Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блокадный Хлеб».
план-конспект занятия (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Блокадный Хлеб».
Автор:
Терехова
Юлия Михайловна
воспитатель высшей
2021 г
Цель: Развитие нравственно-патриотического воспитания направленное на формирование и развитие личности ребенка.
Задачи:
- Дать сведения о блокадном Ленинграде, о блокадном хлебе в котором отражалась великая и трагическая история человечества.
- Расширять кругозор, обогащать словарь, умение слушать и слышать педагога.
- Воспитывать чувства гордости к истории своей страны уважительное отношение к старшему поколению к ветеранам Великой Отечественной войны.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
Слушание военных песен.
Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).
Чтение стихов поэтов - ленинградцев военных лет (В. Инбер, О. Берггольц, М. Дудин, Елена Вечтомова, В. Лифшиц и другие).
Оборудование и материалы:
Мультимедийное оборудование;
Презентация «Блокадный хлеб Ленинграда»;
Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;
Образцы хлебных карточек.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю. На выходных, я ходила в магазин «Пятерочка». Там при входе в магазин меня встретили парень и девушка в военной форме. Я удивилась, что здесь происходит? Они предложили мне взять «Блокадный хлеб». Я знаю, что такое блокадный хлеб. А вам ребята известно это выражение?
(Ответы детей).
Воспитатель: Как можно сказать про хлеб, какой он?
(Ответы детей)
Воспитатель: действительно хлеб бывает: ржаной, пшеничный, белый, черный, мягкий, воздушный, пышный, свежий, ароматный, запашистый, румяный, золотой, аппетитный, вкусный.
Воспитатель: но сегодня я хочу рассказать вам о другом хлебе — военном или Блокадном хлебе. Это тот хлеб, о котором мы должны знать и помнить, всегда!
Ребята, 80 лет назад, ночью 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война. Враг подошёл к Ленинграду так ранее назывался город «Санкт-Петербург», и город оказался в блокаде.
Блокада это круг или кольцо из немецких войск вокруг города, которое сомкнулось. Еще это кольцо называют блокадой. Город и все жители оказались замкнуты в этой блокаде. Никто не мог выехать от туда.
Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде (кольце), поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград, приходили люди с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам.
Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба - небольшой кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день.
А кроме хлеба, еды у людей не было. Как вы думаете, можно наесться, этим кусочком хлеба на весь день. Как вы думаете, это сколько? Покажите руками… (Ответы детей).
Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба - это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей).
У нас в группе есть математические весы, я предлагаю вам взвесить хлеб. (Деятельность с весами) Как вы считаете, этого хлеба было достаточно, что бы наесться? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали.
Чтобы хлеба было, больше в него добавляли: примеси ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу и клей. Резали хлеб только на газете или бумаге, для того, чтобы собрать все крошки и съесть. Чтобы не голодать люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена.
Но Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится. Работали заводы, которые выпускали танки и военную технику. Работали театры, это место, куда могли пойти люди, что бы хоть немного забыть о злосчастной войне. Работали школы, и дети могли учиться, получать образование. Больницы лечили людей, оказывали необходимую помощь больным. Ходили трамваи, для того, чтобы люди могли добираться на работы в школу, в больницу. Дети ходили в детский сад. Представляете, как сложно было людям в то нелегкое для всех время.
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. С этого времени в город стали поступать товары первой необходимой помощи. Но война продолжалась еще полтора года…
Воспитатель: С тех пор прошло много времени, но подвиг совершенный Ленинградцами во время блокады, на всегда останется в нашей памяти. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.
Ребята, как вы думаете, какой подвиг совершили Ленинградцы? (ответы детей).
Ребята как вы думаете, если бы мы с вами оказались там в это нелегкое время, чем бы вы хотели помочь Ленинградцам? (Ответы детей)
А сейчас я хочу предложить вам на выбор, материалы изобразительной деятельности. Вы можете нарисовать, вылепить или апплицировать вашу помощь жителям Ленинграда…
Воспитатель: Я хочу предложить вам, сегодня, когда вы придёте домой, рассказать родителям о блокадном хлебе, предложите родителям испечь такой хлеб всем вместе, в память о том тяжелом времени.
Используемая литература:
1. Валерий Воскобойников «Девятьсот дней мужества» Издательство «Малыш» 1984 год.
2. Дмитриев В. К …Была война, была блокада…Издательство Корона принт, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokadnyy_hleb.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Блокадный Хлеб».
Автор:
Терехова
Юлия Михайловна
воспитатель высшей
2021 г
Цель: Развитие нравственно-патриотического воспитания направленное на формирование и развитие личности ребенка.
Задачи:
- Дать сведения о блокадном Ленинграде, о блокадном хлебе в котором отражалась великая и трагическая история человечества.
- Расширять кругозор, обогащать словарь, умение слушать и слышать педагога.
