ПРОЕКТ НАРОДНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ, КАК ЧАСТЬ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
проект (средняя, старшая группа) на тему
Введение
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. Осознав необходимость воспитания детей в духовных традициях, высказался и президент России Владимир Путин:
«трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_duhovno-nravst.vospitaniyu.docx | 208.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старочукальская общеобразовательная основная школа» Шемуршинского района Чувашской Республики
ПРОЕКТ
НАРОДНЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ, КАК
ЧАСТЬ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ
Автор проекта: Измайлова Н.О.
Воспитатель 1 категории
Структура проекта
1. Введение-------------------------------------------------------------3-9
1.1. Анализ внешней среды ---------------------------------------9
1.2. Анализ внутренней среды -----------------------------------10
1.3. Проблематика---------------------------------------------------11
2. Основная часть
2.1. Концептуализация проекта--------------------------------12-14
2.2. Целеполагание-------------------------------------------------14
2.3. Ожидаемые результаты---------------------------------------15
2.4. Реализация проекта--------------------------------------------16
2.4.1.Этапы работы над проектом------------------------------------16-17
2.4.2.План действий по реализации проекта------------------------17-20
2.4.3. Ресурсное обеспечение-------------------------------------------20-26
2.5. Мониторинг проекта------------------------------------------------26-29
3. Заключение-------------------------------------------------------------29-31
Список литературы-----------------------------------------------------31
Приложение
Введение
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. Осознав необходимость воспитания детей в духовных традициях, высказался и президент России Владимир Путин:
«трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологизации, экологических катастроф, религиозного экстремизма, международного терроризма и т. д. мир стал перед «проблемой «человечности» современного человека». «Современный человек, оказавшись в плену многих зависимостей, не имеет опыта осознанной жизни. Он много знает о мире, но он мало понимает о своих отношениях с этим миром». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
На наш взгляд наиболее ярким, творческим, нравственно- эмоциональным является подготовка и проведение детских календарно-обрядовых праздников.
Условно все календарно - обрядовые праздники объединены по четырем временам года.
В каждом календарно-обрядовом празднике заложены своя идея, смысл, традиции, ритуалы, обряды. При составлении сценария мы стараемся сохранить эту целостность.
Введение в сценарий народных сказочных героев (персонажей, использование детских народных игр, танцев, хороводов, костюмирование детей и взрослых), подбор музыкального сопровождения, запись колокольного звона, игра на народных инструментах, праздничное оформление музыкального зала, сюрпризные моменты – все это делает праздничное действие ярким, эмоциональным, интересным и понятным детям дошкольного возраста.
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».
Эти слова подтверждаются и широко известным писателем ХХ века И.С.Шмелевым, ведь его роман «Лето Господне» стал подлинной энциклопедией жизни православного человека. Смысл и красота праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт И.С.Шмелевым так ярко и талантливо именно на основе своих детских воспоминаний. Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.
Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.
Актуальность
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Православные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Эти праздники –часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
Особое внимание в деятельности нашей дошкольной группы уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники, как часть духовно-нравственного воспитания». Для того чтобы воспитать гармонично развитую личность, необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Анализ ситуации
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Наблюдая за детьми во время проведения совместных с родителями фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, фольклорный материал книги методические рекомендации и программу Э.Г.Чуриловой, авторскую технологию А.И.Бурениной, проведением совместных народных праздников и развлечений я рассчитываю, на положительную динамику решения проблемы в ходе реализации проекта.
1.1.Анализ внешней среды
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
1.Потребность в системе дошкольного образования 2.Наличие и функционирование образовательных учреждений 3.Законодательная база деятельности образовательных учреждений 4.Наличие образовательных программ 5.Наличие национального проекта «Образование» 6.Повышение интереса со стороны государства к системе дошкольников образования 7.Демократизация и инновационная направленность образовательного процесса | 1.Мировой экономический кризис 2.Недостаточное количество дошкольных учреждений в государстве 3.Недостаточное финансирование системы дошкольного образования 4.Большое количество населения проживает за чертой бедности |
Полезные последствия положительных факторов | Угрозы и ограничения |
1.Возможность и законность деятельности 2.Самостоятельность в выборе образовательных программ, способов и методов обучения 3.Поддержка инновационной деятельности | 1.Отсутствие возможности из-за повышения родительской платы части детей посещать дошкольные образовательные учреждения 2.Финансовые затруднения при организации образовательного процесса |
1.2. Анализ внутренней среды
Сильные стороны |
Слабые стороны
|
Программно – методическое обеспечение | |
Программы и технологии: - Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2012 г -Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте», И.А.Кузьмин, 2013г - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Методическое обеспечение: - учебно-методическая литература, подписные и периодические издания. - Конспекты занятий и развлечений, сборники сказок. - Развивающий видеоматериал для занятий с детьми дошкольного возраста |
- Недостаточное знание детьми традиций своего народа, его обычаев -Разрушение традиционных устоев семьи
- Отсутствие знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников по духовно-нравственному воспитанию |
Материально – техническая база | |
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - музей школы - наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды - библиотечка книг по духовно-нравственному воспитанию |
|
- Проблема
Что будет способствовать духовно-нравственному воспитанию дошкольников и родителей?
