Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»
проект на тему
Актуальность
Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Практика показывает, что у родителей не достаточно сформированы знания в области воспитания и развития дошкольников, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Формирование социально – нравственных основ у дошкольников предполагает работу по взаимодействию педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proekta_po_vzaimodeystviyu.docx | 40.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»
Воспитатель: Вавилкина Е.Е.
Введение
Актуальность
Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Практика показывает, что у родителей не достаточно сформированы знания в области воспитания и развития дошкольников, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Формирование социально – нравственных основ у дошкольников предполагает работу по взаимодействию педагогов и родителей.
Цель: взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника в современных условиях.
Задачи:
- Изучение и анализ научно – методической, нормативно – правовой литературы по ФГОС ДО.
- Создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально -нравственных основ у дошкольника в современных условиях.
- Разработка тематического планирования по взаимодействию педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника .
- Проектирование процессов взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника .
- Проектирование традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника.
- Анализ, результативность, перспективность.
Этапы проекта:
- Организационный: август – сентябрь.
Выявление проблемы, анализ методической литературы, планирование деятельности, создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольников.
- Содержательный: октябрь – апрель.
Внедрение в практическую деятельность эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников.
- Результативный: май – июнь.
Анализ, результативность, перспективность.
Тип проекта
По методу: информационно - практико-ориентированный.
По содержанию: педагоги, дети, родители.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Объект: дети, педагоги, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Предмет: взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника в современных условиях.
Условия взаимодействия педагогов с родителями:
- Выработка единых целей и форм по формированию социально –нравственных основ у дошкольника.
- Создание образовательной среды.
- Открытость дошкольного учреждения.
- Установка позитивных, доброжелательных отношений и доверительно-деловых контактов между педагогами и родителями.
- Дифференцированный подход к каждой семье.
Целевые ориентиры:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности;
- ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью;
- ребёнок подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
- может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт.
Проектная работа может использоваться педагогами и родителями других детских садов по формированию социально – нравственных основ у дошкольников.
Основная часть
1.1.Теоретическое обоснование взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с на ибольшей остротой встают именно в наши дни.
В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить всестороннего, гармонического, личностного развития ребенка в раннем возрасте. За воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Взаимодействие ДОУ с семьей требует нового подхода.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так:
1) взаимная связь двух явлений;
2) взаимная поддержка.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Налаживание взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально – нравственных основ у дошкольников сделает процесс социально - нравственного воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема взаимодействия педагогов и родителей предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.
Главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
- Традиционные формы взаимодействия: беседы, посещение семей, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, выставки совместных работ, родительские конференции, совместные праздники и развлечения, работа с родительским комитетом.
- Нетрадиционные формы взаимодействия: сайты детского сада и группы, фотовыставки и фотомонтаж, проведение акций, почта доверия, проведение мастер-класс, круглый стол, презентации.
Практическая часть
Проект по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольников».
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Педагоги: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог – психолог.
Участие педагогов в проекте.
- Воспитатели:
участвуют в обсуждении плана проекта;
создают условия в группах для познавательных и развлекательно-игровых мероприятий, пополняют предметно-развивающую среду (атрибуты к играм, к продуктивной деятельности, уголки театрализованной деятельности, зоны для художественного творчества, физкультурно-оздоровительные, музыкальные, познавательно-исследовательские центры, книжные уголки)
оформляют информационно-наглядные стенды для родителей (советы, шпаргалки, рекомендации, памятки);
проводят мероприятия с детьми (беседы, целевые прогулки, обыгрывание сюжетных ситуаций, сюрпризных моментов).
организовывают продуктивную художественную деятельность с детьми;
оформляют выставки детских рисунков на тему: «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Мы отдыхаем», «Мамочка моя», «Самый лучший папа» и другие.
организуют конкурсы рисунков.
- осуществляют интеграцию всех образовательных областей и работу специалистов.
- Деятельность детей:
активно участвуют в проводимых мероприятиях;
совместно с родителями и педагогами готовят атрибуты к играм;
занимаются продуктивной деятельностью (рисование, лепка, изготовление поделок из природного и бросового материала, оригами);
читают стихи, потешки, поют песни, танцуют, участвуют в конкурсах;
совершают целевые прогулки, экскурсии совместно с родителями;
расширяют кругозор и познавательно-исследовательскую деятельность через игры, опыты и эксперименты;
- Педагог - психолог:
участвует в обсуждении плана проекта;
оказывает психологическую поддержку по организации и проведению познавательно-речевых, социально-личностных, художественно-эстетических, физкультурно-оздоровительных мероприятий;
проводит анализ используемых в работе педагогических технологий;
составляет рекомендации для воспитателей и родителей с учетом индивидуальных особенностей детей;
осуществляет работу с родителями.
- Музыкальный руководитель:
участвует в обсуждении плана проекта;
проводит музыкальные занятия с элементами хореографии, ритмики, праздничные и развлекательно-игровые мероприятия, связанные с тематическими днями, с календарём праздников, посвящённом нравственной тематике; занимается разработкой сценариев к праздникам и развлечениям;
подбирает для детей музыкальные произведения, несущие положительный эмоциональный настрой.
- Воспитатель по физической культуре:
участвует в обсуждении плана проекта;
участвует в развлекательно-игровых мероприятиях, направленных на оздоровление детей;
воспитывает у детей желание вести здоровый образ жизни;
осуществляет работу с родителями, проводит праздники «Папа, мама, я- спортивная семья».
