ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
проект (младшая группа)

Глумова Анастасия Юрьевна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КАТЮША»

(МАДОУ Детский сад «Катюша»)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«Волшебная лаборатория»

(сентябрь 2019 г.  – май 2021 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Глумова                Анастасия Юрьевна

 

 

2019 - 2021 г.

Актуальность:

 Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

 

Классификация проекта:

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.

Тип проекта: интегрированный. Включает в себя творческую, познавательно-исследовательскую, игровую, социально-коммуникативную, продуктивную деятельности.

Продолжительность: долгосрочный (май 2019 г – июнь 2021 г).

Участники проекта:  Родители 1 младшей группы «Капелька», дети, воспитатель.

Цель работы: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Создать условия для успешного развития познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе.
  2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
  4. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
  5. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира.

Предполагаемый результат:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
  • Качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
  • Разработка проекта:
  • Донести до участников проекта данную проблему.
  • Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстрации и музыкальный репертуар по теме.
  • Подобрать материалы, игрушки и атрибуты для игровой, продуктивной и трудовой деятельности.
  • Составить перспективный план мероприятий.
  •  
  • Методы:
  • Наглядный, словесный, практический.
  •  
  • Приёмы:
  • - чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов, литературных произведений.
  • - наблюдение;
  • - рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;
  • - проведение дидактических игр;  
  • - заучивание стихотворений детьми, загадывание загадок;
  • - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
  • - организация продуктивной деятельности;
  • - организация познавательно-исследовательской деятельности;
  • - приготовление родителями и детьми различных витаминных салатов, поделок из овощей и фруктов;
  • - изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;
  •  
  • Форма организации детей:
  • Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап.

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

2. Основной этап:

  • подбор оборудования для проведения опытов;
  • организация предметно-развивающей среды;
  • оформление картотеки опытов;
  • Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

3.Заключительный этап:

  • Проведение опытов.

Реализация проекта:

На Первом подготовительном этапе я наметила план работы по теме. Провела с родителями анкетирование, беседы, с целью вовлечь родителей в помощь по созданию уголка по экспериментированию.

На Втором этапе из пособий и оборудований, принесенных родителями (доска для рисования на песке; некоторые природные материалы; емкости; бросовый материал; опилки; песок; ящик ощущений; альбомы «Ткани», «Гербарий», «Пуговицы»),  изготовленными воспитателями, упираясь на оформленную картотеку опытов, Я сделала уголок экспериментирования.

Все опыты основывались на решение проблем,  с участием игровых персонажей Маши и Медведя. Маша создает проблему, а Миша помогает ей решить ее, с помощью экспериментов.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования:

Центр «Песок-вода».

Лупы, зеркала, веревки, пипетки, линейки, фонарики, мыло, щетки, губки, шприцы, мыло, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.

Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

 Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

 Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Подобран дидактический, игровой материал, художественная литература, правила поведения, алгоритм проведения опытов.

Работа с родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

 Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании. 

Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

 

Вывод: Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планируем продолжать опытно-экспериментальную деятельность.

Перспективное планирование.

 

Время проведения

Задачи

Опыты и наблюдения

Ответственные

Отчёт о проделанной работе

 

Сентябрь

 

1.Познакомить детей со свойствами песка (сухой песок светлый и сыпется, а мокрый - темный и лепится).

 

2.Учить детей сравнивать свойства сухого и мокрого песка (сухой песок сыпется, легкий, на нем рисуется хуже, а мокрый песок - не сыпется, тяжелый, на нем рисуется лучше).

 

 

1.«Песок. Свойства песка» - экспериментирование с песком.

2.«Волшебный песок» - экспериментирование с песком.

Воспитатель

Фотоотчёт

 

Октябрь

 

 

1.Познакомить детей с камнями, различными по форме и текстуре.

 

2.Закрепить знания детей о свойствах песка; познакомить со свойствами камня.

 

 

1.«Камни» - экспериментирование с камешками.

2.«Сравнение песка и камня» - с песком и камешками.

 

Воспитатель

Фотоотчёт

 

Ноябрь

 

1.Показать детям, откуда течет вода, воспитывать у них бережное отношение к воде.

2. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё.

Что получается? (Получается буря в стакане воды).

 

 

1.«Вода, водичка» - экспериментирование с водой.

2.«Буря в стакане» - экспериментирование с водой.

 

Воспитатель

Фотоотчёт

 

Декабрь

 

1.Уточнить знания детей о свойствах воды; познакомить с новым свойством воды – прозрачностью.

