Доклад на городском семинаре- практикуме "Использование ИКТ в индивидуальной работе с дошкольниками"
консультация по теме
Активное введение в практику работы ДОУ информационных средств развития, позволяет рассматривать их в качестве дополнительных средовых ресурсов, способствующих созданию новой развивающей среды обучения, насыщенной ИКТ. В индивидуальной работе с детьми при закреплении лексических тем, при закреплении новых тем по математическому развитию ИКТ оказывает действенную помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_individualnoy_rabote_s_doshkolnikami.docx | 27.21 КБ |
ispolzovanie_ikt_v_individualnoy_rabote_s_doshkolnikami.rar | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
« Использование ИКТ в индивидуальной работе с дошкольниками»
Выступление на семинаре- практикуме
Подготовила
воспитатель
Горбунова О.Е.
г. Покачи
Активное введение в практику работы ДОУ информационных средств развития, позволяет рассматривать их в качестве дополнительных средовых ресурсов, способствующих созданию новой развивающей среды обучения, насыщенной ИКТ.
ИКТ это - современный образовательный инструмент, который в руках педагога преобразуется в учебно-познавательную динамическую наглядность, позволяющую модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей, решить коррекционно-образовательные задачи на качественно новом уровне. Положительное влияние компьютеризации на развитие дошкольников с нарушениями речи подчеркивают и многочисленные исследователи в сфере специального образования (В.П. Беспалько, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Л.Р. Лизунова, З.А. Репина и др.). Они отмечают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимыми возможностями, направленными не только на индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, но и повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
В связи с этим возникла идея построения системы индивидуальных специализированных занятий с использованием детского планшетного компьютера. В индивидуальной работе с детьми при закреплении лексических тем, при закреплении новых тем по математическому развитию ИКТ оказывает действенную помощь.
Планшет для детей TurboKids S3 (ТурбоКидс) - уникальная модель детского планшетного компьютера, которая сочетает в себе обучающие и игровые функции. В планшете уже установлено более 70 полных игровых и обучающих приложений по математике, чтению, русскому языку и трем иностранным языкам (французский, английский и немецкий).
Ребенок может рисовать на планшете, решать сложные головоломки, логические задачи и ребусы, собирать пазлы, играть в увлекательные детские игры на сообразительность и смекалку. Нужные приложения и функции легко находятся с помощью удобных кнопок.
Основные особенности:
- Возраст: от 5 до 10 лет;
- Цвет: оранжевый, зеленый, синий. Корпус планшета выполнен из софт-тач пластика — эластичное, резиноподобное покрытие надежно защитит планшет, как от падений, так и от шаловливых детских ручек;
- Функции родительского контроля расширены: возможность создания нескольких профилей, таймер автоматического выключения, настройка доступа к обучающим и игровым приложениям, возможность заблокировать доступ к любым сайтам.
В комплекте: планшетный компьютер TurboKids S3; USB-кабель; зарядное устройство; наушники; защитная пленка.
Видео, калькулятор, диктофон, календарь, камера, включенные в программу планшета, позволят нашим детям самим записывать видео, фотографировать, производить запись на диктофон. Мы планируем использовать их при создании исследовательских проектов.
Включение планшетных компьютеров в индивидуальную логокоррекционную работу, позволяет разнообразить деятельность ребенка, сделать совместный процесс более интересным и познавательным. Основная цель работы на планшете - формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий у воспитанников. Педагоги выступают в роли помощников, консультантов, стимулируют активность, инициативу, самостоятельность ребёнка.
Форма специализированных занятий с использованием компьютерных технологий – индивидуальная, 1 раз в неделю, поскольку дети с системными нарушениями речи имеют отклонения в состоянии здоровья и быстро утомляются. Время проведения занятий – 12-15 минут.
Примерный алгоритм структурно-временной организации индивидуального занятия:
- Организационный момент (введение: беседа, игровой момент)– 1 минуты.
