Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Актуальность.
Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепить можно из глины, пластилина, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, предпочитаем в работе с детьми использовать соленое тесто и пластилин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития детей»
Принято: Педагогическим Советом МБДОУ № 22 «Журавушка» Протокол №___ от «____» __________ 2019 г. Согласовано: Заместитель заведующей по ВМР ____________ М.С. Керимова «____» _____________ 2019 г. | Утверждаю: Заведующая: МБДОУ № 22 «Журавушка» ____________ Н.П. Крупская от «____» __________2019 г. Приказ № ____
|
Дополнительная образовательная программа
кружка художественно-эстетической направленности
«Умелые ручки»
Разработчики: Лукашова О.В
Брычкова В.П.
Шарыпово, 2019 г.
Содержание:
I. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
1.2. Цель.
1.3. Задачи.
1.4. Педагогические принципы.
1.5. Срок реализации. Режим и продолжительность занятий.
1.6. Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержание программы.
III. Учебно-методическое обеспечение.
I. Пояснительная записка.
- Актуальность.
Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепить можно из глины, пластилина, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, предпочитаем в работе с детьми использовать соленое тесто и пластилин.
1.2. Цель.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через разные виды продуктивной деятельности.
1.3. Задачи.
Образовательные:
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием тестопластики, пластилинопластики.
Развивающие:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие;
- развивать у детей эстетический и художественный вкус;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным искусством;
- воспитывать художественный и эстетический вкус, интерес к ручному труду;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать дружеские отношения.
1.4. Педагогические принципы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
1.5. Срок реализации. Режим и продолжительность занятий.
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Режим занятий: вторник 15.45-16.05
Продолжительность занятий: 20 минут
1.6. Планируемые результаты освоения программы.
- Повышение технических навыков и умений;
- Развития мелкой моторика рук;
- Устойчивый интерес к творчеству и самостоятельной деятельности.
II. Содержание программы.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Предварительная работа | Материал |
Сентябрь | 1 неделя Пластилинопластика «Грибочки» | Расширить знания о грибах – съедобные и не съедобные. Умение правильно раскатывать пластилин – ножка, шляпка. Развивать мелкую моторику рук, внимательность, сосредоточенность, память. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | Беседа о грибах – где растут грибы, съедобные и не съедобные. Рассматривание картинок. | Пластилин, стеки, салфетки, клеенка |
2 неделя Пластилинопластика «Корзинка» | Учить детей лепить корзину для овощей. Развивать умение применять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание. | Рассматривание иллюстраций. | Пластилин, стеки, салфетки, клеенка | |
3 неделя Пластилинопластика «Ветка рябины» | Упражнять в отщипывании кусочков пластилина от большого куска. Закреплять умение скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями. Воспитывать бережное отношение к природе. | Чтение стихотворений о рябине. Показ детям на прогулке дерева рябины, кисти рябины. | Пластилин, стеки, салфетки, клеенка | |
4 неделя Тестопластика «Ежик» | Закреплять приемы лепки: скатывание куска пластилина между ладонями. Формировать умения вытягивать отдельные части из целого куска. Упражнять в использовании приёма вдавливания мелких предметов в поверхность вылепленной фигурки. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат. | Беседа с детьми по картине «Ежиха с ежатами»; рассматривание иллюстраций в книгах; отгадывание загадок о еже; прослушивание песни «Бедный ёжик». | Соленое тесто, стеки, салфетки | |
