Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу представить вам свой опыт работы. Начать, конечно, хотелось бы с обоснования выбора темы. Тема комплексная, включает в себя аспекты современного законодательства в области дошкольного образования, приоритетное направление работы детского сада и интересы участников образовательного процесса. Итак, с одной стороны Федеральный государственный образовательный стандарт говорит нам о том, что принципами дошкольного образования являются формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а также приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. С другой стороны, приоритетным направлением работы нашего детского сада является познавательное развитие детей. С учетом требований Стандарта, приоритетного направления работы, запросов родителей и моих интересов была сформулирована тема: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем».
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Ситуация развития такой личности неразрывно связана с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, реализуется в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуется наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. При наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста протекает более интенсивно и плодотворно.
Познавательные интересы детей наиболее успешно формируются через проектную деятельность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определённой практической темой. Именно поэтому я выбрала проектную деятельность основной технологией своей педагогической деятельности. И неразрывно с ней связаны информационно-коммуникационные технологии и проблемно-поисковая деятельность.
Ознакомление с родным краем – это основа воспитания патриотизма у дошкольников. Чтобы воспитать патриотов своей страны, необходимо начать с малого: семья, детский сад, улица, микрорайон, родной город, край, и, наконец, Родина, родная страна.
Для ребенка самое главное семья – это место его рождения и основная среда развития. В прошлом каждой семьи можно найти очень много всего интересного. Генеалогическое древо является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Побеседовав со своими воспитанниками, я поняла: не многие дети знают историю своей семьи, свою родословную. Тогда я решила разработать проект «Генеалогическое древо».
На подготовительном этапе проанализировала методическую и художественную литературу, определила цель проекта – расширение представлений детей об истории семьи, своей родословной, семейных традициях. Познакомила с концепцией и целью родителей, которых привлекла к реализации проекта (родители оформили стенгазету «Семейный калейдоскоп», чтобы в нашей группе был такой своеобразный мотиватор для детей).
На основном этапе разработала и провела консультацию для родителей «Что такое генеалогическое древо?» Для детей подобрала произведения художественной литературы по теме «Моя семья». Провела НОД «Что такое генеалогическое древо?» и беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители», «Как мы отдыхаем все вместе».
На заключительном этапе организовала творческий конкурс «Мое семейное древо». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье.
Победитель конкурса – семья Миловых приняла участие во Всероссийском конкурсе генеалогических исследований «Моя родословная», который был организован национальной родительской ассоциацией России. Семья Миловых стала лауреатом конкурса в номинации «Лучшая семейная летопись».
В результате работы над проектом дети сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, умения анализировать и презентовать свои работы. Работа над проектом способствовала развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи.
Итак, такие замечательные семьи живут в не менее замечательном городе Серпухове.
Знакомство с родным городом осуществляла на НОД познавательного характера. На занятии «Мой любимый город» дети узнали о социокультурных объектах (дворцы культуры, музеи, библиотека, и т.д.), о достопримечательностях города. Более подробно познакомиться с историей города позволила НОД «Путешествие в прошлое». В результате таких занятий возрастает познавательный интерес к истории города. Представления о жизни людей в нашем городе дети так же получают во время экскурсий, (почта, школа, музей, библиотека), а также в процессе повседневных наблюдений, в играх.
В процессе работы я поняла, что приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным без тесного взаимодействия с родителями. В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, к организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов, к участию в реализации проектов совместно с детьми, а также к участию в экскурсиях и целевых прогулках.
Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к вопросу ознакомления детей с родным краем. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
Работа над темой по ознакомлению с родным городом вылилась в разработку проекта «Милый город сердцу дорог». Цель проекта: формирование у дошкольников познавательного интереса, нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом, чувства гордости за свою малую Родину.
В результате реализации проекта дошкольники будут знать:
- историю возникновения родного города;
- достопримечательности, предприятия, архитектуру родного города;
- символику города;
- наиболее важные исторические события истории родного города.
Образовательная программа предусматривает ознакомление дошкольников с родным городом в годы ВОВ. Конечно, в год 70-летия Победы я не могла обойти своим вниманием это событие.
Без исторических сведений невозможно пробудить интерес ребенка к Родине. В первую очередь дети должны знать историю своей Родины, а именно о подвигах, совершенных нашим народом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. О подвигах героев, которые живут в памяти поколений и становятся символом мужества, горячей любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки.
В силу возраста детям довольно сложно преподнести материал по такой серьезной теме как ВОВ так, чтобы они его поняли и восприняли. Для них важны конкретные примеры и наглядность, которая. А кто же, как ни сами дети смогут рассказать о воспоминаниях военных лет. Исходя из этого, у меня возникла идея проекта «Дети войны» для детей подготовительной группы.
