Программа дополнительного образования "Цветные горошины"
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № … от …….г. | Приложение № УТВЕРЖДЕНА приказом МАДОУ «Верхнекетский детский сад» от ………….г. № |
Дополнительная общеразвивающая программа
ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Цветные горошины»
Художественной направленности
в средней группе
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Кулинич Юлия Сергеевна.
Белый Яр – 2021
- Пояснительная записка
В современной педагогике постепенно дидактическая направленность занятий заменяется развивающей. Под этим следует подразумевать в первую очередь то, что не только непосредственно психологи, но и учителя-практики начинают понимать и видеть реальные результаты проводимой ими образовательной и воспитательной деятельности в формировании личности ребенка, развитии его интересов, творческого потенциала и способностей.
Привычку к выразительной публичной речи можно выработать у человека, с ранних лет приобщая его к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в реализации этой задачи оказывают театрализованные занятия. Дети всегда с восторгом воспри-нимают их, любят их посещать. В сказках, рассказах, пьесах решается проблема добра и зла, смелости и трусости, честности и лжи. Благодаря таким произведениям ребенок не только умом воспринимает окружающий мир, но и пропускает события через свое сердце.При этом он не только познает, но и выражает сложившееся у него отношение к проблемам. Возраст 3-6 лет является периодом формирования основ творческой личности, во время, которого осознаются моральные нормы, принятые в обществе.
Актуальность: Актуальность организации театрального кружка заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.
Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196).
- Цель программы: развитие творческих возможностей, творческой самостоятельности, эстетического вкуса, воспитание любви к театру и театральной деятельности, формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
- Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Познакомить детей с различными видами театра.
- Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
- Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
4. Ожидаемые результаты и способы их определения: Для успешной реализации поставленных задач моя программа предполагает тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
- Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью, имея способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения;
- Умение подражать образу героев;
- Обладать умением работать в коллективе.
- Умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- Умение строить простейший диалог;
- Умение проявляют находчивость, фантазию, воображение;
- Умение двигаться в соответствии с образом, используя жесты и артикуляцию;
Мониторинг освоения детьми программного материала
№ | Фамилия имя ребёнка | Заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью, имеет способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения. | Умеет подражать образу героев. | Умеет работать в коллективе. | Умеет действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно. | Умеет строить простейший диалог. | Проявляет находчивость, фантазию, воображение. | Умеет двигаться в соответствии с образом, использует жесты и артикуляцию. |
Оценка знаний:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки;
2 балла – ребенок выполняет с частичной помощью взрослого;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно;
5-8 баллов – низкий уровень;
9-12 баллов – средний уровень;
13-15баллов – высокий уровень.
Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 4-5 лет. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия в группе младшего дошкольного возраста 20 минут.
- Календарный учебный график (приложение к программе)
- Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Количество часов |
Сентябрь | «Знакомство» | 1 |
«Мир театра» | 1 | |
«Музыка осени» | 1 | |
«Наш богатый урожай» | 1 | |
Октябрь | «Бабушка-Забава» | 1 |
«В гостях у сказки» | 1 | |
«В гостях у сказки» (Продолжение) | 1 | |
«Колобок-Колючий бок» | 1 | |
Ноябрь | «Наша дружба». | 1 |
«Если с другом вышел в путь.». | 1 | |
«Все мы делим пополам» | 1 | |
«Лучшие друзья» | 1 | |
Декабрь | «Мимика» | 1 |
«Страна воображения» | 1 | |
«Наше настроение» | 1 | |
«Играем в театр» | 1 | |
Январь | «Лесная сказка» | 1 |
«Лесные жители» | 1 | |
«Музыка в сказке» | 1 | |
«Три медведя» | 1 | |
Февраль | «Храбрый петух» | 1 |
«Наступили холода» | 1 | |
«Музыкальное путешествие» | 1 | |
«Веселые этюды» | 1 | |
Март | «Добрые слова» | 1 |
«Домашние любимцы». | 1 | |
«Мой щенок» | 1 | |
«Кто сказал мяу?» | 1 | |
Апрель | «Весенний дождь» | 1 |
«Выйдем мы в лесок» | 1 | |
«Пойми меня | 1 | |
«Под грибком | 1 | |
Май | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | |
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»(Продолжение) | ||
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»(Продолжение) | ||
«По следам сказок» | ||
Подведение итогов реализации программы | «По следам сказок»(итоговое) | |
- Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Форма проведения | Программные задачи | Методы и приемы организации | Материал |
1 | «Знакомство» | Круглый стол (знакомство с понятием театр: кукольный театр. | Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению; | Наглядный показ, демонстрация слайдовой презентации. | Мяч, музыкальный центр, интерактивная доска. |
2 | «Мир театра» | Театрализованные представления. | Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации. | Беседа, худ. Слово. | Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски. |
3 | «Музыка осени». | Игра-импровизация | Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации, вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения | Стимулирование, поощрение, инсценировка. | Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение, осенние листочки. |
4 | «Наш богатый урожай». | Игра-имитация | Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку. | Художественное слово, беседа, воображаемая ситуация, имитация. | Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков. |
5 | Бабушка- Забава | Развлечение | Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности. | Наглядный, показ, наблюдение. | Ширма, театральная кукла «Бабушка». |
6 | «В гостях у Сказки» | Чтение худ. литературы | Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом. | Прием повтора, постановка конкретных вопросов. | Настольный театр, иллюстрации к сказке. |
7 | «В гостях у Сказки» (Продолжение) | Театральная игра | Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки | Игровой, творческий, словесный. | Маски героев по сказке, костюмы. |
8 | «Колобок-Колючий бок» | Речевая игра | Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями. | Художественное слово, беседа, метод иллюстраций. | Декорация к сказке, музыкальное сопровождение. |
