В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Здоровьесберегающий проект "Здоровье детей в наших руках". Разработчики:заведующий Афонина Р.М., педагог-психолог Жарикова С.А., воспитатель Усольцева Л.В.
проект по теме
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех его физических и духовных сил…», - писал В.А.Сухомлинский.
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление психофизического здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает не только сохранение и укрепление здоровья воспитанников, но и активное формирование здорового образа жизни.
В нашем детском саду в начале учебного года специалистами был проведен мониторинг здоровья воспитанников, по результатам которого было выявлено ослабленное здоровье детей. В связи со снижениемуровня здоровья, дети нестабильно посещают детский сад, что может сказаться на качестве подготовки детей к школе. А мы знаем, что психофизическое здоровье дошкольника является важным условием, критерием готовности ребенка к школе и залогом успешной адаптации и школьной успеваемости в период обучения. Это и побудило нас разработать и реализовать совместно с родителями проект «Здоровье детей в наших руках».
Особенностью проекта является то, что родители являются активными участниками проекта.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья воспитанников, через организацию совместных действий всех участников образовательных отношений.
Задачи проекта:
• Выявить готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению психофизического здоровья детей.
• Мотивировать детей и родителей к ведению здорового образа жизни: здоровое питание, соблюдение правил личной гигиены, режимных моментов, двигательной активности.
• Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей в рамках проекта.
• Способствовать формированию психофизического здоровья воспитанников посредством нетрадиционной деятельности. • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка. Практическая значимость проекта Данным проектом могут воспользоваться воспитатели, работающие с детьми дошкольного возраста в группах общей и комбинированной направленности. А после некоторой модификации проект может применяться учителями начальной школы в работе с первоклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorove_detey_v_nashih_rukah_.docx | 931.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Барабинск, 2016г.
Содержание
Паспорт проекта | стр. 3 |
Пояснительная записка | стр. 3 |
Актуальность проекта | стр.3 |
Цель, задачи проекта | стр.4 |
Объект и предмет | стр.4 |
Практическая значимость проекта | стр.5 |
Принципы реализации проекта | стр.5 |
Риски, пути решения | стр.5 |
Предполагаемые результаты реализации проекта | стр.5 |
Критерии оценки реализации проекта | стр.6 |
Структура реализации проекта | стр.6 |
I.Аналитический блок. | стр.6 |
II.Информационный блок. | стр.6 |
III. Образовательный блок | стр.6 |
IV.Практический блок Календарно-тематический план | стр.7-15 |
V. Заключительный блок | стр.15 |
Литература | стр.16 |
Приложения |
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-просветительский.
Тип проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медсестра.
Сроки реализации проекта: в течение 2016-2017 учебного года.
Пояснительная записка
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех его физических и духовных сил…», - писал
В.А.Сухомлинский.
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление психофизического здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает не только сохранение и укрепление здоровья воспитанников, но и активное формирование здорового образа жизни.
Актуальность проекта
В последнее десятилетие в современном мире отмечается тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Неблагоприятная экологическая обстановка, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, воздух, ухудшение состояние здоровья матерей, дефицит двигательной активности, незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей отрицательно сказывается на здоровье детей, повышается заболеваемость и, как следствие - снижает эффективность эффективности обучаемости детей. Дошкольный возраст – это период, в который начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья, а также все психические процессы, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому необходимо проводить превентивные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Одним из направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: семья, детский сад, общественность.
Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Это решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, а также выработать единые педагогические требования к дошкольнику.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
В нашем детском саду в начале учебного года специалистами был проведен мониторинг здоровья воспитанников, по результатам которого было выявлено ослабленное здоровье детей. В связи со снижениемуровня здоровья, дети нестабильно посещают детский сад, что может сказаться на качестве подготовки детей к школе. А мы знаем, что психофизическое здоровье дошкольника является важным условием, критерием готовности ребенка к школе и залогом успешной адаптации и школьной успеваемости в период обучения. Это и побудило нас разработать и реализовать совместно с родителями проект «Здоровье детей в наших руках».
Особенностью проекта является то, что родители являются активными участниками проекта.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья воспитанников, через организацию совместных действий всех участников образовательных отношений.
