«Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками, как одно из важных условий обновления коррекционно-образовательного процесса»
статья по логопедии (старшая группа) на тему
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками, как одно из важных условий обновления коррекционно-образовательного процесса»
Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивить ни одного дошколенка. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Преимущества использования информационных технологий в воспитательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе. Специфика реализации проблемы подготовки к школе ребенка с нарушениями речи обусловливается многими факторами и, прежде всего своевременным и личностно ориентированным воздействием на нарушенные звенья речевых и психических функций, оптимизацией коррекционно-речевой работы, позволяющей вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.
Одним из важных условий обновления коррекционно-развивающего процесса становится его компьютеризация, направленная на создание обогащенной развивающей и речевой среды в целях коррекции языкового и речевого развития дошкольников, реализации коррекционно-образовательных задач на качественно новом уровне. Здесь под качественно новым уровнем следует понимать новые подходы к индивидуализации обучения как основополагающего в коррекционной педагогике, обеспечение градуированной системы помощи конкретному воспитаннику, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса и устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе.
Важная роль в развитии всех компонентов речи и формировании готовности ребенка к школьному обучению, в коррекционно-образовательном процессе отводится индивидуальным занятиям. Они предусматривают обучение правильной речи, подразумевая проведение регулярной, последовательной деятельности, формирующей у ребенка определенный динамический стереотип с учетом широкого спектра речевых, индивидуально-типологических и иных психофизических особенностей воспитанника. А поскольку многократные повторения и отработка речевого материала утомляют не только ребенка, но и педагога, в целях поддержания положительной мотивации к исправлению речевого дефекта многие педагоги стали активно использовать компьютерные технологии.
Включение в педагогический процесс специализированных компьютерных программ «Игры для Тигры» (Л.Р. Лизунова), «Мир за твоим окном» (Е.Л. Гончарова), обучающих компьютерных игр «Развитие речи: учимся говорить правильно» (изд. «Новый диск»), «Лунтик. Подготовка к школе» (изд. «1С»), «Лунтик учит буквы», «Лунтик. Русский язык для малышей», «Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой» (компания «Класс») и других позволяет успешно моделировать развивающую учебную среду и эффективно решать коррекционные задачи:
- повысить учебную мотивацию воспитанников;
- включить детей в активную коммуникационно-познавательную деятельность;
- формировать их самооценку и рефлексивные умения;
- повысить производительность обучения за счет принципа модальности;
- способствовать развитию знаковой функции сознания, содействовать развитию памяти, внимания, волевых качеств и зрительно-моторной координации.
Положительным является и то, что ресурсный потенциал компьютерных программ способствует индивидуализации обучения, адаптации к способностям, возможностям и интересам обучаемых, а это в свою очередь позволяет успешно решать задачи речевого и психофизического развития дошкольников с нарушениями речи.
Для успешной интеграции компьютерных средств обучения в индивидуальную деятельность педагогу необходимо соблюдать ряд условий:
- оснастить персональным компьютером учебное пространство;
- создать медиатеку компьютерных программ;
- пройти специальную подготовку по применению компьютерных средств обучения в коррекционно-образовательном процессе.
При подготовке к индивидуальной работе с использованием компьютера педагог должен:
- учитывать постепенность усложнения лексического, грамматического материала, предъявляемого ребенку;
- осуществлять дифференцированный подход к каждому воспитаннику с учетом индивидуальных и возрастных возможностей;
- кратко, четко, на доступном ребенку уровне продумывать и формулировать инструкции;
- планировать эмоционально положительное отношение к речевой и познавательной деятельности у ребенка с учетом увеличения сложности излагаемого материала;
- рассчитывать объем учебного материала в соответствии с возрастными нормативами, чтобы избежать переутомления;
- для детей, относящихся к группе по состоянию зрения нагрузку дозировать индивидуально.
Примерный алгоритм структурно-временной организации индивидуальной работы с использованием компьютерных технологий следующий:
1. Организационный момент (беседа, игровой момент, сообщение темы) – 1 минута.
2. Подготовительные и профилактические упражнения – 1-2 мин.
3. Работа за компьютером – 8-9 мин.
4. Физкультминутка (подвижная игра, рефлексия) – 1-2 мин.
Современные подходы к организации индивидуальных занятий с использованием компьютерных технологий способствуют формированию новой развивающей среды обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Это в свою очередь позволяет решать вопросы актуализации личностного и интеллектуального ресурса старших дошкольников. Формирования готовности детей к школе, повышения эффективности их познавательно-речевой деятельности в условиях дошкольного образования.
Литература
1.«Дошкольная педагогика» ноябрь 2014г. С.А. Емченко «Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками» с.37
2. ФГОС ДО
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №33 «Радуга»
Выступление в рамках секции на тему
«Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками, как одно из важных условий обновления коррекционно-образовательного процесса»
Подготовила:
воспитатель
Авсюкевич Н.И.
Губкин - 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с традициями и природой Вологодского края, как одно из важных условий воспитания патриотических чувств дошкольников
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окр...

активные методы обучения в методической работе ДОУ как средство повышения интереса, творческой активности педагогов и важное условие повышения качества педагогического процесса
В статье представлен опыт работы с педагогами по применению активных методов методичесой работы...

Сообщение из опыта работы «Праздник в ДОУ - как одно из важнейших условий развития личности ребенка»
Праздники являются могучим воспитательным средством, атмосфера происходящего оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка....
Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса.
В настоящее время проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от р...

Самообразование на тему:«Развитие познавательного интереса дошкольников как одно из важнейших условий успешного обучения в школе».
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно ...

Консультация для родителей: «Игра как средство обучения в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития».
Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его...