Гипотеза:
Использование педагогами дошкольной группы и родителями воспитанников средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края, проведение совместных календарных праздников будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
II Основная часть
2.1. Концептуализация проекта
Сегодня, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем для себя, мы осознаем, как мало, поверхностно мы знаем о своем прошлом. Заполнить создавшийся временной вакуум между прошлым и настоящим- значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Внимание, которое сегодня уделяется традициям, заповедям - это не дань моде. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память.
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса:
Ребенок - дошкольная группа - общественные организации- семьи воспитанников.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи.
Кризисные явления в жизни семьи многообразны
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье;
2. Повреждены устои семьи;
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства;
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания;
5.Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства;
6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи;
7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии;
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.
2.2. Цель проекта
Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры.
Задачи проекта
- Приобщение детей и их родителей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
- Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
- Способствовать повышению значения семейных ценностей.
- Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников .
2.3. Ожидаемые результаты
Для детей:
Воспитанники имеют представления:
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Для родителей:
-сотрудничают в тесном контакте с дошкольной группой по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Для педагогов:
- совершенствуется компетентность педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединяются усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разрабатывается комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
Участники проекта:
-дети
-педагоги
-родители (законные представители)
-социальные партнёры (выставочный зал, библиотека, школа, музей)
Механизмы реализации проекта:
- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Формирование партнерского сообщества сотрудников дошкольной группы, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива с образовательными и культурными структурами района и города.
2.4. Реализация проекта
2.4.1. Сроки и этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
- Совместная деятельность с родителями
- Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности.
Основной принцип проекта
1)Постановка цели.
2) Поиск формы реализации проекта.
3)Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики.
4)Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
5)Определение направлений поисковой и практической деятельности.
6)Организация совместной ( с педагогами, родителями, детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.
7)Работа над частями проекта, коррекция.
8)Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
2.4.2. План действий по реализации проекта
Принципы реализации проекта:
- системность;
-учёт личности;
-учёт возрастных особенностей;
-взаимодействие с ребёнком в условиях дошкольной группы и семьи.
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ребёнку возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в дошкольной группе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Участники реализации проекта
Дети.
Педагоги.
Родители.
Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2015 года – сентябрь 2016 года).
Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Условия реализации проекта
Данный проект рассчитан на возрастную группу детей с 5 до 7 лет. В работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию очень важно не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила, но и освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во все аспектах его проявления.
Мы выделяем следующие направления работы с детьми и родителями : тематическая НОД по ООП, образовательная деятельность по технологии «Истоки», беседы, проектная деятельность, чтение художественной литературы, экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, праздники – развлечения, театрализованная деятельность, прослушивание аудиозаписей.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий, целевых прогулок;
моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
беседа с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми и их родителями:
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Осенины, Капустница, Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей и родителей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Формы работы с родителями:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-лекторий для родителей;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-индивидуальные консультации специалистов;
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
-экскурсии;
-визиты домой;
-ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
-индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
-помощь родителей дошкольной группе (облагораживание территории, участие в -подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
- Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
- Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
- Подготовка материала для продуктивной деятельности;
- Подборка подвижных, дидактических игр,
- Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей и их родителей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
План мероприятий
Название мероприятия | Форма проведения | Предварительная работа | Материал | Направление |
Осеница – царица | Праздник | Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. | Костюмы, музыкальные инструменты | Социально-личностное |
Рождествен ские посиделки | Музыкаль ная гостиная | Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями | Иллюстрации с изображением ряженных | Художественное развитие |
Колядки | Развлечение | Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. | Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты | Познавательное |
Ай, да Масленица | Русские гулянья | Разучивание рождественских колядок, русских народных игр | Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты | Физическое развитие |
Вербное воскресение | Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» | Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. | Веточки вербы, народные костюмы | Художественное развитие |
Пасха | Праздник | Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. | Социально-личностное | |
Троица все зеленью покроется | Праздник | Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. | Демонстрационный материал | Художественное развитие |
Годовое тематическое планирование.
Сентябрь
Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Октябрь
Занятие-утренник Праздник Покрова. (Кукольный спектакль -Сказка «Шарф-покров») -14 октября.
