Проект "Покормите птиц зимой"
проект (старшая группа)
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
Актуальность проекта: Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.
Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
ВИД ПРОЕКТА - экологический
ОБЪЕКТ ПРОЕКТА – природа
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА – зимующие птицы
Задачи:
- Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города.
- Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
- Практическое выполнение кормушек.
- Сделать анализ и обобщить результат.
Сроки работы: январь (2 недели)
Методы и приемы:
- Знакомство детей дошкольного возраста с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.
- Экскурсии зимний период.
- Наблюдение за птицами.
- Сбор и обработка информации.
- Творческая работа.
Этапы работы:
- Теоретический.
Цель: Расширение знаний детей о зимующих птицах.
На этом этапе дети изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде.
- Практический.
Цель: Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц.
На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки; тетра паки от сока; картонные коробки от новогодних подарков; а также деревянные конструкции.
Кроме этого была приготовлена кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.
- Творческий.
Цель: Вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников.
На этом этапе детям было предложено изготовить съедобные кормушки для птиц. А также были проведены следующие мероприятия: викторина «Кто лучше знает птиц», круглый стол «Как зимой помочь птицам», игры – путешествия, конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, экологический КВН «Птичьи разговоры».
- Наблюдения.
Цель: Вести календарь наблюдений за птицами.
- Заключение.
В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:
- В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
- Сытой птице мороз не страшен.
- Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Подбор и изучение педагогической литературы; чтение рассказов и стихов о птицах: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка», отгадывание загадок.
Прослушивание звукозаписи птичьих голосов.
Подборка иллюстраций и сюжетных картинок по теме
Комплекс утренней гимнастики – «Птицы»,
Привлечь родителей к изготовлению кормушек.
Подбор дидактических и подвижных игр по теме.
Изготовление творческих работ: «Снегирь на ветке», «Съедобные кормушки».
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
формирование представлений у детей о птицах, как о живых существах в природе;
Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, ворону, сороку, снегиря)
Умение подражать голосам птиц;
Умение использовать в речи слова: птица, воробей, синица, голубь, ворона, хвост, лапки, перья, крыло)
Формирование заботливого отношения к птицам;
Умение скатывать бумажные комочки из салфеток и отрывание кусочков пластилина от целого куска.
Умение использовать в игре потешки и песенки по теме.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
1 этап – подготовительный
Выявление цели, задачи. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Подбор методической и художественной литературы по теме. Подборка иллюстраций и картинок по теме «Зимующие птицы». Сбор корма для птиц.
2 этап – основной
Образовательные области – виды деятельности.
3 этап – завершающий
Выставка творческих работ, изготовление родителями кормушек для птиц.
Достигнутый результат
Расширен кругозор детей о зимующих птицах, улучшилась предметно-развивающая среда: иллюстрациями, информацией о птицах, дидактическими играми, театральными атрибутами. У детей сформировалось любознательность, творческие способности. Активизировался словарь по теме «Птицы».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- расширять представления детей зимующих птицах и их характерных особенностях
- воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- дать представления о птицах.
- закреплять умение составлять группы по количеству с использованием слов «много», «один», «мало».
- Группировать птиц по размеру (большая, поменьше, маленькая)
- поощрять самостоятельное наблюдение за птицами.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- учить детей отвечать на вопросы по содержанию изображенной картинки.
- Активизировать словарь детей.
- развивать правильное звукопроизношение.
- воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим».
- обогащать с помощью художественной литературы представления детей об образе жизни птиц
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- закреплять умение в подпрыгиваниях на месте.
- закреплять умение в ходьбе по гимнастической скамейке и в спрыгивании с высоты.
- проявлять интерес к правилам безопасного и здоровьезберегающего поведения.
- Воспитывать выдержку и смелость.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- продолжать учить детей отрывать кусочки от целого пластилина и скатывать шары круговыми движениями.
- учить детей скатывать комочки из салфеток и приклеивать их.
- совершенствовать музыкально-ритмические навыки.
