Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
презентация к уроку (младшая, средняя группа) на тему
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с. Яблоновый Гай Ивантеевского района
Саратовской области»
Доклад
из опыта работы
использования инновационных технологий
Тема: Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста
к художественной литературе
Презентация
Этапы инновационной деятельности
«Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»
младшей группы «Солнышко»
МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Автор
Учеватова Ирина Геннадьевна
Воспитатель младшей группы
В этом учебном году основная общеобразовательная программа структурного подразделения МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай» разрабатывалась в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями и на основании Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией, Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и запросы его семьи. Необходимо отметить, что реализация программы строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Смена программы диктует обновление содержания дошкольного образования и высокой компетентности воспитателей и родителей. Но на практике оказалось, что не все родители обладают достаточной компетентностью в сфере обучения и воспитания детей в сфере ознакомления с художественной литературой. Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень развития ребенка и подготовить его к обучению в школе. Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи инновационной деятельности: развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Художественная литература играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Общеизвестно воздействие литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом. Источником инноваций является проблема. Решить проблему - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.
Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.
В.С. Лазарев
(академик РАО доктор психологических наук,
директор Института инновационной деятельности в образовании РАО)
Развитие идеи инновационной деятельности переросло в создание речевой среды в группе и организации мероприятий в течении всего учебного года. Предмет исследования: механизм создания условий для успешности развития познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Цель: создание условий для успешности развития познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Гипотеза: если в группе будет оформлен уголок для речевого развития, введены инновационные способы мотивации и обеспечения деятельности воспитанников, их родителей и воспитателей, который позволит обеспечить высокий уровень познания и развития интеллекта у детей, то это позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса и уровень результатов диагностических исследований.
Задачи:
- Вовлекать родителей в процесс подготовки мероприятий.
- Заинтересовывать родителей делиться иллюстрированными книгами из семейной библиотеки, вовлекать в процесс драматизации отрывков произведений, создавая положительные эмоции у детей.
- Формировать у детей положительное отношение к творчеству поэта, развивать память, давать оценку нравственным поступками и поведению героев.
- Организовать родителей подбирать иллюстрации и стихотворный материал (стихотворения, поговорки, пословицы, загадки) для альбомов различной тематической направленности в соответствии с проектом, осуществляемым в текущий период времени.
- Формировать знания родителей в области приобщения ребенка к словесному искусству в т.ч. развития художественного восприятия и эстетического вкуса.
- Знакомить родителей со способами запоминания небольших стихотворных текстов.
- Формировать в детях потребность общения с книгой, слушание произведений писателя, рассматривание иллюстраций книг с выставки и умение самостоятельного рассказывания по иллюстрациям содержание текстов книги.
- Проанализировать проблемные статьи в периодических изданиях о современных авторах пишущих для детей, а также богатом выборе форм оформления книг для детей, сформировать «Советы» родителям по выбору книг для домашних библиотек.
- Вовлекать родителей в процесс совместного с детьми творчества по изготовлению книжек самоделок. Провести индивидуальные беседы с родителями по выбору стиля поделки.
- Организовать встречу с интересными людьми.
- Формировать в детях потребность общения с периодической литературой, слушание произведений из журналов, рассматривание иллюстраций. Сформировать в детях понятие периодичности выпусков журналов, стимулировать чувство ожидания следующего номера.
Прогноз возможных рисков:
Возможно возникновение конфликтов между воспитателями и родителями ввиду разрушения традиционных способов воспитания детей в детском саду и возрастающей нагрузкой на родителей, вовлекаемых в непосредственное участие в жизнь группы.
Эти риски хорошо осознаются коллективом воспитателей. Проблема вовлечения родителей в жизнь группы стоит уже давно. Смена статуса родителей от «пассивного» к «активному» зависит не столько от образования и темперамента родителей, а также степени их занятости, сколько от выбора методов и способов вовлечения родителей воспитателями. Поэтому основной задачей коллектива воспитателей является поиск дополнительных средств, компенсирующих выделенные недостатки.
К способам компенсации возможных рисков можно отнести:
- Проведение поэтапного диагностирования состояния инновационной деятельности.
- Проведение серии семинаров-практикумов с воспитателями и родителями в области развития познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой.
- Анализ воспитателями современных инновационных методик и внедрение их на практике.
