Кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Воробьева Фарида Зиннуровна

На основе каких принципов, условий построена кружковая работа в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_oktyabr.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

     Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться  весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым!    Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был талантливый взрослый.                                                                                               Кружковая работа по формированию творческой личности построена на основе следующих принципов:                                                                                  1. Принцип интеграции ( интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально – нравственных, интеллектуальных).                                                                            2. Принцип целостности приобщения ребёнка к познанию окружающего мира (ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности).                                                                                      3. Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно – ситуативных заданий).                                                                                                    4. Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребёнком строится  на доброжелательной и доверительной основе).

      Курс занятий  рассчитан на 8 месяцев (с октября по май), занятия проводятся 4 раза в месяц во второй половине дня, по 20 - 25 минут.                      Тема занятий, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

Основная задача организации в работе. С первых минут педагогу необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция. Он должен безошибочно «чувствовать» уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его  подъём или спад. Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное ( без психологического принуждения ) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:

  1. Организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.
  2. Возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог                            «предлагает» или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

Совершенствование творческого самовыражения: развитие и совершенствование специальных качеств и умений; развитие способностей к самовыражению, творчеству. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность. Сотрудничество и сотворчество педагога и детей построено на основе:

  1. Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечно результата;
  2. Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
  3. Добровольного участия на занятиях кружка;
  4. Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
  5. Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
  6. Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром « большого искусства»;
  7. Необходимости использования на каждом занятии синтеза искусств и природы;
  8. Игрового характера подачи любого материала;
  9. Создания взрослым доступных  для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.

Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы, как умеем, в едином устремлении, увлечённые самим процессом творчества, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах.

Активной формой поощрения детей на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивали диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.  Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребёнок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как к равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Студийно-кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Презентация к мастер-классу "ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА"

 ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность....

Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»

Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...