Программа дополнительного образования "Цветные горошины"
рабочая программа (средняя группа)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnyy_kruzhok_tsvetnye_goroshiny.docx51.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета                

протокол № … от  …….г.

Приложение №

УТВЕРЖДЕНА

 приказом МАДОУ

«Верхнекетский детский сад»

от ………….г. №

Дополнительная общеразвивающая программа

ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Цветные горошины»

Художественной направленности

в средней группе

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

                                                                                    Кулинич Юлия Сергеевна.

Белый Яр – 2021

  1.  Пояснительная записка

В современной педагогике постепенно дидактическая направленность занятий заменяется развивающей. Под этим следует подразумевать в первую очередь то, что не только непосредственно психологи, но и учителя-практики начинают понимать и видеть реальные результаты проводимой ими образовательной и воспитательной деятельности в формировании личности ребенка, развитии его интересов, творческого потенциала и способностей.

Привычку к выразительной публичной речи можно выработать у человека, с ранних лет приобщая его к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в реализации этой задачи оказывают театрализованные занятия. Дети всегда с восторгом воспри-нимают их, любят их посещать. В сказках, рассказах, пьесах решается проблема добра и зла, смелости и трусости, честности и лжи. Благодаря таким произведениям ребенок не только умом воспринимает окружающий мир, но и пропускает события через свое сердце.При этом он не только познает, но и выражает сложившееся у него отношение к проблемам. Возраст 3-6 лет является периодом формирования основ творческой личности, во время, которого осознаются моральные нормы, принятые в обществе.

Актуальность: Актуальность организации театрального кружка заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196).
  1. Цель программы: развитие творческих возможностей, творческой самостоятельности, эстетического вкуса, воспитание любви к театру и театральной деятельности, формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
  2. Задачи: 
  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
  5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
  7. Познакомить детей с различными видами театра.
  8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
  9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

4. Ожидаемые результаты и способы их определения: Для  успешной  реализации  поставленных  задач  моя  программа  предполагает  тесное взаимодействие с родителями. Такое  сотрудничество определяет творческий  и познавательный характер  процесса,  развитие творческих  способностей  детей,  обуславливает  его результативность.

  • Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью, имея способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения;
  • Умение подражать образу героев;
  • Обладать умением работать в коллективе.
  •  Умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • Умение строить простейший диалог;
  •  Умение проявляют находчивость, фантазию, воображение;
  •  Умение двигаться в соответствии с образом, используя жесты и артикуляцию;

Мониторинг освоения детьми программного материала

Фамилия имя ребёнка

Заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью, имеет способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения.

Умеет подражать образу героев.

Умеет работать в коллективе.

 Умеет действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

Умеет строить простейший диалог.

Проявляет находчивость, фантазию, воображение.

Умеет двигаться в соответствии с образом, использует жесты и артикуляцию.

Оценка знаний:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки;

2 балла – ребенок выполняет с частичной помощью взрослого;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно;

5-8 баллов – низкий уровень;

9-12 баллов – средний уровень;

13-15баллов – высокий уровень.

   Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 4-5 лет. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия в группе младшего дошкольного возраста 20 минут.    

  1. Календарный учебный график (приложение к программе)
  2. Учебно – тематический план

Месяц

Тема

Количество часов

Сентябрь

«Знакомство»

1

«Мир театра»

1

«Музыка осени»

1

«Наш богатый урожай»

1

Октябрь

«Бабушка-Забава»

1

«В гостях у сказки»

1

«В гостях у сказки» (Продолжение)

1

«Колобок-Колючий бок»

1

Ноябрь

«Наша дружба».

1

«Если с другом вышел в путь.».

1

«Все мы делим пополам»

1

«Лучшие друзья»

1

Декабрь

«Мимика»

1

«Страна воображения»

1

«Наше настроение»

1

«Играем в театр»

1

Январь  

«Лесная сказка»

1

«Лесные жители»

1

«Музыка в сказке»

1

«Три медведя»

1

Февраль

«Храбрый петух»

1

«Наступили холода»

1

«Музыкальное путешествие»

1

«Веселые этюды»

1

Март

«Добрые слова»

1

«Домашние любимцы».

1

«Мой щенок»

1

«Кто сказал мяу?»

1

Апрель

«Весенний дождь»

1

«Выйдем мы в лесок»

1

«Пойми меня

1

«Под грибком         

1

Май

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»(Продолжение)

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»(Продолжение)

«По следам сказок»

Подведение

итогов реализации программы

«По следам сказок»(итоговое)

  1. Методическое обеспечение

п/п

Тема

Форма проведения

Программные задачи

Методы и приемы организации

Материал

1

«Знакомство»

Круглый стол (знакомство с понятием театр: кукольный театр.

Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;

Наглядный показ,

 демонстрация

слайдовой презентации.

Мяч, музыкальный центр, интерактивная доска.

2

«Мир театра»

Театрализованные представления.

Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

Беседа, худ. Слово.

Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски.

3

«Музыка осени».

Игра-импровизация

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации, вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения

Стимулирование, поощрение, инсценировка.

Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение,

осенние листочки.

4

«Наш богатый урожай».

Игра-имитация

Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

Художественное слово, беседа, воображаемая ситуация, имитация.

Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков.

5

Бабушка-

Забава

Развлечение

Вовлечь детей в  сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.

Наглядный, показ, наблюдение.

Ширма, театральная кукла  «Бабушка».

6

«В гостях у

Сказки»

Чтение худ. литературы

Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

Прием повтора, постановка конкретных вопросов.

