Студийно-кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника
учебно-методический материал на тему
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
studiyno.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Студийно-кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника.
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.
Учитывая приоритетное направление ДОУ – познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, основные идеи комплексной программы “Детство” Бабаевой Т.И., Логиновой В.И. педагогический коллектив поставил перед собой следующие задачи:
Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.
Создание условий для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через студийные занятия художественно-ручным трудом.
Укреплять здоровье детей дошкольного возраста посредством оперативной коррекции выявленных нарушений в опорно-двигательном аппарате.
Формировать активную позицию помощника и защитника живой природы у детей дошкольного возраста.
Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.
Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка- дошкольника.
Работа по формированию творческой личности посредством студийно-кружковой работы построена на основе следующих принципов:
Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).
Программа студийно-кружковой работы составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (но как исключение могут заниматься дети младшего возраста). Образовательный процесс по студийно-кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ.
Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с октября по апрель). Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 20 - 25 минут, во 2 половине дня.
Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:
организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т.д.
возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог “предлагает” или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.
“открытый” временной конец занятия, позволяющий каждому ребёнку действовать в индивидуальном темпе.
Этап - моделирование системы работы по данной теме:
Педагоги ДОУ на этом этапе стремятся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.
Этап – совершенствование творческого самовыражения:
На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах, выставках. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.
Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:
Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
Демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т.д.;
Добровольного участия на занятиях кружка;
Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром “большого искусства”;
Необходимости использования на каждом занятии синтеза искусств и природы;
Игрового характера подачи любого материала;
Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.
Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, считаем, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем, друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
Без сотрудничества детского сада и семьи невозможно решить никакие вопросы воспитания и развития ребенка.
Организуя студийно-кружковую работу, руководители проводят индивидуальные беседы с детьми, анкетирование с родителями по выявлению интересов и пожеланий по данному вопросу.
В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, каждый из руководителей кружков проводит консультации, оформляет рекламный блок т.д. С большим успехом всегда проходят “Дни открытых дверей”, где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, вызывающих огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми.
Студийно-кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...
Кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника
На основе каких принципов, условий построена кружковая работа в ДОУ...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...
Презентация к мастер-классу "ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА"
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность....
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...