Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании социальных эмоций дошкольников
статья
Стендовый доклад на тему «Семья как источник социальных эмоций»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stend._dok.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»
Региональный семинар «Открыть в ребенке человека» 20 апреля 2017 г.
Стендовый доклад
Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании социальных эмоций дошкольников
Круглый стол «Семья как источник социальных эмоций»
Воспитатель I квалификационной категории
Сергиенко О.В.
г. Бердск
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.
В последние годы появляется всё больше детей с нарушением психо -эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Отмечается, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Это объясняется тем, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обеднённая эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Как результат – дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть. К тому же, у детей с угнетённой эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Следует отметить, что при всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.
Выделяют следующие базовые особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными (в чем важна роль взрослого), обобщенными, разумными, произвольными, вне ситуативными;
- формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Цель занятий развития эмоционального интеллекта состоит в том, чтобы научить ребенка отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами, управлять своими эмоциями, определять эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать.
Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям.
Планируя свою работу, педагоги дошкольного возраста стремятся не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.
Общаясь с малышами, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садиться на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.
Своим примером воспитатель показывает детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей. Он организует различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности. При этом главное – не поучать, а постоянно и естественно приучать детей к правильным поступкам и действиям.
Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них хорошее настроение. Когда педагог что-либо объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься.
Стихи, потешки он читает живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Когда же воспитатель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, стихи, он относятся к занятию безразлично, дети начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, выполнять предложения воспитателя.
Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому малышу, в готовности прийти на помощь, терпеливо и доброжелательно приучать детей к совместному образу жизни и посильной для них самостоятельности. Быть веселой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой – обязательное условие успешной работы воспитательницы с малышами. В «педагогической копилке» воспитателя всегда должен быть запас различных игровых приемов, занимательных игр, шуток, образных импровизаций, прибауток, стишков.
Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами.
Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.
В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важно:
- эмоциональный микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей;
- представление родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем. Идеальным большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям;
- важно, чтобы родители замечали некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена. Любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же выбрасывает и ломает их;
- привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности;
- понимать родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнении посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.
Для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей.
Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
- родительские собрания с чаепитием, где информируют их о целях, задачах, особенностях эмоционального развития;
- анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско–родительских отношений и индивидуальности ребёнка;
- знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения.
Подключение родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом помогают:
- домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);
- участие родителей в праздниках;
- совместные мероприятия родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием уже знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения;
- домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.
В организации мероприятий по познанию эмоциональной сферы ребёнка используют следующие формы работы с родителями:
- анкетирование ребёнка с помощью родителей на тему «Вот я какой!», которое позволяет родителям совместно с ребёнком заметить, осознать и пережить приятные минуты, совместно изучая индивидуальность ребёнка;
- домашнее задание (рисунок «Моя семья» с последующем оформлением выставки);
- организация досуга с семейными конкурсами, чаепитием;
- совместный тематический рисунок «Что нас радует?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие удовольствие, радость;
- разучивание с родителями психогимнастических упражнений;
- совместные рисунки родителей и детей «Что нас радует», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь» и т.д.;
Эти формы работы позволяют педагогу вместе с родителями понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.
В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.
Литература
1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных явлений / Леонид Гозман. – М.: Изд. МГУ, 1987. – 166 с.
2. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Соловьёва В.Е. и др . Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
3. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Надежда Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.
4. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательство центр «Академия», 2003. – 176 с.
5. Маркова Т.А., Емельянова Л.Г., Загик Л.В. и др. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье /.; Под ред. Р.А. Курбатовой. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников»
Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников» Цель: повысить качество образовательной работы по социально-нравственному развитию детей группы за счет обе...
Взаимодействие с семьей как условие формирования социальной компетентности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель нашего взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду....
Роль семьи в формировании социально-бытовых навыков дошкольников
Дошкольник, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, овладевает социально-бытовыми навыками. Например, помогая родителям в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок, пыта...
«Особенности использования театрализации в формирование социальных эмоций у дошкольников»
Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителям...
Презентация "Формирование социальных отношений дошкольников в процессе разновозрастного взаимодействия"
Формирование у ребенка социальных отношений происходит через познание моральных норм, образцов ролевого поведения, знакомясь с такими эстетическими категориями, как правда и ложь, храбрость и доброта,...
Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»
Актуальность Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа...
Стендовый доклад:"ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ."
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ....