор опытов по данному возрасту;
- планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
2. Основной этап:
- подбор оборудования для проведения опытов;
- организация предметно-развивающей среды;
- оформление картотеки опытов;
- Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
3.Заключительный этап:
- Проведение опытов.
Реализация проекта:
На Первом подготовительном этапе я наметила план работы по теме. Провела с родителями анкетирование, беседы, с целью вовлечь родителей в помощь по созданию уголка по экспериментированию.
На Втором этапе из пособий и оборудований, принесенных родителями (доска для рисования на песке; некоторые природные материалы; емкости; бросовый материал; опилки; песок; ящик ощущений; альбомы «Ткани», «Гербарий», «Пуговицы»), изготовленными воспитателями, упираясь на оформленную картотеку опытов, Я сделала уголок экспериментирования.
Все опыты основывались на решение проблем, с участием игровых персонажей Маши и Медведя. Маша создает проблему, а Миша помогает ей решить ее, с помощью экспериментов.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования:
Центр «Песок-вода».
Лупы, зеркала, веревки, пипетки, линейки, фонарики, мыло, щетки, губки, шприцы, мыло, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Подобран дидактический, игровой материал, художественная литература, правила поведения, алгоритм проведения опытов.
Работа с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.
Вывод: Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планируем продолжать опытно-экспериментальную деятельность.
Перспективное планирование.
Время проведения | Задачи | Опыты и наблюдения | Ответственные | Отчёт о проделанной работе |
Сентябрь | 1.Познакомить детей со свойствами песка (сухой песок светлый и сыпется, а мокрый - темный и лепится). 2.Учить детей сравнивать свойства сухого и мокрого песка (сухой песок сыпется, легкий, на нем рисуется хуже, а мокрый песок - не сыпется, тяжелый, на нем рисуется лучше). | 1.«Песок. Свойства песка» - экспериментирование с песком. 2.«Волшебный песок» - экспериментирование с песком. | Воспитатель | Фотоотчёт |
Октябрь | 1.Познакомить детей с камнями, различными по форме и текстуре. 2.Закрепить знания детей о свойствах песка; познакомить со свойствами камня. | 1.«Камни» - экспериментирование с камешками. 2.«Сравнение песка и камня» - с песком и камешками. | Воспитатель | Фотоотчёт |
Ноябрь | 1.Показать детям, откуда течет вода, воспитывать у них бережное отношение к воде. 2. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды). | 1.«Вода, водичка» - экспериментирование с водой. 2.«Буря в стакане» - экспериментирование с водой. | Воспитатель | Фотоотчёт |
Декабрь | 1.Уточнить знания детей о свойствах воды; познакомить с новым свойством воды – прозрачностью. 2.Показать детям, как можно сделать воду цветной. | 1.«Волшебница вода» - экспериментирование с водой. 2.«Разноцветная вода» - экспериментирование с водой. | Воспитатель | Фотоотчёт |
Январь | 1. Раскрыть детям понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет. 2.Объяснить детям, что такое снег, познакомить со свойствами снега (белый, мягкий, холодный).
| 1.«Растворимость веществ в воде» - экспериментирование с водой. 2.«Волшебный снег» - экспериментирование со снегом. | Воспитатель | Фотоотчёт |
Февраль | 1. Познакомить детей со свойством мыльной воды; научить пускать мыльные пузыри. 2. Наблюдать за движением различных предметов в воде. | 1.«Мыльные пузыри» - экспериментирование с воздухом. 2.«Водоплавающие игрушки» | Воспитатель | Фотоотчёт |
Март | 1. Дать представление о том, что бумага не тонет в воде. 2. Способствовать развитию мелкой моторики. | 1.«Кораблик» - экспериментирование с предметами. 2.«Куда делась вода» - экспериментирование с предметами. | Воспитатель | Фотоотчёт |
Апрель | 1. Развивать у детей внимание и наблюдательность, вызвать интерес к живой природе. 2.Учить детей узнавать насекомых, изображенных на картинках; активизировать словарь детей, употребляя в речи названия насекомых. | 1.«Интересные насекомые» - наблюдения за жизнью насекомых. 2.«Насекомые» - наблюдения за жизнью насекомых. | Воспитатель | Фотоотчёт |
Май | 1.Познакомить с «солнечным зайчиком». Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале. 2.Познакомить детей с луком; научить сажать луковицы в землю и воду, наблюдать за ростом лука. | 1. Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков». Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении. 2.«Расти, лучок!» - наблюдения за жизнью растений. | Воспитатель | Фотоотчёт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы Тема: "Секреты песка"
Конспект разработан в соответствии с программой Детство....
Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....
Конспект совместного занятия театрализованной деятельностью первой и второй младших групп. «Теремок» и драматизация авторской сказки: «Весенняя сказка».
Цель:прививать интерес детей к театрально-игровой деятельности.Задачи:формировать у детей простейшие образно-выразительные уменияразвивать навыки общенияспособствовать созданию радостно-эмоционального...
«Огород на подоконнике в гостях у «Репки»-опытно-экспериментальное занятие по экологии во второй младшей группе.
Один из вариантов, как можно представить и обыграть всеми привычный огород на подоконнике....
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми второй младшей группы"Юные фокусники"
Конспект ООД по экспериментированию с водой «Юные фокусники» во второй младшей группе.Образовательная область: «Познавательное развитие»Вид деятельности: Познавательн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации воспитательно- образовательной деятельности с детьми второй младшей группы № 3 общеразвивающей направленности на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа для детей 3-4 лет общеразвивающей второй младшей группы № 3 «Смешарики» на 2019-2020 учебный год разработана на основе основной общеобразова...
Конспект опытно-экспериментального занятия "Посадка лука" во второй младшей группе №13 «Пчелка»
Тема занятия: «Посадка лука»...