"Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольнков"
статья (старшая, подготовительная группа)

Мингалеева Надежда Юрьевна

Особенности развития эмоциональной сферы старших ошкольников, суть и проблема.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития эмоциональной

сферы старших дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Через проживание разного рода эмоций старшие дошкольники воспринимают действительность и реагируют на нее.

Изменения, происходящие в эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста, связаны с расширением видов их деятельности, а также с усложнением его отношений с окружающими.

Во ФГОС ДО эмоциональное развитие детей входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Оно направлено на:

« усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

 развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

 становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

 развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых;

 формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

К старшему дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется, сердится, восторгается, удивляется, грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств: принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций.

Особенно важным для развития дошкольника является появление таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без них невозможны совместная деятельность детей.

Возникновение новых эмоций связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. Основную роль в развитии эмоций ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности.

Огромное влияние в формировании эмоциональных представлений оказывает знакомство детей с произведениями художественной литературы. Восприятие произведений художественной литературы в старшем дошкольном возрасте характеризуется эмоциональным сопереживанием. Ребенок начинает понимать литературного героя, учится характеризовать и анализировать его поступки, основываясь не только на ярко выраженных внешних чувствах  страхе, смехе, но и на скрытых мотивах поступков.

В творческой деятельности также происходит обогащение представлений об эмоциях через ознакомление с искусством, например, передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу в театрализованной деятельности.

Любая деятельность, в которую включается дошкольник  игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме  должна иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок в силу своего возраста просто не способен делать то, что ему не интересно. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень важна.

  Основной особенностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является его обусловленность происходящим в данный возрастной период установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. В частности, автор говорит о том, что характерным для старших дошкольников является снижение импульсивности проявления эмоций. Так, например, старший дошкольник уже может сдерживать слезы, когда переживает обиду или страх.  

Именно в данный возрастной период у детей закрепляется умение использовать экспрессивные формы выражения эмоций. В частности, дети для выражения собственных эмоций или для демонстрации собственных переживаний начинают активно использовать разную интонацию, мимику, пантомимику.

Благодаря развитию речи старшие дошкольники научаются не только управлять выражением своих эмоций, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих в своих переживаниях, воздействуя на них.

Развитие эмоций у старших дошкольников зависит от ряда условий.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Дошкольник нуждается в положительных эмоциях с их стороны. Эта потребность вызывает сложные чувства: любовь, сочувствие, ревность, зависть и др.  

В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Когда близкие ребенку люди любят его, внимательно и уважительно к нему относятся, он пребывает в состоянии эмоционального благополучия и испытывает чувство доверия, надежности и защищенности. В этом случае ребенок развивается жизнелюбивым, оптимистичным, психически благополучным, физически активным.

Невнимательное отношение взрослого к старшему дошкольнику, напротив, значительно снижает его социальную активность. Ребенок может замкнуться в себе, проявлять неуверенность, неадекватно эмоционально реагировать, выплескивать на других детей свои негативные эмоции.

    Для старших дошкольников становится недостаточным взаимодействовать только со взрослыми. У него все больше усиливается стремление к общению и взаимодействию со сверстниками. Ребенок более активен с ровесниками в стремлении разделить с ними переживания. Только в общении с другими детьми ребенок может научиться одновременно находить с ними общий язык и защищать свои интересы.

Общение со сверстниками обладает более яркой и дифференцированной эмоциональной окраской в отличие от общения со взрослыми. Исследователи отмечают, что разнообразные эмоциональные состояния и их экспрессивно-мимические проявления отмечаются у старших дошкольников в общении сверстников гораздо чаще, чем в общении со взрослыми. Спектр таких эмоциональных проявлений может быть очень широк.

У определенного количества детей мог сложиться негативный опыт общения со сверстниками, который может проявляться в недоверии, возникновении чувства опасности, агрессивных проявлениях детей. Своевременное определение проблемных зон общения старшего дошкольника со сверстниками, их коррекция и помощь ребенку в выстраивании межличностных отношений способствуют не только налаживанию процесса общения, но и развитию эмоциональной сферы.

В. В. Николаева выделяет следующие психологические условия, способствующие развитию эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками:

- использование игр и упражнений на обогащение как эмоциональной, так и коммуникативной сферы дошкольников;

- приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками;

- развитие у старших дошкольников уверенности в себе;

- преодоление негативных эмоциональных состояний дошкольников.

Во-вторых, при специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, изобразительная деятельность) дети учатся испытывать определенные эмоции, связанные с восприятием (например, музыки или живописи).

В третьих, эмоции очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности  в игре, насыщенной разнообразными переживаниями.

В-четвертых, в процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, комнаты, дежурство) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка становится разнообразней. От основных эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более насыщенной группе чувств: радость и сердитость, восторг и удивление, ревность и грусть.

Меняется и внешнее проявление чувств и эмоциональных реакций. В данном возрасте становится характерным адекватное проявление чувств, отсутствие значительных эмоциональных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, усваиваются принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Этот новый относительно устойчивый эмоциональный фон показывает возрастную способность ребенка управлять своими эмоциями.

Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития. В этом возрасте желания ребенка соприкасаются с его представлениями, вследствие чего, побуждения перестраиваются. Таким образом, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвидеть результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Ребенок начинает испытывать радость и печаль не только по поводу того, что он делает в связи с тем, что еще предстоит совершить. Переживания становятся сложнее и глубже. Спектр эмоций расширяется, особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание – без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Старший дошкольник начинает включать в процесс управления своими эмоциями слова. Увеличивается активный, а также и пассивный, словарь обозначений эмоционального состояния.

В этом возрасте активно развиваются формы коллективной деятельности, что ведет к осмыслению и проявлению таких эмоций как симпатия, сочувствие, формируется чувство товарищества и чувство ответственности по отношению к окружающим его взрослым (но пока в основном к близкому окружению) и сверстникам.

Происходит первое осознание необходимости соблюдения правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

        Выделяют следующие особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста:

 более спокойный уравновешенный фон восприятия;

 эмоциональные процессы более управляемы и осознаваемы;

 развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

 происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствах и получение конечного результата;

 несколько завышенная самооценка, что подталкивает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту поступления в школу уровень самооценки снижается;

 появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнования), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются главные мотивы, формируется иерархия, мотивы; достижения успеха, интерес к достижению результата деятельности);

 проявляется способность оценивать свое поведение.

Таким образом, эмоциональное развитие старшего дошкольника имеет следующие особенности: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства − нравственные, интеллектуальные, эстетические.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника"

В статье отражены актуальные на сегодняшний день проблемы, связанные с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста. Даны практические рекомендации для воспитателей детских садов по созданию эм...

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей...

Особенности развития эмоциональной сферы старшего дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. •Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. •Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его...

Особенности развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости...

"Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников"

В данной статье рассматриваются особенности развития эмоциональной сферы дошкольников средствами изобразительной деятельности. Творческая деятельность наравне с игровой помогает взрослому развивать в ...

Особенности развития эмоциональной сферы у ребёнка старшего дошкольного возраста .

Если у ребёнка тревожность или заниженная самооценка необходимо проводить коррекционые мероприятия....

Консультация на тему: «Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников»

Консультация на тему:«Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников»...