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Образовательная область | Виды детской деятельности | |
Формы работы | ||
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская, коммуникативная | |
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе: «Мы птички», Беседа о птицах. | ||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательная, продуктивная, коммуникативная | |
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе: «Зимующие птицы». Д.и: «Назови птицу», «Кого не стало?». Беседа «Птицы прилетели на кормушку». С.р. игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками» | ||
Речевое развитие | Коммуникативная, восприятие художественной литературы | |
Рассматривание картин «Таня и голуби», «Грачи прилетели» Чтение: А. Барто «Кто как кричит», «Синица», «Птичка». Потешки «Сорока-белобока», Д.и: «Как зовут мою маму», «Птичье домино». Пальчиковая гимнастика «Дятел дерево долбит». Развивающее упражнение «Кто как кричит». | ||
Физическое развитие | Двигательная, игровая | |
Подвижные игры: «Птички», «Птички в гнездышках», «Найди свое гнездо»,«Воробышки и автомобиль», «Птички и дождик». | ||
Художественно- эстетическое развитие | Продуктивная, познавательная, музыкальная, игровая | |
Лепка «Покормим птичек», аппликация «Снегирь на ветке». Пение детских песен: «Птичка», «Села птичка на ладошку». Разучивание музыкальных движений. Прослушивание записи «Голоса птиц» | ||
Работа с родителями | - пополнение театрального уголка масками-ободками «Птицы»; - подборка информации о птицах; - изготовление кормушек | |
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
«ПТИЦЫ»
Холодно стало, и птицы на юг стаями улетают.
Ну, а ребята в детском саду в птиц перелётных играют.
Дети строятся в колонну по одному.
Вводная часть:
Ходят по водичке птички-невелички.
Ходьба в колонне по одному.
Ходят, лапки поднимают птички-невелички.
Вот так, вот так ходят у водички.
Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.
Полетели птички, птички-невелички.
Взвились в небо высоко, полетели птички.
Бег в колонне по одному.
Летели, летели и на землю сели.
Ходьба. Перестроение в круг.
Основная часть: ОРУ
1. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны – И. П. (4 раза.)
Вдруг мы громкое КАР-КАР услыхали,
И на ветке мы ворону увидали:
Крылья вверх и крылья вниз.
Зарядку делай – не ленись!
2. И. П. – сидя на ковре, ноги скрестить, руки на пояс. Поворот вправо, правую руку отвести назад, коснуться пола – И. П. То же в левую сторону. (2 раза в каждую сторону.)
Сизокрылый голубок нахохлился, сидит.
И гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.
Гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.
3. И. П. – сидя на ковре, ноги вместе, выпрямленные руки в упоре за спиной. Согнуть ноги, обхватить колени руками «крылышками греем лапки» - И. П. (4 раза.)
Солнце меньше светит, лапки замерзают.
Птички лапки греют, подгибают.
4. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседания, руками постучать по полу - И. П. (4 раза.)
И воробушки тут как тут,
Зёрнышки с земли клюют.
5. И. П. – стоя, руки на поясе. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой.
Заключительная часть:
Мы бегали, прыгали, вместе играли.
На завтрак все дружно теперь зашагали!
Ходьба в колонне друг за другом
ХОД ПРОЕКТА
Звучит музыка, дети проходят в группу.
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Замела дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила!
Какое же время года сейчас гостит у нас?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, зима. А как вы догадались, что пришла зима? (Дети перечисляют:стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках, птичкам стало трудно искать себе корм).
Воспитатель: Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! С нами зимовать остались воробьи, синицы, вороны, сороки, снегири. Тяжело им в это время года, снег всё кругом засыпал, тяжело им искать себе корм.
Мы сегодня с вами поговорим о птицах, зимующих у нас.
1. Сорока – это большая птица, у неё чёрная голова, шея, спина и белая грудка. Она ест все подряд, может даже у собак утащить косточку. Её называют сорока – белобока.
Сорока – белобока, кашу варила – деток кормила.
Этому дала на блюдечке, этому на тарелочке, этому в чашечке,
А этому не дала, зачем дров не рубил, зачем воду не носил.