- Подготовительные упражнения – 1- 2 минуты.
- Работа за компьютером - 8-9 минут.
- Физкультминутка – 1 минуты.
- Подведение итогов – 1 минут.
- Релаксационные игры – 1-2 минуты.
В индивидуальные занятия с детьми с ОНР нами были включены следующие игры и упражнения.
- Обучение грамоте, развитие речи.
- «Азбука». Программа представлена в двух частях:
- «Учим алфавит».
- «Играем»: «Найди пару», «Угадай букву», «Угадай картинку».
Набор игр, направленных на развитие фонематического слуха у детей. Осваивая игры, дошкольники научатся выделять ударный гласный звук в слове, определять место звука в слове, анализировать звуковой состав слова, находить заданный звук в слове.
- «Первые слова»- собрать слово из букв. Дана картинка и буквы со звуками. Игра представлена на русском, английском, немецком и французском языке.
- Русские сказки. Детям доступны некоторые сказки для просмотра. Многие игры и приложения требуют подключения к сети Интернет.
- «Диктант»- игра для школьников.
Работая с данными программами, опираясь на их игровое содержание, формируем компоненты речи, развиваем память, мышление, воображение и такие личностные качества наших воспитанников, как самостоятельность, инициативность, ответственность, умение доводить начатое до конца, самооценку.
- Математическое развитие.
Среди наиболее популярных развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений. Компьютерные математические игры помогают закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых знаний, тем самым, обеспечивается индивидуальный подход к обучению.
- «Математика». Программа представлена в играх:
- «Учим цифры».
- «Обведи цифру».
- «Играем»: «Найди пару», «Сосчитай зверей», «Покажи цифру», «Пальчики».
- Сосчитайка 1: «Найди лишнее», «Геометрические фигуры», «Геометрические фигуры, цвета»; «Чего не хватает?», «Контрольная работа».
- Сосчитайка 2: Отрезок и его части: «Составь выражения», «Каких отрезков не хватает?», «Реши пример», «Контрольная работа».
- Математика и цифры для малышей.
При изучении свойств различных предметов, на экран выводится видеоряд, рассматривая который, дети находят сходства и различия предметов и геометрических фигур. Игры можно проводить в режиме обучения и в режиме повторения.
- Развитие психических процессов.
- Головоломки: «Подбери рисунок», «Что лишнее?», «Найди пару», «Учим цифры».
- 4 штуки.
- Пазлы. Предлагаются различные картинки в квадрате.
- Забавные животные
- Тренировка памяти. Прочитать, запомнить слова и проговорить на диктофон. Далее программа выдает результат.
- Шашки с пингвинами.
- Бутерброд.
- Шашки.
- Tangram.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Учим цвета: «Учим цвета», «Радуга», «Игры» («Найди пару», «Кто лишний?», «Выбери цвет»).
- Балалайка.
- Живопись.
- Радужный экспресс.
- Развивающие игры.
- Веселая ферма.
- Смешарики Начало.
- Города.
- День в истории. С помощью этой программы дети могут узнать какие знаменательные даты и события произошли в этот день.
Использование в организованной деятельности детей электронных планшетов позволяет усилить мотивацию, повысить познавательный интерес, делает образовательный процесс более привлекательным и результативным.
СИРС - Система Интенсивного Развития Способностей - предназначена для непрерывного интеллектуального и творческого развития человека, не зависимо от возраста. Данная программа содержит задания различного уровня сложности для дошкольников, школьников всех классов, студентов, учителей. Эта программа используется в работе с самыми обычными и одаренными детьми, детьми с задержкой психического развития.
Основная идея проекта СИРС - на основе компьютерных технологий, целенаправленно и непрерывно развивать общие способности учащихся. Это способности решать интеллектуальные задачи (интеллект), способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (память), внимание, восприятие и представление и т.д. Эти способности нужны человеку для достижения успеха в любом виде деятельности или области знаний, успешного выполнения практически любой работы.
