Открытое занятие «В гостях у Федоры»
план-конспект занятия
Совместная деятельность в музее по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_posuda.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность в музее по развитию речи
«В гостях у Федоры»
Образовательные задачи:-
- Закрепить знания детей о современной и старинной посуде.
- Расширять словарный запас, упражнять детей в словообразовании.
- Продолжать учить составлять описательный рассказ.
- Совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Развивающие задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- Продолжать прививать интерес к быту русской деревни.
Оборудование и материалы: самовар, чайник, кастрюля, чугунок, железные и деревянные ложки, корытце, тяпка для рубки капусты, капуста. Костюм для Федоры.
Словарная работа.
Активный словарь: чугунок, самовар, ухват, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, корытце, тяпочка. Предварительная работа. Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины.
Ход занятия.
1 часть. Организационный момент.
Перед занятием в группе появляется персонаж из сказки К. Чуковского «Федорино горе» - Федора.
Федора (Ф.). Ребята, я вас хочу пригласить к себе в избу, чтобы вы увидели, какой я порядок везде навела.
Дети отправляются с Федорой в избу.
Ф. Добро пожаловать. (Дети рассаживаются на лавки. На столе посуда: самовар, чайник, кастрюля, чугунок, железные и деревянные ложки, корытце, тяпка для рубки капусты, капуста.) Посмотрите, что у меня на столе?
Дети (Д.). Самовар, чугунок, ложки и т.д.
Ф. Как это можно назвать, одним словом?
Д. Посуда.
Ф. Какая она у меня сегодня?
Д. Чистая, блестящая, вымытая….
Ф. Да, я теперь за посудой слежу, люблю ее.
2 часть. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Ф. Послушайте загадку и найдите отгадку на столе «Сколько ни мучайся, ни три его, а белей не сделаешь».
Д. Чугунок.
Ф. Почему так говорят?
Д. Потому что он черный.
Ф. Да, я долго его терла, мучилась, думала, что он грязный, а он просто черный, и белым его не сделаешь. Скажите, из какого материала сделан чугунок?
Д. Из железа.
Ф. Значит, он какой?
Д. Железный.
Ф. Да, он железный. Это хорошо. Почему?
Д. Потому что он в печке не сгорит. Он прочный, не сломается и т.д.
Ф. Но то, что он железный, – тоже и плохо. Почему?
Д. Чугунок тяжелый, холодный. Когда нагреется, можно обжечься и т.д.
Ф. А если бы чугунок сделали из стекла, то он был бы каким?
Д. Стеклянным.
Ф. Стеклянный чугунок хорошо! Почему?
Д. Он легкий. Красивый. Прозрачный. В нем все видно. Он блестящий и т.д.
Ф. Но стеклянный чугунок – это и плохо. Почему?
Д. Он может разбиться, и тогда порежешься. Он холодный. В нем нельзя варить и т.д.
Ф. А если бы чугунок сделали из дерева, то он стал бы каким?
Д. Деревянным.
Ф. Деревянный чугунок хорошо. Почему?
Д. Он теплый. Когда в него нальешь что-то горячее, то не обожжешься и т.д.
Ф. Но деревянный чугунок – это и плохо. Почему?
Д. Он сгорит в печке. Он не прочный и т. д.
Ф. Все-таки хорошо, что мой чугунок железный. Хоть он и тяжелый, можно обжечься, как вы говорите, но его можно в печь ставить, в нем можно варить. Какой помощник мне нужен, чтобы не обжечься и легче поднять его?
Д. Ухват.
Ф. А еще какая посуда в деревне бывает деревянной? Ребята посмотрите вокруг
Д. Солонка, кадушка, корытце.
Ф. Да, правильно! А посмотрите какое у меня удобное, добротное, красивое корытце. В нем рубят капусту. Давайте попробуем, я вам даже капусты припасла.
Д. Давайте.
Ф. Давайте вначале поиграем в игру.
Пальчиковая игра «Рубка капусты»
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трем, трем (дети имитируют руками рубку капусты)
А теперь я покажу, как рубят капусту. Я беру вот такую вот тяпку, она очень удобная. (Федора показывает, как рубят капусту, дети по желанию пробуют рубить капусту) Ну, молодцы хорошо у вас получается. Ребята, а расскажите в чем у вас мама дома варит щи? Я ведь варю их в чугунке.
Д. В кастрюле
Ф. Какое интересное слово: кастрюля. Какая еще посуда есть у вас дома? (Дети перечисляют предметы посуды.) Вы знаете, где делают посуду?
Д. Посуду делают на фабрике, на заводе.
Ф. Из каких материалов сделана ваша посуда?
Д. Из дерева, железа, стекла, глины, фарфора и т.д.
Ф. А в деревне посуду делают деревенские мастера из железа, глины и дерева. Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: «Сама не ем, а всех кормлю».
Д. Ложка.
Ф. Посмотрите, какие у меня ложки на столе?
Д. Деревянные, нарядные, красивые и т.д.
Ф. Да, ложки мои деревянные, нарядные, расписные. Скажите: расписные. (Хоровой и индивидуальные повторы.) Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, но и играем на них.
Звучит музыка, дети пробуют играть в ритм на ложках.
Ф. Послушайте загадку и найдите отгадку: «Стоит толстяк, подбоченивши бок, шипит и кипит, всем чай пить велит».
Д. Самовар. (Хоровой и индивидуальные повторы детей.)
Ф. Как вы догадались, что это самовар?
Д. Потому что он толстый. Потому что из него пьют чай.
Ф. А как он шумит когда закипит чай в самоваре.
Д. ф-ф-ф-ф…..
Ф. А из чего вы дома пьете чай?
Д. Из чайника.
Ф. Что есть у самовара?
Д. Крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки.
Ф. Какой самовар?
Д. Блестящий, железный, красивый, тяжелый и т.д.
Ф. Какие вы умненькие ребятки, умеете загадки отгадывать. Так интересно рассказывали о самоваре. Сколько интересных слов мне назвали, когда рассказывали, из чего посуда сделана. А как ловко на ложках играете. Вот и самовар шипит, кипит, пить чай велит.
Федора устраивает для детей чаепитие с вареньем.
Список использованной литературы:
- Волков В.М. Русская деревня/ В.М.Волков – Москва: Издательство «Белый город», 2005.- 48с.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.- сост. А.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3 изд. перераб. и допол. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015.-304с.
- Тимошкина Н.А. «Методика использования русских народных игр в ДОУ», Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2008.- 64с.
- Научно- методическое издание «Дошкольное воспитание»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие «В гости к Зайке».
Открытое занятие «В гости к Зайке» для средней группы....
Открытое занятие "В гости к Степашке"
Открытое занятие "В гости к Степашке" для детей младшего дошкольного возраста....
Сценарий открытого занятия "В гостях у Карлсона"
Образовательные задачи: Ø обобщить знания и представления детей об электричестве;Ø Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить д...
открытое занятие " В гостях у белочки"
открытое занятие " В гостях у белочки"...
Конспект занятия " В гостях у Федоры"
Интегрированное занятие...
Конспект открытого логоритмического занятия "В гостях у Федоры"
Конспект занятия для старшей группы...
Конспект занятия"В гости к Федоре. Посуда. Звук С"
В конспекте занятия содержатся речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи по лексической теме: Посуда и речевой материал на автоматизацию звука С....