2. Синица – это маленькая птичка, у неё на голове чёрная шапочка, белые щёчки, жёлтая грудка с чёрным галстуком. Она любит клевать сало, зёрнышки и хлебные крошки. Синички летают стайкой.
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.
Прыг – скок, прыг – скок, завертелась как волчок.
Синица расписная, свистит не уставая.
За окном повешу ей я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей, бедной птичке стало!
Игра « Разноцветные синички».
Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.
Вот в гнезде проснулись птички разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают, громко песенку поют.
(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат)
Птички, крылья расправляйте, поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям, по садам и по лесам.
(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).
Вот нашли в кормушке крошки, поклевали их немножко.
Громко клювики стучат. «Вкусно!» — птички говорят.
(Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют»).
Осторожнее, синички, по внимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!
3. Снегирь – у него чёрная головка и красная грудка. Он ест семена и ягоды. Снегиря называют вестником зимы, как только появились снегири – жди первого снега. Они очень дружные птички, летают стайкой.
Красные грудки, чёрные спинки –
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри.
Видишь? На белом снегу – снегири!
4. Воробей – это маленькая птичка, у него коричневая спинка и светлая грудка. Живут воробьи стайкой. Воробьи любят клевать зёрнышки и хлебные крошки.
На дворе морозище, градусов под сорок.
Прячутся воробушки, а весна не скоро.
Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке.
Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.
Прыгал он у крыльца – покормите молодца!
5. Ворона – это большая птица, у неё голова, хвост, крылья чёрные, а грудка серая. Она ест всё подряд, насекомых, остатки пищи, любит разорять чужие гнёзда, таскать из них яйца.
Особа всем известная, она крикунья местная.
Пусть снег вокруг искрится и зимний вечер злится.
Кричит не уставая, ворона озорная!
Игра «Вороны».
( Дети изображают ворон, а взрослый читает стихи).
Вороны крепко спят, Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре — Будут каркать во дворе .
( В соответствии с текстом вороны присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают, машут «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами).
Полетели, полетели, Кар-кар, кар-кар! – они запели.
Вышла Таня на дорожку, И воронам сыплет крошки.
Вороны прилетали, Все до крошки поклевали.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.
( Вороны-дети присаживаются на корточки и стучат пальцами, произнося: «Тук-тук-тук!»).
Взрослый берет собачку и говорит:
Тузик по двору гулял, И ворон он испугал: «Гв-гв, гв-гв!»
( Собачка догоняет ворон, а вороны улетают в свои гнёзда).
Воспитатель: Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать. А как мы им сможем помочь, если зимой холодно и голодно? (Подкармливать в кормушке).
Я старался, что есть сил, птицам домик мастерил!
Прилетайте хоть сейчас, хватит места в нём для вас!
Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.
Распилить я попросил досочку еловую,
Вместе с папой смастерил птичкину столовую!
Воспитатель:— Для этого люди развешивают зимой кормушки и насыпают туда корм. (Рассматривание ранее приготовленных вместе с родителями кормушек).
Совместный рассказ ребёнка и мамы «Кто что любит».
Стихотворение «Столовая для птиц».
Игра: «Какая птичка улетела?»
Воспитатель раскладывает птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну убирает. Какая птица улетела? Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.
Воспитатель:
Я думаю, что теперь у нас на участке детского сада будет своя птичья столовая. Птицы быстро к ней привыкнут и станут частыми гостями в ней. А мы будем следить за тем, чтобы в кормушках был всегда корм и мы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят нас своими красивыми песнями.
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим в старшей группе.
Викторина "Кто лучше знает птиц?"
Задачи:
- Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера;
- Умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение;
- Совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных (утиный хвост), употребление в речи предлогов (у кормушки);
- Развитие связной речи – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).
- Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Таблицы, карточки с изображением птиц, пейзажи Африки, виды моря, пруда, болота, и картинка с изображением кормушки, плоскостные изображения птиц.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход занятия:
I этап: Актуализация:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
II этап: Ознакомить детей с правилами проведения викторины.
Задания для проведения викторины: “Кто лучше знает птиц?”.
1.Вопросы:
– Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.
– Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?