2.Показать детям, как можно сделать воду цветной.

 

1.«Волшебница вода» - экспериментирование с водой.

2.«Разноцветная вода» - экспериментирование с водой.

 

Воспитатель

Фотоотчёт

 

Январь

 

1. Раскрыть детям понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

 

 

2.Объяснить детям, что такое снег, познакомить со свойствами снега (белый, мягкий, холодный).

                                 

 

1.«Растворимость веществ в воде» - экспериментирование с водой.

 

2.«Волшебный снег» - экспериментирование со снегом.

 

Воспитатель

Фотоотчёт

 

Февраль

 

1. Познакомить детей со свойством мыльной воды; научить пускать мыльные пузыри.

2. Наблюдать за движением различных предметов в воде.

 

 

1.«Мыльные пузыри» - экспериментирование с воздухом.

2.«Водоплавающие игрушки»

Воспитатель

Фотоотчёт

 

Март

 

1. Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

 

2. Способствовать развитию мелкой моторики.

 

 

1.«Кораблик» - экспериментирование с предметами.

2.«Куда делась вода» - экспериментирование с предметами.

 

 

Воспитатель

Фотоотчёт

 

Апрель

 

1. Развивать у детей внимание и наблюдательность, вызвать интерес к живой природе.

 

2.Учить детей узнавать насекомых, изображенных на картинках; активизировать словарь детей, употребляя в речи названия насекомых.

 

1.«Интересные насекомые» - наблюдения за жизнью насекомых.

2.«Насекомые» - наблюдения за жизнью насекомых.

 

Воспитатель

Фотоотчёт

 

Май

 

1.Познакомить с «солнечным зайчиком». Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

 

2.Познакомить детей с луком; научить сажать луковицы в землю и воду, наблюдать за ростом лука.

 

 

1. Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков». Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

2.«Расти, лучок!» - наблюдения за жизнью растений.

 

Воспитатель

Фотоотчёт

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_1_volshebnaya_laboratoriya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КАТЮША»

(МАДОУ Детский сад «КАТЮША»)

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

 «Волшебная лаборатория»

(сентябрь 2019 г.  – май 2021 г.)

Воспитатель: Глумова                Анастасия Юрьевна

2019 - 2021 г.

Актуальность:

 Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Классификация проекта:

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.

Тип проекта: интегрированный. Включает в себя творческую, познавательно-исследовательскую, игровую, социально-коммуникативную, продуктивную деятельности.

Продолжительность: долгосрочный (май 2019 г – июнь 2021 г).

Участники проекта:  Родители 1 младшей группы «Капелька», дети, воспитатель.

Цель работы: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Создать условия для успешного развития познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе.
  2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
  4. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.
  5. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира.

Предполагаемый результат:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
  • Качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
  • Разработка проекта:
  • Донести до участников проекта данную проблему.
  • Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстрации и музыкальный репертуар по теме.
  • Подобрать материалы, игрушки и атрибуты для игровой, продуктивной и трудовой деятельности.
  • Составить перспективный план мероприятий.
  • Методы:
  • Наглядный, словесный, практический.
  • Приёмы:
  • - чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов, литературных произведений.
  • - наблюдение;
  • - рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;
  • - проведение дидактических игр;  
  • - заучивание стихотворений детьми, загадывание загадок;
  • - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
  • - организация продуктивной деятельности;
  • - организация познавательно-исследовательской деятельности;
  • - приготовление родителями и детьми различных витаминных салатов, поделок из овощей и фруктов;
  • - изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;
  • Форма организации детей:
  • Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап.

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

2. Основной этап:

  • подбор оборудования для проведения опытов;
  • организация предметно-развивающей среды;
  • оформление картотеки опытов;
  • Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

3.Заключительный этап:

  • Проведение опытов.

Реализация проекта:

На Первом подготовительном этапе я наметила план работы по теме. Провела с родителями анкетирование, беседы, с целью вовлечь родителей в помощь по созданию уголка по экспериментированию.

На Втором этапе из пособий и оборудований, принесенных родителями (доска для рисования на песке; некоторые природные материалы; емкости; бросовый материал; опилки; песок; ящик ощущений; альбомы «Ткани», «Гербарий», «Пуговицы»),  изготовленными воспитателями, упираясь на оформленную картотеку опытов, Я сделала уголок экспериментирования.

Все опыты основывались на решение проблем,  с участием игровых персонажей Маши и Медведя. Маша создает проблему, а Миша помогает ей решить ее, с помощью экспериментов.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования:

Центр «Песок-вода».

