Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»
проект на тему

Актуальность

   Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Практика показывает, что  у родителей не достаточно сформированы знания  в области воспитания и развития дошкольников, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.  Формирование социально – нравственных основ у дошкольников предполагает работу по взаимодействию педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta_po_vzaimodeystviyu.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

   Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»

Воспитатель: Вавилкина Е.Е.

Введение

Актуальность

   Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Практика показывает, что  у родителей не достаточно сформированы знания  в области воспитания и развития дошкольников, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.  Формирование социально – нравственных основ у дошкольников предполагает работу по взаимодействию педагогов и родителей.

   Цель: взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника в современных условиях.

Задачи:

  1. Изучение и анализ научно – методической, нормативно – правовой литературы по ФГОС ДО.
  2. Создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально -нравственных основ у дошкольника в современных условиях.
  3. Разработка тематического планирования по взаимодействию педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника .
  4. Проектирование процессов взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника .
  5. Проектирование традиционных и нетрадиционных форм  взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника.
  6. Анализ, результативность, перспективность.

Этапы проекта:

  1.  Организационный: август – сентябрь.    

Выявление проблемы, анализ методической литературы, планирование деятельности, создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольников.

  1. Содержательный: октябрь – апрель.

Внедрение в практическую деятельность  эффективных форм взаимодействия педагогов  и родителей по формированию социально-нравственных основ  у дошкольников.

  1. Результативный: май – июнь.

Анализ, результативность,  перспективность.

Тип проекта

 По методу: информационно - практико-ориентированный.

 По содержанию: педагоги, дети, родители.

 По количеству участников: коллективный.

 По продолжительности: долгосрочный.

    Объект: дети, педагоги,  педагог – психолог, музыкальный руководитель,  инструктор по физической культуре, родители.

   Предмет: взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника в современных условиях.

Условия взаимодействия педагогов с родителями: 

  1. Выработка единых целей и форм  по формированию социально –нравственных основ у дошкольника.
  2. Создание образовательной среды.
  3. Открытость дошкольного учреждения.
  1. Установка позитивных, доброжелательных отношений  и доверительно-деловых контактов между педагогами и родителями.
  2. Дифференцированный подход к каждой семье.

  Целевые ориентиры:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности;
  • ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью;
  • ребёнок подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт.

   Проектная работа может использоваться педагогами и родителями  других детских садов по формированию социально – нравственных основ у дошкольников.

                                           

                                       

                                         Основная часть

   1.1.Теоретическое обоснование взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника.

   Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. 
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. 
  Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с на   ибольшей остротой встают именно в наши дни.

   В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить всестороннего, гармонического, личностного развития ребенка в раннем возрасте. За воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

   Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»  обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Взаимодействие ДОУ с семьей требует нового подхода.

   Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество и «взаимодействие».

   Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье.

   Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так:

   1) взаимная связь двух явлений;

   2) взаимная поддержка.  

   Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.   Налаживание  взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально – нравственных основ у дошкольников сделает процесс социально - нравственного воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема взаимодействия педагогов и родителей  предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с  родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности  родителей.

   Главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

   Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

  • Традиционные формы взаимодействия: беседы, посещение семей, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, выставки совместных работ, родительские конференции, совместные праздники и развлечения, работа с родительским комитетом.
  • Нетрадиционные формы взаимодействия: сайты детского сада и группы, фотовыставки и фотомонтаж, проведение акций, почта доверия, проведение мастер-класс, круглый стол, презентации.

                       Практическая часть

   Проект по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольников».

   Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

   Педагоги: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог – психолог.

    Участие педагогов в проекте.

  • Воспитатели:

       участвуют в обсуждении плана проекта;

       создают условия в группах для познавательных и развлекательно-игровых  мероприятий, пополняют предметно-развивающую среду (атрибуты к играм, к продуктивной деятельности, уголки театрализованной деятельности, зоны для художественного творчества, физкультурно-оздоровительные, музыкальные, познавательно-исследовательские центры, книжные уголки)

       оформляют информационно-наглядные стенды для родителей (советы, шпаргалки, рекомендации, памятки);

       проводят мероприятия с детьми (беседы, целевые прогулки, обыгрывание сюжетных ситуаций, сюрпризных моментов).

       организовывают продуктивную художественную деятельность с детьми;

       оформляют выставки детских рисунков на тему: «Моя семья», «Профессии моих родителей»,  «Мы отдыхаем», «Мамочка моя», «Самый лучший папа» и другие.

       организуют конкурсы рисунков.

  •  осуществляют интеграцию всех образовательных областей и работу специалистов.
  • Деятельность детей:

       активно участвуют в проводимых мероприятиях;

       совместно с родителями и педагогами готовят атрибуты к играм;

       занимаются продуктивной деятельностью (рисование, лепка, изготовление поделок из природного и бросового материала, оригами);

       читают стихи, потешки, поют песни, танцуют, участвуют в конкурсах;

       совершают целевые прогулки, экскурсии совместно с родителями;

       расширяют кругозор и познавательно-исследовательскую деятельность через игры, опыты и эксперименты;

  • Педагог - психолог:

       участвует в обсуждении плана проекта;

       оказывает психологическую поддержку по организации и проведению познавательно-речевых, социально-личностных, художественно-эстетических, физкультурно-оздоровительных мероприятий;

       проводит анализ используемых в работе педагогических технологий;

       составляет рекомендации для воспитателей и родителей с учетом индивидуальных особенностей детей;

       осуществляет работу с родителями.

  • Музыкальный руководитель:

       участвует в обсуждении плана проекта;

       проводит музыкальные занятия с элементами хореографии, ритмики, праздничные и развлекательно-игровые мероприятия, связанные с тематическими днями, с календарём праздников, посвящённом нравственной тематике; занимается разработкой сценариев к праздникам и развлечениям;

       подбирает для детей музыкальные произведения, несущие положительный эмоциональный настрой.

