Формирование познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с миром профессий
статья (старшая группа)
Формирование познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с миром профессий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_statya_prof_1.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных интересов у дошкольников
при ознакомлении с миром профессий
Автор: Медведева Ольга Александровна
Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»
Населенный пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородская область.
Сегодня профессиональная ориентации как часть всестороннего и гармоничного развития личности, формирования понимания социальной и профессиональной роли в обществе, приобретает свое значение уже с дошкольного возраста. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов дошкольников.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем глубже он проникает в мир взрослых, понимает и принимает его. У ребенка формируется интерес к труду, зарождается мечта о собственном будущем.
За последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. В этой работе немаловажное значение играет формирование у дошкольников познавательных интересов.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие.
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а также позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. И чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей, в нашем детском саду оборудована специальная комната «Детский город профессий». Здесь проходят увлекательные занятия по обогащению детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще.
Для организации работы в группах оформлены специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками мы используем различные средства и формы работы, постоянно меняем виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используем традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
- различные виды игр;
- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
- чтение художественной литературы;
- трудовая деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях, имитационные упражнения);
- изобразительная деятельность.
Нетрадиционные формы:
- творческое моделирование и проектирование;
- разработка и составление алгоритмов;
- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
- виртуальные экскурсии.
При ознакомлении детей с трудом взрослых ставим целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. В рамках проектной деятельности создаем для дошкольников проблемную ситуацию, используя модель трех вопросов:
- Кем работают родители и что ты знаешь о их профессиях?
- Что нам сделать, чтобы это узнать?
- Как нам рассказать о том, что мы узнаем?
Отвечая на эти вопросы, воспитанники совместно с педагогами определяют этапы работы над проектом.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а в дальнейшем – основой в выборе профессии и успешной социализации в обществе.
Будущее детей – дошколят трудно предугадать. Надеемся, развивая их познавательные интересы многие дети в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым.
Литература
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
- Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005г.;
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
- Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
- Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для дошкольников по ознакомлению с миром профессий
В картотеке представлены дидактические игры, которые позволят в интересной форме познакомить детей с миром профессий....
Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...
«Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом».
опыт работы воспитателя по познавательному развитию...
Формирование познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с миром профессий
Формирование познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с миром профессий...
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
Статья из опыта работы воспитателя. Формирование познавательного интереса старших дошкольников через их ознакомление с космическим пространством.
В статье описан опыт работы по ознакомлению старших дошкольников с космическим пространством. Формой организации познавательной деятельности в этом направлении явилось создание долгосрочного проекта. ...
Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой
Развитие современного общества направлено на гуманизацию образовательной системы. Это направление нацелено на формирование интереса к личности ребенка и к его целостному личностному мировосприятию. По...