"Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пушкова Г. И.
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности развития эмоциональной сферы дошкольников средствами изобразительной деятельности. Творческая деятельность наравне с игровой помогает взрослому развивать в ребенке эмоциональную сферу. Изобразительная деятельность позволяет ребенку непосредственно пережить, почувствовать разнообразные эмоциональные состояния и чувства.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, эмоциональная сфера, нетрадиционные техники, развитие.
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности ребенка, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме, активному познанию им окружающего мира. Изобразительная деятельность - художественно-творческая деятельность, направленная на отражение ощущений и чувств, полученных в жизни, а также и на выражение своего отношения к изображаемому. К продуктам творческой деятельности относят рисунок, скульптура, аппликация, лепка и многое другое. Изобразительная деятельность в жизни ребенка занимает особое место. Через продукты творческой деятельности, дети отображают реальность и мир такими, какими они их видят. По результату изобразительной деятельности можно немало рассказать о ребенке, о его настроении, эмоциональном состоянии, степени развития и характере. Это всё является непосредственным отражением эмоциональной сферы дошкольника.
Эмоциональная сфера – это импульсивность, чувствительность, а также другие качества, характеризующие динамизм и силу проявления эмоций.
Ребенок в свои первые годы жизни живет только чувствами и эмоциями. Это давно подтверждено учеными. На протяжении всей своей жизни, человек занимается формированием двух картин окружающего мира: познавательной и эмоциональной. Познавательная картина отвечает на вопрос: «Как устроен этот мир?», «Что я вижу, что я слышу вокруг?», «Как этот мир возник?», «как мы развиваемся?». На перечисленные вопросы человек отвечает в течение всей своей жизни. Во все возрастные периоды одинаково идет развитие этих различных познавательных процессов. Что касается эмоциональной сферы и формирования эмоциональной картины, то она главным образом складывается на дошкольный период обучения. Именно дошкольный период детства является сенситивным периодом, то есть наиболее благоприятным периодом формирования эмоциональной сферы. И если этот период будет упущен, то в дальнейшем скорректировать проблемы и нарушения во взаимодействии между собой сверстников, детей со взрослыми, будет достаточно сложным.
Средства изобразительной деятельности первые помощники развития у детей эмоциональной сферы. Порой, для полноценного развития приходится скорректировать некоторые недостатки. По статистике, до 65% детей имеют некоторые проблемы, нарушения или отклонения эмоционально-психического развития. И делать вид, что у всех детей полноценно развита эмоциональная сфера, мы не можем, так как образовательную и непосредственную деятельность и специфические виды деятельности, формы, технологии, адресовать только для нормативно развивающихся детей. Новую модель в дошкольном образовании по ФГОС в инклюзии, необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка. Средства изобразительной деятельности должны учитывать возраст ребенка, его эмоциональное состояние, уровень развития и время пребывания в дошкольном учреждении. Так же необходимо учитывать компетентность самого педагога в изобразительном искусстве. Чтобы эмоции жили и переросли во что-то большее, а именно пробуждали чувство прекрасного, к выражению чувств, к действию, им нужна регулярная подпитка. В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет определенные знания, умения и навыки, касающиеся изобразительного искусства. Старшие дошкольники на занятиях ранее были ознакомлены с нетрадиционными техниками изобразительного творчества, и воспитателю остаётся только положиться на то, что выберет ребенок для развития своей эмоциональной сферы. Положительные эмоции и чувство эстетического удовлетворения дошкольник может получить только почувствовав свободу творчества. При противоречивом эмоциональном настрое, когда ребенок не расположен для занятия с группой, воспитатель мотивирует дошкольника, привлекая его различными способами и средствами к деятельности. Как правило, ребенок всегда с лёгкостью идёт на контакт при доброжелательном отношении воспитателя. Сложность занятия заключается в том, что не все педагоги чувствительны по отношению к детям и начинать необходимо с простейших элементов на свободную тему. Данный возраст детей не требует определенной конкретики.
Зачастую, занятия изобразительной деятельности повторяют свою тематику из года в год. Воспитатели за основу тем берут основные календарные праздники, по которым готовятся утренники или смену времён года. Безусловно, эти занятия, будут отличаться продуктивностью с каждым последующим годом. Воспитатель может внести изменения в ход данного занятия и привнести в него интерес и увлекательность, через нетрадиционные техники рисования и музыку. Ведь ребенок должен влюбиться в то, что он делает. И только тогда у него получится качественный результат.
Перед работой, ребенка нужно настроить на «правильный лад». Ведь каждый человек –это «музыкальный инструмент». И как он будет «настроен», такая «музыка» и получится. Перед занятием, необходимо обговорить предстоящую тему, показать репродукции картин великих художников, попросить рассказать о каждой, сравнить их, расспросить ребенка, что бы он хотел нарисовать. Добиться того, чтобы его ответы были не односложные и наиболее креативные. Следующим шагом будет прослушивание музыкальной композиции этой же тематики, сравнение репродукций картин и услышанной мелодии.
Нужно помнить, что фантазия ребенка бывает безграничной, дети придумывают полноценные сказочные сюжеты увиденного и услышанного в совокупности и это хороший признак результата развития эмоциональной сферы.
На этапе порождения своего рисунка дошкольниками нужно дать волю фантазии, как воспитателя, так и детей, применяя традиционные техники рисования карандашами, мелками, красками, а также нетрадиционные: пальчиковое рисование, рисование мыльной пеной, кляксография пластилинография и многое другое. Разнообразить и без того огромный спектр возможностей можно комбинированием разных техник. Результат работы ребенка целиком зависит от работы воспитателя, подобранного материала к занятию и от самого ребенка.
Изобразительная деятельность – один из самых действенный способов развить у ребенка эмоциональную сферу, увидеть степень его чувствительности, иногда пронаблюдать импульсивность, если тема рисунка возбуждает в нем самые яркие чувства, а также, многие другие качества, характеризующие силу и динамизм проявления эмоций ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. : Академия, 2005. – 344 с.
2. Запорожец, А. В. Психология. – М. : Просвещение, 2012. – 240 с.
3. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Просвещение, 2005. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников
Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес.Существуют определенные противоречия между неразраб...
Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников на музыкальном занятии через синтез искусств.
Дается понятие об эмоциях и их значении в развитии ребенка....
Кружок по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника "Счастливое детство"
Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детямпредставление о спосо...
электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников "Калейдоскоп эмоций"
Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи пособия: - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, гру...
Особенности развития эмоциональной сферы старшего дошкольника
Эмоции играют важную роль в жизни детей. •Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. •Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его...
"Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольнков"
Особенности развития эмоциональной сферы старших ошкольников, суть и проблема....
Консультация на тему: «Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников»
Консультация на тему:«Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников»...