В помощь воспитателю. Самоанализ ООД
материал

Пиногорова Екатерина Александровна

Современный воспитатель должен уметь анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность и работу коллег. И если оценка занятия с детьми, которое провел другой педагог, не составляет труда, то самоанализ собственной ООД часто вызывает затруднения. Предлагаемая схема анализа содержит уточняющие вопросы, которые педагог может использовать в качестве ориентиров, определить с их помощью достоинства и недочеты ООД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_samoanaliza.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Схема самоанализа ООД

Этап

Вопросы-ориентиры

Обоснование цели и задач

  • Корректно ли сформулированы цель и задачи ООД, обосновано сопоставление с Программой и возрастом детей?

Предварительная работа с детьми

  • Проводилась ли предварительно какая-либо работа, насколько многообразна она была?
  • Учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования ООД?

Дидактическое обеспечение

  • Соответствует ли ли организованная развивающая предметно-пространственная среда цели и задачам ООД (эстетическое оформление, использование ТСО, наглядные пособия и дидактические материалы)?

Вводная часть ООД

  • Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью?
  • Использовал ли сюрпризные моменты для создания и поддержания положительной мотивации к деятельности?
  • Удалось ли поддерживать мотивацию к деятельности (познавательный интерес, активность) на протяжении всей ООД?

Основная часть ООД

  • Была ли четко сформулирована детская цель?
  • Цель ООД сообщил педагог или дети поставили ее совместно с ним в ходе диалога, обсуждения?
  • Была ли цель привлекательна для воспитанников?
  • Как происходил выбор способов деятельности?
  • Опирался ли педагог на знания и опыт детей?
  • Была ли предоставлена детям возможность выбрать средства и способы деятельности, партнеров по деятельности?
  • Какие виды деятельности организовал педагог? Насколько они соответствовали поставленной цели?
  • Что преобладало на данном этапе ООД: диалог или монолог педагога?
  • Определил ли педагог в ходе ООД, что могут сделать дети самостоятельно, а что совместно с ним?
  • Поддерживал ли педагог детей в ходе самостоятельной работы? Каким образом?
  • Организовал ли педагог развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной работы воспитанников?
  • Взаимодействовали ли воспитанники между собой в ходе самостоятельной работы? Способствовал ли педагог этому взаимодействию?
  • Создавал ли педагог ситуацию успеха и психологический комфорт в ходе ООД? Что на это указывало?
  • Какие здоровьесберегающие технологии были применены?

Заключительная часть ООД

  • Каким образом педагог подвел итог ООД?
  • Насколько целесообразен выбор такой формы рефлексии?

Результаты ООД

  • Соответствовало ли содержание ООД поставленным цели и задачам?
  • Выполнены ли были поставленные цель и задачи и в каком объеме?
  • Какие выводы из результатов ООД, над чем нужно работать для достижения наилучшего результата?
  • Какую работу необходимо провести с детьми и их родителями?

Характеристика деятельности воспитателя

  • Речь воспитателя (доступность, логичность, интонационная выразительность и эмоциональность).
  • Удалось ли педагогу занять партнерскую позицию по отношению к воспитанникам? Что на это указывало?
  • Определение последовательности действий, какие моменты были выполнены, а какие требуют доработки.

Рефлексия — один из самых сложных этапов. Как понять, насколько рефлексия соответствовала цели? Существует несколько вариантов:

  • обсудить и оценить результаты деятельности, сравнить результаты с замыслом;
  • обсудить процесс деятельности, удовлетворенность процессом и результатом;
  • выявить ценность полученного нового знания, умения;
  • провести рефлексию настроения и эмоционального состояния;
  • выявить перспективы и новые возможности.

Например, если цель ООД — сформировать навык, то в ходе рефлексии педагог обсуждает с детьми результаты деятельности, сравнивает их с замыслом: «Получилось ли у нас все так, как мы задумали в начале занятия?».

Если цель заключалась в развитии взаимодействия между детьми, то следует обсудить именно процесс деятельности и взаимодействие между воспитанниками в этом процессе: «Дружно ли вы работали? Кто и как помог товарищу? Удалось ли вам договориться?».

Если воспитатель планировал сформировать или закрепить какое-то знание и донести до воспитанников его ценность, то он обсуждает, где и как в жизни дети будут его применять (например, правила дорожного движения).

Если воспитатель стремится развивать воображение и умение планировать, то в итоге ООД стоит поговорить с детьми о перспективах деятельности: «А как еще можно.? Что можно было бы добавить к….? Что ты будешь делать в следующий раз.?».

Таким образом, с помощью предлагаемой схемы самоанализа ООД воспитатель покажет целесообразность всех ее этапов и определит, достигнута ли поставленная цель. Главное, что вывод будет подкреплен аргументами (развернутыми ответами на вопросы), а педагог продемонстрирует умение видеть плюсы и минусы организованной им образовательной деятельности.

Какие вопросы не включены в анализ ООД?  Например, вопрос о соответствии материала возрастным особенностям детей или вопрос о выполнении санитарно-гигиенических требований. Эти требования в ДОО должны выполняться по умолчанию.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационное портфолио воспитателя - самоанализ

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВладение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их примененияИспользование современных образовательных технологий...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Здоровьесберегающий проект "Здоровье детей в наших руках". Разработчики:заведующий Афонина Р.М., педагог-психолог Жарикова С.А., воспитатель Усольцева Л.В.

laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...

Технологическая карта к занятию "Баба-Яга просит помощи" и самоанализ.

Анализ проведенного занятия. Подробное описание занятия по всем этапам НОД....

В помощь воспитателю. Самоанализ НОД.

Предагается схема самоанализа НОД. В соответствии с ФГОС ДО....

Районное методическое объединение воспитателей Самоанализ открытого занятия «Приключение пчелки Жужи»

Цель занятия направленна на решение следующих задач:Образовательные: 1.Учить выполнять задание по образцу.2. Продолжать учить выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного резуль...