Открытое занятие по сказке "Колобок"
план-конспект занятия (средняя группа)
Открытое занятие по игровой театрализованной деятельности сказка «КОЛОБОК» в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_teh.docx | 51.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка д/с № 34
Открытое занятие
по игровой театрализованной деятельности
по сказке «КОЛОБОК»
в средней группе
Воспитатель: Сучилина Л.В.
г. Жуковский
Игровая театрализованная деятельность
« Путешествие по русской народной сказке»
« Колобок»
Цель: развитие лексико - грамматической стороны речи через фольклор. Создать условия для развития театрально-игровой деятельности, обучать детей участвовать в инсценировке сказки, передавая характерные черты героев сказки, с помощью простейших движений, жестов, мимики.
Задачи:
1) Развивающие: расширять словарь детей речь, память, мышление, театральные способности развивать навыки словообразования прилагательных от существительных; творческое воображение и фантазию.
2) Воспитательные: воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, интерес к театрально-игровой деятельности.
3) Обучающие: Развитие речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Учить детей участвовать в инсценировке сказки, передавать характерные черты героев сказки с помощью простейших движений, жестов и мимики. Умение подбирать прилагательные; учить понимать и оценивать поступки героев; формировать умение отгадывать загадки, используя характерные признаки объектов.
Интеграция: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Словарная работа: радость, трусливый, злой, голодный, грубый, коварная, толстый, сердитый, хитрая.
Предварительная работа: рассматривание изображений сказки «Колобок»; чтение сказки «Колобок», беседы, дидактические игры.
Материалы и оборудование: мольберт с фигурами к сказке "Колобок" проектор, магнитофон, картинки эмоции.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрация презентации, показ
Словесные: рассказ педагога, беседа, вопросы к детям
Практические: подражание героям.
Ход занятия. Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте поздороваемся с ними с начала тихо, а потом громко. И улыбнемся нашим гостям. (Дети здороваются. Дети встают в круг.)
Воспитатель: Я, улыбнулась вам, и вы улыбнитесь, друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение. Воспитатель и дети проговаривают правило:
«Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, чётко говорим и тихонечко сидим»
Воспитатель: Ребята вы хотите узнать, чем мы будем заниматься сегодня на занятии, тогда вам надо отгадать загадку?
Я знаю вы любите игры, Песни и пляски Но нет ничего интереснее, Чем наши любимые….(сказки).
Воспитатель: читает стихотворение.
Сказки любят все на свете, Любят взрослые и дети Сказки учат нас добру, И прилежному труду, Говорят, как надо жить, Чтобы всем вокруг дружить.
Воспитатель: Ребята скажите: Кто любит сказки? Чему сказки учат? Что говорят сказки?
Дети: Сказки любят взрослые и дети, они учат, добру, труду, жить, дружить.
Воспитатель: А какие бывают сказки?
Дети: (грустные, добрые, страшные, смешные, веселые и т.д.) с показом эмоций.
Воспитатель: Сказки пришли к нам из глубокой древности. А почему сказки называют народными?
Дети: Сказки придумал народ. (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказки? Вот мы сейчас и проверим, присаживаемся на стульчики. Игра «Отгадай сказку?» (презентация).
В поле дом пустой стоял. Он грустил и скучал. Мышка домик тот нашла. Мышка добрая была. В доме том, в конце концов, Стало множество жильцов. (Теремок)
Добрый маленький герой, Разделил свой дом с лисой, А лисица злой была. И зайчишку прогнала. Сам вернуть свой дом не мог Петушок ему помог. ( Заюшкина избушка).
Что за гостья в дом пришла,
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! (Три медведя)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят)
Бабушка за дедушку,
Ухватилась крепко:
“Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!”
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд. (Репка)
У Алёнушки сестрицы,
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)
Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали. Давайте отдохнём.
Физминутка
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок,
Приседают, слушают,
Не идёт ли серый волк.
Раз - согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, подтянуться.
Три - ладошки три хлопка.
Головою три кивка.
Воспитатель: Ребята! Вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете рассказать сказку и показать для наших гостей.
Дети, сегодня к нам в гости пришла сказка. А какая сказка, вы отгадаете сейчас сами по моим словам:
Приготовьте, дети, ушки. Будет сказка, дайте срок. Говорит старик старушке: Испеки мне…..
Дети: Колобок!