Дети: Птицы дикие и домашние.
– Назовите домашних птиц.
Дети: Куры, утки, гуси, индюки.
– Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы?
Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.
2. Задание. “Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?”
Дети должны разделить птиц и назвать их.
Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.
3. Упражнение “У кормушки”.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение кормушки и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя и выделяют предлоги. Например: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки.
4.Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.
Вопросы:
– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?
Дети: У них на лапах перепонки.
– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?
Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.
Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавли, цапли. Пруд – дикие утки, дикие гуси, лебеди. Море – чайка, пеликан.
5.Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).
- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
- Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…
- У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
- Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
- У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
- Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…
- Все люди любят слушать соловья, потому что…
6. Физкультминутка. Подвижная игра “В птицу превратись”.
Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в журавля, ласточку.
7. Задание “Каждую птицу на свое место”.
Ребенок берет карточку с изображением птицы, выбирает для нее место в таблице, объясняет, почему поместил именно на это место. Например: “Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными, у нее тоже загнутый клюв и длинные, острые когти.
Материал: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали расположены: орел, павлин, альбатрос. Несколько предметных картинок с изображением хищных птиц (ястреб, сова). Птиц, живущих в жарких странах (попугай, страус) и птиц, обитающих на севере (тупик, полярная сова).
8. Упражнение “Кто, где спрятался?”
На игровом поле пейзажи Африки. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля, изображения частей птиц жарких стран и задает детям вопросы:
– Кто спрятался на пальме? Почему, вы, так думаете?
Дети: На пальме спрятался попугай, потому что мы видим попугаичьи крылья.
– Кто спрятался в море? Почему, вы, так думаете?
Дети: В море спрятался пеликан, потому что мы видим пеликаний клюв.
9. Упражнение “Четвертый лишний”.
Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.
III этап: Подведение итогов викторины, награждение победителей.
Литература:
- «Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.
- «Прогулки в детском саду» Кравченко И.В., Долгова Т.Л.
- «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.
- «Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н.
- «Покормите птиц зимой» Александр Яшин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pokormi_ptits_zimoy.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МАДОУ Д/С №12 Г.КАЛИНИНГРАД
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
Актуальность проекта: Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.
Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
ВИД ПРОЕКТА - экологический
ОБЪЕКТ ПРОЕКТА – природа
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА – зимующие птицы
Задачи:
- Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города.
- Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
- Практическое выполнение кормушек.
- Сделать анализ и обобщить результат.
Сроки работы: январь (2 недели)
Методы и приемы:
- Знакомство детей дошкольного возраста с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.
- Экскурсии зимний период.
- Наблюдение за птицами.
- Сбор и обработка информации.
- Творческая работа.
Этапы работы:
- Теоретический.
Цель: Расширение знаний детей о зимующих птицах.
На этом этапе дети изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде.
- Практический.
Цель: Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц.
На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки; тетра паки от сока; картонные коробки от новогодних подарков; а также деревянные конструкции.
Кроме этого была приготовлена кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.
- Творческий.
Цель: Вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников.
На этом этапе детям было предложено изготовить съедобные кормушки для птиц. А также были проведены следующие мероприятия: викторина «Кто лучше знает птиц», круглый стол «Как зимой помочь птицам», игры – путешествия, конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, экологический КВН «Птичьи разговоры».
- Наблюдения.
Цель: Вести календарь наблюдений за птицами.
- Заключение.
В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:
- В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
- Сытой птице мороз не страшен.
- Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Подбор и изучение педагогической литературы; чтение рассказов и стихов о птицах: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка», отгадывание загадок.
Прослушивание звукозаписи птичьих голосов.
Подборка иллюстраций и сюжетных картинок по теме
Комплекс утренней гимнастики – «Птицы»,
Привлечь родителей к изготовлению кормушек.
Подбор дидактических и подвижных игр по теме.
Изготовление творческих работ: «Снегирь на ветке», «Съедобные кормушки».
