«В гостях у сказки» программа кружка художественно - эстетической направленности в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
рабочая программа
Программа кружка по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» в условиях социально-реабилитационного центра разработана для детей дошкольного возраста 3-7 лет, имеет художественно-эстетическое направление. Кружок обеспечивает дополнительное развитие воспитанников попавших в трудную жизненную ситуацию средствами театрализованной деятельности.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Программа предполагает проведение два занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 – 25 минут. Срок реализации программы - 1 учебный год.
Дополнительная программа кружка «В гостях у сказки» включает три основных раздела:
- целевой,
- содержательный
- организационный.
В данной программе представлены описание и система работы по театральной деятельности в условиях социально-реабилитационного центра. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленные на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Рабочая программа кружка «В гостях у сказки» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
- Постановлением Правительства Белгородской области от 30.12.2013 г. № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы».
- Постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы».
Цель программы:
Развитие творческих способностей и речевой активности воспитанников посредством театрализованной деятельности, содействие в формировании личности ребенка средствами театрального искусства.
Задачи программы:.
Образовательные:
- познакомить детей с различными видами театров;
- приобщить детей к театральной культуре: расширить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Белгород;
- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
- учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок.
Развивающие:
- развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
- развивать речь, память, внимание, воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус через театрализованную деятельность; - создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников «ОСРЦдН»), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр;
- развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;
- развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к театральным занятиям;
- формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;
- воспитание коммуникативных способностей, умения работать в коллективе;
- формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности.
Формы работы с детьми:
- групповые занятия;
- творческие отчеты,
- конкурсы;
- занятие-концерт;
- занятия-репетиции.
Ожидаемые результаты
- психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности;
- сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния;
- расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика;
- развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность);
- развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции;
- привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.
Таким образом, использование рабочей программы «В гостях у сказки» позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения « Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«В гостях у сказки»
программа кружка художественно - эстетической направленности
в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Возрастная группа: 3-7 лет,
Срок реализации:1 учебный год
Форма обучения: очная
Составила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Галуцких Марина Лукьяновна
г. Белгород 2021
Содержание
I. Целевой раздел…………………………………………………………………… ..3
1. 1. Актуальность………………………………………………………………………3
1.2. Новизна…………………………………………………………………………….4
1.3. Цель программы…………………………………………………………………...4
1.4. Формы занятий.........................................................................................................6
1.5. Принципы.................................................................................................................7
1.6. Средства обучения…………………………………………………………….......8
II. Содержательный раздел…………………………………………………..............9
2.1 Структура программы………………………………………………………............9
2.2. Предполагаемый результат…………………………………………………….......7
2.3. Содержание программы…………………………………………………………...11
2.4. Взаимодействия с родителями …………………………………...........................12
III. Организационный раздел………………………..................................................13
3.1. Методическое обеспечение………………………………………………..............13
3.2. Материально-техническое обеспечение программы…………………………….14
3.3. Педагогическая диагностика……………………………………………………...15
3.4 Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности…..15
Приложение №1 ……......................................................................................................18
Приложение №2 Учебно-тематический план………………………………………...22
Приложение №3 Календарно-тематическое планирование........................................24
Приложение №4 Перспективный план работы с родителями.....................................36
IV. Перечень методической литературы……………...............................................38
I. Целевой раздел
1.1. Актуальность
Дошкольное детство – важнейший период становления личности ребёнка, когда закладываются основы личностных качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе, культуре, закладывается первый опыт социальных навыков общения, поведения. Особенностями детей, поступающих в младшую дошкольную группу социально-реабилитационного центра являются недостаточное развитие речи, внимания, дефицит социального опыта общения и поведения, педагогическая запущенность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Известно, что использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию влияет участие детей в театральной деятельности. Это способствует развитию их природных способностей и склонностей, созданию эмоционально – комфортной среды, раскрытию интеллектуальных и творческих резервов.