Задачи проекта:
- Выявить готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению психофизического здоровья детей.
- Мотивировать детей и родителей к ведению здорового образа жизни: здоровое питание, соблюдение правил личной гигиены, режимных моментов, двигательной активности.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей в рамках проекта.
- Способствовать формированию психофизического здоровья воспитанников посредством нетрадиционной деятельности.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
Практическая значимость проекта
Данным проектом могут воспользоваться воспитатели, работающие с детьми дошкольного возраста в группах общей и комбинированной направленности. А после некоторой модификации проект может применяться учителями начальной школы в работе с первоклассниками.
Принципы отбора содержания проекта:
- Принцип системности.
- Принцип включенности.
- Принцип превентивности.
Риски | Пути решения |
Недостаточная заинтересованность родителей и педагогов к участию в мероприятиях в рамках проекта. | Мотивировать педагогов и родителей через привлечение к участию в конкурсах, по результатам проведения выражением благодарности, поощрениями активных участников (грамоты, дипломы). |
Недостаток временных ресурсов воспитателей. | Рациональное распределение мероприятий и степень включенности педагогов в процесс проведения проекта. |
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Выявлена готовность семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению психофизического здоровья детей.
- Повысилась мотивация детей и родителей к ведению здорового образа жизни: здоровое питание, соблюдение правил личной гигиены, режимных моментов, двигательной активности.
- Повысилась психолого-педагогическая компетентность педагогов и родителей в рамках проекта.
- Сформировано психофизическое здоровье воспитанников посредством нетрадиционной деятельности.
- Установлены партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
Критерии оценки реализации проекта:
- состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров;
- сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
- мониторинг отношения детей к здоровому образу жизни (беседа);
-показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).
Структура проекта
Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
- Аналитический блок.
- Анкетирование;
- Мониторинг;
- Тестирование;
- Беседа.
- Информационный блок.
- Подбор наглядной информации;
- Оформление папок – передвижек;
- Проведение выставок презентаций;
- Составление памяток для родителей;
- Консультации для родителей на официальном сайте детского сада;
- Распространение буклетов в рамках проекта.
- Образовательный блок
Традиционные формы и методы работы.
- Семинары-практикумы.
- Вечера вопросов и ответов.
- Индивидуальные рекомендации специалистов.
- Дни открытых дверей.
- Физкультурные праздники и досуги.
- Творческие конкурсы и выставки.
- Психологические лектории, тренинги, мозговой штурм.
Нетрадиционные формы и методы работы.
- Ежемесячная традиция «Гостиная здоровья».
- Семейные творческие проекты.
IV Практический блок
- Календарно-тематический план работы
Календарно-тематический план
Мероприятия | Целевая группа | Ответственный | Результат | ||
Месяц: сентябрь (Приложение № 1) | |||||
Тема: «Что такое здоровье и как его беречь?» Цель работы: ознакомление родителей с формированием культуры здоровья детей. Определение роли семьи в воспитании детей. | |||||
Беседа: «Что такое здоровье?» | Дети | Воспитатель, педагог - психолог | Представление о здоровье как ценности, о которой необходимо заботиться. | ||
Гостиная здоровья: «Здоровый ребенок — здоровое общество»:
| Родители, дети | Воспитатель, педагог - психолог | Выявление степени осведомленности родителей в вопросах оздоровления ребенка. Презентация Памятка | ||
Оформление папки – передвижки «Здоровье ребенка в наших руках». | Родители | Воспитатель | Папка – передвижка | ||
Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках» | Медсестра, воспитатель, родители, дети. | Воспитатель, педагог - психолог | |||
Месяц: октябрь (Приложение № 2) | |||||
Тема: «К здоровью через правильное питание» Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы рационального питания, представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья, воспитывать у детей культуру здоровья. Повысить уровень культуры здоровья родителей, под которой понимается общая способность и готовность личности к деятельности по его охране и укреплению. | |||||