  • Воспитатель по физической культуре:

       участвует в обсуждении плана проекта;

       участвует в развлекательно-игровых мероприятиях, направленных на оздоровление детей;

       воспитывает у детей желание вести здоровый образ жизни;

       осуществляет работу с родителями, проводит праздники «Папа, мама, я- спортивная семья».

  • Деятельность родителей:

       оказывают помощь воспитателям и специалистам детского сада в осуществлении мероприятий;

       являются инициаторами совместных мероприятий: тематических дней, познавательных и экологических акций, целевых прогулок и экскурсий;

       совместно с детьми участвуют в продуктивной деятельности, в формировании выставок детских работ, фотосессий и фотовыставок;

       участвуют в формировании и насыщении предметно-развивающей среды группы (изготовление атрибутов к играм, развлечениям, конкурсам, акциям) и территории дошкольного учреждения;

       помогают в приобретении поощрительных призов;

       фотографируют и снимают на видеокамеру все мероприятия.

Материально-техническая оснащение.

   В   ДОУ  созданы необходимые условия для организации совместных  мероприятий  с  родителями , проведения индивидуальных консультаций по их запросам:

        музыкальный и физкультурный залы,

       кабинеты для индивидуальных занятий с психологом,

       методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми,

       наличие ТС: компьютеры, цветной принтер, ксерокс, фотоаппарат, видеокамера, мультимедео установка, достаточная обеспеченность информацией (стенды, коллажи, выставки и фотовыставки, тематическое оформление лестничных маршей и коридоров).

                                Перспективное планирование

Тема: «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию  

                социально- нравственных основ у дошкольников».

Этап  

   Мероприятия

  Участники

   Цель

1.Организационный: август – сентябрь.

1.ФГОС [Текст]-М.: Центр педагогического образования, 2014.

2. Миклеева, Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. [Текст] /Н.В. Миклеева.- М., 2010.

3.Дронь, А. В.  Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников, [Текст]  /А.В. Дронь. - СПб.-  2012.

4.Шевченко, Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» [Текст] / Л.Л. Шевченко. –МО.- 2012.

Педагоги.

  Выявление проблемы, анализ методической литературы, планирование деятельности, создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольников.

2этап

Содержательный: октя

брь – апрель.

   

 

Анкета для родителей «Ценности и традиции нашей семьи»

Дети, педагоги, родители, старшее поколение.

Внедрение в практическую деятельность  эффективных форм взаимодействия педагогов  и родителей по формированию социально-нравственных основ  у дошкольников

Анализ информации о семьях

воспитанников

Родительское собрание «Социально – нравственное воспитание в семье»

Педагоги,  родители

Повышение педагогической культуры родителей

Встреча с многодетной семьёй «Счастливая семья»

Педагоги, многодетные семьи

Знакомство с семейными ценностями

Досуг «Бабушкин сундучок»

Бабушки, педагоги, дети, муз. руковод.

Знакомство с семейными реликвиями

Мастер – класс «Игрушка моего детства»

Старшее поколение, родители, дети, педагоги.

Знакомство с историей народной игрушки, вызвать желание сделать игрушку своими руками.

Досуг «Мамина школа»

Мамы, педагоги, дети

Воспитание уважения к труду мамы

Ярмарка мастеров

Старшее поколение, родители, педагоги.

Развивать творческие способности в совместной  со взрослыми деятельности.

Фотовыставка «Будем знакомы – это наша семья». Рассказ о семье

Родители,

дети, педагоги.

Знакомство с семьями воспитанников

Круглый стол «Читаем всей семьёй» (из опыта семейного воспитания)

Родители, педагоги.

Вызвать интерес к семейному чтению

«Отдыхаем вместе с семьёй». Слайд – шоу (из семейного архива)

Родители, дети, педагоги

Выявить необходимость совместного отдыха родителей с детьми

3 этап Результативный: май – июнь.

Анализ проведённой работы.

День открытых дверей.

НОД «Знамя семьи – любовь».

Презентация «Взаимодействие педагогов с родителями по социально –нравственному воспитанию детей»

Дети, родители, педагоги.

Анализ, результативность, перспективность.

                                                    Заключение

В ДОУ  созданы все необходимые условия для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально – нравственных основ у дошкольника:

  • Изучена и проанализирована  научно – методическая, нормативно – правовая литература по ФГОС ДО.
  • Созданы условия для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально - нравственных основ у дошкольника. Разработка тематического планирования по взаимодействию педагогов и родителей  по формированию социально - нравственных основ у дошкольника .
  • Спроектированы процессы взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника .
  • Спроектированы традиционные и нетрадиционные формы  взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных основ у дошкольника.

В результате взаимодействия педагогов и родителей  по формированию социально- нравственных идет взаимообогащение и накопление личностных качеств.
Творчество родителей заключается, прежде всего, в том, чтобы быть хорошими родителями, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит ответственно относиться к своим обязанностям, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ребенком и наслаждаться этим творчеством.

                                         

Список литературы

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] - М.: Центр педагогического образования. 2014

 2.Миклеева, Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. [Текст] /Н.В. Миклеева.- М.: Творческий Центр, 2010.

3.Дронь, А. В. . Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. . [Текст]  /А.В. Дронь. - Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.

4. Шевченко, Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» [Текст] / Л.Л. Шевченко. Московская область, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие ДОУ с родителями по формированию ЗОЖ у дошкольников»

Консультация для педагогов о роли ДОУ по взаимодействию с родителями в формировании ЗОЖ у дошкольников....

Семинар-практикум для родителей по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей при формировании звукопроизношения у воспитанников с ТНР».

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.Задачи:активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;обучить...