Статья "Сюжетно-ролевая игра как основа профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях".
статья
В статье раскрыты процессы профессионального развития на этапе дошкольного воспитания. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основа раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marchenko_t.m._statya_prof_dokument_microsoft_office_word.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как основа профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях.
The plot-role game as a basis of professional self-determination of children of preschool age in modern conditions.
Аннотация: в статье раскрыты процессы профессионального развития на этапе дошкольного воспитания. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основа раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях.
Annotation: the article discloses the processes of professional development at the stage of preschool education. The subject-role play is considered as a basis of early professional self-determination of children of preschool age in modern conditions.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.
Keywords: professional self-determination, preschool age, plot-role play.
В настоящее время ознакомление с миром профессий и с трудом взрослых рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития детей дошкольного возраста.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. В процессе реализации программ дошкольные образовательные организации осуществляют профессиональное самоопределение дошкольников.
Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития. На этом этапе у ребенка формируется определенная основа, на которой будет базироваться положительное отношение к профессиональному миру и развитие профессионального самосознания.
Дошкольникам свойственно стремление в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность, поэтому в дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, которые имеют профессионально ориентированный характер.
Ярко выраженная склонность детей к определенным профессиям, видам труда свидетельствует о первых проявлениях профессионального самоопределения ребенка дошкольного возраста.
Педагогу необходимо научить детей переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь воспитанникам определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
На начальном этапе организации игровой деятельности педагог ставит задачи, которые будут реализовываться в ходе сюжетно-ролевой игры:
- Развивать интерес и познакомить с разными профессиями в сфере обслуживания.
- Уточнить правила поведения в общественных местах.
- Развивать умение самостоятельно распределять роли.
- Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и выполнения игровых действий.
- Формировать дружелюбные взаимоотношения детей в игре.
- Воспитывать культуру общения в игре.
- Расширить словарный запас детей.
На следующем этапе важно продумать организационный момент. Он требует использования приемов создания интереса у дошкольников к игре: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Маша. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в салон красоты «Завиток». Такой прием можно использовать при организации сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Завиток»».
В рамках подготовки к сюжетно-ролевой игре педагог определяет с детьми место «Салона красоты» в группе, ставит зеркало, рабочий столик и стул для клиента, рабочий столик для маникюра и стул для клиента, а также стол и стул для кассира, раскладываем атрибуты к игре. Дети распределяют роли с помощью простой считалки.
Педагоги МБДОУ № 24 активно используют приемы обучения игровым действиям: воспитатель временно берет на себя роль мастера-парикмахера и показывает на кукле Маше, как можно заплести косички и закрепить их резинками. Кукла Маша остается очень довольной, ей нравится ее новая прическа. В процессе игры дети узнают об особенностях профессии «парикмахер».
Приемы поддержания развития игры способствуют возобновлению интереса у дошкольников:
- По желанию детей можно открыть залы женской, мужской и детской стрижки, а также зал стрижки домашних животных. Для этого вносятся дополнительные атрибуты (зеркала, ножницы, расчески, столы и стулья и т.д.).
- Воспитатель объясняет, что будут делать мастера каждого зала. Появляются новые клиенты – домашние животные (мягкие игрушки).
- Дети самостоятельно и по желанию распределяют роли между собой (парикмахеры женского, мужского, детского зала, зала стрижки домашних животных, маникюрша, кассир). Клиентами могут быть как дети, так и игрушки (куклы, мягкие игрушки). Таким образом, происходит объединение нескольких сюжетных линий в одну сюжетно-ролевую игру.
Использование приемов формирования взаимоотношений в игре помогает детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов, что способствует обогащению личного опыта детей дошкольного возраста, который в дальнейшем они могут использовать при общении друг с другом в повседневной жизни.
В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие прически получились красивые и аккуратные, говорят о том, что им больше всего понравилось в игре.
Таким образом, использование сюжетно-ролевых игр поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, осознать ценностное отношение к труду взрослых, получить представления о мире профессий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Раннее профессиональное самоопределение дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольной образовательной организации.
Литература:
- Пасечникова, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие [Текст] /Т.В. Пасечникова – Самара: Изд. ЦПО, 2013. – 45 с.
- Эльконин, Д. Воспитательное значение сюжетно - ролевой игры [Текст] /Д. Эльконин // Дошкольное воспитание: журнал. – 2008. – №8. – С. 7-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях
Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии. В это время в сист...
Педагогический совет "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Представлена форма педсовета с участием всех специалистов ДОУ....
Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях
Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...
Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»
Консультация для воспитателей«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»...
«Педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста в современных условиях. Нетрадиционные формы работы с семьей».
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия...
Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста
Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста...
Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях
Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошколь...