Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале в соответствии с требованиями ФГОС Вводная часть
Актуальность: Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества. И для этого нужна соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, приобщению к физкультуре и спорту в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих полноценное физическое развитие дошкольников.
2. Определить сущность развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и основные принципы ее организации.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды в спортивном зале.
Ожидаемые результаты :
1. Развивающая предметно – пространственная среда насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
2. Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием, детскими тренажерами.
II. Основная часть
1. Теоретические основы организации развивающей предметно – пространственной среды в спортивном зале.
Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда».
Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Предметно-пространственная развивающая среда должна быть наполнена игровым оборудованием соответствующим возрастным потребностям детей.
При проектировании развивающей предметно – пространственной среды в спортивном зале являются:
- всестороннее развитие детей;
- психологический и физический комфорт детей и взрослых.
Заполнение развивающей среды должно подбираться таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе.
Так же в стандарте говорится, что предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и соответствовать особенностям программы. Но при организации пространства важно не перенасытить его громоздкими предметами мебели, яркой раскраской мебели, так же необходимо учитывать значение развивающего пространства в реализации образовательных областей.
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, когда «новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы».
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования.
Описание изменений в образовательном процессе. В спортивном зале находится оборудование сделанное педагогом, которое удовлетворяет потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни, самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию. Физкультурное оборудование расположено таким образом, чтобы способствовать проявлению двигательной активности детей и находятся в свободном доступе, осуществляя принцип доступности среды.
В спортивный зал, который не только заполнен необходимым оборудованием, позволяющим увлечь ребят двигательной деятельностью, но и привлекает своей яркостью, оформлением, ребятам всегда захочется вернуться. Правильное расположение спортивного инвентаря, позволяет рационально использовать время, отведенное на занятие, его разнообразие позволяет увлечь двигательной деятельностью, а творческий подход педагога, обеспечивает неисчерпаемый интерес дошколят к занятиям в спортивном зале.
Ресурсный блок
1. Гимнастическая стенка (4 пролета) ;
2. Приставные лестницы к стенке;
3. Приставные доски: ширина -15 см; Ширина- 20см;
4. Комбинированная установка для подвесных снарядов( 2)
- веревочная лестница;
-канат;
-кольца.
5. Гимнастические скамейки высота 40см, 50 см;
6. Гимнастические маты;
7. Снаряд для прыжков высоту (2 стойки, шнур с грузом;
8. Кубы (большие и малые) ;
9. Дуги для подлезания высота –( 40, 50, 60 см)
10. Доска ребристая;
11. Обручи: диаметр 50см, 70см, плоские обручи;
12. Палки гимнастические
13. Скакалки;
14. Разноцветные флажки, платочки, ленты, гантели, кубики, косички, кегли, погремушки;
15. Мешочки с песком;
16. Баскетбольный щит;
17. Волейбольная сетка;
18. Шапочки маски для подвижных игр;
19. Тоннели;
20. Фитбол мячи;
21. Гимнастические маты;
22. Тренажеры для ног;
23. Тактильная дорожка;
24. Спортивный комплекс «Альма»:
(опора, палки 1м, палки 0, 75 м, защитные шары, шары, скакалки, эстафетные палочки, канат, блинчики, следочки, пяточки, цыпочки, комплект цифр, комплект геометрических фигур, сборная конструкция "Барьер", горка из мягких модулей)
25. Спортивные маты;
26. Мягкие модули;
27. Спортивный лабиринт;
28. Канаты;
29. Татами;
30. Мячи (волейбольные, футбольные, резиновые (малый диаметр - 10см, большой диаметр - 20 -25 см) ;
31. Мишени для метания;
32. Игрушки резиновые;
33. Тренажёры детские:
(велотренажёр, для ходьбы-степпер, скамья для жима, гребной тренажёр)
34. Шары пластмассовые ;
35. Напольный диск;
36."Роллер";
37. Санки;
38. Лыжи.
39. Клюшки пластмассовые;
40. Шайбы пластмассовые;
41. Настольный теннис (ракетки, шарики)
42. Лестница -стремянка
43. Бубны.
44. Ракетки для бадминтона.
45. Воланы.
46. Ворота футбольные.
45. Детские тренажёры.
В планах:
1. Продолжить работу по обновлению развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с современными требованиями.
2. Привлекать родителей воспитанников, спонсоров к оказанию помощи в организации развивающей среды.
3. Выявлять и распространять передовой опыт педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды.
Заключение
Нам удалось создать спортивный зал, в котором развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО. Это помещение способствует активному физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников, которые становятся призерами спортивных соревнований различного уровня.