- Обстоятельное объяснение родителям не только сути идеи инновационной деятельности, но и преимуществ данной системы организации воспитательно-образовательного процесса, непосредственное включение родителей в процесс инновационной деятельности.
Прогнозируемые результаты:
Организация развивающей речевой среды в группе позволит:
- Повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса.
- Дидактические пособия и материалы речевого уголка будут способствовать возникновению нового характера взаимоотношений между воспитателем, воспитанниками и их родителями в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
- Соответствующие дизайнерские решения речевого уголка группы позволят выйти на более высокий и наглядный уровень совершенствования воспитательной работы, предоставят детям возможность выбора наиболее понравившихся видов деятельности.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
- Уровень профессионального мастерства воспитателя.
- Результаты диагностических исследований воспитанников.
- Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.
Диагностический инструментарий, методы ведения инновационной деятельности:
- Мониторинг детского развития и образовательного процесса.
- Анализ полученных данных с целью коррекции и дальнейшей разработки эксперимента.
- Педагогическое наблюдение.
- Портфолио воспитателя и воспитанников.
- Анкетирование, тестирование, диагностирование.
Этапы реализации инновационной деятельности
Презентация.
Слайд 2
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап (лето)
Совместными усилиями воспитателей и родителей были подготовлены дидактические пособия и материалы для развивающей речевой среды младшей группы «Солнышко». Уголок содержит:
1. Атрибуты для развертывания постановок по произведениям (маски, элементы костюмов, куклы, коллекция настольных театров по рус.нар. сказкам, набор героев мультфильма «Смешарики» на палочке).
2. Наборы диких и домашних животных для самостоятельных игр.
3. Коллекцию сюжетных картинок для составления описательных рассказов различной тематики.
4. Дидактические игры по развитию речи: «Чьи детки?», «Кафе-мороженое», «Кто как кричит?», «Смешарики» и др.
Слайд 3
5. Полки для книг.
6. Органайзер для художественного творчества (карандаши, ножницы, клей, заготовки книжек-малышек разных цветов, коллекция вырезанных картинок из старых журналов), сделанный из бросового материала.
Слайд 4
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап (сентябрь). Нами подобраны и сформированы тематические выставки художественных произведений С. В. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто, К.И. Чуковского. Время проведения и тематика выставок приурочены к памятным датам и отражены в перспективном плане. Коллекция наших книг разнообразна по жанрам, ведется тесная работа по обмену книг для тематических выставок с родителями и библиотеками школы и села.
Слайд 5
За счет школьной и семейных библиотек сформирована выставка энциклопедий и словарей о животном мире, выставка авторских и народных сказок, произведений малого фольклора.
Слайд 6
Для удобства понимания малышами, что такое библиотека, мною был придуман специальный каталог книг, позволяющий даже самому маленькому говорящему малышу рассказать о своей книге, или узнать, откуда она появилась в нашей группе. Страница условно делится на три колонки. В левом столбце расположены титульные страницы книг, в правом – картинки обозначающие принадлежность кому-либо (это семейные фотографии, фотографии зданий школы и сельской библиотеки, фотографии логотипов наших групп: солнышко и кораблик, т.к. мы иногда обмениваемся литературой, но всегда с учетом возрастных особенностей детей), в среднем столбце – значки обозначающие, когда используется книга (сова обозначает, что книгу мы используем на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности, а спящий крокодил – это книга для чтения перед сном).
Слайд 7
ПРАКТИЧЕСКИЙ этап ( реализуется в течении учебного года).
Организуя предметно-развивающую среду в группах, мы учитываем принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой ситуации (читаем, беседуем, поддерживаем инициативу детей в творчестве художественного и прикладного характера).
Слайд 8
Результат художественно-прикладного творчества родителей
КНИГИ – САМОДЕЛКИ.
Слайд 9-10-11
Страницы альбома «Времена года», оформленные силами родителей.
Слайд 12
Семейные стенгазеты к досугу «Фруктовые посиделки»
Слайд 13
Развивающая речевая среда используется детьми и в самостоятельной деятельности. Очень популярными стали книги-пазлы. Дети получают удовольствие от дизайнерской деятельности при оформлении книжек-малышек.
Слайд 14
Панно «Смешарики» интересно для всех возрастов детей нашей группы: 1-ой младшей, 2-ой младшей и средней группы.
