Парциальная программа "Маленькие художники"
рабочая программа (средняя группа)
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет старшим дошкольникам при освоении других направлений развития, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_m_alenkie_hudozhniki.docx | 43.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мирненская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение
детский сад «Ромашка»
Парциальная программа
Тема «Маленькие художники»
Воспитатель: Казакова Альбина Олеговна
п. Мирный
2021 г.
Направленность: художественная
Тип программы: модифицированная
Уровень освоения: общеразвивающий
Срок реализации программы : 1 год
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 3-5 лет
Пояснительная записка.
Направленность программы
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет старшим дошкольникам при освоении других направлений развития, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Актуальность
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Педагогическая целесообразность
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Данная программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционными техниками рисования.
Целеполагание
Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества
Задачи программы
Образовательные:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Развивающие:
- Развивать умение у детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
- Развивать творчество, фантазию.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Активизировать детей при выборе тематики.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Формировать умение сопереживать, воспитывать чувство толерантности.
Условия вхождения в программу
Заниматься в художественном кружке может каждый ребенок
3-5 лет.
Организация деятельности
Режим работы: 1 раз в неделю по 15 минут, всего – 9 часов (36 недель по 15 минут)
Срок реализации программ. Возраст обучающихся
Программа рассчитана на один год обучения для детей средней группы (3-5 лет)
Особенности программы
Данная программа кружковой работы «Маленькие художники» дополняет материал, который получают дети на занятиях по художественно-эстетическому развитию. Дети узнают, что рисовать можно не только кисточкой и красками, но и другими различными предметами. Программа рассчитана на изучение 18 нетрадиционных техник рисования, по два занятия на одну технику.
Основная задача воспитателя – воспитание ребят, овладение различными нетрадиционными техниками рисования и совершенствования личностных взаимоотношений. Воспитатель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющий благоприятно воздействовать на художественное развитие ребенка и его психическое состояние, поддерживает тесную связь с родителями.
При подборе средств и методов практических занятий воспитатель организует работу так, чтобы каждое занятие было интересным и увлекательным, используя для этой цели комплексно-тематические занятия, в содержание которых включаются занятия по разным нетрадиционным техникам рисования.
Занятия подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и развивающими целями развития детей.
Форма обучения
Метод тычка; рисование свечой; пластилинография; обрывная аппликация; пальчиковое рисование; ватной палочкой; рисование бумагой; гротаж; рисование манной крупой; монотопия; выдувание; рисование цветными мыльными пузырями; рисование ладошками; декупаж; штампинг; фроттаж; рисование ластиком; цветным песком; тычком жесткой полусухой кистью; пуантилизм; рисование по мокрому; рисование пищевыми красителями; техника примакивание; рисование репчатым луком;
Принципы работы с детьми:
• доступность отбираемого материала;
• постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
• индивидуальный подход к детям;
Ожидаемый результат
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Сложности некоторых техник нетрадиционного рисования:
- поэтапное объяснение и показ техники;
- проводить процесс работы индивидуально;
- следить за мерами безопасности ребенка при работе с необычными изобразительными материалами;
- не ограничивать желания ребенка дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.;
для личной гигиены ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки
Методическое сопровождение программы
Основополагающими принципами программы являются:
1. Постепенности и последовательности (от простого к сложному);
2. наглядности;
3. индивидуальности;
4. связь обучения с жизнью;
5. выбора (решений по теме, материалов, способов без ограничений);
6. научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса:
• Создание игровой ситуации.
• Показ воспитателя.
• Использование движения руки.
• Сравнение двух техник.
• Проговаривание последовательности работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с.
4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.
7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
8. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с.
10. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006.