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Платок (покров)», «Осень».
Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.
Выставка детских рисунков «Наш Покров».
Ноябрь
Игра со строительным материалом «Ступеньки».
Беседа о честности, любви, доброте.
Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы.
Декабрь
Занятие-утренник Праздник Введения во Храм Богородицы. (Кукольный спектакль-Сказка «Три ступеньки» ) - 4 декабря.
Драматизация рассказа «Маленькая Мария идет по ступенькам в Храм»
Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.
Рассматривание и пояснение икон, книжных иллюстраций, репродукций.
Занятие-утренник Праздник Святителя Николая. (Кукольный спектакль-Сказка «Неизвестный спаситель») - 19 декабря.
Драматизация истории «Чудесный сон».
Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая».
Беседа «Как я поздравлял свою семью с праздником».
Занятие по ручному труду (конструирование) на тему: «Корабль Святителя Николая».
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Нарисуй сказку».
Январь
Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним.
Музыкальное занятие с использованием духовной музыки.
Концерт «Христославы».
Встреча с церковным хором. Слушанье церковной и духовной музыки.
Занятие по ручному труду (Конструирование) на тему: Восьмиконечная Вифлеемская звезда.
Занятие-утренник Праздник Рождества. (Кукольный спектакль-Сказка «Чудо на Рождество», Миниатюрный кукольный театр Вифлеемский ящик -Вертеп «Рождественская история») - Святки 7 января -14 января.
Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, репродукций, икон, предметов (дары волхвов, настольный вертеп).
Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
Дни Милосердия. Готовим подарки детям-сиротам к Рождеству.
Выставка детских работ «Рождественская открытка»
Февраль
Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
Оформление фотоальбома «Наши праздники».
Отбор видеоматериалов для фильма «Наши праздники»
Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
Встреча с церковным хором.
Март
Занятие-утренник Масленица. (Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу»)
( неделя перед Великим Постом).
Подвижная игра «Помоги бабушке (дедушке)».
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Масленица к нам пришла».
Игра «Мирилка».
Апрель
Занятие-утренник Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».)
Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора»
Беседа о церковных колоколах.
Занятие-Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»
Целевая прогулка «Крестный ход».
Занятие по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.
Май
Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».
Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.
Чтение литературных произведений о лете.
Беседа на тему: «Летние праздники».
Июнь
Занятие-утренник Троица. (Кукольный спектакль-Сказка «Приключения Красной Шапочки»).
Экскурсия в Храм на праздник Троицы.
Занятие по изобразительной деятельности на тему: « Троица».
Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.
Июль
Занятие-утренник Праздник Святых Апостолов Петра и Павла. (Кукольный спектакль-Сказка «Именинники»). - 12 июля.
Занятие по ручному труду на тему: «Подарок на именины».
Музыкальная игра «Каравай».
Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.
Посиделки-чаепитие совместно с родителями «Наши именинники»
Август
Занятие-утренник Яблочный Спас (Преображение Господне). (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа.
Занятие по изобразительной деятельности на тему: «Мои впечатления».
Чтение художественных произведений для детей.
Оформление фотоальбома «Лето Господне».
Организация выставки детских работ «Праздники».
2.5. Мониторинг
При проведении мониторинга мы основываемся на следующих принципах его организации:
- сопоставимость системы показателей с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- открытость, прозрачность процедуры оценки духовно-нравственного развития личности ребёнка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса);
- сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с общепринятыми нормами, но и с его собственными достижениями, полученными ранее;
- прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей);
- экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития «сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним»).
Организация проведения мониторинга
Мониторинг проводится педагогами дошкольной группы
Рекомендуемое время проведения – 2 раза в год, в январе и мае.
Январь - промежуточная диагностика сформированности основ духовно- нравственного развития по пяти аспектам качества образования.
Май – итоговая диагностика развития ребёнка.
Мониторинг проводится в два этапа.
Первый этап — диагностический
На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации. Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:
- беседа с ребёнком по теме итоговых занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и книгам для развития детей 3-7 лет;
- наблюдение за активностью ребёнка в ходе проведения итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» и в различных видах детской деятельности;
- анкетирование родителей;
- анализ продуктов детской деятельности (работа детей в книгах для развития и альбомах для рисования).
Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, дошкольную группу, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.
Итоги мониторинга детей говорят о следующем:
«Социально-личностное развитие».
*Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках, формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности
*У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения
*Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.
*Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор
«Познавательное развитие»
*Дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут, могут рассказать о достопримечательностях родного села.