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, обогащающий положительными эмоциями, жизненным опытом, дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Что, в свою очередь помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, воспитать привычку к выразительной речи путем привлечения его к выступлениям перед детьми и взрослыми, способствует успешной социализации воспитанников в дальнейшей жизни.
Играя в театрализованные игры, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. А так же театрализованная деятельность является средством развития свободной личности ребенка, его творческого воображения и самовыражения для дальнейшего развития его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей.
Программа кружка «В гостях у сказки» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
- Постановлением Правительства Белгородской области от 30.12.2013 г. № 528-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы».
- Постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы».
Рабочая программа обеспечивает дополнительное развитие детей дошкольного возраста 3-7 лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы), попавших в трудную жизненную ситуацию, в театрализованной деятельности.
1.2. Новизна программы
Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки» позволяет активизировать процесс формирования у детей дошкольной группы социально-реабилитационного центра нравственных начал через совместную деятельность как в качестве самодеятельного исполнителя, так и в качестве активного театрального зрителя. Что, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Полученные знания и практический опыт, приобретённый на занятиях, оказывают действенную помощь ребенку, учат сочувствовать, разделять радость в общении со сверстниками, сотрудниками, родными.
1.3. Цель программы:
Развитие творческих способностей и речевой активности воспитанников посредством театрализованной деятельности, содействие в формировании личности ребенка средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить детей с различными видами театров;
- приобщить детей к театральной культуре: расширить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Белгород;
- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
- учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок.
Развивающие:
- развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
- развивать речь, память, внимание, воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус через театрализованную деятельность;
- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников «ОСРЦдН»), организация выступлений детей перед другими воспитанниками и родителями;
- развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;
- развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к театральным занятиям;
- формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;
- воспитание коммуникативных способностей, умения работать в коллективе;
- формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности.
1.4. Формы занятий:
При реализации программы использованы различные формы занятий:
Типовые - которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).
Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.
Тематические - на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», и т. п.
Интегративные - где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.
Репетиционные - на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.
Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.
Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.
Занятия по театральной деятельности могут включать в себя:
- беседы с детьми о театральном искусстве
- художественное слово
- речевые игры
- театральные игры
- использование различных видов театра
- драматизация сказок
- самостоятельная импровизация
- взаимодействие с родителями
- проектную деятельность
- участие в подготовке и проведение праздников, мероприятий
- игры-драматизации, инсценировки, спектакли, сценки, участие в концертах.
Формы работы с детьми:
- групповые занятия;
- творческие отчеты,
- конкурсы;
- занятие-концерт;
- занятия-репетиции.
1.5. Принципы:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
В работе по театрализованной деятельности можно выделить несколько взаимосвязанных этапов:
1 этап. Воспринять – знакомство с новым произведением, образом.
2 этап. Осмыслить – определяется характер персонажа, его действия, реквизит.
3 этап. Запомнить – возможность использования как заучивания текста, так и импровизации.
4 этап. Применить – различные репетиции сценок, этюдов.
5 этап. Проверить результаты – выступление на сцене.
6 этап. Импровизация.
1.6. Средства обучения
При реализации программы использую следующие средства обучения:
- специальные театральные этюды и упражнения;
- игры на превращения;
- игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;
- игры на развитие двигательных способностей;
- упражнения на дыхание;
- скороговорки.
- артикуляционная гимнастика;
- зарядка для губ,
- зарядка для шеи,
- зарядка для языка.
II. Содержательный раздел
2.1. Структура программы
Программа кружка по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» предназначена для детей дошкольного возраста разновозрастной группы от 3 до 7 лет, проживающих в реабилитационном центре, в которой учитываются возможности, интересы и предпочтения воспитанников.
Продолжительность занятия соответствует возрастным нормам: 20 – 25 минут (1 академический час).
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Количество занятий: 2 раза в неделю.
Длительность занятия составляет 1 академический час (20-25 минут).
Режим работы: еженедельно, II половина дня
Возраст детей: 3-7 лет.
