Проектно-тематическое планирование в подготовительной группе тема «Экологические цепочки»
проект (подготовительная группа)

Корсакова Елена Николаевна

    Дошкольное детство — очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого человека, способного познавать окружающий мир и себя в  этом огромном и таком разнообразном мире. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.     Выбирая и разрабатывая проект«Экологические цепочки», мы рассчитывали, что дети познакомятся с описанием жизни, взаимосвязей животного мира,  внешнего вида, повадок животных в природе; получат научно — достоверные знания о животном мире, также  обогатится  речь детей ,  они познакомятся с редкими и исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная книга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_tsepochki.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно- тематическое планирование в  подготовительной группе Тема: « Экологические цепочки»

составила воспитатель:  Корсакова Е.Н.  

Тип проекта: познавательно -  исследовательский

 По количеству участников:  групповой

 По контингенту участников:  смешанный (дети, родители, педагоги).

 По продолжительности:  среднесрочный 3-4 недели

Актуальность проекта: Комплексно- тематическое планирование

        Актуальность проекта.

Дошкольное детство — очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого человека, способного познавать окружающий мир и себя в  этом огромном и таком разнообразном мире. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.      

   На Земле живут тысячи различных животных. Некоторые из них гиганты - голубые киты, слоны, а другие — совсем крошечные  насекомые, мыши.  Среда обитания животных влияет на их строение, образ жизни и поведение. Нет человека, который не любил  бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними.                                                                                                                                                                                    

 Наша задача формировать у детей нравственные чувства и оценки, развивать восприятие окружающего мира.  Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Разрабатывая проект   «Экологические цепочки», мы рассчитывали, что дети познакомятся с описанием жизни, взаимосвязей животного мира,  внешнего вида, повадок животных в природе; получат научно — достоверные знания о животном мире; обогатится их речь, дети познакомятся с редкими и исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная книга».  Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.  

  Цель: Создание условий для формирования у ребенка элементарных экологических  знаний,

изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания. Воспитание у детей осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы

  Задачи:                                                                                                                                                                                                                              - Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);

- Развитие познавательного интереса к миру природы;

- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- Формирование умений и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

-  Воспитание желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также формирование  навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении ребенка.

Методы реализации проекта: наглядный, словесный, практический.

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Социально-коммуникативная деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

Формы организации проекта: Информационный, исследовательский, творческий….

Форма организации детей: индивидуальная,  в малых подгруппах, фронтальная

Работа с родителями:  Выставка проделок  к экологическому празднику. «Земля- наш общий дом»

Форма итогового мероприятия: Экологический праздник ««Земля- наш общий дом»

Образовательные

области

Центры активности

Непрерывная

образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной

деятельности

детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Социально- коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

Физическое развитие

Сбор

Центр Театрализации

 С/ролевая игра

Манипулятивно-математический

Центр « Науки  и естествознания»

 

   

 Центр          

« Литературы»

Центр «Искуство»

Центр «Физкультуры

Просмотр презентации - «В мире животных». Беседа «Берегите природу»

Цель: в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире, о взаимосвязи живых существ в природе.

Цикл познавательных бесед:

 - «Дикие животные зимой»

- «Травоядные  и  хищные животные»

- «Красная книга России»

- «Польза от животных»,

-«Почему у глобуса белая шапка?».

-«Как помочь лесным жителям зимой»

-«Какие дома у диких животных»

Д/Игра «С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.         «Кто, где живёт»              Цель: Уточнить место обитания животных

Игры – драматизации:

Постановка сказок:

«Мешок яблок»                      В. Сутеева,

«Заячья избушка»

 «Путешествие на север»

Математическая игра  «Продолжи цепочку»

Цель: Развивать логическое  мышление, учить находить общие признаки

Игровое упражнение «Сосчитай зверюшек»                  Цель:  Воспитывать у детей  стойкий интерес к математике, развивать умение считать, решать задачи, развивать смекалку.

Математическая игра

«Узнай знак»

Цель: закреплять знания о знаках  +, -,=.

Задание на игровизоре

Цель: Cспособствовать умению ориентироваться на листе бумаги, соотносить число предметов с цифрой.

 «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное

число.

Решение занимательных задач

Цель:

Развивать навык решения занимательных задач, развивать сообразительность.

«Прогулка в лес»

Цель: Уточнить и расширить представления детей  о лесе и его обитателях

-«Что  случится,  

если  белочка  не  успеет  сделать  запасы?»,

- Зайка не сменит шубку?»

- «Животное попало в капкан»

Живая и неживая  природа .

Цель:  Сформировать у детей представления об объектах живой и неживой природы

Игра «Живая

 пирамида»

Цель: Формировать у детей представление детей о взаимосвязи обитателей леса -растений и животных, их пищевой зависимости друг отдруга.

«Лесные хищники»

Цель: Показать необходимость сосуществования на земле всех видов животных. Избавить детей от неверных стереотипов отношения ко многим из них.