- Воспитывать чувства гордости к истории своей страны уважительное отношение к старшему поколению к ветеранам Великой Отечественной войны.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
Слушание военных песен.
Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).
Чтение стихов поэтов - ленинградцев военных лет (В. Инбер, О. Берггольц, М. Дудин, Елена Вечтомова, В. Лифшиц и другие).
Оборудование и материалы:
Мультимедийное оборудование;
Презентация «Блокадный хлеб Ленинграда»;
Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;
Образцы хлебных карточек.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю. На выходных, я ходила в магазин «Пятерочка». Там при входе в магазин меня встретили парень и девушка в военной форме. Я удивилась, что здесь происходит? Они предложили мне взять «Блокадный хлеб». Я знаю, что такое блокадный хлеб. А вам ребята известно это выражение?
(Ответы детей).
Воспитатель: Как можно сказать про хлеб, какой он?
(Ответы детей)
Воспитатель: действительно хлеб бывает: ржаной, пшеничный, белый, черный, мягкий, воздушный, пышный, свежий, ароматный, запашистый, румяный, золотой, аппетитный, вкусный.
Воспитатель: но сегодня я хочу рассказать вам о другом хлебе — военном или Блокадном хлебе. Это тот хлеб, о котором мы должны знать и помнить, всегда!
Ребята, 80 лет назад, ночью 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война. Враг подошёл к Ленинграду так ранее назывался город «Санкт-Петербург», и город оказался в блокаде.
Блокада это круг или кольцо из немецких войск вокруг города, которое сомкнулось. Еще это кольцо называют блокадой. Город и все жители оказались замкнуты в этой блокаде. Никто не мог выехать от туда.
Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде (кольце), поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград, приходили люди с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам.
Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба - небольшой кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день.
А кроме хлеба, еды у людей не было. Как вы думаете, можно наесться, этим кусочком хлеба на весь день. Как вы думаете, это сколько? Покажите руками… (Ответы детей).
Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба - это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей).
У нас в группе есть математические весы, я предлагаю вам взвесить хлеб. (Деятельность с весами) Как вы считаете, этого хлеба было достаточно, что бы наесться? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали.
Чтобы хлеба было, больше в него добавляли: примеси ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу и клей. Резали хлеб только на газете или бумаге, для того, чтобы собрать все крошки и съесть. Чтобы не голодать люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена.
Но Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится. Работали заводы, которые выпускали танки и военную технику. Работали театры, это место, куда могли пойти люди, что бы хоть немного забыть о злосчастной войне. Работали школы, и дети могли учиться, получать образование. Больницы лечили людей, оказывали необходимую помощь больным. Ходили трамваи, для того, чтобы люди могли добираться на работы в школу, в больницу. Дети ходили в детский сад. Представляете, как сложно было людям в то нелегкое для всех время.
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. С этого времени в город стали поступать товары первой необходимой помощи. Но война продолжалась еще полтора года…
Воспитатель: С тех пор прошло много времени, но подвиг совершенный Ленинградцами во время блокады, на всегда останется в нашей памяти. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города - героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.
Ребята, как вы думаете, какой подвиг совершили Ленинградцы? (ответы детей).
Ребята как вы думаете, если бы мы с вами оказались там в это нелегкое время, чем бы вы хотели помочь Ленинградцам? (Ответы детей)
А сейчас я хочу предложить вам на выбор, материалы изобразительной деятельности. Вы можете нарисовать, вылепить или апплицировать вашу помощь жителям Ленинграда…
Воспитатель: Я хочу предложить вам, сегодня, когда вы придёте домой, рассказать родителям о блокадном хлебе, предложите родителям испечь такой хлеб всем вместе, в память о том тяжелом времени.
Используемая литература:
1. Валерий Воскобойников «Девятьсот дней мужества» Издательство «Малыш» 1984 год.
2. Дмитриев В. К …Была война, была блокада…Издательство Корона принт, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " в гости к Старичку - Лесовичку"
- систематизировать знания детей о родном крае- добиться усвоения знаний о лекарственных растениях, животных - санитарах леса- расширять словарный запас дошкольников- обеспечить развития умения сопост...
Конспект ООД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кто нам хлеб растит"
Цель: дать понять, окуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет....
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Дети, в школу собирайтесь!»
Расширять знания детей об окружающем мире. Познакомить с правилами поведения в школе.Формировать мотивационную готовность ребенка к школе....
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блокадный Хлеб».
Цель: Развитие нравственно-патриотического воспитания направленное на формирование и развитие личности ребенка.Задачи:Дать сведения о блокадном Ленинграде, о блокадном хлебе в...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»
Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...
Конспект интегрированного тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста - "Блокадный хлеб"
Цель: дать представление о тяжёлых и героических днях блокадного Ленинграда....
- Мне нравится (1)