Цель проекта – расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне, желания узнать больше о жизни детей во время войны.
В рамках проекта была проведена большая работа:
- НОД «Серпухов в годы ВОВ», «Дети войны»;
- экскурсии на Соборную гору (к памятнику Воину-освободителю);
- экскурсия к памятнику советскому солдату к Автозаводу; (посадка цветов).
Чтение художественной литературы, рассматривание фото и видеоматериалов.
Но самым важным и главным был поиск самих детей войны. В этом большую помощь оказали родители и педагоги детского сада. Они нашли серпуховичей, которым в годы ВОВ было от 5 до 7 лет. Кто-то из них смог прийти непосредственно в детский сад и рассказать о своих детских воспоминаниях. Кого-то посетили дома и записали их рассказы.
На основе этих воспоминаний и фотоматериалов был создан альбом «Дети войны», презентация которого состоялась на торжественном мероприятии, посвящённом 70-летию Великой Победы.
Проект «Дети войны» был представлен на премию Губернатора Московской области.
С целью углубления познавательного интереса детей по теме «Родной город» к реализации проекта я подключила социальных партнеров: Музейно-выставочный центр и Серпуховскую дружину.
В рамках проекта были реализованы следующие мероприятия:
- обзорная автобусная экскурсия по городу;
- экскурсия на Соборную гору «История возникновения и развития города Серпухова»;
- выездной мастер-класс от МВЦ «Всех пленяет опереньем – птица просто загляденье»;
- костюмированное представление Серпуховской дружины (дети познакомились с ролью Серпуховской дружины в Куликовской битве, с доспехами и оружием воинов того времени).
В результате проведённой работы у детей сформировался стойкий интерес к родному городу, и я решила охватить более широкий спектр информации о родном крае.
Так как детский сад является академической площадкой Академии Социального Управления по теме «Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по разделу «Ознакомление с природой», была выбрана тема «Природа родного края».
Детей знакомила с животным и растительным миром родного края (НОД, беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и видеоматериалов).
В рамках этой темы был разработан проект «Приокско-Террасный заповедник». Участниками проекта стали дети, родители, педагоги.
Цель проекта: воспитание неравнодушного, бережного отношения к природе родного края.
В рамках проекта проводилась следующая работа с детьми:
- НОД «Животный и растительный мир Подмосковья»;
- НОД «Заповедник, что это такое?»;
- НОД «Красная книга»;
- Выездная экскурсия «Приокско-Террасный заповедник – жемчужина Подмосковья». Дети вживую познакомились с флорой и фауной заповедника, послушали увлекательный рассказ экскурсовода, привезли в подарок зубрам 2 мешка яблок из детского сада.
После посещения заповедника были проведены следующие занятия:
- НОД «Что я видел в заповеднике?» (составление рассказов из личного опыта);
- НОД «Животные заповедника» (аппликация по замыслу);
- НОД «Семья зубров» (лепка);
- НОД «Растения заповедника».
Итогом проекта стало создание Красной книги Подмосковья, изготовленной детьми своими руками.
Ознакомление с родным краем невозможно без ознакомления с Москвой – столицей нашей Родины и главным городом Подмосковья.
В рамках Образовательной программы детского сада дети получают представления о Москве – главном городе, столице России; знакомятся с флагом, гербом и гимном России.
С целью развития познавательного интереса детей мной был разработан и внедрен в работу проект «Жемчужины столицы».
Цель проекта: познакомить детей с достопримечательностями столицы, с такими местами, посетить которые было бы интересно детям (цирк, океанариум, зоопарк, театр Дурова и др.)
Проект построен на цикле занятий-экскурсий, не просто в зоопарк, а именно в Московский зоопарк, например. Для занятий подбираются реальные фото и видео материалы. На данный момент реализации проекта проведено два занятия: «Цирк на Цветном бульваре» и «Москвариум», которое вы увидите на открытом занятии.
Моя работа по темам «Родной город», «Природа родного края», «Москва – главный город Подмосковья» помогла и помогает сформировать у детей познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Развитие основ патриотического самосознания личности старших дошкольников через активное познание родного края".
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с приложениями....
«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»
Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...
Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"
Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"...
Опыт работы на тему: "«Формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья»
Цель: формирование экологических представлений о природе Прибайкалья для повышения экологической культуры старших дошкольников...
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...
Опыт работы на тему: "Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи".
Презентация и доклад опыта работы по теме....
Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»
Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»...