«Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»
проект (старшая группа)
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkienar.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Елховка имени Героя Советского Союза Матвея Никифоровича Заводского муниципального района Елховский Самарской области
446870, Самарская область, Елховский район, с.Елховка, ул.Школьная 8 «А»
Тел: 8(84658)33-3-17, 33-2-66
Проект на тему
«Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»
Выполнили:
воспитатели высшей категории
ГБОУ СОШ им.М.Н.Заводского
ДО «Улыбка» с.Елховка
Ермилина Мария Анатольевна
Смирнова Марина Ивановна
с. Елховка 2020г
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность, необходимо с дошкольного возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения детей старшей группы.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к русской народной культуре.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.
4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество.
Ожидаемые результаты:
- устойчивый интерес к культуре русского народа;
- знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –
прикладного искусства;
- создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Аннотация проекта
Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
План работы с детьми
ОСЕНЬ.
Сентябрь.
Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, загадок, русских народных игр.
Октябрь.
«Посиделки на Покров»
календарно-обрядовый праздник
Ноябрь.
Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы.
ЗИМА.
Декабрь.
Беседа «Как Зима с Осенью борется».
Синичкин день. Разучивание песен про Зиму, загадок, зимних игр.
Январь.
«Рождественские посиделки»
Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки. Знакомство детей с рождественскими песнями, колядками.
Февраль.
«Прощай, Масленица» беседа о празднике Масленицы, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание закличек, прибауток, игр, песен. Организация и проведение праздника на свежем воздухе. Изготовление куклы – Масленица. Приложение № 1
Весна.
Март.
«Вербное воскресенье». Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Заря-заряница» Обрядовый праздник «Благовещание». Изготовление оберегов.
Апрель
Сказка «Пасхальный колобок». Разучивание пасхальных песен, раскрашивание пасхальных яиц, знакомство с обрядами, играми, поверьями Изготовление пасхальных поделок.
Май.
«Завивание берёзки».
Беседа о праздновании Троицы, об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов
Заключительный этап
Диагностика
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс:
- согласование проекта с администрацией детского сада;
- утверждение проекта на заседании педагогического совета.
2. Материально – технический ресурс
- приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группе.
3. Информационный ресурс:
- подбор методической и познавательной литературы по теме;
- сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое:
Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.
В результате реализации проекта:
- дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
- у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;
- воспитатель получит интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.
Риски и пути преодоления рисков
Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.
- не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.
Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ и родителей. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает
- информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;
- проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления
достигнутых результатов с прогнозируемыми.
Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.
Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:
- объединил усилия педагогов и родителей;
- создал атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности.
С целью ознакомления родителей с проектной деятельностью используются активные формы работы. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляются на занятиях: «Школы для родителей». Для родителей выпускаем информационные стенды: «Народный праздник в жизни ребёнка», «В кругу семьи», «Православные праздники».
Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.
Вывод:
Проект «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого нами сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Литература:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, 2001г.
- Программа «Родник», занятия с детьми «Народная культура и традиции» В. Н. Косаревой, 2014г.
- Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2003г.
Доронова Т. Н. Вместе с семьёй. М. Просвещение, 2006.
Приложение №1
Развлечение «Встречаем Масленицу!».
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Цель:
создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица;
воспитание любви и патриотизма к своей Родине;
Задачи:
- развитие интереса к обрядовым русским праздникам;
- воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
- обогащение духовного мира;
- формирование у детей начал национального самосознания
Ход развлечения
(проводится в музее «Русская изба» На столе стоит самовар с блинами. Расписная посуда с пряниками и различной выпечкой)
Дети 4-5 лет заходят в «Русскую избу».
Хозяйка: Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь,
По стульчикам располагайтесь.
Всех привечаем, душевно встречаем.
В тесноте, да не в обиде ….
Все гости собрались? Здравствуйте, люди добрые,
Детки большие и малые!
Собрались мы с вами, чтобы по старому обычаю зимушку проводить, да весну приветить. А скажите, ребята, весело ли вы зимушку провели? Много ли с горок катались? А в снежки вы наигрались? О снеге да морозе немало в народе песен сложено, загадок, да поговорок. Вот и мы давайте некоторые из них сейчас вспомним. Вы послушайте загадки и скажите отгадки:
«Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, и стоят не велит» (Мороз)
«Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло, оно все сошло» (Снег)
«Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз)
«Скатерть бела весь мир одела» (Снег)
Хозяйка: Ребята! У русского народа, как и у других народов, есть свои песни, обычаи и праздники. А какой самый веселый русский праздник отмечается в конце зимы? (Масленица). Каждый день Масленица имеет свое название. Какие? (Дети отвечают). Верно. Давайте и мы сегодня вспомним этот праздник и повеселимся на славу! Согласны? Итак, Масленицу начинаем!
Масленица – это семейный праздник, и мы собрались всей нашей большой и дружной семьей, чтобы отметить этот праздник как это делали в старину.