Воспитатель: Ребята, а как называется эта сказка? (Колобок)
Игра «Доскажи словечко» я буду читать стихотворение, а вы в конце каждой строчке будете договаривать слово.
Из муки он был печен, На сметане был мешен, На окошке он студился По дорожке: (укатился) Был он весел, был он смел, И в пути он песню : (пел) Кто же это?.. (Колобок)
Вот настал и сказки час,
Он зовёт в театр нас.
Воспитатель:
Русская народная сказка «Колобок».
Жили – были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Непоседе – Колобку
Стыть бы на окошке,
Но решил он «Убегу,
разомнусь немножко».
Покатился Колобок
Мимо елок и берез.
Вдруг наш шалунишка
Повстречал Зайчишку.
(Выставить на мольберт фигуру зайца под музыку)
Заяц: Колобок, колобок, я тебя съем! (Колобок проговаривает )
Колобок: Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:(поет)
Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду! И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!
Воспитатель:
А Колобок покатился по дороге
Волку серому под ноги.
(Выставить на мольберт фигуру волка под музыку)
Волк: Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою (поет):
Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду! И покатился колобок дальше!
Воспитатель:
Вдруг навстречу сам Потапыч,
Зарычал он, поднял лапу.
(Выставить на мольберт фигуру медведя под музыку)
Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем! (Колобок отпрыгивает в сторону)
Колобок: Не ешь меня, косолапый, я тебе песенку спою (поет):
Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!
Медведь только его и видел.
Воспитатель:
А колобок покатился кувырком
Через рощу прямиком,
И на встречу вдруг Лиса,
Увидала Колобка.
(Выставить на мольберт фигуру лисы под музыку)
Лиса: Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку.
А лиса и говорит:
Лиса: Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…
А лиса его — Съесть хотела.
Но взяла и пожалела.
А колобок на радости такой
Пригласил всех в хоровод.
Ну –ка, дети, в круг, по шире.
Танец «Колобок»
Воспитатель: вот как весело мы потанцевали. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка д/с № 34
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Воспитатель: Сучилина Л.В.
г. Жуковский
Технология игровой деятельности в ДОУ
Игровая технология (Губанова Н. Ф.)
Цель использования технологии/методики: сформировать готовность детей к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности; развитие у детей умственных способностей в игровой форме.
Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности.
Групповая и индивидуальная работа с детьми.
Систематическое использование в воспитательно-образовательном процессе различных игр, игрушек, игровых моментов. Создание предметно-развивающей среды и игрового пространства группы с наличием развивающих игрушек и игр.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями: мастер классы для родителей по изготовлению пособий различных дидактических игр, наглядная пропаганда, консультации, рекомендации, беседы.
Совместная работа педагогов ДОО: совместная разработка дидактических игр, консультации, рекомендации, беседы.
Результат использования технологии/методики
Использование игр разного вида способствовало формированию у детей готовности к общественно – значимой и общественно – оцениваемой деятельности. В результате использования данной игровой технологии в педагогическом процессе наблюдается стабильно высокий уровень усвоения детьми программы.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, И.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Выделяют следующие функции игры:
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Одним из важнейших элементов данной технологии является организация игровой деятельности. Можно выделить несколько видов игровой деятельности: свободная игра - ничем не ограниченная игра в игрушки, кубики, куклы, лошадки, прятки и т. д. В такой игре, ребенок проявляет и развивает свою индивидуальность и навыки общения с другими детьми, а кроме того, такая игра является продолжением его домашней детской жизни и помогает снимать противоречия между жизнью ребенка в саду и дома. Другой вид игры — подвижные игры, которые сочетают в себе как свободу, так и руководство со стороны педагогов. Это состязания в беге, силе, а также плавание, лыжи, катание на санках, коньках и т. д. И работа в мастерских тесно связана с игровой деятельностью: изготовление игрушек, украшений для елки, костюмов и декораций для спектаклей. Н.И. Попова отмечала важную деталь: «При постановке спектакля с разучиванием текста важно, чтобы он не был самодовлеющим, чтобы подготовка не перешла в дрессировку; необходимо, чтобы для детей он остался «игрой». А это достигается очень осторожным выбором темы, которая должна совпадать с детскими переживаниями». Можно скатать, что игровая деятельность использовалась и в обучении, и в организации жизнедеятельности вообще. Считалось, что «чем больше игры в работе, тем ближе она ребенку, тем более она сливается с его жизнью». На игру как важнейший элемент рассматриваемой технологии необходимо обратить особое внимание, так как в дальнейшем, в ходе борьбы за утверждение новых подходов к воспитанию он будет практически утрачен.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.
Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Таким образом, игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, можно сформулировать следующее: результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих; в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка; игра позволяет приобрести внутреннюю свободу; соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях.
Игровые технологии в деятельности воспитателя
согласно ФГОС
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной , изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребёнка.
Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного восприятия и социального развития личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий.
Любая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование к учебной деятельности.
Каковы же концептуальные основы игровых технологий?
1. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности самовыражении самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.
2. Игра - форма психогенного поведения, т.е внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Устнадзе).
3. Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация не реализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).
4. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
5. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношение между людьми, и наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
6. Возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
В чем же принцип игрового обучения?
Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.
Структура данной технологии следующая:
1. игровая задача;
2. правила;
3. деятельность;
4. результат.
Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
Игровым технологиям присущи следующие особенности:
1. свободная развивающая деятельность;
2. творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре);
3. эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).
Игровые технологии в образовательном процессе сначала используются мною как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с 1,6 - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.
В дальнейшем добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Так как понимаю, что игра – наиболее доступный для детей вид деятельности.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. В своей работе я использую:
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Для детей возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Таким образом можно сделать следующие выводы:
Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
Во-вторых, именно проблема грамотного введения ребёнка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.
И, наконец, в-третьих, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно – ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы.
Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО
Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности малышей:
Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведённое для игры детей, другими видами деятельности.
Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно – ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.
Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребёнком, а в конце четвёртого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребёнку, играть самостоятельно, т.к. только самостоятельная сюжетно ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдений за самостоятельной сюжетно – ролевой игрой детей.
Педагог должен как можно чаще ставить ребёнка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.
Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт.
Плоды познанья дарит детям,
Их развивает круглый год.
Свой наряд оно меняет,
Игры детям предлагает.
Покажет смену времён года,
И как меняется природа.
Научит размышлять, считать,
Моторику пальцев развивать.
Представляю вашему вниманию многофункциональное наглядно-дидактическое пособие
«Чудо - дерево».
Одним из важных в работе с дошкольниками средств является использование наглядности. Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь ребёнку качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Детям полезен и интересен материал, созданный воспитателем. Изготовленный руками педагогов, он позволяют ребенку раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов. С этой целью и было создано данное пособие.
Пособие является многофункциональным, мобильным и легким в использовании для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Оно может быть применено в различных образовательных областях:
- социально – коммуникативное развитие: способствовать формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
- познавательное развитие: совершенствовать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, части и целом), способствовать развитию умения классифицировать предметы по определённым признакам, формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе;
-речевое развитие: совершенствовать грамматический строй речи.
В работе с пособием при закреплении представлений о сезонных изменениях в природе могут использоваться стихи, загадки, потешки, русские народные пословицы и поговорки.
Удобно использовать в совместной деятельности воспитателя и детей, в индивидуальной работе и в свободной игровой деятельности.
«Чудо - дерево» можно использовать как отдельный игровой приём, а также для обыгрывания дидактических игр, для создания проблемных ситуаций на занятиях.
Задачи:
1. развивать мышление, внимание, память;
2. активизировать и расширять активный словарь (употребление предлогов, согласование, грамматический строй речи и др.);
3. учить классифицировать предметы;
4. закреплять знания по ФЭМП (пространственная ориентировка, закрепление знаний о геометрических фигурах, совершенствовать цветовое восприятие и др.)
5. Знакомить с новыми понятиями, происходящими в природе, сезонными явлениями;
6. Расширять и пополнять кругозор детей;
7. Развитие мелкой моторики рук;
ИГРЫ
ФЦКМ (формирование целостной картины мира)
«Распредели птиц по группам: обитающих в лесу, обитающих в городе»
Цель: Материал: картинки птиц, наборное полотно.
Ход игры: Дети должны на одну сторону дерева прикрепить птиц из леса, на другую, обитающих в городе.
«Узнай и назови»
Цель: узнавать по описанию.
Материал: картинки птиц, насекомых, овощей, фруктов или овощей.
