Программа кружка художественно- эстетического направления для детей 5-7 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Общее положение

·         Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации деятельности кружка художественно-эстетического направления «Цветные ладошки» МДОУ д/с «Малышок». Настоящее Положение разработано на основе Конституции РФ Закона РФ «Об образовании», Типового Положения и регламентирующих документов системы образования города Нерехта Костромской области.

·         Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе группах в форме занятий по изодеятельности в рамках расписания годового учебного плана и кружковой работы.

·         Работу по изодеятельности проводит воспитатель 1 квалификационной категории Карпухина Ирина Львовна.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Основной задачей в работе кружка является  развитие изобразительных навыков посредством традиционных и нетрадиционных техник в изодеятельности. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Рабочая программа имеет цель:  развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира,  создание условий для развития потенциальных творческих способностей детей, путем приобщения их к творческому процессу.

Срок реализации программы.

Программа рассчитана для детей  от 4 до 7 лет  (на 3 года).

Особенности организации образовательного процесса: группы формируются  по возрасту и делятся на подгруппы:

      Первый год обучения (средняя) 4-5 года;

      Второй год обучения (старшая) – 5-6  лет;

      Третий год обучения  (подготовительная) – 6-7  лет;

Настоящая программа способствует решению следующих задач.

Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с техниками и приёмами рисования.

Средняя группа(4-5 лет):

Задачи:

 Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Создавать условия для освоения цветовой палитры; развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах  деятельности; воспитание художественного вкуса и чувства гармонии, формировать   потребность в самоорганизации (положительная самооценка, аккуратность, бережливость).

Второй  год  обучения направлен  на базовую подготовку детей: расширение знаний и умений на основе имеющихся.

Старшая группа (5-6 лет):

Задачи:

 Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;

 Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;

 Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Подготовительная к школе  группа(6-7 лет):

Задачи:

     Развивать способность к изобразительной деятельности; развивать художественное восприятие, образное мышление воображение, творчество;  создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа, продолжать знакомить с нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовое восприятия  в целях обогащения колористической гаммы рисунка;

      воспитывать творческую индивидуальность (быть оригинальным в выборе сюжета), самостоятельность; прививать основы культуры труда: общение в коллективе, взаимопомощи при выполнений работ; формировать потребность в самоорганизации (положительная самооценка, аккуратность, бережливость, трудолюбие).

     Основные принципы:

       1. Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

       2. Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

       3. Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

        4. Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

       5. Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

        6. Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

       7.  Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

       8.   Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

Форма проведения занятий:

§         Традиционное занятие - эта форма используется при изучении нового материала;

§         Занятие–игра применяется при закреплении, обобщении, знаний, умений, навыков, при подведении итогов за год.

§         Творческо-поисковое занятие - используется для реализации созданной педагогом проблемной ситуации.

§         Практическая  работа - используют при выполнении индивидуальных творческих работ воспитанниками.

§         Экскурсия - используется при различной степени усвоения новых знаний и закреплении полученных за год.

При проведении занятий учитывается:

·        уровень знаний, умений и навыков воспитанников

·        самостоятельность ребенка

·        его активность

·        его индивидуальные особенности

·        особенности памяти, мышления и познавательные интересы

 

Программа составлена с учетом реализации  образовательных областей:

 1. «Речевое развитие». В процессе работы кружка используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу . Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «Познавательное развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных, занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

3. «Художественно – эстетическое развитие». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методическое обеспечение.

Используемые техники:

·         оттиск печатками из овощей;

·         тычок жесткой кистью;

·         оттиск печатками из ластика;

·         оттиск поролоном;

·         восковые мелки и акварель;

·         свеча и акварель;

·         отпечатки листьев;

·         рисунки из ладошек;

·         волшебные веревочки;

·         кляксография;

·         монотопия;

·         печать по трафарету;

·         граттаж;

·         работа с гипсовыми формами;

·         пластилинография;

·         работа с бумагой (квиллинг, аппликация из салфеток, ватных дисков, декоративного материала; модульное оригами и др.)

 

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети средней, старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам. Продолжительность занятия 20-30 минут. Занятия состоят из вводной, продуктивной и заключительной частей.

      Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.

      Вторая часть – продуктивная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

     Третья часть -  завершающая. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ.

      Необходимо учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей: 
•    умение использовать изобразительные материалы;
•    умение работать только левой рукой;
•    быстрое выполнение задания;
•    страх плохого результата рисования;
•    уровень развития детей;
•    создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.

 

Материал:

·         акварельные краски, гуашь;

·         восковые и масляные мелки, свеча;

·         ватные палочки;

·         поролоновые печатки;

·         коктельные трубочки;

·         палочки или старые стержни для процарапывания;

·         матерчатые салфетки;

·         стаканы для воды;

·         гипсовые формы;

·         подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

·         Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

·         Практические – упражнения, игры.

·         Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая  оценка.

·         Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:

1. Использование приема транслирования информации,

2. Отбор тематического содержания,

3. Главный герой рисования – ребенок,

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,

5. Педагог создает схематические изображения,

6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,

7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),

3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,

4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,

5. словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

·          Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

·          Тематические выставки в ДОУ.

·          Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.

·          Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

·          Оформление эстетической развивающей среды в группе.

·         Показатели прохождения рабочей программы:

·         Узнают много об окружающем мире, т.к.  занятия проходят по определенным  темам.

·         Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

·         Учатся рисовать различными материалами.

·         Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).

·         Развивать навыки по составлению сюжетов.

·         Дети учатся цветоведению.

·         Экспериментируют.

·         Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

·          сформировать умения и навыки,

·          развивать личностные качества.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Оценка: диагностическое обследование по сформированности уровня художественно-эстетического развития детей  проводится два раза в год (сентябрь, май).

 Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx49.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок» комбинированного вида

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

 

 

 

 

Рабочая программа   дополнительного образования

кружка

«Цветные ладошки»

 

 

 

 

Направление: художественно-эстетическое

Вид программы: адаптированная

Возраст детей:4-7 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

 

                                                     

 

 

 

 Руководитель кружка:

воспитатель

высшей категории Карпухина И.Л.

2015 г.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Общее положение

  • Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации деятельности кружка художественно-эстетического направления «Цветные ладошки» МДОУ д/с «Малышок». Настоящее Положение разработано на основе Конституции РФ Закона РФ «Об образовании», Типового Положения и регламентирующих документов системы образования города Нерехта Костромской области.
  • Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе группах в форме занятий по изодеятельности в рамках расписания годового учебного плана и кружковой работы.
  • Работу по изодеятельности проводит воспитатель 1 квалификационной категории Карпухина Ирина Львовна.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Основной задачей в работе кружка является  развитие изобразительных навыков посредством традиционных и нетрадиционных техник в изодеятельности. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Рабочая программа имеет цель:  развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира,  создание условий для развития потенциальных творческих способностей детей, путем приобщения их к творческому процессу.

Срок реализации программы.

Программа рассчитана для детей  от 4 до 7 лет  (на 3 года).

Особенности организации образовательного процесса: группы формируются  по возрасту и делятся на подгруппы:

      Первый год обучения (средняя) 4-5 года;

      Второй год обучения (старшая) – 5-6  лет;

      Третий год обучения  (подготовительная) – 6-7  лет;

Настоящая программа способствует решению следующих задач. 

Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с техниками и приёмами рисования.

Средняя группа(4-5 лет):

Задачи:

 Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Создавать условия для освоения цветовой палитры; развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах  деятельности; воспитание художественного вкуса и чувства гармонии, формировать   потребность в самоорганизации (положительная самооценка, аккуратность, бережливость).

Второй  год  обучения направлен  на базовую подготовку детей: расширение знаний и умений на основе имеющихся.

Старшая группа (5-6 лет):

Задачи:

 Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;

 Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;

 Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Подготовительная к школе  группа(6-7 лет):

Задачи:

     Развивать способность к изобразительной деятельности; развивать художественное восприятие, образное мышление воображение, творчество;  создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа, продолжать знакомить с нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовое восприятия  в целях обогащения колористической гаммы рисунка;

      воспитывать творческую индивидуальность (быть оригинальным в выборе сюжета), самостоятельность; прививать основы культуры труда: общение в коллективе, взаимопомощи при выполнений работ; формировать потребность в самоорганизации (положительная самооценка, аккуратность, бережливость, трудолюбие).

     Основные принципы:

       1. Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

       2. Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

       3. Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

        4. Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

       5. Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

        6. Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

       7.  Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

       8.   Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

Форма проведения занятий:

         Традиционное занятие - эта форма используется при изучении нового материала;

         Занятие–игра применяется при закреплении, обобщении, знаний, умений, навыков, при подведении итогов за год.

