«ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»
статья по логопедии

Кургушова Елена Александровна

          Игра с песком — это естественная и доступная ребенку форма деятельности. Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376,37

«ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»

Кургушова Елена Александровна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»

              Аннотация:  В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

           Ключевые слова:  песочная терапия, игра с песком, дети с ОНР.

"THE POSITIVE IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH THE NRO THROUGH SAND THERAPY» 

Kurguzova Elena

Speech therapist teacher

           

 Abstract:  in speech therapy as a pedagogical science, the concept of "General underdevelopment of speech" is applied to this form of speech pathology in children with normal hearing and primary preserved intelligence, when the formation of all components of the speech system is disrupted: vocabulary, grammar, phonetics. At the same time, deviations in the semantic and pronunciation sides of speech are typical.

            Keywords: sand therapy, play with sand, children with ONR.

           Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушениями речи было сформулировано профессором Р.Е. Левиной в 1961году. Она выделила три уровня речевого недоразвития.

           В настоящее время описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня речевого развития.

          Связь между нарушением речи и другими сторонами психического развития у детей обуславливает специфические особенности их мышления. Это отмечается в исследованиях И.Т.Власенко, ГА. Каше, Р.Е. Левиной, С.Н.Шаховской и др. Такие дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения они с трудом овладевают различными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением и обобщением. Наибольшие трудности дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают в тех заданиях, где нет шаблонного решения и для выбора ответа надо представить мысленно предмет, о котором идет речь.

           Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

            Для детей с нарушениями речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, мышления, памяти. Без специального обучения они с трудом овладевают различными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением и обобщением.  На решение этих проблем у детей с ОНР,  положительно влияет   песочная терапия, она  полезна тем, что развивает  у детей с ОНР: тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, расширяет словарный запас, фонематический слух и восприятие, диалоговую форму речи,  фантазию и образное мышление. Снимает мышечную напряженность, улучшает эмоциональное состояние.

          Игра с песком — это естественная и доступная ребенку форма деятельности. Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

         Игра ребенка в песке — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

        Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

         Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение.

         В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

        Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

        Благодаря играм у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Песочница служит прекрасным посредником для установления контакта с детьми. И если дети еще плохо говорят и не могут рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая  моторика руки.

      Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

         Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста  с ОНР.

        Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью

       В условиях детского сада учителя-логопеды могут проводить развивающие игры на песке, они более эффективны, чем стандартные приемы обучения.

Список литературы:

  1. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.: Просвещение, 1995.
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1983.
  4. Леонтьев АЛ., Деятельность и общение.- М., 1999.
  5. Зимняя АА. Вербальное общение в общественно-коммуникативной деятельности. –М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181»открытого акционерного общества «Российские железные дороги»...

Проект : «Волшебная песочная страна.Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»

В основе данного проекта лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка....

«Развитие мелкой моторики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования оздоровительной технологии Су-Джок»

  Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение...

Педагогический проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?    Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершен...

Конспект занятия с использованием метода песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Песочной феи»

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления р...