2.2. Предполагаемый результат
- психологическая комфортность, раскрепощенность воспитанников, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности;
- сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния;
- расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика;
- развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца);
- развитие произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность);
- развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции;
- привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.
К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
- назначение театра;
- деятельность работников театра;
- виды театров;
- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада;
- знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь:
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
- изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием;
- уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
- уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Ребенок должен иметь представление:
- о сценическом движении;
- о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок должен владеть навыками:
- культурного поведения в театре;
- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
- произнесения небольших монологов;
- произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
2.3. Содержание программы
В данной программе театрализованная деятельность будет являться воспитанием, обучением и развитием творческой личности, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Содержание дополнительной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В организации театрализованной деятельности максимально используются возможности социального окружения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
Образовательная область «Познавательное развитие» Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
Образовательная область «Речевое развитие» Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие » Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
2.4. Взаимодействие с родителями по реализации программы кружка «В гостях у сказки»
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации детей. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров — это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и педагогов театрализованная деятельность будет успешной.
Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам, участвуют в качестве персонажей. Беседы с родителями, их участие в работе театральной студии помогают закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Основные направления взаимодействия | Формы взаимодействия |
Информирование, ознакомление родителей (законных представителей) с условиями, содержанием образовательной деятельности учреждения | папки-передвижки, памятки, консультации, библиотеки для родителей, стенды, организация концертов, спектаклей |
Вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность с детьми и педагогами (включая совместное детско-взрослое проектирование) | мастер-классы, круглые столы, акции, тематические консультации |
Психолого-педагогическое просвещение родителей | театральные праздники, развлечения, конкурсы, выставки, акции, творческие мастерские, совместные спектакли, творческие вечера |
Изучение эффективности деятельности семьи как института воспитания детей | беседы, анкетирование, опросы |
III. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы
При реализации программы используются различные методы обучения:
- рассказ, беседа;
- показ;
- практическая работа, упражнения;
-игровые;
-проблемно-поисковый, эвристический;
- словесно-иллюстративный;
- алгоритмический;
- наглядный;
- поощрения;
- эмоционального стимулирования;
- создания ситуации успеха.
Инновационные педагогические технологии:
- групповые технологии (интегрированные занятия);
-технология дифференцированного обучения;
- технология адаптивной системы обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
-технология развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
- иллюстративный;
- демонстрационный;
- музыкальное сопровождение, фонограммы;
- раздаточный: театральные реквизиты, атрибуты.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы:
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом в программе учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.
Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.
Материально-техническое обеспечение включает в себя:
-соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
-соответствие правилам пожарной безопасности;
-средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
-оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
учебно-методический комплект, оборудование, оснащение
- театральная ширма;
- подборка сказок, песен, мелодий;
- куклы- Петрушки (верховой театр);
- куклы-картинки;
- рисунки для мини – декораций;
- декорации к спектаклям.
- настольный театр;
- пальчиковый театр;
- картотека дидактических игр;
- конспекты занятий;
- картотека артикуляционных упражнений.
3.3. Педагогическая диагностика
Реализация дополнительной программы по театрализованной деятельности воспитанников предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика осуществляется педагогами 2 раза в год (октябрь, апрель). Педагогическая диагностика проводится в ходе аутентичной оценки активности детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — творческие задания по методике Т.С. Комаровой (Приложение №1).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Работа по театрализованной деятельности не была бы полной без учета, который свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической работы. При этом речь идет об объективной уровневой оценке музыкального и артистического развития каждого ребенка в динамике. Важно сравнить первоначальные умения и навыки ребенка в начале учебного года (конец сентября – начало октября) с его достижениями к концу учебного года (май). С этой целью я провожу обследование развития артистических и речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3.4 Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (3 балла). Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (2 балла). Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (1 балл). Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.
Приложение №1
Диагностика театрализованной деятельности детей
(Т.С. Комарова)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1
РАЗЫГРЫВАНИЕ СКАЗКИ «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный или кукольный театр, театр на фланелеграфе.