Октябрь | 1 неделя Тестопластика «Осенние листья» | Развивать умение отрывать от большого куска соленого теста маленькие кусочки, раскатывать из них шарики и расплющивать их, передавая форму листика. Развивать мелкую моторику. | Беседа с детьми о признаках осени, о названии осенних месяцев, работа по иллюстрации. | Соленое тесто, стеки, салфетки |
2 неделя Пластилинопластика «Богатый урожай» | Закреплять умение детей передавать форму овощей и фруктов. Учить сопоставлять форму овощей и фруктов с геометрическими формами. Учить детей лепить разные по форме овощи, передавать их характерные признаки. | Изображение фруктов и овощей в разных видах художественной деятельности. Беседы о урожае в садах и огородах. Знакомство с сельскохозяйственными профессиями. | Пластилин, стеки, салфетки, клеенка | |
3 неделя Плоскостная лепка «Яблоня» | Совершенствовать технику плоскостной лепки из пластилина, учить создавать образ дерева, листьев, цветов из пластилина, используя разный метод лепки (раскатывание, примазывание, вдавливание). Воспитывать любовь к природе. | Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, рассматривание иллюстраций | Пластилин, стеки, клеенки, салфетки | |
4 неделя Тестопластика «Грибы для белочки» | Совершенствовать умение лепить из соленого теста грибов. При лепке использовать приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина. | Отгадывание загадок, чтение сказок, рассматривание картинок с изображением грибов. | Соленое тесто, стеки, скалки, салфетки | |
5 неделя Тестопластика «Ягоды для Мишутки» | Совершенствовать умение детей лепить из соленого теста. Способствовать закреплению приемов аккуратной лепки, освоенных ранее. | Отгадывание загадок о ягодах; рисование ягод малины и ежевики. Чтение стихов о малине. | Соленое тесто, стеки, скалки, салфетки | |
Ноябрь | 1 неделя Плоскостная лепка «Осенняя одежда» | Учить детей работать в нетрадиционной изобразительной технике выполнения –пластилинографии. Закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Побуждать использовать крупу, бусинки для придания выразительности образа. | Картинки с изображением людей, одетых в разную одежду в зависимости от времени года. | Картон, пластилин, стеки, бусинки, клеенки, салфетки |
2 неделя Плоскостная лепка «Украсим сапожки» | Закрепить умение скатывать шар, сплющивать его между ладонями, примазывать его к картону, украшать сапожки. Воспитывать аккуратность, умение любоваться своей работой. | Рассматривание иллюстраций «Осенняя обувь». | Картон, пластилин, стеки, клеенки, салфетки | |
3 неделя Пластилинопластика «Моя любимая игрушка» | Продолжать учить детей лепить игрушки, передавать форму, цвет и соотношение частей, передавая характерные особенности внешнего вида игрушек. | Беседы с детьми на тему "В магазине я выберу", "Любимые игры и игрушки". Просмотр мультфильма "Цветик - семицветик". | Пластилин, стеки, клеенки, салфетки | |
4 неделя Тестопластика «Чайный сервиз» | Закрепить приемы лепки посуды. Передавать движение пальцев, при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина. | Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Беседа о посуде. Рассматривание иллюстраций разных видов посуды. | Солено е тесто, стеки, клеенки, салфетки | |
Декабрь | 1 неделя Тестопластика Коллективная работа «Снегири на ветке» | Учить лепить способом налепа на белом фоне, закрепить способ раскатывания столбика и расплющивание, добиваться аккуратности в работе. | Рассматривание альбома «Птицы», «Деревья» | Соленое тесто, стеки, картон, салфетки, клеенки |
2 неделя Пластилинопластика «Домашние животные. Ферма» | Учить передавать характерные особенности и детали образа кудрявой овечки, поросенка. Закреплять умение передавать пропорции тела животного, относительную величину частей фигуры; совершенствовать навыки лепки используя разнообразные приемы: раскатывание, скатывание, вдавливание, сплющивание, присоединение частей пластилина; стеку. | Беседы с детьми о домашних животных, рассматривание иллюстраций, чтение художественной и познавательной литературы, заучивание стихотворений наизусть, загадки. | Пластилин, стеки, клеенки, салфетки | |