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
формирование представлений у детей о птицах, как о живых существах в природе;
Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, ворону, сороку, снегиря)
Умение подражать голосам птиц;
Умение использовать в речи слова: птица, воробей, синица, голубь, ворона, хвост, лапки, перья, крыло)
Формирование заботливого отношения к птицам;
Умение скатывать бумажные комочки из салфеток и отрывание кусочков пластилина от целого куска.
Умение использовать в игре потешки и песенки по теме.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
1 этап – подготовительный
Выявление цели, задачи. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Подбор методической и художественной литературы по теме. Подборка иллюстраций и картинок по теме «Зимующие птицы». Сбор корма для птиц.
2 этап – основной
Образовательные области – виды деятельности.
3 этап – завершающий
Выставка творческих работ, изготовление родителями кормушек для птиц.
Достигнутый результат
Расширен кругозор детей о зимующих птицах, улучшилась предметно-развивающая среда: иллюстрациями, информацией о птицах, дидактическими играми, театральными атрибутами. У детей сформировалось любознательность, творческие способности. Активизировался словарь по теме «Птицы».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- расширять представления детей зимующих птицах и их характерных особенностях
- воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- дать представления о птицах.
- закреплять умение составлять группы по количеству с использованием слов «много», «один», «мало».
- Группировать птиц по размеру (большая, поменьше, маленькая)
- поощрять самостоятельное наблюдение за птицами.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- учить детей отвечать на вопросы по содержанию изображенной картинки.
- Активизировать словарь детей.
- развивать правильное звукопроизношение.
- воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим».
- обогащать с помощью художественной литературы представления детей об образе жизни птиц
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- закреплять умение в подпрыгиваниях на месте.
- закреплять умение в ходьбе по гимнастической скамейке и в спрыгивании с высоты.
- проявлять интерес к правилам безопасного и здоровьезберегающего поведения.
- Воспитывать выдержку и смелость.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- продолжать учить детей отрывать кусочки от целого пластилина и скатывать шары круговыми движениями.
- учить детей скатывать комочки из салфеток и приклеивать их.
- совершенствовать музыкально-ритмические навыки.
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Образовательная область | Виды детской деятельности | |
Формы работы | ||
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская, коммуникативная | |
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе: «Мы птички», Беседа о птицах. | ||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательная, продуктивная, коммуникативная | |
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе: «Зимующие птицы». Д.и: «Назови птицу», «Кого не стало?». Беседа «Птицы прилетели на кормушку». С.р. игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками» | ||
Речевое развитие | Коммуникативная, восприятие художественной литературы | |
Рассматривание картин «Таня и голуби», «Грачи прилетели» Чтение: А. Барто «Кто как кричит», «Синица», «Птичка». Потешки «Сорока-белобока», Д.и: «Как зовут мою маму», «Птичье домино». Пальчиковая гимнастика «Дятел дерево долбит». Развивающее упражнение «Кто как кричит». | ||
Физическое развитие | Двигательная, игровая | |
Подвижные игры: «Птички», «Птички в гнездышках», «Найди свое гнездо»,«Воробышки и автомобиль», «Птички и дождик». | ||
Художественно- эстетическое развитие | Продуктивная, познавательная, музыкальная, игровая | |
Лепка «Покормим птичек», аппликация «Снегирь на ветке». Пение детских песен: «Птичка», «Села птичка на ладошку». Разучивание музыкальных движений. Прослушивание записи «Голоса птиц» | ||
Работа с родителями | - пополнение театрального уголка масками-ободками «Птицы»; - подборка информации о птицах; - изготовление кормушек |
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
«ПТИЦЫ»
Холодно стало, и птицы на юг стаями улетают.
Ну, а ребята в детском саду в птиц перелётных играют.
Дети строятся в колонну по одному.
Вводная часть:
Ходят по водичке птички-невелички.
Ходьба в колонне по одному.
Ходят, лапки поднимают птички-невелички.
Вот так, вот так ходят у водички.
Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.
Полетели птички, птички-невелички.
Взвились в небо высоко, полетели птички.
Бег в колонне по одному.
Летели, летели и на землю сели.
Ходьба. Перестроение в круг.
Основная часть: ОРУ
1. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны – И. П. (4 раза.)