Задачи:
- понимать основную идею сказки, сопереживать героям;
уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь; - уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке;
подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей; - уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материалы: наборы кукол театров кукольного, настольного и на
фланелеграфе.
- Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника, самого героя или его партнера.
- Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев театра на фланелёграфе, кукольного, настольного, теневого. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
- Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелёграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки
- Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
- Показ сказки зрителям.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2
СОЗДАНИЕ СПЕКТАКЛЯ ПО СКАЗКЕ «ЗАЯЧЬЯ ИЗБУШКА»
Цели: изготовить персонажи, декорации; подобрать музыкальные характеристики главных героев; разыграть сказку.
Задачи:
- понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать;
давать характеристики главных и второстепенных героев;
уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала; - подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю;
- уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
проявлять активность в деятельности.
Материалы: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
- К детям приходит грустный Петрушка и просит помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши, а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке — изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
- Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого? Что будет потом?» Ответить на них надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
- Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
- Воспитатель обращает внимание, что сказка понравится малышам, если будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
- Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
- Показ спектакля малышам.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3
СОЧИНЕНИЕ СЦЕНАРИЯ И РАЗЫГРЫВАНИЕ СКАЗКИ
Цели: импровизировать на тему знакомых сказок; подбирать музыкальное сопровождение; изготовить или подобрать декорации, костюмы; разыграть сказку.
Задачи:
- побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки;
- уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец;
- уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки;
- проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материалы: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
- Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. «Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр, и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям».
- Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации к сказкам «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и др. (по выбору). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказку, нужно придумать новый сюжет. Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка.) Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
- Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем. Показ спектакля гостям.
Приложение №2
Образовательная программа «В гостях у сказки» по театрализованной деятельности
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Всего часов | Количество часов, в том числе | |
Теоретических | Практических | |||
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Основы кукловождения | 10 | 4 | 6 |
3 | Основы кукольного театра | 12 | 4 | 8 |
4 | Основы актерского мастерства | 12 | 4 | 8 |
5 | Основные принципы драматизации | 12 | 4 | 8 |
6 | Театральная азбука | 12 | 4 | 8 |
7 | Основы техники речи | 12 | 4 | 8 |
Итого | 72 | 28 | 46 |
Приложение №3
Перспективно – календарное планирование к рабочей программе «В гостях у сказки» по театрализованной деятельности.
Месяц | Тема занятия | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
сентябрь |
Разножанровость театров | Познакомить детей с понятием «Театр», обогатить знания детей о различных видах кукольных театров (настольный, пальчиковый, театр марионеток, би-ба-бо и т.д.), уметь различать их и называть, развивать интерес к театральной деятельности. | Беседа о театре. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Знакомство с правилами поведения в театре. Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка». Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского. | Тематический альбом «Театр. Виды театров», |
артистами» Такие разные эмоции. | Познакомить с понятием «Пантомима»; «Эмоция». активизировать воображение детей; знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую эмоцию у себя на лице. Учить детей выразительно произносить фразу, стихотворение, несущие различную эмоциональную окраску Воспитывать доброе отношение к животным; побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. | Игры: «Передавалки», «Приветствие», с карточками – рисунками. Чтение стихотворение про «Киску» Б.Заходера Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию». Этюды на изображение этих эмоций. Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию». Упражнения на различные эмоции. Игра «Испорченный телефон» | Карточки-рисунки с выражением лица человечка: веселого и грустного на каждого ребенка; игрушка-котенок. Пиктограммы, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение | |
| Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; Использовать разнообразные игрушки – фабричные и самодельные. | Игры на знакомство. Игра «Кто это?» Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Обыгрывание стихотворения «Маша обедает» (С. Капутикян), «Девочка чумазая» (А. Барто) | Изготовление игрушек из природного или другого материала. Чтение стихотворений. Экскурсия в прачечную детского сада. | |
не могут».
| Вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играхэтюдах; учить четко произносить слова. | Игра-имитация «Догадайся, о чем я говорю?». Имитационные упражнения «Изобрази героев».Пересказ сказки «Репки» с использованием перчаточных кукол. Чтение стихотворения «Спор овощей». Распределение ролей. | Куклы- петрушки |
Месяц | Тема занятия | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
октябрь |
| Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в сюжетноролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи. | Игра «Продавцы – покупатели», хороводная игра «Веселый хоровод». Инсценировка «Спор овощей».
| Корзины с овощами для украшения стола, шапочки овощей для игры и инсценировки. |
Лесная – сказка осенних листьев».
| Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить рассказывать сказку выразительно, эмоционально; настраивать на игровой сюжет. Учить разыграть сказку, героями которой станут разнообразные осенние листья. Развиваем фантазию детей, предложив придумать и дорисовать картину, используя контуры осенних листьев. Учим подбирать действие к предмету и предметы к действию. | Драматизация произведения «Спор овощей» на Осеннем празднике. Подбор костюмов. Упражнения на выразительность движений и мимики. Двигательная импровизация «Летел листочек» | Атрибуты для выбора костюма, маски героев сказки, осенние листочки - трафареты | |
осенний лес». | Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность; закреплять приемы вождения кукол пальчикового театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук; воспитывать доброжелательные партнёрские отношения. | Дыхательное упражнение «Аромат леса». Речевая разминка. (произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро Отгадывание загадок «Осеннее дерево». Пальчиковая гимнастика «Болото». Знакомство с диалогом «Рукавицы для лисицы | пальчиковые куклы по количеству детей, пальцеход, магнитофон, аудиокассеты (звуки леса), конверт с загадками, осенние деревья | |
Настольный театр картинок | Приобщить детей к драматизации; учить партнерскому взаимодействию; изготовить персонажи и декорации (двусторонние с опорой). познакомить детей с особенностями управления картинкой-персонажем.
| Имитирование движения: бег, прыжки, ходьба. Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Чтение сказки «Кто сказал: «Мяу?» Распределение ролей с помощью загадок. | Декорации к сказке, музыкальное сопровождение. Изготовление настольного театра картинок
|
Месяц | Игра в спектакль Тема занятия | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
ноябрь |
| Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности;
| Упражнение «Через стекло», «Жираф», «Цветок». Речевая минутка: («Ветерок», «На дворе» и т.п.). Постановка «Кто сказал: «Мяу?», Беседа о технике безопасности при работе с ножницами. Изготовление персонажей с помощью трафаретов | Декорации к сказкам, костюмы и маски, листы бумаги, карандаши, ножницы |
2.Веселое путешествие в сказку | Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость; обучать четкой и правильной артикуляции; развивать воображение, мелкую моторику рук; введение понятия «Скороговорка | Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки. Игра «Угадай героя». Драматизация сказки. Чистоговорки, скороговорки. Инсценировка сказки «Кто сказал: «Мяу?», и, использование кукол из бумаги, которых дети нарисовали, раскрасили и вырезали сами на 2. занятии | Иллюстрации к сказке, трафаретные куклы из сказки. музыкальное сопровождение | |
3.Игрушки» Агнии Барто | Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами. | Знакомство с понятием «Интонация». Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности. Выразительное чтение стихов А.Барто. Скороговорки на развитие дикции: «Посреди двора дрова», «Маша шла, шла, шла», «Шла Саша по шоссе». Генеральная репетиция сказки.»Кто сказал «Мяу?» | Книги с иллюстрациями А.Барто. Игрушки. Маски Музыкальное сопровождение | |
4 сказка «Кто сказал «Мяу?». | Формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи; подводить детей к самостоятельному инсценированию сказки; продолжать закреплять умение двигаться по сцене | Сюрпризный момент. Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал: «Мяу?» Приглашаются дети средних групп, родители, сотрудники | Музыкальное сопровождение, декорации, костюмы. |
Месяц | Тема занятия | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
декабрь |
. | Создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятия «Рифма»; побуждать детей к совместному стихосложению; упражнять в подборе рифм к словам, вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок | Дидактическая игра «Придумай как можно больше рифмующихся слов». Физкультминутка «Бабочка». «Веселые стихи». Техника речи: артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка - иголочка». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Скороговорки, чистоговорки. Чтение сценки «Белоснежка и семь гномов» | Мяч, птица Говорун, музыкальное сопровождение |