11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
Примерное планирование кружка «Маленькие художники»
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1 | Мой любимый дождик | Рисование пальчиком | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. | Два листа А4 светло-серого цвета, синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы. |
2 | Веселый мухомор (1 занятие) | Рисование пальчиком | Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. | Вырезанный из бумаги шаблон мухомора различной формы, гуашь, мисочки для краски, салфетки, иллюстрации или муляж мухомора. |
3 | Веселый мухомор (2 занятие) | Рисование пальчиком, оттиск печатками из листика | Закреплять навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Знакомство с приемами печати печатками. Учить коллективной работе (создание элементарного коллажа) | Тонированный лист А4, гуашь, мисочки для краски, кисть , сухие листья, салфетки. |
4 | Воробушек | Рисование ладошкой | Учить изображать птиц, используя при этом кулачок, передавая характерные особенности окраски оперения. Развивать творческое мышление, фантазию. Развитие мелкой моторики рук. | ½ Лиса А4, гуашь, мисочка для краски, салфетки, кисть, иллюстрации. |
Октябрь | ||||
5 | Ягоды и яблочки | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины) | Познакомить с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелочке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиком. Развитие чувства композиции. | Круги из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, муляжи. |
6 | Моя любимая игрушка | Оттиск пробкой, рисование пальчиком | Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиком. | Лист А4, гуашь, мисочки для краски, игрушки, эскизы. |
7 | Ветка рябины | Рисование пальчиком | Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство; Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности; Закрепить прием вливания одного цвета в другой; Учить технике пальчикового рисования, развитие мелкой моторики рук. | Оборудование: альбомный лист, тонированный черным цветом, дополнительно ½ А4, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетки, фартук, гроздь рябины – натура или иллюстрация. |
8 | Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками) | Все имеющиеся в наличии. |
Ноябрь | ||||
9 | Домашние животные | Тычок жесткой полусухой кистью | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кисти – учить имитировать шерсть животных, т.е. использовать тычковую фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок на всю поверхность листа. | Вырезанные из бумаги фигурки животных, жесткая клеевая кисть, иллюстрации с изображением животных. |
10 | Ёжики | Тычок жесткой полусухой кистью | Учить рисовать овальную форму, закрепление навыков рисования сухой жесткой кистью. Побуждать к использованию др., уже знакомых техник нетрадиционного рисования. Воспитывать аккуратность. | жесткая клеевая кисть, иллюстрации с изображением ежа. |
11 | Украсим шарфик | Печать по трафарету | Познакомить детей с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции. | Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь, трафареты цветов, поролоновые тампоны. |
12 | Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью) | Все имеющиеся в наличии. |
Декабрь | ||||
13 | Зимний пейзаж | Набрызг, рисование по мокрой бумаге | Познакомить с новой нетрадиционной техникой – набрызг и рисование по мокрой бумаге. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Лист бумаги, поролон, мисочка с водой, кисть, кусочек картона, гуашь. Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа. |
14 | Снеговичок | Обрывание бумаги | Учить создавать объемное изображение снеговика, при помощи техники обрывания бумаги. Учить детей правильно наклеивать бумагу, не выходя за контур. | ½ лист тонированной бумаги, кисть клеевая, клей салфетка, клеенка. |
15 | Маленькой елочке холодно зимой | Набрызг, оттиск печатками, рисование пальчиком | Продолжить знакомство с новой нетрадиционной техникой – набрызг. Развитие чувства композиции. Воспитывать аккуратность. | Лист А4 тонированный, кисть, гуашь, кусочек картона, печатки. |
16 | Елочные игрушки | Оттиск печатками | Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона, получение при их помощи отпечатка. | Тонированный лист бумаги, гуашь, кисть, печатки различной формы( из пробки, картофеля, поролона). |
Январь | ||||
17 | Кораблик в море | «Знакомая форма – новый образ» | Знакомство детей с новой техникой рисования. Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закреплять умение аккуратно раскрашивать акварелью. Развивать воображение. | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, кисть, акварель, иллюстрации |
18 | Аквариум | Восковые мелки + акварель | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие. | Лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы. |
19 | «Портрет» зимы | Восковые мелки + акварель | Упражнять в рисовании деревьев восковыми мелками, украшать дополнительными деталями (снежинки – рис. пальчиком). Учить тонировать лист цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие. | Лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы. |
Февраль | ||||