«Художественно-эстетическое развитие»
*Дети охотно передают в рисунках впечатления от экскурсий по родному селу
*Дети с удовольствием поют песни о народных праздниках
«Физическое развитие»
*Все дети старшего дошкольного возраста знают народные подвижные игры
«Речевое развитие»
*Дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей
*Используют в играх народные считалки, присказки
Критерии оценки эффективности проекта.
Критерии | Показатели критерия | Метод | Ответственные |
Осознания актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников | Высокий уровень представлений об актуальности проблемы | Собеседование | воспитатель, методический совет. |
Сформированность эффективных способов работы с детьми | Умение находить, применять инновационные способы работы с детьми. | Контроль. Наблюдение. Собеседование. | Воспитатель методический совет. |
Повышение профессиональной компетенции педагогов. | Внедренные парциальные программы, новые технологии. Участие педагогов в творческих группах. Участие в конкурсах педагогического мастерства. | Собеседование. Собеседование. Собеседование. | Воспитатель методический совет. |
Организация предметно-развивающей среды. | Зонирование. Наполняемость. Доступность. Эффективность использования. Эстетичность. | Контроль. Наблюдение. Собеседование. Конкурсы. | воспитатель, методический совет. |
Критерий взаимодействия с семьей. | План совместной работы педагога и семьи. Участие родителей в совместных мероприятиях. | Анкетирование, тестирование. Собеседование, посещение мероприятий. | Воспитатель методический совет. |
Заключение:
Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями, психологом и священником.
Таким образом, мы сделали вывод, что народные праздники в детском саду передают детям и родителям красоту русских мелодий, красочность и колорит народного творчества, побуждают детей и родителей к искреннему и доброму пониманию русских обычаев.
Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной. Важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.
Дети в ходе занятий интересуются жизнью и деятельностью своих предков; явлениями природы; воспитывается любовь к родному краю, городу, стране в целом.
Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Совместная деятельность, практическая, эмоциональная, творческая позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.
Проект «Народные фольклорные праздники, как часть духовно-нравственного воспитания» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников и их родителей к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
На перспективу ставим следующие задачи:
1. Продолжить работу по профессиональной компетенции педагогов по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Активизация и совершенствование технологии освоения программы «Социокультурные истоки».
3. Обобщить опыт работы педагогов по духовно – нравственному воспитанию.
4. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса с целью создания оптимальных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка.
5. Активизировать позиции родителей как участников педагогического процесса дошкольной группы
Список использованной литературы
- Алексий II, бывший Патриарх Московский и Всея Руси. О духовном образовании и духовном воспитании. Православное слово. №1 М.,2005 г.
- Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России». - М. «Дошкольное воспитание»,2004 г. (1).
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы», М., 2011
- Гладких Л. «Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей» - М. « Дошкольное воспитание», 2006 г. (1).
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные Праздники в детском саду», М.2008
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ», М.2006
- Костюнина Т. «Рождественские встречи» М.: «Дошкольное воспитание», 2005 г.(12).
- Князева О. Л., Маханева, М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Султанова Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». - м. «Дошкольное воспитание»,2004 г. (5).
- Петров В. «Зимние праздники, игры и забавы для детей».
- Петров В. «Осенние праздники, игры и забавы для детей».
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет» М., 2012
- «Празднование Рождества русскими крестьянами» - М.: «Дошкольное воспитание», 1995 г. (12).
- «Рождество Христово» - м.: «Дошкольное воспитание», 1994 г. (1).
- «Рождественский праздник и Святки» - М.: «Дошкольное воспитание», 1994 г.(12).
- «Рождественский праздник и Святки» – М.: «Дошкольное воспитание», 1994 г.(12).
- Храмова Р. «Добро не терпит промедленья» – ж. «Воспитание школьников», 2006 (1)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Фольклорные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
___...
Доклад "Фольклорные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
____...
Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно-нравственное воспитание дошкольников
Знакомство дошкольников с традициями русского народа вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных чер...
Фольклорное развлечение в духовно - нравственном воспитании. Тема: " В гостях у куклы Кати."
Продолжать формировать умение детей проговаривать вместе с взрослым фольклорные стихотворения, расширять представления детей о разных формах фольклора: потешки, колыбельные, стихотворения....
«Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Статья на тему "роль народных праздников в духовно - нравственном воспитании дошкольников"...
Праздник по духовно-нравственному воспитанию "Нам года не беда"
laquo;Нам года- не беда»Цель: Привлечь внимание детей к этому дню. Помочь им понять, что...
Праздник по духовно-нравственному воспитанию "С праздником родные, Вас поздравляем!"
«С праздником родные, Вас поздравляем!»В зал входят гости- бабушки, дедушки, рассаживаются на стулья. Вслед за ними входят дети с цвет...