Семейный клуб ««К здоровью через правильное питание» | Воспитатель, родители, дети. | Воспитатель | Способность и готовность к деятельности по охране и укреплению здоровья. | ||
Месяц: ноябрь (Приложение № 3) | |||||
Тема: «Закаливание» Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными методами закаливания. | |||||
Составление с детьми правил эффективного использования закаливания. Беседа с детьми «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит!» Гостиная здоровья: «Закаливание»:
| Дети, воспитатель, медсестра Дети, воспитатель Родители, воспитатель, медсестра Родители, воспитатель | Воспитатель, медсестра Воспитатель Воспитатель, медсестра Воспитатель | Памятка эффективного использования закаливания. Презентация Знакомство родителей с нетрадиционными методами закаливания. Папка – передвижка | ||
Фото - выставка: «Как мы закаливаемся в детском саду». | Воспитатели, дети, родители | Воспитатели | Фото - выставка | ||
Месяц: декабрь (Приложение № 4) | |||||
Тема: «Зимние забавы для здоровья» Цель: Вызывать интерес у родителей к зимним прогулкам, созданию снежного городка для зимних забав детей. | |||||
Составление с детьми памятки соблюдения правил во время зимних игр и развлечений. | Дети, воспитатель | Воспитатель | Оформление памятки по соблюдению правил во время игр. | ||
Гостиная здоровья «Зимние забавы»:
| Родители, воспитатель Родители, воспитатель | Воспитатель Воспитатель | Представлены разнообразные зимние забавы для детей. Рекомендации начинающим, фото родителей и детей. | ||
«Зимние забавы» — физкультурный праздник для детей старшего дошкольного возраста и родителей. | Дети, родители, воспитатель | Воспитатель | Конспект совместного физкультурного праздника | ||
Оформление выставки рисунков «Зимние забавы в детском саду». | Дети, родители, воспитатель | Воспитатель | Выставка рисунков | ||
Постройка снежного городка | Родители, воспитатели | Родители, воспитатели | Снежный городок для детей | ||
Месяц: январь | |||||
Тема: «Дыхательная гимнастика» (Приложение № 5) Цель: Познакомить родителей с дыхательной гимнастикой, своеобразной зарядкой нервной системы, помогающей сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. | |||||
Оформление папки-передвижки «Комплекс дыхательной гимнастики после сна» | Воспитатель, родители, логопед | Учитель-логопед | Папка-передвижка | ||
Гостиная здоровья «Дыхательная гимнастика»:
для родителей и воспитателей по формированию правильного речевого дыхания.
| Воспитатель, родители, логопед Воспитатель, родители, логопед Воспитатель, родители, логопед Воспитатель, родители, логопед Воспитатели, родители, педагог - психолог | Воспитатель, учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Педагог - психолог | Презентация Методические рекомендации Памятка | ||
Месяц: февраль | |||||
Тема: «Нетрадиционные способы оздоровления» (Приложение № 6) Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными методами работы, как средством коррекционно-развивающей (лечебной) педагогики в детском саду, создание благоприятного психологического климата в педагогических, родительских коллективах и детских группах. | |||||
Гостиная здоровья «Нетрадиционные способы оздоровления»:
| Родители, дети, воспитатель, педагоги Родители, педагог – психолог, педагоги | Воспитатель, педагог - психолог Педагог – психолог | Фото – отчёт Презентация | ||
Студия «Чудеса на песке» | Воспитатели, родители, дети, педагог-психолог | Педагог-психолог | Презентация | ||
«Важней всего погода в доме» | Воспитатели, родители, дети, педагог-психолог | Педагог-психолог | Презентация мини - проекта | ||
Месяц: март | |||||
Тема: «Профилактика плоскостопия. Осанка» (Приложение № 7) Познакомить родителей со специальными коррекционными упражнениями для профилактики плоскостопия у детей;познакомить с системой специальных упражнений для профилактики и воспитания правильной осанки детей. | |||||
Гостиная здоровья «Плоскостопие – дело поправимое»:
| Родители, воспитатель Родители, воспитатель | Воспитатель Воспитатель | Оформление стендовой наглядности Упражнения для профилактики плоскостопия | ||
Папка – передвижка «Как предупредить развитие плоскостопия у ребёнка?» | Родители, воспитатель | Воспитатель | Рекомендации для профилактики плоскостопия | ||
Буклет «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста» | Родители, воспитатель, медсестра | Медсестра | Рекомендации по воспитанию правильной осанки детей | ||
Месяц: апрель | |||||
Тема: «Витамины для здоровья» (Приложение № 8) Цель работы: Познакомить родителей с «волшебной» силой витаминов для укрепления здоровья. | |||||
Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!» НОД «Кафе «Витаминка» Гостиная здоровья «Ищем витамины»:
| Дети Дети, воспитатель Медсестра, воспитатель, родители, дети Родители, дети
| Воспитатель Воспитатель Медсестра Воспитатель
| Участие в региональном конкурсе детского творчества «Весёлый урок о том, что вкусно и полезно» Буклет Книга... Шкатулка рецептов витаминных салатов. Мини-проекты (фото) | ||
Месяц: май | |||||
Тема: «Движение-залог здоровья» (Приложение № 9) Цель: Познакомить родителей с необходимостью организации двигательного режима для детей. | |||||
Гостиная здоровья «Организация двигательного режима»:
| Родители, воспитатель Родители, воспитатель, дети | Воспитатель Воспитатель | Папка – передвижка | ||
Спортивная игра «Мама, папа, я - спортивная семья». | Родители, воспитатель, дети | Педагоги | Фотоотчет | ||
Мониторинг заболеваемости воспитанников группы, сопоставление с предыдущим периодом, и общей заболеваемостью воспитанников детского сада. | Медсестра | Диаграмма | |||
Анкетирование родителей. | Родители | Педагог-психолог | Результаты | ||
Месяц: Июнь | |||||
Тема: «Защита проектов» (Приложение № 10) Цель: Приобщение родителей делиться опытом оздоровления с другими семьями. | |||||
«Защита проектов родителей» | Родители, воспитатель, дети | Родители, воспитатель | Фото |
V. Заключительный блок
Подведение итогов проекта (анализ результатов мониторинга, выставки, творческие работы, защита семейных проектов), обобщение.
Литература:
- Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания.
- Анохина И.А. Принципы и методы закаливания детского организма
- Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние проблемы). - М.: Медицина, 1999.
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. - М., 2004.
- Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми М., 2002
- Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.60-71.
- Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ /Педагогический вестник. – 2000. – №9. –С.59-61.
- Комаровский Е.Ю. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». –[webmaster@komarovskiy.net]
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: воспитание и развитие». – М.: ИДОСВ РАО, 2003– [http://www.tovievich.ru]
- Лазарев М.Л. «Здравствуй!» / Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста М., 2004
- Лазарев М.Л. «Здравствуй!» / Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ М., 2004
- Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками / Управление ДОУ. – 2006.– №1. – С.107-111.
- Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью / Управление ДОУ. – 2006. – №7. – С.84-95.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка М., 2000
- Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002. – 270с.
- Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении – [www.1september.ru/]
- Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. — Л.: Медицина, 1991г.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. - М.,1994.
- Тюрина Л.В. От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности / Педагогический вестник. – 2000. – №12. – С. 23
- Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе М., 2006
- Шаврыгин Б.В. Если малыш часто болеет М., 2005
- Щетинин Михаил: Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект педагога-психолога Гайнутдиновой Лейсан Рафиковны и воспитателя Бакиевой Ольги Владимировны на тему: "Какую роль играет собака в жизни человека"
Авторы педагог-психолог Гайнутдинова Лейсан Рафиковна, воспитатель Бакиева Ольга ВладимировнаИсследовательский проект «Какую роль играет собака в жизни человека?»Тема нашего проекта «О роли собаки в ж...
Реализация здоровьесберегающей технологии "Здоровье в наших руках" в первой младшей группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №12 г. Красноармейска Саратовской области» Здоровьесберегающая технология. «Здоровье в наших...
Презентация для воспитателя На тему: « Здоровье наших детей- в наших руках»
•Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. •Познакомить воспитателей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоров...
Программа работы воспитателя с родителями по здоровьезбережению детей "Здоровье детей в наших руках" Сандый Айланмаа Михайловны
Программа работы воспитателя с родителями по здоровьезбережению детей...
Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей – в наших руках» «Безопасность детей – в наших руках»
Консультация для родителей поПДД....
Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.
В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследо...