Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
методическая разработка (старшая группа)
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Группы. Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.,двигательной активности детей а также возможности для уединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_rpps.docx | 104.41 КБ |
konspekt_zanyatiya_yunye_ekologi-issledovateli.pdf | 235.13 КБ |
monitoring_2019-2023_gr_komp_napravlennosti.pdf | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 85 комбинированного вида
Консультация для педагогов
«Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
(на основе образовательной программы
«От рождения до школы»)
Подготовила провела:
Учитель-логопед Ногтикова Е.В.
р.п. Большие Вязёмы
февраль 2020
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствие с ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:
- для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
- для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;
- для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
- для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры ,развивающие восприятие ,память ,внимание и т.д.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи в разных возрастных группах.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
В логопедической группе, которую посещают моторно неловкие, плохо координированные дети, следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не должны быть загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить.
Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Предметно-пространственная развивающая среда по развитию речи в групповом помещении представлена двумя центрами:
- Речевым центром.
- Книжным центром.
Рассмотрим наполняемость указанных центров, а также особенности организации центров в кабинете логопеда в соответствии с «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи», под редакцией Н.В. Нищевой. Сантк-Петербург, 2014 г. (Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО).
Младшая группа
Название центра | Содержание |
«Будем говорить правильно» |
|
Книжный центр |
|
Средняя группа
Название центра | Содержание |
«Будем говорить правильно» |
свистящих и шипящих звуков.
|
Книжный центр |
|
Старшая группа
Название центра | Содержание | ||
«Будем говорить правильно» |
«Мыльные пузыри», надувные игрушки).
| ||
Книжный центр |
|
Кабинет логопеда (старшая группа)
Название центра | Содержание |
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда |
|
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда |
|
Подготовительная к школе группа
Название центра | Содержание |
«Будем говорить правильно» |
|
Книжный центр |
|
Кабинет логопеда (подготовительная к школе группа)
Название центра | Содержание |
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда |
|
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда |
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в МАДОУ «Солнышко» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в МАДОУ «Солнышко» в соот...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале в соответствии с требованиями ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале в соответствии с требованиями ФГОС Вводная часть Актуальность: Вопрос со...
Проектная деятельность « Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Тема проекта: « Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО»Вид проекта: практико-ориентированный.Продолжительность: долгосрочный.Сроки...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Анализ развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС
Подготовительная группа...
Консультация для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...