Игра

«Как  вести себя в лесу»

Цель: Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу

Знакомство со стихотворением Л. Дайненко.(стр.317)

«Земля- наш  дом»    Цель; Продолжать развивать у детей интерес

к пониманию смысла образных выражений.

Воспитывать любовь к природе и окружающей среде.

Рассказывание по картине

« Лиса с лисятами»

Цель:   Продолжать составлять сюжетный рассказ по картине , соблюдая последовательность.

Пересказ рассказа М. Пришвина « Ёж»              Цель: Продолжать

формировать навык пересказывать небольшие литературные тексты точно, последовательно, выразительно.

 Рассматривание  картины художника Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Цель: Формировать у детей умение правильно воспринимать, содержание картины, и передавать словом

Составление близких к тексту пересказов по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк»

Рисование. Тема: «Совушка-сова» (смешанная техника)

Цель: Продолжать развивать  навык изображения птиц и животных несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал). Отмечать отличительные особенности.

Рисование. Тема: «Ежиха с ежатами в ельнике» Цель:  Формировать навык передавать в рисунке эпизода из жизни животных через композиционное расположение персонажей.

Рисование. Тема: « Кто живёт в лесу» Цель: Познакомить  с новым способом передачи фактуры шерсти животных. развивать изобразительные  умения и навыки.

Лепка  «Зайка-попрыгайка»

Цель: Познакомить с несколькими приёмами  лепки  зайца. Вызвать желание отразить образы зайцев в лепке.

 Лепка «Ёжик»

Цель: Закрепить умение лепить из целого куска , правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность. Развивать воображение.

Аппликация «Медвежонок»                Цель: освоение нового приёма аппликации- вклеивание  силуэта мелко нарезанными нитями, придавая эффект «пушистой шёрсти».                        Наносить клей   на основу равномерным ,тонким слоем.

Оригами «Совушка-сова»

Цель: закреплять умение

выполнять работу в технике оригами. Внимательно слушать и выполнять команды.

Ежедневное проведение  утренних  гимнастик,

Физкультминуток

Бодрящая гимнастика:

«Мы большие»

«Потягушки-потягушеньки»

Хождение по дорожкам здоровья

Динамические паузы:  «Обезьянки»,

 «Слон»,

  «Зайчата»,  «Дикие животны

Общение на тему                        « Природа- наш друг»,

 «Чем питаются птицы»,                              Беседа- рассуждение «Для чего зайцам нужны волки?».

Беседа о труде лесника (егеря).

Беседа «Интересные факты о животных

жарких стран»

«Как выживают животные, что им помогает?»

«Деревья – лёгкие наших городов »,

«Почему птиц стало меньше? ».

 Разучивание стихов по теме

.Пальчиковая гимнастика «Червячки и ворона»

Речевые игры:

«Я знаю пять названий животных»,                       «Узнай животных по описанию»,                       «У кого какой дом», «Чьи детки»,                         «Назови детёныша ласково»,                    «Четвёртый лишний»

 

«Наши помощники», «От какой пищи ты будешь здоров», «Ты часть – найди целое», «Хорошо плохо»,»

Обыгрывание  этюдов на тему в лесу:

«Трусливый заяц»

«Хитрая лиса»

«Под грибом»

«В непогоду»

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк», «Зоомагазин»

«Путешествие в теплые страны»

«Путешествие на север»

Д/игры;

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

«На что это похоже»

Цель: развитие умственных способностей.
«Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

«Сколько?»

Цель: развитие мышления.

Рабочие листы

-заштрихуй животных

-графический диктант «Животные»

-палочки Кьюзера «Составь животное»

-Танграм «Собери животное по схеме»

 Рассматривание альбома «Животные нашего леса»

Экологическая игра                « Добрый лес», «Хорошо плохо»,

 «Узнай знак, по охране природы»

Экологическая игра «Мы друзья природы»

игры с картинками из серии «Хорошо – плохо»,                                    «Мир вокруг нас», «Назови одним словом»

«Что было бы, если бы…»

«Составь пищевую цепочку»

«Наши помощники», «От какой пищи ты будешь здоров»,

 «Хорошо плохо», «Съедобное и несъедобное»

Д/ игры:

«Шифровочка»

«Волшебная стрелочка»

«Составь слово по схеме»

«Лабиринты букв»

Разучивание стихотворений: А.Плещеев. Наступила осень.

Е. Трутнева. Осень.

Осень. И. Токмакова.

Чтение произведений;

А.Ляпидевски. «Про жаркую пустыню».

В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы».

В. Бианки. Старик и сова.

Л. Толстой «На что нужны мыши?».

Г. Скрибицкий «Как белочка зимует», В. Киплинг «Как верблюд получил свой горб», а. Милн «Кенгуру», Чарушин «Зебра», В Бианки «Лесной колобок- колючий бок»

Рисование:

Рисование животных  при помощи нетрадиционных техник.

Рисование знаков «Берегите природу»

Рисование. Тема: «Зайка серенький сидит».

«Мудрая сова»

Рисование на тему «Пожар в лесу»,

"Лесные животные".

«Дикие животные».