Слайд 15
Психолого-педагогическое просвещение родителей мы ведем дифференцированно, используя разные формы работы. В рамках пропаганды чтения и любви к книге было оформлено информационное окошко для родителей по ознакомлению со списком литературных произведений изучаемых детьми. А также проведены консультации, оформлены папки-передвижки, вручены буклеты. По инициативе родителей проводятся личные беседы.
Слайд 16
Младшую группу «Солнышко» посещают 17 воспитанников от 2 до 5 лет. Воспитатели: Сафронова Валентина Борисовна и Учеватова Ирина Геннадьевна
Презентацию выполнила Учеватова И.Г.
Все фотографии из личного архива группы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П О Д Г О Т О В И Т ЕЛ Ь Н Ы Й этап (лето) Развивающая речевая среда младшей группы «Солнышко» содержит: 1. Уголок атрибутов для развертывания постановок по произведениям (маски, элементы костюмов, куклы, коллекция настольных театров по рус.нар. сказкам, набор героев мультфильма «Смешарики» на палочке). 2. Наборы диких и домашних животных для самостоятельных игр. 3. Коллекцию сюжетных картинок для составления описательных рассказов различной тематики. 4. Дидактические игры по развитию речи: «Чьи детки?», «Кафе-мороженое», «Кто как кричит?», «Смешарики» и др.
5. Уголок для книг. 6. Уголок для художественного творчества (карандаши, ножницы, клей, заготовки книжек-малышек разных цветов, коллекция вырезанных картинок из старых журналов)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап (сентябрь) Нами подобраны и сформированы тематические выставки художественных произведений С. В. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто, К.И. Чуковского. Коллекция наших книг разнообразна по жанрам, ведется тесная работа по обмену книг для тематических выставок с родителями и библиотеками школы и села.
А также, выставка авторских и народных сказок, произведений малого фольклора. За счет школьной и семейных библиотек сформирована выставка энциклопедий и словарей о животном мире.
Каталог художественной литературы выполнен в стиле позволяющем каждому ребенку нашей группы рассказать о любой книге, её принадлежности кому-либо и времени использования. В левом столбце расположены титульные страницы книг, в правом – картинки обозначающие принадлежность кому-либо, в среднем столбце – значки обозначающие когда используется книга. Это титульная страница книги, по которой ребенок может её узнать или вспомнить Эта книга принадлежит группе «Кораблик» Эта – нашей группе Эта – сельской библиотеке Эта – школьной библиотеке Эта – какой-либо семье, дети узнают по семейным фотографиям Этот значок обозначает, что книгу мы используем на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности Этот значок – книга для чтения перед сном
ПРАКТИЧЕСКИЙ этап (в течении учебного года) Организуя предметно-развивающую среду в группах, мы учитываем принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой ситуации (читаем, беседуем, поддерживаем инициативу детей в творчестве художественного и прикладного характера).
Результат художественно-прикладного творчества родителей КНИГИ – САМОДЕЛКИ
Страницы альбома «Времена года»
Семейные стенгазеты к досугу «Фруктовые посиделки»
Развивающая речевая среда используется детьми и в самостоятельной деятельности. Очень популярными стали книги-пазлы. Дети получают удовольствие от дизайнерской деятельности при оформлении книжек-малышек.
Панно «Смешарики» интересно для всех возрастов детей нашей группы 1-ая младшая группа 2-ая младшая группа средняя группа
Психолого-педагогическое просвещение родителей мы ведем дифференцированно, используя разные формы работы. В рамках пропаганды чтения и любви к книге было оформлено информационное окошко для родителей по ознакомлению со списком литературных произведений изучаемых детьми. А также проведены консультации, оформлены папки-передвижки, вручены буклеты . По инициативе родителей проводятся личные беседы.
Младшую группу «Солнышко» посещают 17 воспитанников от 2 до 5 лет воспитатели: Сафронова Валентина Борисовна Учеватова Ирина Геннадьевна Презентацию выполнила Учеватова И.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов у детей при ознакомлении с художественной литературой.
Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность ярко переживать описанные события, неоднократно с волнением следить за разви...
«Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом».
опыт работы воспитателя по познавательному развитию...
Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу
Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...
Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"
Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...
«Экологическое развитие дошкольников через ознакомление с художественной литературой» (из опыта работы) 2022г.
Вопросы экологического воспитания они всегда были, есть и будут. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат, именно в плане ...
Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»
Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»...