- Деятельность родителей:
оказывают помощь воспитателям и специалистам детского сада в осуществлении мероприятий;
являются инициаторами совместных мероприятий: тематических дней, познавательных и экологических акций, целевых прогулок и экскурсий;
совместно с детьми участвуют в продуктивной деятельности, в формировании выставок детских работ, фотосессий и фотовыставок;
участвуют в формировании и насыщении предметно-развивающей среды группы (изготовление атрибутов к играм, развлечениям, конкурсам, акциям) и территории дошкольного учреждения;
помогают в приобретении поощрительных призов;
фотографируют и снимают на видеокамеру все мероприятия.
Материально-техническая оснащение.
В ДОУ созданы необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями , проведения индивидуальных консультаций по их запросам:
музыкальный и физкультурный залы,
кабинеты для индивидуальных занятий с психологом,
методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми,
наличие ТС: компьютеры, цветной принтер, ксерокс, фотоаппарат, видеокамера, мультимедео установка, достаточная обеспеченность информацией (стенды, коллажи, выставки и фотовыставки, тематическое оформление лестничных маршей и коридоров).
Перспективное планирование
Тема: «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию
социально- нравственных основ у дошкольников».
Этап | Мероприятия | Участники | Цель |
1.Организационный: август – сентябрь. | 1.ФГОС [Текст]-М.: Центр педагогического образования, 2014. 2. Миклеева, Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. [Текст] /Н.В. Миклеева.- М., 2010. 3.Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников, [Текст] /А.В. Дронь. - СПб.- 2012. 4.Шевченко, Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» [Текст] / Л.Л. Шевченко. –МО.- 2012. | Педагоги. | Выявление проблемы, анализ методической литературы, планирование деятельности, создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольников. |
2этап Содержательный: октя брь – апрель.
| Анкета для родителей «Ценности и традиции нашей семьи» | Дети, педагоги, родители, старшее поколение. | Внедрение в практическую деятельность эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников Анализ информации о семьях воспитанников |
Родительское собрание «Социально – нравственное воспитание в семье» | Педагоги, родители | Повышение педагогической культуры родителей | |
Встреча с многодетной семьёй «Счастливая семья» | Педагоги, многодетные семьи | Знакомство с семейными ценностями | |
Досуг «Бабушкин сундучок» | Бабушки, педагоги, дети, муз. руковод. | Знакомство с семейными реликвиями | |
Мастер – класс «Игрушка моего детства» | Старшее поколение, родители, дети, педагоги. | Знакомство с историей народной игрушки, вызвать желание сделать игрушку своими руками. | |
Досуг «Мамина школа» | Мамы, педагоги, дети | Воспитание уважения к труду мамы | |
Ярмарка мастеров | Старшее поколение, родители, педагоги. | Развивать творческие способности в совместной со взрослыми деятельности. | |
Фотовыставка «Будем знакомы – это наша семья». Рассказ о семье | Родители, дети, педагоги. | Знакомство с семьями воспитанников | |
Круглый стол «Читаем всей семьёй» (из опыта семейного воспитания) | Родители, педагоги. | Вызвать интерес к семейному чтению | |
«Отдыхаем вместе с семьёй». Слайд – шоу (из семейного архива) | Родители, дети, педагоги | Выявить необходимость совместного отдыха родителей с детьми | |
3 этап Результативный: май – июнь. | Анализ проведённой работы. День открытых дверей. НОД «Знамя семьи – любовь». Презентация «Взаимодействие педагогов с родителями по социально –нравственному воспитанию детей» | Дети, родители, педагоги. | Анализ, результативность, перспективность. |
Заключение
В ДОУ созданы все необходимые условия для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально – нравственных основ у дошкольника:
- Изучена и проанализирована научно – методическая, нормативно – правовая литература по ФГОС ДО.
- Созданы условия для взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально - нравственных основ у дошкольника. Разработка тематического планирования по взаимодействию педагогов и родителей по формированию социально - нравственных основ у дошкольника .
- Спроектированы процессы взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника .
- Спроектированы традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных основ у дошкольника.
В результате взаимодействия педагогов и родителей по формированию социально- нравственных идет взаимообогащение и накопление личностных качеств.
Творчество родителей заключается, прежде всего, в том, чтобы быть хорошими родителями, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит ответственно относиться к своим обязанностям, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ребенком и наслаждаться этим творчеством.
Список литературы
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] - М.: Центр педагогического образования. 2014
2.Миклеева, Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. [Текст] /Н.В. Миклеева.- М.: Творческий Центр, 2010.
3.Дронь, А. В. . Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. . [Текст] /А.В. Дронь. - Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
4. Шевченко, Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» [Текст] / Л.Л. Шевченко. Московская область, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие социально-нравственного воспитания и развития детей. Педагогическая поддержка семьи как условие гуманизации пространства детства. Материалы районных педагогических чтений, Омутнинск, 2008г.
Статья раскрывает опыт работы педагогов детского сада по работе с семьей....
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2
В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...
Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие ДОУ с родителями по формированию ЗОЖ у дошкольников»
Консультация для педагогов о роли ДОУ по взаимодействию с родителями в формировании ЗОЖ у дошкольников....
Семинар-практикум для родителей по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей при формировании звукопроизношения у воспитанников с ТНР».
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.Задачи:активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;обучить...