куклами – кулёчками | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность, учить четко проговаривать слова, изготовить персонажей кукол из кулечков к сценке
| Продолжать развивать внимание и память: «Что изменилось?» (с мелкими игрушками). Танцевальные импровизации: «Снег идет», «Метель». Играпревращение: «Крылья самолета и мягкая подушка». Упражнение на интонационную выразительность: «Где мой пальчик?» Репетиция ролей для сценки «Белоснежка и семь гномов» | костюмы к сценке, музыкальное сопровождение, кулечки, карандаши,фломас теры, ножницы | |
| Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;
| Сюрпризный момент. Подготовка к драматизации. Драматизация сценки «Белоснежка и семь гномов» на Новогоднем празднике | Музыкальное сопровождение к сценке. | |
Чтение и обыгрывание сказки «Зимовье зверей» | Обогащать знание детей о жизнедеятельности животных зимой. Познакомить детей с зимней сказкой «Зимовье зверей» при помощи кукольного театра; учить внимательно слушать и смотреть драматизацию и эмоционально откликаться на нее. развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки; | Пантомимические и интонационные упражнения. развитию творческого мышления и воображения: а) упражнение «Представьте, что вы - художник»; б) упражнение с игрушками «Сочини сказку»; в) на развитие пластики — «У оленя дом большой». Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию сказки. Распределение ролей, отгадывая загадки. | Кукольный театр |
Месяц | Тема занятия | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
январь | Сказки из сундучка. Повторное чтение «Зимовье зверей» | Развивать воображение детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; Обучение детей пересказу с использованием мнемотаблицы; учить внимательно слушать произведение и эмоционально откликаться на него; учить вступать в диолог | Этюд «Лиса по лесу ходила» Этюд «Я медведя поймал!» Игра на воображение детей«Заколдованные животные» Чтение и пересказ сказки (Работа с мнемотаблицей) | Мнемотаблица |
Игра – сказка с куклами – кулёчками | Работа по ролям с подгруппами детей. Добиваться яркой выразительности в передаче образов, в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица. Развивать память, мышление, воображение детей: развивать диалогическую и монологическую формы речи, поддерживать желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях | Пантомимическая игра «Узнай героя». Этюды на выразительность пластики и эмоций, пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается «Запомни позу», «Что изменилось?» (с игрушками), Хоровод «С нами пляшут звери». Репетиция сказки по подгруппам | Сундучок сказок, Изготовление кукол для театра. Музыкальное сопровождение | |
Приключения в лесу | Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица; совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. | Игра «Кто в домике живет?» Инсценировка РНС «Зимовье зверей». | Декорации к сказке, шапочки Изготовление билетов для театра. |
Месяц | Тема занятий | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
февраль |
| Учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; обучать пантомиме, передача выразительного образа, развивать координацию движений; познакомить с произведением «Два жадных медвежонка». | Игра «Дружок». Этюд «Курочка, цыплята и петушок» Знакомство со сказкой «Два жадных медвежонка». Обсуждение особенностей в исполнении характеров героев. Выбор костюмов к сказке. Распределение ролей. | Декорации деревенского дома, игрушки: курочка, петушок, цыплята, щенок, козочка. |
«Куклы оригами» | Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером; обучать чёткой правильной артикуляции, познакомить детей способам изготовления кукол –оригами для театра. | Изготовление персонажей. Упражнения: - пальчиковая гимнастика «Деревья», «Фонарики», «Мост»; Чистоговорки, скороговорки. Речевая минутка: «Чей голосок?», «Во дворе». Репетиция над выразительным исполнение своих ролей. Изготовление кукол –оригами | маски, сундучок, куклы и игрушки – герои сказки. Изготовление персонажей и декораций. | |
| Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами. | Игровое занятие. Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./ Отгадывание загадок. Упражнения у зеркала «Изобрази настроение». Репетиция сказки «Два жадных медвежонка». | Музыкальное сопровождение, картинки, изображающие различное настроение, зеркало. | |
| Вызвать у детей эмоциональный настрой на постановку сказки; формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями. | Драматизация сказки "Два жадных медвежонка». | Декорации к сказке, костюмы, маски. |
Месяц | Тема занятия | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
март | Дружные ребята Игрыдраматизац ии с куклами бибабо . | Познакомить с техникой управления куклы бибабо. Учить разыгрывать миниэтюды. Побудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; учить выражать свои эмоции; помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу; воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу.); совершенствовать умение логично излагать свои мысли | Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Рассказ из личного опыта. Чтение стихов о дружбе. Музыкально-ритмическая композиция «Как положено друзьям». Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чикичики-чикалочки». Этюд «Знакомство», «Приветствие», «Рукопожатие». Пантомимы «Варим кашу», «Поливаем цветы». Инсценировка с куклами бибабо «Под грибком». | Иллюстрации на тему «Дружба», музыкальное сопровождение, Рассматривание устройства кукол. |
«В царстве света и тени». (Театр теней) | Показать теневой театр: с помощью плоскостных персонажей и яркого источника света; развивать память детей; учить пересказывать сказку при помощи теневого театра; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать эмоциональную сторону речи детей, создать эмоционально - положительный настрой на сказку. | Беседа о любимых сказках. Игра-загадка «Зеркало». Отгадывание загадок. Игра «Отгадай сказку». Упражнение «Мое настроение». Игра «Липучка» Беседа об электричестве. Техника безопасности при работе с электроприборами. Изготовление плоскостных персонажей из черной бумаги. Особенности Изображение персонажей при помощи пальцев рук | Сказочные атрибуты, Листы черной бумаги, карандаши, ножницы, палочки | |
Игра – сказка с куклами на магнитах | Учить детей разыгрывать этюды, используя кукол на магнитах; учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе четко, проговаривая все звуки. | Игра «Угадай, кто потерял». Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки». Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло». Этюды «Танец маленькой пчёлки». Импровизация «Продолжи сказку». Изготовление кукол для театрального этюда. Упражнение в ведении куклы (темп, ритм движений, плавность, резкость). | Магниты, картинки различных сказочных персонажей, ножницы, клей | |
| Познакомить с музыкальной сказкой «Муха Цокотуха»; учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа | Разучивание сцен сказки. Изготовление кукол из веера для театрального уголка по сказке «Муха-Цокотуха». Репетиция ролей при помощи театра. Рассматривание иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха». Распределение ролей. Характеристика героев сказки. Пантомимические упражнения к сказке. | Декорации к сказке, музыкальное сопровождение |
Месяц | Тема занятия | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
апрель |
| Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки; работать над выразительной передачей в движении музыкального образа героев. | Пантомимическая игра «Изобрази героя». Творческая игра «Что такое сказка?». Сцена «В гости к МухеЦокотухе». | Костюмы героев сказки, маски, шапочки, музыкальное сопровождение |
| Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа. | Игра «Сочини свой танец». Игра «Огонь и лед». | Музыкальное сопровождение. Бумага, Фломастеры, ножницы, тематическая папка «Насекомые» | |
4.Кто стучится в нашу дверь? | Побудить детей включаться в ролевой диалог; развивать образную речь; совершенствовать навыки четкого и эмоционального чтения текста; учить разгадывать загадки. | Игра «Кто в гости пришел?». Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов. Выбор костюмов к сказке. Подготовка декорации. Репетиция сказки «МухаЦокотуха». | Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты. | |
| Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике | Драматизация музыкальной сказки «Муха Цокотуха». | Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты. |
Месяц | Тема занятия | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
| Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство; побуждать детей к двигательной импровизации. | Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Прилетели птицы». Этюд «Стрекоза», «В гнезде». Пантомимы «Сажаем картошку», «Поливаем цветы». Знакомство со сказкой «Заяц в огороде». (по сказке Л.Воронковой. | Музыкальное сопровождение
| |
подвижных ленточках» | Учить инсценировать сказку, используя театр на подвижных ленточках; учить согласовывать движения куклы с произносимым текстом | Игра «Угадай, что я делаю?» Работа над техникой речи. Скороговорки. Этюд «Любитель-рыболов». Игра «Конкурс лентяев». Игра «Гипнотизер». Репетиция сказки «Заяц в огороде». Изготовление театра на ленточках. | Ленточки, клей, бумага, ножницы. Маски, костюмы.