Ход игры: Педагог описывает птицу или насекомое, плод, ребёнок узнаёт и прикрепляет на дерево.
«Кто где живёт»
Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, дети определяют, где должны быть животные на дереве или под деревом. Например, медведь под деревом, а белка на дереве.
«Как наше деревце растет»
Цель: Формировать у детей представления о весенних изменениях дерева – листья, цветы, плоды.
Ход: Дети, наблюдая за объектами природы, самостоятельно меняют игровой материал на панно.
«Собираем урожай»
Цель: Развивать интерес детей к плодовым деревьям, фруктам, продуктам питания, которые из них можно приготовить.
Материал: картинки с фруктами, наборное полотно.
Ход: С мамой утром в сад пойдем,
Плодов сочных наберем.
Приходи, честной народ,
Сварим мы на всех компот.
Дети собирают «плоды», рассказывают, какой компот они приготовят – яблочный, грушевый, апельсиновый и т д.
«Осеннее деревце»
Цель: Формировать представления о сезонных изменениях в живой природе осенью, упражнять в классифицировании листьев по цвету, развивать внимание.
Материал: картинки листьев разного цвета, наборное полотно.
Ход: Вот и осень наступила,
Всё украсила кругом.
Разноцветные листочки
Мы в корзинки соберем.
(Дети «собирают» листочки в корзинку того же цвета).
«Прилетайте в гости к нам»
Цель: Формировать знания о зимующих птицах, заботе человека о них зимой.
Материал: картинки птиц, наборное полотно.
Ход: Вот зима спешит к нам в гости,
Стало птицам трудно жить.
Мы повесили кормушку –
Будем птиц зимой кормить.
Дети называют птиц и размещают их на дереве.
«Весенние гости»
Цель: Формировать знания о перелетных птицах, развивать словарь.
Материал: картинки птиц, наборное полотно.
Ход: Солнце стало припекать,
Птицам время прилетать.
Ждем, пернатые соседи,
Мы от вас веселой трели.
А ребята не зевают –
Вместе птичек называют.
«Зима»
Цель: формировать представление о времени года – зиме, замечать сезонные изменения в природе.
Материал: картинки птиц (снегирь), снежинки, вата (снег), картинка медведя в берлоге, наборное полотно.
Ход: Снежинка
Села мне на рукавицу
Легкая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой.
ФЭМП
«Украсим дерево листочками»
Цель: Развивать моторику рук детей, сенсорные эталоны цвета, ориентироваться в пространстве : слева – справа, вверху- внизу.
Ход: Дети развешивают листья определенного цвета;
только слева или справа, или вверху, или внизу.
Усложнение: Совместить 2-3 задания.
«Веселые геометрические фигуры»
Цель: Уметь различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать память, речь, внимание, воображение. Обследовать их зрительным путем.
Материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), наборное полотно.
Ход игры: на дереве геометрические фигуры, назови их, на что они похожи?
Убрать одну фигуру: Какой фигуры не стало? Какого они цвета?
«Загадочное дерево»
Цель: Формировать умения отгадывать народные и литературные загадки о деревьях, листьях, плодах.
Ход: Ребенок «срывает» с дерева листик с загадкой и отгадывает её.
«Спелые фрукты»
Цель: Учить детей узнавать и называть фрукты. Фрукты растут на дереве, в саду, закреплять счет, ориентировку в пространстве: выше – ниже, вверху, в низу.
Материал: картинки фруктов, наборное полотно.
Ход игры: На дереве фрукты, предложить детям определить количество.
Сколько яблок на дереве? (много – мало). Сколько груш? А чего больше яблок или груш? Какая вишня висит выше, а какая ниже?
«Назвать птицу».
Цель: учить детей узнавать и называть птиц, развивать зрительную память, мышление, воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры: перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.
«Кто лишний».
Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.
Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».
«Кто как кричит»
Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.
Ход игры
Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.
«Какой птицы не стало»
Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«Загадочное дерево»
Цель: Формировать умения отгадывать народные и литературные загадки о деревьях, листьях, плодах.
Материал: картинки с загадками, наборное полотно.
Ход: Ребенок «срывает» с дерева листик с загадкой и отгадывает её.
Социально – коммуникативное развитие
«Ты – большой, я - маленький»
Цель: закрепить представления о правилах поведения на улице, дороге;
Материал: картинка дороги, машин, светофора, мальчика, инспектора ДПС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...