Проект Народные фольклорные праздники в жизни малышей
проект
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2017-2018.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему
«Народные фольклорные праздники в жизни малышей»
Введение
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности.
Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения всех детей нашего дошкольного учреждения.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи проекта:
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности.
- Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительскую культуру, мотивирует на творчество.
Ожидаемые результаты:
- устойчивый интерес к культуре русского народа;
- знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –
прикладного искусства;
- создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Аннотация проекта
Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» представляет внутренний нормативный документ и является немаловажным для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду . Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности.
Сроки реализации: долгосрочный
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Постановка проблемы
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
План мероприятий
Этап | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Организационно-подготовительный | Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Наблюдения | Май-сентябрь | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Основной
| Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста»
| Октябрь | Музыкальный руководитель |
Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» | Декабрь | Музыкальный руководитель
| |
Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором» | Март | Музыкальный руководитель, Воспитатели
| |
Культурно - досуговое мероприятие «Ярмарка» | Май | Музыкальный руководитель, Воспитатели
| |
Рефлексивно-диагностический | Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Наблюдения | Май | Музыкальный руководитель, воспитатели |
План мероприятий с детьми
Название мероприятия | Форма проведения | Предварительная работа | Материал | Направление
|
« Осень в гости к нам пришла» Игры-забавы «Ладушки-ладошки»
| Праздник
Развлечение | Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. | Костюмы, музыкальные инструменты | Социально-личностное развитие |
Рождественские Посиделки «Гуляй на святки без оглядки» - святочные посиделки | Музыкальная Гостиная Развлечение | Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. | Иллюстрации с изображением ряженных | Художественно-эстетическое развитие
|
«Пришла Коляда – отворяй ворота!» | Развлечение | Разучивание рождественских колядок, русских народных игр | Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты | Познавательно-речевое развитие |
Эх, да Масленица! «Ладушки в гостях у бабушки» | Русские гулянья | Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав.
| Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты
| Физическое развитие |
Вербное воскресение | Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» | Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. | Веточки вербы, народные костюмы | Художественно-эстетическое развитие
|
Пасха | Праздник | Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. | Костюмы, музыкальные инструменты макет горки, пасхальные яйца, | Социально-личностное развитие |
Троица все зеленью покроется | Праздник | Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. | Демонстрац. материал | Познавательно-речевое развитие |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
- Фольклорная арт-терапия (Л.Д.Назарова, С-Петербург, 2002г.).
Материально-техническое:
Реализация проекта требует обновления оформления мини-музея.
В результате реализации проекта:
Дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором; будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.
Взаимодействие со специалистами и родителями:
Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает
- информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;
- проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления
достигнутых результатов с прогнозируемыми.
Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.
Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:
- объединил усилия педагогов и родителей;
- создал атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности.
С целью ознакомления родителей с проектной деятельностью используются активные формы работы. Для родителей выпускаем информационные стенды: «Народный праздник в жизни ребёнка», «В кругу семьи», «Православные праздники».
Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду. Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.
Необходимые условия реализации программы
Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
Вывод:
Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. В целом проект в своём развитие имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.
Список используемой литературы
- Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
- Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
- Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
- Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народные фольклорные праздники в жизни детей дошкольного возраста"
Данный проект приобщает дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры -...
Проект "Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников"
Проект о русском народном творчестве...
ПРОЕКТ НАРОДНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ, КАК ЧАСТЬ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребе...
Проект «Народный фольклорный праздник с элементами экологического просвещения «Гуканье весны» для детей старшего дошкольного возраста»
Фольклорный праздник с элементами экологического просвещения «Гуканье весны» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Праздник имеет э...
Проект «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»
Проектная деятельность...
Презентация "Народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников"
Актуальность проблемы в ознакомлении детей с истоками народной культуры, продолжать формироовать интерес к народному искусству , приобщать к народному творчеству.....
«Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»
АктуальностьИнтерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о в...