Вдруг мы громкое КАР-КАР услыхали,
И на ветке мы ворону увидали:
Крылья вверх и крылья вниз.
Зарядку делай – не ленись!
2. И. П. – сидя на ковре, ноги скрестить, руки на пояс. Поворот вправо, правую руку отвести назад, коснуться пола – И. П. То же в левую сторону. (2 раза в каждую сторону.)
Сизокрылый голубок нахохлился, сидит.
И гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.
Гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.
3. И. П. – сидя на ковре, ноги вместе, выпрямленные руки в упоре за спиной. Согнуть ноги, обхватить колени руками «крылышками греем лапки» - И. П. (4 раза.)
Солнце меньше светит, лапки замерзают.
Птички лапки греют, подгибают.
4. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседания, руками постучать по полу - И. П. (4 раза.)
И воробушки тут как тут,
Зёрнышки с земли клюют.
5. И. П. – стоя, руки на поясе. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой.
Заключительная часть:
Мы бегали, прыгали, вместе играли.
На завтрак все дружно теперь зашагали!
Ходьба в колонне друг за другом
ХОД ПРОЕКТА
Звучит музыка, дети проходят в группу.
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Замела дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила!
Какое же время года сейчас гостит у нас?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, зима. А как вы догадались, что пришла зима? (Дети перечисляют:стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках, птичкам стало трудно искать себе корм).
Воспитатель: Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! С нами зимовать остались воробьи, синицы, вороны, сороки, снегири. Тяжело им в это время года, снег всё кругом засыпал, тяжело им искать себе корм.
Мы сегодня с вами поговорим о птицах, зимующих у нас.
1. Сорока – это большая птица, у неё чёрная голова, шея, спина и белая грудка. Она ест все подряд, может даже у собак утащить косточку. Её называют сорока – белобока.
Сорока – белобока, кашу варила – деток кормила.
Этому дала на блюдечке, этому на тарелочке, этому в чашечке,
А этому не дала, зачем дров не рубил, зачем воду не носил.
2. Синица – это маленькая птичка, у неё на голове чёрная шапочка, белые щёчки, жёлтая грудка с чёрным галстуком. Она любит клевать сало, зёрнышки и хлебные крошки. Синички летают стайкой.
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.
Прыг – скок, прыг – скок, завертелась как волчок.
Синица расписная, свистит не уставая.
За окном повешу ей я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей, бедной птичке стало!
Игра « Разноцветные синички».
Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.
Вот в гнезде проснулись птички разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают, громко песенку поют.
(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат)
Птички, крылья расправляйте, поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям, по садам и по лесам.
(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).
Вот нашли в кормушке крошки, поклевали их немножко.
Громко клювики стучат. «Вкусно!» — птички говорят.
(Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют»).
Осторожнее, синички, по внимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!
3. Снегирь – у него чёрная головка и красная грудка. Он ест семена и ягоды. Снегиря называют вестником зимы, как только появились снегири – жди первого снега. Они очень дружные птички, летают стайкой.
Красные грудки, чёрные спинки –
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри.
Видишь? На белом снегу – снегири!
4. Воробей – это маленькая птичка, у него коричневая спинка и светлая грудка. Живут воробьи стайкой. Воробьи любят клевать зёрнышки и хлебные крошки.
На дворе морозище, градусов под сорок.
Прячутся воробушки, а весна не скоро.
Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке.
Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.
Прыгал он у крыльца – покормите молодца!
5. Ворона – это большая птица, у неё голова, хвост, крылья чёрные, а грудка серая. Она ест всё подряд, насекомых, остатки пищи, любит разорять чужие гнёзда, таскать из них яйца.
Особа всем известная, она крикунья местная.
Пусть снег вокруг искрится и зимний вечер злится.
Кричит не уставая, ворона озорная!
Игра «Вороны».
( Дети изображают ворон, а взрослый читает стихи).
Вороны крепко спят, Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре — Будут каркать во дворе .
( В соответствии с текстом вороны присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают, машут «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами).
Полетели, полетели, Кар-кар, кар-кар! – они запели.
