Технология СТАРИСЕК
учебно-методический материал

Лукасевич Юлия Сергеевна

Технология Старисек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_starisek.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Сторисек» (мешок историй) в работе с детьми старшего дошкольного возраста

 

«Чтобы подготовить человека духовно

 к самостоятельной жизни,

 надо ввести его в мир книг».

В.А. Сухомлинский

В настоящее время, в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда детей сложно увлечь чтением, педагоги: в детском саду – это воспитатели, а в школе – учителя русского языка и литературы прибегают к различным средствам. Одним из таких средств является технология «Сторисек», которую я открыла для себя, работая по проблеме - формирования интереса к художественной литературе и чтению книг.

«Сторисек — это всемирно распространенный, британский, национальный литературный проект, который был разработан в Великобритании в 1994 году. «Сторисек - метод формирования у детей дошкольного возраста интереса к книге, её чтению, через знакомство со сказкой.

Основатель «Сторисека» – англичанин Нейл Гриффитс, соавтор книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автор книг о детях и играх и их взаимовлиянии, разработчик программ для детских садов. Он предоставляет различные занимательные материалы Центру Раннего Развития, создает игровые ресурсы, консультирует разработчиков детских игрушек, выступает на телевидении и радио, а также пишет художественные книги для детей и взрослых. Гриффитс работал над «Сторисеком» в течение шести лет. За это время «Сторисек» приобрел статус национального литературного проекта. Продвижению и распространению национального литературного проекта «Сторисек» по всей Великобритании, а впоследствии и в других странах, содействовал британский институт повышения квалификации работников дошкольных и начальных школьных учреждений, назначивший директором проекта самого автора.

По мнению Гриффитса, не дети должны много читать вслух, а взрослые. Он уверен, что такой подход – самый главный подход при обучении ребенка чтению: чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?» и уже только потом «Как научить ребенка читать?».

Цели «Сторисека»: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.                Задачи «Сторисека»: чтение хороших книг, расширение кругозора, пополнение и расширение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков, формирование чувства уверенности в себе и стимулирование интереса к книге.

В отношении детской грамотности «Сторисек» затрагивает такие аспекты, как: расширение общего словарного запаса, словарного запаса собирательных имен существительных, формирование позиционной терминологии, навыков правильного словоупотребления, установления зависимостей, применения аллитерации, чувства ритма, чувства рифмы, положительного подражания, прогнозирования и программирования.

В состав «Сторисека» входят основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:

1. художественная книга,

2.мягкие игрушки и реквизиты к книге,

3.  научно-популярная книга,

4.  аудиокассета, CD, DVD,

5.  языковая игра,

6.«шпаргалки» для родителей.

Мягкие игрушки «Сторисека» – это главные герои художественной книги, реквизитами же могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода, либо предметы окружающей среды; они развивают словарный запас, помогают изучить образ главных героев, закрепляют понимание прочитанного. Иногда дополнительно к реквизитам сторисека относят театральный экран или театральные коврики.

Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке. Аудиокассета позволяет детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.

Великолепными средствами выражения мысли являются языковые игры, необходимые на ранних стадиях обучения чтению и при формировании читательских навыков. Они доставляют удовольствие, расширяют словарный запас, закрепляют понимание прочитанного и помогают изучить языковые особенности. Игры в «Сторисеке» предназначены для поддержания и совершенствования опыта чтения хороших книг. Тем самым «Сторисек» помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей. Этому способствует вовлечение их в доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей. «Сторисек» дает детям возможность насладиться чтением, увлечься прочитанным, сочетая познавательное с увлекательным.

Британский литературный проект «Сторисек» можно применить как один из методов работы с книгой.

Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап

1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».

Критерии отбора книги:

1. серьезное художественное произведение,

2. качественные иллюстрации,

3. произведение, удобное для громкого чтения,

4.доступный и интересный уровень книги для детского восприятия,

5. любимая книга детей,

6. книга, рекомендуемая родителями (педагогами, книжными магазинами).

2. Подготавливается мешок для комплекта материалов. Удачной формой работы будет предварительное проведение мастер-класса с читателями по изготовлению мешка. В этом случае впоследствии дети будут с повышенной мотивацией участвовать в последующих мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности. Возможные варианты: мастер-класс по украшению мешка пуговицами, бисером можно вышить имена детей, участвующих в мастер-классе, приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. Возможно также использование готового мешка без предваряющего мастер-класса.

3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:

-       игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения;

-       научно-популярная книга на тему, близкую к художественному произведению (например, к книге «Маугли» – энциклопедия животных);

-       аудиокнига по выбранному произведению;

-       DVD с мультфильмом/сказкой по произведению (при наличии).

При желании также подбираются другие игровые компоненты: игровые маты, природные материалы и пр. При выборе и изготовлении игрушек необходимо соблюдать меры предосторожности: не пришивать на мягкие игрушки пластиковые глаза; не включать в сторисек слишком маленькие детали, которые можно быстро проглотить; использовать безопасные наполнители для игрушек; использовать только Гостовские материалы; прикрепить к сторисекам предостерегающие ярлычки, например, «Это не игрушка. Детям до 3-х лет не рекомендуется». Возможно проведение предваряющих мастер-классов по изготовлению игрушек, декораций к «сторисекам» с читателями.

4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного чтения, связной речи для формирования навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков, самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» – детям предлагается устно/письменно составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» – необходимо сочинить продолжение к книге; «Крокодил» – с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «Найди пословицу» – подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; «История слов» – работа со словарями по объяснению новых слов. Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, проведение викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге в каждом «сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.

6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

Этап продвижения

На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки.

Основной этап

Работа с художественным произведением

1.  Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.