20 | Котята | Черно-белый гратаж | Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой – гратаж. Упражнять детей в рисовании при помощи трафарета. Учить передавать характерные особенности котенка. Учить рисовать в центре листа. | Приготовленный лист для черно-белого гратажа, трафареты с изображением котенка, зубочистки. |
21 | Собачка | Рисование ладошкой | Учить изображать собачку, используя ладонь и запястье. Побуждать детей к самостоятельному выбору средств выразительности рисунка. Развивать творческое мышление, воображение и мелкую моторику рук. | Лист А4, гуашь, кисть, мисочка для краски. |
22 | Подарок папе (открытка) | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т.д.) | Все имеющиеся в наличии. |
23 | Любимые герои сказок | Тычок жесткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое ср-во выразительности, как фактура. Побуждать к использованию уже знакомых нетрадиционных техник. | Лист А4, жесткая клеевая кисть, иллюстрации из сказок. |
Март | ||||
24 | Мимоза для мамы | Скатывание и обрывание бумаги | Упражнять детей в создании объемного изображения путем комбинирования двух техник. Формирование эстетического отношения к цветам и их изображению в натюрморте. | Лист цветного картона, цветная бумага, клей, кисти, салфетки, эскизы. |
25 | Фруктовый натюрморт | Трафареты, Набрызг | Знакомство с художественным жанром – натюрморт. Закреплять навыки детей в использовании шаблонов и трафаретов. Развитие цветовосприятия. | Лист А4, трафареты и шаблоны фруктов, зубная щетка, гуашь, мисочки для краски |
26 | Мое любимое домашнее животное | Оттиск смятой бумагой | Учить детей рисовать животное, передавая его характерные особенности. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Развитие чувства композиции. Воспитывать аккуратность. | Лист А4 + ½ А4, акварель, гуашь, вода, мисочки для краски. Иллюстрации или фотографии домашних любимцев. |
27 | Подснежники | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т.д.) | Все имеющиеся в наличии. |
Апрель | ||||
28 | Бабочка | Монотипия, рисование ладонью | Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой – монотипия. Знакомить детей с симметрией и асимметрией. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках. | Лист А4, простой карандаш, краски, кисть, мисочка для краски, вода, иллюстрации бобочек. |
29 | Веселые кляксы | Кляксография | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. | лист, размер А4; дополнительный лист для тренировочного упражнения; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка; готовые работы по кляксографии для образца. |
30 | Заколдованные цветы | Кляксография, выдувание через трубочку | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. | лист, размер А4; дополнительный лист для тренировочного упражнения; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка; готовые работы по кляксографии для образца. |
31 | Весенняя полянка | Монотипия | Продолжить упражнять детей в технике – монотипия. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках. | Лист А4, простой карандаш, краски, кисть, мисочка для краски, вода, иллюстрации с весенним пейзажем. |
Май | ||||
32 | Салют | Акварель + восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. | Лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы. |
33 | Одуванчики | Акварель + восковые мелки, Печатание печатками | Совершенствовать умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчика. Развивать чувство композиции | Лист А4, тонированный бледно- зеленым цветом восковые мелки, акварель, кисти, мисочки для краски, печатки треугольной формы, разных размеров, эскизы. |
34 | Моя любимая игрушка | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Использование всех знакомых детям нетрадиционных техник. | Все имеющиеся в наличии. |
35 | Итоговая выставка рисунков за год | Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков. | Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребенка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Ходит осень по дорожкам". "Вот художник, так художник, смело в руки краски взял, осень нам нарисовал!.."
Конспект открытого занятия На тему«Ходит осень по дорожке» Провела:воспитатель 1-ой мл. группыЗубкова Алла Гаяровна.Задачи:1. дать элементарные представления о ...
Развлечение к недели юных художников На тему: «В гости к художнику»
Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: Вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.Обучающие задачи:Учить детей различать и называть цвета. Учить отг...
Парциальная программа "Маленькие художники"
Парциальная программа "Маленькие художники".Данную программу провожу в течении трех лет с детьми от 3 до 5 лет. Дети с удовольствием занимаются, проявляют интерес и творческую активность, по окончании...
Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо
Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ...
Дополнительная парциальная программа по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Юный художник»
Педагогическая целесообразностьИз многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и с...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ НА 2022 - 2023 ГОД "МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК"
ГОДОВАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ. ...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...