| |
| Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица. | Драматизация сказки «Заяц в огороде». | Маски, костюмы декорации | |
| развивать чувство рифмы; побуждать детей к импровизации. | Приветствие-разминка «Пираты». Упражнение «Я дарю тебе...». Игра «Подбери рифму» Расскажи стихи руками Игра на развитие голоса «Эхо» Изготовление кукол на нитке. Игра «Поймай колокольчик» Игра «Бездомный заяц». | Белая не очень тонкая бумага. Крепкие нитки. Скотч. Ножницы, фломастеры карандаши. Шаблоны в виде бабочек и других насекомых. Настольная лампа. Колокольчик повязка для глаз |
Приложение №4
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Формы работы | Участники | Задачи |
Октябрь | Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?» | Родители, воспитатели | Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество. |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как организовать театр дома?» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности. |
Декабрь | Семинар – практикум «Организация театральноигровой деятельности в домашних условиях» с | Родители, воспитатель, старший | Заинтересованность родителей в том, что есть в группе и что нужно детям с предложениями продолжить обогащать |
использованием мультимедиа-презентацией, выставка видов театра | воспитатель | развивающую среду группы и в других направлениях, создавать условия для творческого развития детей. | |
Январь | Показ театрализованного представления кружка «Драматешка» Издательская деятельность: буклеты «Играем дома с родителями». | Родители, дети, воспитатель, | Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своим ребёнком. |
Февраль | Фото-стенд «Театральная семья» Оформление папкипередвижки «Ты детям сказку расскажи», «Поиграйте в кукольный театр дома». | Родители, дети, воспитатель | Способствовать освоению активной позиции родителями в деятельности детского сада. |
Март | Папка – раскладушка «Театрализованная деятельность дошкольников». | Воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности. |
Апрель | Фото-альбом: «Театрализованная деятельность в детском саду». Выставка театральных кукол, сделанных руками родителей. Шитьё костюмов для сказки. | Родители, Воспитатель | Вызвать интерес у родителей к жизни ДОУ Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы в театральном уголке, помощь в подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов. |
Май | Анкетирование Показ костюмированной сказки «Муха- Цокотуха». Родителям и сотрудникам сада. | Родители, дети, воспитатель | Подведение итогов работы кружка «Драматешка» |
IV. Перечень методической литературы
- Антипина Е.А Кукольный театр в детском саду. М., 2010г.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. М., 2010г.
- Григорьева Т.С Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет.
- Доронова Т.Ф. Театрализованная деятельность как средство развитие детей 4-6 лет: учеб.-метод. пособие . – М.: Обруч, 2014.- 160с
- Кошманская И. П., Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н. /Д: изд-во «Феникс», 2004.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003..
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
- Театр-творчество-дети: Парциальная программа / Н.Ф Сорокина – М.: Обруч, 2012. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"
создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни...
Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе
Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...
Программа кружка художественно- эстетического направления для детей 5-7 лет
Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического...
Рабочая программа кружка художественно-эстетической направленности (папье-маше) «Удивительный мир папье-маше» для детей старшего дошкольного возраста
Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в к...
Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Актуальность.Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показ...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»
Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»...
Программа кружка художественно-эстетического направления 2020-2021г "Тропинки творчества"
Курс рисования «Тропинки творчества» -это курс интеллектуально-творческого взаимодействия и развития дошкольного и младшего школьного возраста. У меня возникла идея создания творческ...