3 неделя Пластилинопластика «Зайка в белой шубке» | Продолжать учить детей лепить животных, используя форму овоида (туловище, голова); передавать в лепке характерные особенности внешнего вида зайца (длинные уши, короткий хвост, разное состояние зверька. - развивать мелкую моторику рук. | Рассматривание игрушек, иллюстраций «Жители леса». Чтение сказки «Заюшкина избушка»; «Хвастун». | Пластилин, клеенки, стеки, салфетки | |
4 неделя Тестопластика «Новогодний сувенир» | Расширять опыт работы с тестом. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | Подготовка теста, рассматривание новогодних игрушек. | Соленое тесто, стеки, клеенки, салфетки | |
Январь | ||||
Февраль | 1 неделя Пластилинопластика «В гостях у повара» | Закрепить знания детей о профессии повара. Учить детей создавать поделки отдельных предметов, например скалки, сковороды и ложки. Продолжать учить детей передавать основные свойства и соотношения размеров предметов. | Беседа с детьми о профессиях в детском саду | Пластилин, стеки, клеенки, салфетки |
2 неделя Пластилинопластика «Юбка для куклы» | Продолжать учить детей лепить из пластилина «юбку» для куклы, украшать юбку, использовать в своей работе дополнительный материал. Обеспечить условия для развития мелкой моторики пальцев рук. | Рассматривание разных видов кукол | Пластилин, стеки, клеенки, салфетки | |
3 неделя Тестопластика «Брелок - военная техника» (подарок для мальчиков) | Расширять опыт работы с тестом. Учить изготовлять поделки из соленого теста. Развивать эстетический и художественный вкус, воспитывать дружеские отношения, патриотическое воспитание. | Рассматривание иллюстраций, чтение книг, подготовка теста. | Соленое тесто, стеки, трафареты, клеенки, салфетки | |
4 неделя Пластилинопластика «Экскаватор» | Создавать условия для физического и эмоционального развития детей посредством леки машины - экскаватор из пластилина. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и её результата. Развивать воображение, творчество. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки. | Беседа с детьми на тему «Профессия строитель. Стройка», рассматривание картинок | Пластилин, клеенки, стеки, салфетки | |
Март | 1 неделя Тестопластика «Корзинка с цветами для мамочки» (подарок маме) | Расширять опыт работы с тестом, раскатывать скалкой, длить на части, скручивать, плести. | Рассматривание картинок «Цветы» | Соленое тесто, стеки |
2 неделя Тестопластика «Кактус» | Учить детей лепить кактус, используя цветок при натуре, конструктивным способом; кактус в форме овоида, передавая характерные особенности: листьев и колючек. | Рассматривание комнатных растений | Соленое тесто, стеки, клеенки, салфетки | |
3 неделя Пластилинопластика «Рыбки» | Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки. Развивать мелкую моторику | Рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Лисичка сестричка и серый волк» | Пластилин, стеки, салфетки, клеенки | |
4 неделя Пластилинопластика «Дома нашего города» | Продолжать учить из пластилина создавать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных, треугольных частей. Развивать представление детей о том, что в нашем городе есть разные дома. Закреплять приемы лепки (вытягивание, сглаживание). Развивать образные представления, воображение. | Рассматривание иллюстраций «Наш город Шарыпово» | Пластилин, стеки, клеенки, салфетки | |
Апрель | 1 неделя «Инструменты (грабли, вилы, лопата)» | Расширять и углублять знания детей о видах и назначении инструментов. Закрепить приемы лепки раскатывание круговыми движениями ладоней. Формирование умения выполнять дополнения образа путем прорисовывания деталей смешивания цветов пластилина Продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, характерные особенности изображаемых объектов. | Рассматривание картинок с изображением инструментов; отгадывание загадок про инструменты, д/и «Для чего этот предмет?» | Пластилин, стеки, салфетки, клеенка |
2 неделя Коллективная работа «Космос» | Формировать умения использовать разнообразные приемы (налеп, оттягивание, сглаживание, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев). Развивать коллективное творчество, воображение, чувство композиции. | Рассматривание иллюстраций, книг о космосе. Чтение художественной литературы: Н. Носов. «Незнайка на Луне». Т. Рик «Небо, звезды и синичка Сонька». Загадки | Пластилин, стеки, салфетки, клеенка | |