2.  Организовывайте диалог до, во время и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/ что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? Используйте и другие вопросы.

3.  При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.

4.  Иногда просите детей следить пальцем по тексту во время вашего чтения (для этой работы раздайте детям одинаковые экземпляры книги).

5. Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.

6.  Попросите детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.

7.  Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать.

8.Заостряйте внимание на буквах. Спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова.

9.  Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.

Работа с научно-популярной книгой

-       Развивая связную речь и коммуникативные навыки детей, а также способность к программированию самостоятельных высказываний, предложите детям поделиться своими впечатлениями о названии, обложке, иллюстрациях книги.

-       Заострите внимание на содержании и алфавитном указателе, расскажите, как они помогают ориентироваться в книге. Научите детей самостоятельно пользоваться различными книжными указателями.

-       Прочитайте часть книги и спросите детей, что они смогли понять. Попросите рассказать о своих знаниях по теме.

-       Выпишите понравившиеся детям факты, красиво оформите их и раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.

-       Составьте с детьми список вопросов, на которые хотелось бы, чтобы ответили их друзья.

-       Используйте другие формы работы с научно-популярными изданиями.

Работа с аудиокнигой

Организуйте коллективное прослушивание аудиокниги с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.

Завершающий этап

«Сторисек» передается читателям на дом, в школу и пр. Собираются письменные отзывы о новой форме работы, уточняется читательский запрос для организации последующих «сторисеков»

Проект «Сторисек» предоставляет педагогам большие творческие возможности. Многочисленные исследования показали, что благодаря сторисеку уже за два семестра в детских садах детская грамотность возрастает в среднем на 20 %. Случаев, когда бы сторисек не доставил удовольствия, не понравился детям или взрослым, не было выявлено вообще.

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер.

«Сторисек» для детей 5-6 лет по литературной сказке В. Катаева «Цветик-семицветик».

Компоненты для «сторисека» по сказке ВКатаева «Цветик-семицветик»

1. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

2. Мешок (чемодан).

3. Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик».

4. Биография автора (интересные факты из жизни).

5. Аудио сказка (CD).

6. Мультфильм (DVD).

7. Загадки.

8. Маски, игрушки – прообразы героев сказки (стеллаж магазина, собака, вороны, наряд для старушки, оборудование для изображения Северного полюса, 7 шапочек северного медведя, детские игрушки, ваза).

9. Муляжи: цветик-семицветик, ваза, баранки.

10. Шнуровка с изображением цветка, домика и др.

11. Трафареты с животными, игрушками.

12. Раскраски по сказке и карандаши.

13.Настольные игры: домино, животные Севера, лото.

14. Научно - познавательные энциклопедии о диких животных Севера, о климате Северного полюса.

15. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).

16. Игра «Допиши сказку» - необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).

17. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.

18. «Найди пословицу» - подбор и объяснение, почему выбрали эту пословицу, найди лишнюю пословицу.

19. Игра «История слов» - работа по расширению словаря по объяснению новых слов (например, быть, по-моему, вели, запад, восток, север, юг).

20. Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведения.

21. Викторины о диких животных Северного полюса.

22. Создание коллажа из картинок.

23. Скороговорки о животных Севера.

Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.

План сторисека «Цветик-семицветик»

1. Чтение сказки «Цветик-семицветик» с показом иллюстраций.

Вопросы детям:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что понравилось?

- Кто главный герой сказки?

2. Отгадайте загадки и назовите остальных героев сказки.

Окраска сероватая

Повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона это (ворона).

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь).

Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал - (собака).

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки (цветок).

Вопросы детям по сюжету сказки:

-Кто послал Женю в магазин?

- За чем девочка Женя отправилась в магазин?

- Что произошло по пути домой с Женей?

- Какие желания загадала Женя?

- Какое последнее желание было Жени?

- Какая по характеру Женя (добрая, злая)?

- Какие у неё поступки?

- Какая по характеру собака?

3. Игра «Крокодил» - при помощи мимики или пантомимики изобразить героев сказки (выбрать картинки с изображением героев сказки и изобразить, остальные отгадывают).

Благодаря своей доброте, Женя сделала мальчика здоровым.

4. Игра «Подбери пословицу к сказке» - выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу.

Без беды друга не узнаешь.

Без друга в жизни туго.

Верному другу цены нет.

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

5. Проиграть сказку в масках, или предложить сыграть сцену встречи Жени и мальчика, Жени и бабушки с игрушками би-ба-бо, с мягкими игрушками.

6. Поделитесь своими впечатлениями.

- Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?

- Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали сказку?

- Как главная героиня проявляла себя в разных ситуациях при встрече с собакой, ребятами, мальчиком?

- Какими качествами она обладает?

- Женя положительный или отрицательный герой сказки?

- Какая главная мысль в сказке?

- Чему сказка учит?

7. Предложить детям раскраски по сказке.

8. Просмотр мультфильма.

9. Подвижная игра «Найди следы медведя, человека, собаки, вороны и т. д.».

10. Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей».

11. Игровая ситуация «Угостим мальчика баранками и скажем ему добрые слова».

Используя современную технологию в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, на данный момент является новым направлением в логопедической работе, указывает специалисту возможные пути, которые способствуют освоению связных форм высказываний, компенсирует отсутствие связной речи у детей с ТНР, а также обеспечивает эффективное развитие связной речи у дошкольников. Педагогическая находка оказывает огромную помощь в повышение мотивации у воспитанников при формировании навыков осмысления звучащей речи, навыков пересказа и рассказывания.

Эта технология помогает привлечь пассивных слушателей и рассказчиков к активной деятельности, активизировать познавательный интерес детей, формировать информационную культуру у детей, сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...