«Животные жарких стран. Жираф»

« Животные Севера». Белый̆ медведь.

«Северный олень»

Аппликация:

-объёмная  аппликация «Львёнок»

-обрывная аппликация «Животные жарких стран»

Коллективная аппликация –коллаж

«Экологическая пирамида»

Аппликация в технике тычкования  «Шмель»

Аппликация:

«Совушка-сова» « «Царство диких зверей»

Работа в технике пластилинография

Лепка:

«Кто живет в лесу»

«Пингвины на Севере».

Лепка из пластилина и природного материала;     « Лесные звери на поляне»;

«Ежиха с ежатами»

 «Сова»

Оригами  «Трусишка зайка серенький»

«Мордочки  животных»

п/и «Звери», «В лесу густом», «Зайцы».

С/р «Зоопарк», «Зоомагазин», «Ветеринарная лечебница».

П/и «Хитрая лиса», «Зайцы и волк». «Мы весёлые мартышки», «На лесной опушки собрались зверюшки.

физкультминутки;

«Зайке холодно сидеть»

«Хомка-хомка-хомячок»

«Пляшет зайка на опушке»

«Теремок»

«Ходи по лесу медведь»

Картины, иллюстрации для рассматривания и составления рассказов

Картинки c изображением

насекомых, животных

костюмы для театрализации сказок: «Мешок яблок»

«Заячья избушка»

Маски-шапочки

- Звери

Атрибуты для организации С.Р.игр

карточки-рисунки комплекта «Число, форма, цвет.

листы с индивидуальными заданиями для ИГРОВИЗОРА

Схемы для развивающей игры Геоконт.

Парные картинки», «Лото»,

 «Экологическое домино», разрезные картинки, пазлы,

Д/и «Продолжи цепочку»

Д/и «Сосчитай и сложи зверюшек»

Д/и «Накорми зверюшек»

(состав числа)

Д/и «Посчитай и обозначь»

Д/и «Геометрическое лото»

-палочки Кьюзера «Составь животное»

-Танграм «Собери животное по схеме»

коллекции объектов природы    и «неприроды»

Картины,

иллюстрации с изображением пищевых цепочек леса, луга.

набор полосок бумаги разной длины с изображением колосков, травы, зайцев, волка, мышек, совы и т.д.

Книжный уголок.

Н.Сладков. Лесные сказки.

Лисичкин хлеб - М. Пришвин

 Картинки, вырезки, трафареты и др. материалы для изготовления книг- самоделок.

Книга

«Про зайца длинные уши»

Рассказы и сказки - Д.Мамин-Сибиряк. «Друзья детства»   - Скребицкий Г.

М. Пришвин. «Ёж»

картины для рассматривания

художника Шишкина «Утро в сосновом лесу»

картина

« Лиса с лисятами»

Фотографии, иллюстрации диких животных.

.

Пооперационные карты  для рисования совы, зайца, ежа.

ель.

картина « Ежиха с ежатами»

Незаконченное изображение ёлочки.

 книги с

иллюстрациями        Е. Чарушина с изображением диких животных

 

Кисти с жёсткой щетиной.

 трафареты, шаблоны.

Природный материал для поделок.

Раскраски по теме

Картинки  с изображением совы, зайца, ежа.

трафарет медведя, картон, шерстяная коричневая пряжа

 Атрибуты ,маски- шапочки для проведения подвижных игр

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления)

сбор, совместно с родителями, природного материала для занятий

Помощь в подборе детской литературы  по теме

Активность  на прогулке

Наблюдения:

1.Наблюдение за одеждой людей.

2Наблюдение «Какая сегодня погода?»

Цель: Формирование умения детей определять состояние погоды, замечать изменения ежедневно.

Цель: установить взаимосвязь явлений природы и жизнедеятельности людей. 

3.Наблюдение за сумерками

Цель: установить, что световой день заметно уменьшается. Закрепить приметы осени.

4..Познакомить детей с термометром, с помощью которого измеряют температуру воздуха.

Цель: рассказать, как это делается. Расширять представление детей об окружающем мире.

5..Наблюдения за сезонными изменениями в конце осени.

Цель: Формирование понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи). Закрепить знания о солнце ( светит, но не греет).

6..Наблюдение за воробьем осенью

Цель. Продолжать закреплять знание детей о знакомой птице - воробье. Учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени.

Труд: подметаем веранду

Цель: учить доводить начатое дело до конца, воспитывать трудолюбие.

Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Навести порядок в кладовке с уличными игрушками

Цель: учить видеть результаты труда, получать удовлетворение от совместной работы.

Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Подвижные игры:.

«Сова и мыши»

«Птички на дереве»

«Хитрая лиса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Коммуникация» НОД для детей старшей группы. Тема: «Экологическая пирамида»

Образовательная область «Коммуникация»НОД для детей старшей группы.Подготовила Руданова Н.А. Тема: «Экологическая пирамида»Цель: Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам прир...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Планирование вподготовительной группе

планирование по программе "От рождения до школы"...

Планирование вподготовительной группе

Планирование на 3 неделю марта по программе "От рождения до школы"...