3 неделя Тестопластика «Хлебобулочные изделия» | Формировать умение передавать некоторые характерные признаки хлебобулочных изделий, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук Закреплять умение детей работать с тестом. | Беседа по теме «Хлебобулочные изделия»; загадки; рассматривание фотоальбома «От зернышка до хлеба. | Соленое тесто, стеки, клеенки, салфетки | |
4 неделя Тестопластика «Почтовый голубь» | Закрепить знания детей о голубях, о их пользе во времена Великой Отечественной войны. Продолжать учить вырезать фигуры из солённого теста с помощью стеков и шаблонов. Учить создавать коллективную композицию. | Иллюстрации, фотографии | Соленое тесто, стеки, салфетки, клеенки | |
Май | 1 неделя Пластилинопластика «Самокатик – самокат – лучший друг ребят!» | Формировать умение передавать в лепке характерные детали самоката. Развивать мелкую моторику рук. | Иллюстрации на тему «Игры для детей» | Пластилин, стеки, клеенка, салфетки |
2 неделя Тестопластика «Наш друг Светофор» | Привлечь детей к изображению светофора из соленого теста. Применять приемы отщипывания и раскатывания. Воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД. Закрепить представления о светофоре и знании сигналов светофора (красный, желтый, зеленый). | Беседа «Дорожные знаки». Занятия по ПДД в группе. Дидактические игры: «Осторожный пешеход», «Азбука дорожных знаков», «Умные машины», домино «Транспорт». Чтение художественной литературы по теме ПДД. | Соленое тесто, стеки, салфетки, клеенки | |
3 неделя Пластилинопластика «Лето. Насекомые» | Учить детей лепить божью коровку из отдельных частей: туловище, голова, глаза, усики. Упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания. Воспитывать у детей любовь к природе, к насекомым. | Иллюстрации на тему «Насекомые». Загадки | Пластилин, стеки, клеенка, салфетки | |
4 неделя Рельефная лепка «Мечтаем о лете» | Расширять представление о таком виде гончарного искусства, как изразцы. Учить создавать декоративные композиции в технике рельефной лепке по растительным мотивам. Дать понятие о симметрии в декоративной композиции. Воспитывать художественный вкус к декоративно-прикладному искусству. | Рассматривание произведений декоративно –прикладного искусства с растительным орнаментом. | Картонные квадраты, пластилин, стеки. | |
Выставка детских работ. |
III. Учебно-методическое обеспечение:
- Поделки из соленого теста и пластилина. Майорова Ю.А.
- Лыкова И. А. «Солёное тесто» в семье, детском саду и начальной школе. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
- Антипова М. А. «Учимся лепить из солёного теста. Волшебные поделки своими руками». – Ростов н/Д: Владис, 2010.
- Рубцова Е. В. «Фантазии из солёного теста», 2008.
- Колдина Д. Н. «Лепка с детьми». – М.: Мозаика-синтез, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"
Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-252913-1368782711.jpg)
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-466554-1421522395.jpg)
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-410824-1393251758.jpg)
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности. Литературный кружок «Говоруша»
Цель программы - развитие связной монологической речи старших дошкольников.Речевые задачи: связная речь (построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, соста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-640969-1506256196.jpg)
«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, с испол...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/11/picture-641991-1434033663.jpg)
Дополнительная образовательная услуга художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
С целью развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста была разработана и внедрена программа по дополнительной ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/10/picture-1442825-1670661106.jpg)
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации – 1 год)
Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Умелые ручки»для детей дошкольного возраста (4-5 лет)на 2021-2022 учебный год(срок реализации – 1 год)...