Настольный театр, иллюстрации к сказке.

7

«В гостях у

Сказки» (Продолжение)

Театральная игра

Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки

Игровой, творческий, словесный.

Маски героев по сказке, костюмы.

8

«Колобок-Колючий бок»

Речевая игра

Развивать творческие способности;

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Художественное слово, беседа, метод иллюстраций.

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.

9

«Наша дружба»

Игра-импровизация

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.

Наглядный показ.

Наблюдения. Сюрпризный момент.

Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение.

10

«Если с другом вышел в путь»

Развлечения

Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.

Показ образца, имитация, игровые упражнения.

Зеркало, музыкальное сопровождение   /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.

11

«Все мы делим пополам.»

Игра -импровизация

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

Игровой, показ способа действий

Маски зверей, музыкальное сопровождение.

12

«Лучшие друзья»

Развлечение

Развивать творческие способности.

Постановка сказки для детей детского сада.

Игровой метод, беседа, создание проблемной ситуации, художественное слово, демонстрация.

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.

13

«Мимика»

Игра

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Игровые приемы.

Мяч,  мягкие игрушки щенок и козленок.

14

«Страна воображения»

Игра

Создать положительный эмоциональный настрой;

Учить действовать с воображаемыми предметами.

Показ образца, имитация, игровые упражнения.

Музыкальное сопровождение.

15

«Наше настроение»

Игра

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

Игровые приёмы, показ способа действий.

Иллюстрации  к основным эмоциям.

16

«Играем в театр»

Развлечения

Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций;

Стимулирование, поощрение, инсценировка.

Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик..

17

«Лесная сказка»

Театрализованная игра

Знакомство с содержанием  музыкальной сказки «Три медведя».

 Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев.

Стимулирование, поощрение, инсценировка.

Фланелеграф, иллюстрации к сказке.

18

«Лесные жители»

Игра

Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

Импровизация, Игровой метод.

Маски зверей, костюмы.

19

«Музыка в сказке»

Игра-импровизация

Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения.

Художественное слово, беседа, речевой образец.

Музыкальное сопровождение.

20

«Три медведя»

Игра- импровизация

Учить  эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности

Импровизация, художественное слово.

Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.

21

«Храбрый петух»

Развлечение

Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.

Чтение наизусть, показ образца.

Ширма, куклы бибабо к сказке.

22

«Наступили холода»

Импровизация

Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции.

Игровой метод.

Декорация  зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.

23

«Музыкальное путешествие»

Музыкальное развлечение

Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.

Стимулирование, поощрение

Музыкальное сопровождение.

24

«Веселые этюды»

Игра

Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Художественное слово

Игрушки:  лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра.

25

«Добрые слова»

Речевая игра

Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

Стимулирование, поощрение

Цветок, музыкальное сопровождение, ключик.

26

«Домашние любимцы»

Театрализованная игра

Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Инсценировка

Настольный театр, маски зверей по сказке.

27

«Мой щенок»

Игра.

Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

Инсценировка, художественное слово.

Маски –шапочки зверей.

28

«Кто сказал мяу?»

Игра

Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Стимулирование, поощрение, художественное слово.

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы.

29

«Весенний дождь»

Этюд-игра

Порадовать детей,  развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

Художественное слово, беседа, воображаемые ситуации.

Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.

30

«Выйдем мы в лесок»

Игра

Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку

Воображаемые ситуации, игровые упражнения.

Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей.

31

«Пойми меня»

Игра-имитация

Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Показ образца, игровые упражнения.

Музыкальное сопровождение в записи.

32

«Под грибком»

Театрализованная игра

Учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Художественное слово, беседа, речевой образец, воображаемая ситуация.

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.

33

«Русская

народная

сказка «Волк и

семеро козлят»

Чтение худ. Литературы.

Вспомнить с детьми

русскую народную сказку,

воспитывать интерес к

устному народному

творчеству.

Беседы.

Иллюстрации к сказке

34

Русская

народная

сказка «Волк и

семеро козлят»

Театрализованная игра, импровизация.

вызвать положительный

настрой на

театрализованную игру; -

активизировать воображение

детей;

побуждать эмоционально

откликаться на

предложенную роль.

Инсценировка, художественное слово.

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.

35

Русская

народная

сказка «Волк и

семеро козлят» Показ сказки

Развлечение.

вызвать положительный

настрой на

театрализованную

постановку;

активизировать речь и

воображение детей,

развивать артистизм детей.

Инсценировка, художественное слово.

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.

36

 «По следам сказок»

Спектакль, взаимодействие с родителями

Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы

Инсценировка.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации

  1. Материально-техническое обеспечение:
  • Мяч
  • Музыкальный центр
  • Интерактивная доска
  • Ширма для кукольного театра
  • Куклы Бибабо
  • Маски
  • Шапочки
  • Муляжи
  • Театральные куклы
  • Настольные театры
  • Костюмы
  • Мягкие игрушки
  • Фланелеграф
  • Инструменты шумового оркестра.

Учебно – информационное обеспечение:

  1. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011.
  2. Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  3. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред.О.С.Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред.О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Электронно-образовательные ресурсы

  1. http://window.edu.ru/catalog/resources?p_str=театрализованная+деятельность
  2. Сайт для детей и взрослых http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search
  3. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu
  4. Международный образовательный портал http://www.maam.ru
  5. Сайт для воспитателей          http://dohcolonoc.ru
  6. Сайт для воспитателей    http://vospitateljam.ru/?s=театрализованная+деятельность&x=0&y=0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Рабочая программа кружка "Цветные горошины" для детей 3-5лет

Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий......

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...