История этого яркого и веселого праздника уходит далеко в прошлое. Его отмечали еще древние славяне, при чем уже тогда они пекли блины, которые были символами языческого бога Солнца Ярилы, такие же круглые, золотые, румяные. Масленица длилась 7 дней, все хотели повеселиться, и наестся вволю перед длительным постом. Масленица – это озорное прощание с зимой и встреча весны, несущее оживление природе и солнечное тепло. Символом весны и солнца является – блин! На Руси считалось, что человек, весело проводящий масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года.
Собирайся народ В гости масленица ждет,
Мы зовем к себе тех, Кто любит веселье и смех
Ждут вас игры, забавы и шутки,
Скучать не дадут не минутки.
Масленицу широкую открываем
Веселье начинаем
Вбегает Снеговик.
Снеговик: Здравствуйте, ребята! Мой волшебный снежок привел к вам в гости. А что вы сегодня празднуете?
Дети: Масленицу встречаем.
Снеговик: я тоже масленицу хочу встречать,
Хозяйка заносит Масленицу – ритуальную куклу)
Здравствуй, сударыня Масленица!
Будем Масленицу встречать, Да блинами угощать!
А мы Масленицу встречаем Сыром гору поливаем
Да блинами зазываем, Да блинами заедаем!
Снеговик: Мой снежок говорит, что настало время поиграть.
Игра: «Ты катись веселый бубен…»
Снеговик: Люблю шутки, люблю смех
И развлечь могу я всех
Вы загадки отгадайте
Только дружно отвечайте
Его любят все на свете
, Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий. (Блин)
Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем. (Масленица)
Хозяйка: Ребята, зима кончается. А какой очень веселый праздник был зимой.
Дети: «Новый год»
Хозяйка: Ребята, предлагаю спеть песню «В лесу родилась елочка»
Снеговик: Дети! Чем можно заниматься зимой на улице? В какие игры играть?
Снеговик: я хочу поиграть, мой снежок так и прыгает. Игра «Снежки»
Хозяйка: сколько снега нападало, нужно собрать в корзинки.
(мальчики собирают в одну корзину, девочки в другую)
Хозяйка: Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечерки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Весну радостно встречали,
Зиму на год провожали.
Встали дружно в хоровод –
В гости к нам весна идет!
Хоровод: «Мы на луг ходили…»
Ведущий: Мы собрались зиму провожать, весну зазывать, весну в нашем краю встречать.
1.Приди весна, приди с радостью,
Приди весна с великой милостью,
С тёплым солнышком, красным вёдрышком.
2.Приди, Весна ясная, приди, Весна, красная,
С клейкими почками, с первыми листочками.
3.Ой, Зимушка-Зима! Иди спать, отдыхать!
Весна- Красна! К нам приди опять!
Снеговик: Но зима еще не ушла, мой снежок говорит, что настало время поиграть.
Игра «Ухвати блинок» По кругу раскладываются блины из картона, игроков на одного больше. Игроки бегают по кругу и по окончании музыки хватают блинок, кому блин не достался, тот выбывает из игры.
Снеговик: предлагаю поплясать! («Барыня»)
Хозяйка: Последний день масленичной недели называют «Прощенным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощенья за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся, друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид. В последний день праздника хозяйки особенно старались– пекли самые пышные и ароматные блины.
Как на Масленичные недели из печи блины летели
С пылу с жару из печи все румяны, горячи
Масленица, угощай всем блиночки подавай
С пылу с жару – разбирайте, похвалить не забывайте
Угощайтесь гости дорогие (девица выносит блины и угощает гостей).
Хозяйка: за всю неделю гуляний устраивался самый грандиозный праздник. С песнями, прибаутками и плясками, сжигалось чучело Масленицы
Ой, ты Масленица обманщица
Обманула, провела,
нагуляться не дала
Уходи, Зима ко сну,
присылай Весну,
Прощай Масленица!
Снеговик: Ой, ребята! И мне пора, если весна придет я растаю, поспешу я к Дедушке Морозу на север, пережду там до следующей зимы. До свидания!
Хозяйка: А сейчас предлагаю пройти в группы, одеться и продолжить веселиться на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский народный фольклорный праздник«Птицы прилетите, весну на крыльях принесите»
Продолжать знакомить детей с русскими народными фольклорными праздниками. Способствовать приобщению детей и их родителей к традициям русской культуры....
"Народные фольклорные праздники в жизни детей дошкольного возраста"
Данный проект приобщает дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры -...
Проект "Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников"
Проект о русском народном творчестве...
Проект «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников»
Проектная деятельность...
Презентация "Народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников"
Актуальность проблемы в ознакомлении детей с истоками народной культуры, продолжать формироовать интерес к народному искусству , приобщать к народному творчеству.....
Проект Народные фольклорные праздники в жизни малышей
laquo;Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в ...
Сценарий праздника «Масляная неделя» Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица» для старших дошкольников ДОУ
Сценарий праздника «Масляная неделя»Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица» для старших дошкольников ДОУ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2...