Лупы, зеркала, веревки, пипетки, линейки, фонарики, мыло, щетки, губки, шприцы, мыло, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.

Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

 Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

 Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Подобран дидактический, игровой материал, художественная литература, правила поведения, алгоритм проведения опытов.

Работа с родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

 Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании. 

Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

Вывод: Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планируем продолжать опытно-экспериментальную деятельность.

Перспективное планирование.

Время проведения

Задачи

Опыты и наблюдения

Ответственные

Отчёт о проделанной работе

Сентябрь

1.Познакомить детей со свойствами песка (сухой песок светлый и сыпется, а мокрый - темный и лепится).

2.Учить детей сравнивать свойства сухого и мокрого песка (сухой песок сыпется, легкий, на нем рисуется хуже, а мокрый песок - не сыпется, тяжелый, на нем рисуется лучше).

1.«Песок. Свойства песка» - экспериментирование с песком.

2.«Волшебный песок» - экспериментирование с песком.

Воспитатель

Фотоотчёт

Октябрь

1.Познакомить детей с камнями, различными по форме и текстуре.

2.Закрепить знания детей о свойствах песка; познакомить со свойствами камня.

1.«Камни» - экспериментирование с камешками.

2.«Сравнение песка и камня» - с песком и камешками.

Воспитатель

Фотоотчёт

Ноябрь

1.Показать детям, откуда течет вода, воспитывать у них бережное отношение к воде.

2. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё.

Что получается? (Получается буря в стакане воды).

1.«Вода, водичка» - экспериментирование с водой.

2.«Буря в стакане» - экспериментирование с водой.

Воспитатель

Фотоотчёт

Декабрь

1.Уточнить знания детей о свойствах воды; познакомить с новым свойством воды – прозрачностью.

2.Показать детям, как можно сделать воду цветной.

1.«Волшебница вода» - экспериментирование с водой.

2.«Разноцветная вода» - экспериментирование с водой.

Воспитатель

Фотоотчёт

Январь

1. Раскрыть детям понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

2.Объяснить детям, что такое снег, познакомить со свойствами снега (белый, мягкий, холодный).

        

1.«Растворимость веществ в воде» - экспериментирование с водой.

2.«Волшебный снег» - экспериментирование со снегом.

Воспитатель

Фотоотчёт

Февраль

1. Познакомить детей со свойством мыльной воды; научить пускать мыльные пузыри.

2. Наблюдать за движением различных предметов в воде.

1.«Мыльные пузыри» - экспериментирование с воздухом.

2.«Водоплавающие игрушки»

Воспитатель

Фотоотчёт

Март

1. Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

2. Способствовать развитию мелкой моторики.

1.«Кораблик» - экспериментирование с предметами.

2.«Куда делась вода» - экспериментирование с предметами.

Воспитатель

Фотоотчёт

Апрель

1. Развивать у детей внимание и наблюдательность, вызвать интерес к живой природе.

2.Учить детей узнавать насекомых, изображенных на картинках; активизировать словарь детей, употребляя в речи названия насекомых.

1.«Интересные насекомые» - наблюдения за жизнью насекомых.

2.«Насекомые» - наблюдения за жизнью насекомых.

Воспитатель

Фотоотчёт

Май

1.Познакомить с «солнечным зайчиком». Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

2.Познакомить детей с луком; научить сажать луковицы в землю и воду, наблюдать за ростом лука.

1. Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков». Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

2.«Расти, лучок!» - наблюдения за жизнью растений.

Воспитатель

Фотоотчёт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

Конспект совместного занятия театрализованной деятельностью первой и второй младших групп. «Теремок» и драматизация авторской сказки: «Весенняя сказка».

Цель:прививать интерес детей к театрально-игровой деятельности.Задачи:формировать у детей простейшие образно-выразительные уменияразвивать навыки общенияспособствовать созданию радостно-эмоционального...

«Огород на подоконнике в гостях у «Репки»-опытно-экспериментальное занятие по экологии во второй младшей группе.

Один из вариантов, как можно представить и обыграть всеми привычный огород на подоконнике....

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми второй младшей группы"Юные фокусники"

Конспект ООД по экспериментированию с водой «Юные фокусники» во второй младшей группе.Образовательная область: «Познавательное развитие»Вид деятельности: Познавательн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации воспитательно- образовательной деятельности с детьми второй младшей группы № 3 общеразвивающей направленности на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа для детей 3-4  лет общеразвивающей  второй младшей  группы № 3  «Смешарики» на 2019-2020 учебный год разработана на основе  основной общеобразова...