Вышла Таня на дорожку, И воронам сыплет крошки.
Вороны прилетали, Все до крошки поклевали.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.
( Вороны-дети присаживаются на корточки и стучат пальцами, произнося: «Тук-тук-тук!»).
Взрослый берет собачку и говорит:
Тузик по двору гулял, И ворон он испугал: «Гв-гв, гв-гв!»
( Собачка догоняет ворон, а вороны улетают в свои гнёзда).
Воспитатель: Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать. А как мы им сможем помочь, если зимой холодно и голодно? (Подкармливать в кормушке).
Я старался, что есть сил, птицам домик мастерил!
Прилетайте хоть сейчас, хватит места в нём для вас!
Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.
Распилить я попросил досочку еловую,
Вместе с папой смастерил птичкину столовую!
Воспитатель:— Для этого люди развешивают зимой кормушки и насыпают туда корм. (Рассматривание ранее приготовленных вместе с родителями кормушек).
Совместный рассказ ребёнка и мамы «Кто что любит».
Стихотворение «Столовая для птиц».
Игра: «Какая птичка улетела?»
Воспитатель раскладывает птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну убирает. Какая птица улетела? Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.
Воспитатель:
Я думаю, что теперь у нас на участке детского сада будет своя птичья столовая. Птицы быстро к ней привыкнут и станут частыми гостями в ней. А мы будем следить за тем, чтобы в кормушках был всегда корм и мы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят нас своими красивыми песнями.
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим в старшей группе.
Викторина "Кто лучше знает птиц?"
Задачи:
- Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера;
- Умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение;
- Совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных (утиный хвост), употребление в речи предлогов (у кормушки);
- Развитие связной речи – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).
- Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Таблицы, карточки с изображением птиц, пейзажи Африки, виды моря, пруда, болота, и картинка с изображением кормушки, плоскостные изображения птиц.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход занятия:
I этап: Актуализация:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
II этап: Ознакомить детей с правилами проведения викторины.
Задания для проведения викторины: “Кто лучше знает птиц?”.
1.Вопросы:
– Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.
– Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?
Дети: Птицы дикие и домашние.
– Назовите домашних птиц.
Дети: Куры, утки, гуси, индюки.
– Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы?
Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.
2. Задание. “Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?”
Дети должны разделить птиц и назвать их.
Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.
3. Упражнение “У кормушки”.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение кормушки и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя и выделяют предлоги. Например: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки.
4.Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.
Вопросы:
– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?
Дети: У них на лапах перепонки.
– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?
Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.
Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавли, цапли. Пруд – дикие утки, дикие гуси, лебеди. Море – чайка, пеликан.
5.Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).
- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
- Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…
- У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
- Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
- У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
- Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…
- Все люди любят слушать соловья, потому что…
6. Физкультминутка. Подвижная игра “В птицу превратись”.
Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в журавля, ласточку.
7. Задание “Каждую птицу на свое место”.
Ребенок берет карточку с изображением птицы, выбирает для нее место в таблице, объясняет, почему поместил именно на это место. Например: “Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными, у нее тоже загнутый клюв и длинные, острые когти.
Материал: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали расположены: орел, павлин, альбатрос. Несколько предметных картинок с изображением хищных птиц (ястреб, сова). Птиц, живущих в жарких странах (попугай, страус) и птиц, обитающих на севере (тупик, полярная сова).
8. Упражнение “Кто, где спрятался?”
На игровом поле пейзажи Африки. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля, изображения частей птиц жарких стран и задает детям вопросы:
– Кто спрятался на пальме? Почему, вы, так думаете?
Дети: На пальме спрятался попугай, потому что мы видим попугаичьи крылья.
– Кто спрятался в море? Почему, вы, так думаете?
Дети: В море спрятался пеликан, потому что мы видим пеликаний клюв.
9. Упражнение “Четвертый лишний”.
Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.
III этап: Подведение итогов викторины, награждение победителей.
Литература:
- «Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.
- «Прогулки в детском саду» Кравченко И.В., Долгова Т.Л.
- «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.
- «Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н.
- «Покормите птиц зимой» Александр Яшин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.
Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...