         Творческо-поисковое занятие - используется для реализации созданной педагогом проблемной ситуации.

         Практическая  работа - используют при выполнении индивидуальных творческих работ воспитанниками.

         Экскурсия - используется при различной степени усвоения новых знаний и закреплении полученных за год.

При проведении занятий учитывается:

        уровень знаний, умений и навыков воспитанников

        самостоятельность ребенка

        его активность

        его индивидуальные особенности

        особенности памяти, мышления и познавательные интересы

Программа составлена с учетом реализации  образовательных областей: 

 1. «Речевое развитие». В процессе работы кружка используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу . Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «Познавательное развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных, занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

3. «Художественно – эстетическое развитие». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методическое обеспечение.

Используемые техники:

  • оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотопия;
  • печать по трафарету;
  • граттаж;
  • работа с гипсовыми формами;
  • пластилинография;
  • работа с бумагой (квиллинг, аппликация из салфеток, ватных дисков, декоративного материала; модульное оригами и др.)

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети средней, старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам. Продолжительность занятия 20-30 минут. Занятия состоят из вводной, продуктивной и заключительной частей.

      Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.

      Вторая часть – продуктивная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

     Третья часть -  завершающая. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ.

      Необходимо учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей: 
•    умение использовать изобразительные материалы;
•    умение работать только левой рукой;
•    быстрое выполнение задания;
•    страх плохого результата рисования;
•    уровень развития детей;
•    создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • гипсовые формы;
  • подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  • Практические – упражнения, игры.
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая  оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:

1. Использование приема транслирования информации,

2. Отбор тематического содержания,

3. Главный герой рисования – ребенок,

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,

5. Педагог создает схематические изображения,

6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,

7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),

3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,

4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,

5. словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  •  Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  •  Тематические выставки в ДОУ.
  •  Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  •  Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  •  Оформление эстетической развивающей среды в группе.
  • Показатели прохождения рабочей программы:
  • Узнают много об окружающем мире, т.к.  занятия проходят по определенным  темам.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветоведению.
  • Экспериментируют.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

  •  сформировать умения и навыки,
  •  развивать личностные качества.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Оценка: диагностическое обследование по сформированности уровня художественно-эстетического развития детей  проводится два раза в год (сентябрь, май).

 Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

СПИСОК ДЕТЕЙ,

ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

Ф.И. ребенка

1.

Алимов Дима

2.

Батыгина Арина

3.

Глазова Александра

4.

Гущина Лиза

5.

Егоров Рома

6.

Евстифеева Ксюша

7.

Коршунов Кирилл

8.

Катышев Степан

9.

Ларионова Карина

10.

Нигматуллин Борис

11.

Напалков Кирилл

12.

Миронова Тася

13.

Михеева Юля

14.

Занегин Дима

15.

Быстрова Ксюша

16.

Джумаева Юля

17.

Рыков Иван

18.

Морозов Максим

19.

Басалаева Вероника

20.

Иоппа Коля

21.

Дроздова Вика

22.

Ларина Настя

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа )

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

  • по всему листу;
  • на полосе листа;
  • не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

  • движение передано достаточно чётко;
  • движение передано неопределённо, неумело;
  • изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а)цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ продуктов изобразительной деятельности оценивается по  трехбалльной системе.

3 балла: ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2 балла:  ребенку требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

1 балл:  ребенку необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
20. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
22. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
23. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"

создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни...

Дополнительная образовательная программа хореографического кружка (художественно-эстетическое направление) для детей раннего дошкольного возраста

Программа предназначена для детей раннего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет),модифицирована с учётом программ А.И.Бурениной,Т.Сауко "Топ-хлоп, малыши",А.И. Бурениной "Ритмическая мозайка". В нас...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе

Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...

Рабочая программа кружка художественно-эстетической направленности (папье-маше) «Удивительный мир папье-маше» для детей старшего дошкольного возраста

Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в к...

Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Актуальность.Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показ...

Программа кружка художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Мукосолька»

Программа кружка «Мукосолька» рассчитана на 2 года (5 - 7 лет). Программа реализуется с детьми старшего дошкольного возраста....

Программа кружка художественно - эстетической направленности "Песенка", для детей 5-7 лет

Программа вокального кружка "Песенка", составлена, для работы с детьми 5-7 лет, по развитию певческих, творческих, музыкальных способностей детей дошкольного возраста...