9 | «Наша дружба» | Игра-импровизация | Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры. | Наглядный показ. Наблюдения. Сюрпризный момент. | Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение. |
10 | «Если с другом вышел в путь» | Развлечения | Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания. | Показ образца, имитация, игровые упражнения. | Зеркало, музыкальное сопровождение /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского. |
11 | «Все мы делим пополам.» | Игра -импровизация | Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия. | Игровой, показ способа действий | Маски зверей, музыкальное сопровождение. |
12 | «Лучшие друзья» | Развлечение | Развивать творческие способности. Постановка сказки для детей детского сада. | Игровой метод, беседа, создание проблемной ситуации, художественное слово, демонстрация. | Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение. |
13 | «Мимика» | Игра | Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации. | Игровые приемы. | Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок. |
14 | «Страна воображения» | Игра | Создать положительный эмоциональный настрой; Учить действовать с воображаемыми предметами. | Показ образца, имитация, игровые упражнения. | Музыкальное сопровождение. |
15 | «Наше настроение» | Игра | Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях. | Игровые приёмы, показ способа действий. | Иллюстрации к основным эмоциям. |
16 | «Играем в театр» | Развлечения | Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций; | Стимулирование, поощрение, инсценировка. | Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик.. |
17 | «Лесная сказка» | Театрализованная игра | Знакомство с содержанием музыкальной сказки «Три медведя». Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев. | Стимулирование, поощрение, инсценировка. | Фланелеграф, иллюстрации к сказке. |
18 | «Лесные жители» | Игра | Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. | Импровизация, Игровой метод. | Маски зверей, костюмы. |
19 | «Музыка в сказке» | Игра-импровизация | Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения. | Художественное слово, беседа, речевой образец. | Музыкальное сопровождение. |
20 | «Три медведя» | Игра- импровизация | Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности | Импровизация, художественное слово. | Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение. |
21 | «Храбрый петух» | Развлечение | Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку. | Чтение наизусть, показ образца. | Ширма, куклы бибабо к сказке. |
22 | «Наступили холода» | Импровизация | Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции. | Игровой метод. | Декорация зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов. |
23 | «Музыкальное путешествие» | Музыкальное развлечение | Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности. | Стимулирование, поощрение | Музыкальное сопровождение. |
24 | «Веселые этюды» | Игра | Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах. | Художественное слово | Игрушки: лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра. |
25 | «Добрые слова» | Речевая игра | Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. | Стимулирование, поощрение | Цветок, музыкальное сопровождение, ключик. |
26 | «Домашние любимцы» | Театрализованная игра | Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. | Инсценировка | Настольный театр, маски зверей по сказке. |
27 | «Мой щенок» | Игра. | Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. | Инсценировка, художественное слово. | Маски –шапочки зверей. |
28 | «Кто сказал мяу?» | Игра | Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением. | Стимулирование, поощрение, художественное слово. | Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы. |
29 | «Весенний дождь» | Этюд-игра | Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности. | Художественное слово, беседа, воображаемые ситуации. | Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение. |
30 | «Выйдем мы в лесок» | Игра | Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку | Воображаемые ситуации, игровые упражнения. | Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей. |
31 | «Пойми меня» | Игра-имитация | Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности. | Показ образца, игровые упражнения. | Музыкальное сопровождение в записи. |
32 | «Под грибком» | Театрализованная игра | Учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. | Художественное слово, беседа, речевой образец, воображаемая ситуация. | Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение. |
33 | «Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | Чтение худ. Литературы. | Вспомнить с детьми русскую народную сказку, воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Беседы. | Иллюстрации к сказке |
34 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | Театрализованная игра, импровизация. | вызвать положительный настрой на театрализованную игру; - активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. | Инсценировка, художественное слово. | Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение. |
35 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Показ сказки | Развлечение. | вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | Инсценировка, художественное слово. | Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение. |
36 | «По следам сказок» | Спектакль, взаимодействие с родителями | Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы | Инсценировка. | Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации |
- Материально-техническое обеспечение:
- Мяч
- Музыкальный центр
- Интерактивная доска
- Ширма для кукольного театра
- Куклы Бибабо
- Маски
- Шапочки
- Муляжи
- Театральные куклы
- Настольные театры
- Костюмы
- Мягкие игрушки
- Фланелеграф
- Инструменты шумового оркестра.
Учебно – информационное обеспечение:
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011.
- Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред.О.С.Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред.О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Электронно-образовательные ресурсы
- http://window.edu.ru/catalog/resources?p_str=театрализованная+деятельность
- Сайт для детей и взрослых http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search
- Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu
- Международный образовательный портал http://www.maam.ru
- Сайт для воспитателей http://dohcolonoc.ru
- Сайт для воспитателей http://vospitateljam.ru/?s=театрализованная+деятельность&x=0&y=0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Рабочая программа кружка "Цветные горошины" для детей 3-5лет
Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий......
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...