"Народные фольклорные праздники в жизни детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа) на тему
Данный проект приобщает дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это всё неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podgotov._gruppa.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Чебурашка»
«Народные фольклорные праздники
в жизни детей дошкольного возраста»
Разработчик:
Автушко Екатерина Олеговна
2015г.
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни малышей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи проекта:
- формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
- активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- развивать эмоциональную сферу детей, воображение, творческие и актерские способности.
- воспитывать патриотические чувства, гордость за свой народ.
- вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество и расширяет кругозор.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный работник.
Срок реализации проекта: 1 год (долгосрочный)
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Ожидаемые результаты:
- устойчивый интерес к культуре русского народа;
- знание детьми жанров устного народного творчества; народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- желание участвовать в мероприятиях, проявлять инициативу и творческие способности;
- положительная динамика познавательного и речевого развития;
- дети проявляют активную эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.
Этапы реализации проекта
- Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
- Определение цели и задач проекта, разработка плана мероприятий.
- Изучение методической литературы и передового опыта педагогов.
- Подбор необходимой художественной литературы, пособий, атрибутов.
- Подбор консультативного материала для родителей.
- Вовлечение родителей в проектную деятельность.
- Основной
Название мероприятия | Форма проведения | Предварительная работа |
Осеница – царица | Развлечение | Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. Выставка рисунков «Осень в родном краю». |
Рождественские посиделки | Музыкальная гостиная | Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Изготовление панно «Вечер в Рождество» |
Колядки | Развлечение | Разучивание рождественских колядок, русских народных игр. Организация и проведение русских народных игр и забав. |
Эх, да Масленица! | Русские гулянья | Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. |
Вербное воскресение | Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» | Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Изготовление веточек вербы из гофрированной бумаги (украшение ими группы) |
Пасха | Праздник | Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок. Изготовление пасхальных композиций. |
Троица | Праздник | Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. Изготовление веночков из различного материала. |
Взаимодействие с родителями:
- Участие родителей в оснащении РППС (создание мини – музея «Символы народных праздников»)
- Участие родителей в культурно – досуговых мероприятиях, оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов.
- Консультация «Роль фольклора в жизни детей дошкольного возраста».
- Памятка « Календарь народных праздников для детей ».
- Мастер – класс «Домашний театр».
Вывод:
Проект «Народные фольклорные праздники в жизни детей дошкольного возраста» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на познавательно – речевое и социально-нравственное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитии имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, освоении опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же, противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме познавательно – речевого развития. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний я изначально отвела детскому фольклорному празднику. Стараюсь создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Список используемой литературы
- Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
- Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
- Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
- Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...
Проект "Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников"
Проект о русском народном творчестве...
Проект «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»
Проектная деятельность...
Презентация "Народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников"
Актуальность проблемы в ознакомлении детей с истоками народной культуры, продолжать формироовать интерес к народному искусству , приобщать к народному творчеству.....
Проект Народные фольклорные праздники в жизни малышей
laquo;Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в ...
Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям
Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....
«Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»
АктуальностьИнтерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о в...