Цель компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей:
· развитие интеллекта, индивидуальных способностей, природного потенциала;
· формирование жизненных ориентаций и ценностей;
· развитие информационной культуры у старших дошкольников.
Что делает СИРС?
- быстрое и качественное усвоение новых знаний;
- увеличение объема запоминаемой информации в 2-25 раз;
- развитие креативности, интеллектуальной выносливости и скорости мыслительных процессов;
- повышение эффективности интеллектуального труда;
- получение максимальных жизненных достижений;
- улучшение успеваемости в школе.
Мы ставим следующие цели:
- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
· развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
· развивать мелкую моторику рук.
· развивать воображение и творческие способности.
Структура развивающих занятий
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Занятие состоит из трех частей:
1 часть – приветствие, установочный раздел, работа на компьютере, гимнастика для глаз, психогимнастика /3 мин./.
2 часть – состоит из 5 блоков заданий.
1. Комплекс интеллектуально-развивающих игр и упражнений. Направлен на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия (СИРС) /10 мин./:
Развитие памяти содержит:
ü Тренажеры для развития зрительной памяти;
ü Тренажер для развития ассоциативной памяти;
ü Тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков.
Развитие пространственных представлений:
ü Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальным отображением образов;
ü Тренажеры для работы с развертками куба.
Развитие наглядно- образного мышления и креативности на основе конструирования
ü Танграм – с помощью 7 геометрических элементов
Развитие понятийного мышления
ü Тренажер стихи (последовательности, окончания, чувство стихосложения)
ü Тренажер словарь
ü Тренажер понятийное мышление (пословицы, переносный смысл слов)
Развитие приемов умственной деятельности
ü Прогрессивные матрицы Равена
Развитие процессов звуко - буквенного анализа, синтеза,
Развитие навыков устного счета
2.Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. /4 мин./
3. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. /5 мин./
4. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. /2 мин./
5. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на снятие мышечного напряжения. /1 мин./
3 часть – прощание /5 мин/.
Учебно-тематический план занятий по системе интенсивного развития способностей
№ п\п | Кол-во часов | Название раздела и тренажеров |
1. | 1 | Входная диагностика |
2. | 14 | Раздел: Развитие памяти Тренажер: «Запоминание цвета» Тренажер: «Картинки в клетке» Тренажер: «Цифры и буквы» Тренажер: «Порядок слов» |
3. | 14 | Раздел: «Пространственное мышление» Тренажер: «Плоские буквы» Тренажер: «Распознавание букв» Тренажер: «Кубики» Тренажер: «Лабиринты» |
4. | 5 | Раздел: Система развития наглядно-образного и творческого мышления Тренажер: Тест Равенна Тренажер: Танграм |
5. | 1. | Выходной мониторинг |
Итого занятий | 35 |
При использовании развивающих и обучающих компьютерных игр достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- тренируются внимание и память (зрительная, слуховая, образная, ассоциативная);
- дети раньше овладевают чтением и письмом;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движения глаз и рук;
- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности.
Внедрение новых информационных технологий в процесс индивидуального обучения позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности воспитанников для активизации их познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная работа с дошкольниками
В помощь педагогам в построении индивидуального образовательного маршрута дошкольника...
Семинар — практикум. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи.
Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьес...
План индивидуальной работы с дошкольниками
План индивидуальной работыФ.И.__________________________________Возраст_________Цель: развитие познавательных психических процессов,р...
Программа семинара-практикума «Квест-технология в работе с дошкольниками»
laquo;Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт» Ж.-Ж. Руссо...
«Совместное рисование, как прием индивидуальной работы с дошкольниками, имеющими нарушения эмоциональной волевой сферы».,
Взаимодействие с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, всегда требует особого подхода. Предлагаю свой опыт работы по совместному рисованию. наши индивидуальные занятия занятия пр...
Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнка.
Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнк...