Театральная педагогика
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_pedagogika.docx | 43.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 городского округа-город Камышин
«Театральная педагогика»
(театрализованные игры, упражнения по актёрскому мастерству, начальный тренинг по сценическому движению)
Музыкальный руководитель:
Булякова Елена Анатолиевна
Пояснительная записка
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Обучение в театральной студии складывается на классических принципах русской театральной школы, адаптированной для дошкольного образования посредством внедрения в актёрский тренинг театрализованной игровой деятельности.
Упражнения, игры и тренинг классифицированы следующим образом:
Начальные. Подготовительные, разогревающие, разминочные упражнения
Основные упражнения.Основной тренинг, наиболее сложные упражнения, нацеленные на развитие основных элементов актёрского мастерства.
Завершающая часть. Релаксационные упражнения, упражнения на психоэмоциональную разгрузку.
НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖЕНИЯ.
Вводные упражнения нацелены на настройку психофизического аппарата ребёнка в работу и включают в себя физический разогрев, настрой эмоциональной сферы, создание благоприятной атмосферы для занятий.
Приветствие. На занятиях дети приветствуют друг друга с помощью упражнений – приветствий или стихотворений в движении. Ниже одно из приветствий.
«Приветствие мячом»
Дети встают вкруг, педагог бросает мяч первому ребёнку с приветственной фразой: «Здравствуй ..(имя ребёнка), я очень рада тебя видеть!», ребёнок, поймавший мяч, говорит «спасибо» и бросает мяч следующему ребёнку. Так пока все не поприветствуют друг друга. После этого все вместе приветствуем мяч со стихотворением С.Я.Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Используется упражнение «речь в движении»:
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч, набрасываем мяч
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой, Подбрасываем вверх (делаем хлопок)
Не угнаться за тобой!
Я Набивать мяч
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
ПодрядКачаем мяч в руках, прыгаем вперёд-назад
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатилсяМяч в руках, кружимся на месте
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,Мяч в руках, прыгаем с ним вперёд-назад!
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
ХлопнулБросаем мяч об пол
Вот и все!
Когда первый вариант выполнения упражнения усвоен, усложняем приветствие. Приветствуем друг друга разными голосами. Примеры: характеры, профессии, настроения, сказочные герои, зимние персонажи и т.д.или приветствием с мячом руках по очереди.
Зарядка «Бабочки» ( Приложение 1, тр. зарядка бабочки)
Утром бабочка проснулась – трём глазки кулачками
Потянулась, улыбнулась – потягиваемся вверх, улыбаемся с движением рук
Раз – росой она умылась – жесты умывания лица
Два- изящно покружилась – кружимся на месте
Три – нагнулась и присела – присели в наклон
На четыре – вверх взлетела –прыжок с руками вверх
Пять по залу полетела – лететь по залу
Шесть – уже на место села
I Часть. Подготовительная. Разогрев.
«Тесто»
Дети делятся по парам. Распределяем роли: Тесто и Повар. Тесто расслабляется, можно начинать выполнять упражнение лёжа. Повар мнёт тесто, формируя из него разные формы, скульптуры, движения. В финале упражнения повар лепит из теста формочку-скульптуру. Затем скульптура оживает. Далее- смена ролей.
«Великаны»
Исходное положение – встать прямо на двух ногах, руки развести в стороны. Предлагаемые обстоятельства – стены начинают сдвигаться, руки и тело пытаются их сдерживать (на счёт 10). Стены сдвинулись, нас прижало. Собраться с силами и «задвинуть» стены на место (также на счёт 10)
Далее – падает небо, также его сдерживаем и ставим «на место».
Потом более сложный вариант – земля уходит из под ног, нужно, используя максимальное напряжение в ногах – задвинуть пол обратно.
«Лёд-пламя»
Команда – «Пламя горит!» Дети хаотично двигаются по залу, воображая себя горящим пламенем. (Задачи – избегать столкновений, контролировать рабочее пространство, включать в работу все части тела, избегать «человеческих» движений).
Команда «Лёд». Застыть в той позе, в которой была услышана команда.
Задачи: максимально напрячь всё тело, зажать мышцы, сыграть «лёд» по ассоциациям (холодный, злой, замёрзший и т.п.)
Усложнённые варианты:
1 Играть пламя разных цветов(синее, зелёное, чёрное, белое, используя ассоциативный ряд)
2 Во время движений пламени добавлять задание (пламя поёт песенку, рассказывает стишок, смеётся, и др.)
3 Разная амплитуда движений – пламя потухает, разгорается, борется
4 Смешить «льдинки», задача не рассмеяться, сначала смешит педагог, потом рассмеявшиеся дети.
«Соединялка»
Дети ходят по сцене(залу) в хаотичном порядке, также стараясь не сталкиваться и не задевать друг друга. Педагог задаёт команды, дети выполняют на счёт 5\3. Примеры команд:
Дотронься ДО:
- пола/окна/стула/камина/ковра
-синего(белого, красного, того, что есть в комнате для занятий)
- железного/деревянного/нарисованного/
- мягкого/твёрдого/
-громкого/тихого
- доброго/злого/любимого/волшебного/хорошего (варианты, которые помогут развить воображение, помочь сфантазировать, сымпровизировать)
-того, кто в очках/в красной юбочке/с косичкой (варианты одежды детей, отлично развивает коммуникации на первоначальном этапе знакомства друг с другом, раскрепощения)
Соединись:
-пятками по двое/ушками/локтями/ладошками/ножками/плечиками/спинками
«Музыкальные походки» (Прил. музыкальные походки)
Музыкально-пластический тренинг-разминка на освобождение от мышечных зажимов, освобождение, развитие фантазии, воображения, пластической выразительности.
Моно этюдная импровизация под разнообразную музыку. Выразить настроение музыки, создать свою историю под заданную композицию. Дети распределяются по всей площадке, каждый придумывает свою историю. После каждого трека – пауза-скульптура. В финале упражнения скульптура оживает.
Важно использовать композиции, которые воздействуют на эмоциональную сферу.
«Скорости»
Походки по скоростям. Дети распределяются по площадке, важно учиться контролировать пространство, избегая ситуации «тут пусто- тут густо». Педагог отхлопывает ладошками темп и ритм, называя каждую скорость. В этом упражнении идём от простого к сложному – сначала 3-4 скорости от медленно до очень быстро, затем. Постепенно приходим к 8-ми скоростям. Изначально походки можно задавать, затем, по мере готовности, дети придумывают персонажей походок сами. Можно использовать тематические походки (героев мультфильмов, сказок, профессий и других). Примеры походок:
1 скорость: вредная улитка/удивлённый жираф/летающий слон/инопланетянин/лунатик
2 скорость: сыщик, напавший на след/крадущийся тигр/ солдат/робот/кукла/курочка ищет зёрнышко
3 скорость: баба яга, у которой болит нога/ Кот Базилио/грустный клоун/литл пони
4 скорость: мама опаздывает на работу/пчёлки собирают мёд/ динозавр гуляет по джунглям/
Со временем, усложняясь, доводим до большего количества скоростей и вместо хлопков, используем карточки, ещё добавляя работу на внимание. Ещё более сложный вариант – когда все дети существуют в одной скорости, а один-два ребёнка в другой.
Изначально данный тренинг можно делить на 2 упражнения: просто походки по скоростям и отдельно походки различных персонажей, героев и существ.
«Зёрнышко» ( Прил.1, тр. Зёрнышко)
Превращаемся в маленькие зернышки, которые посадили глубоко в землю. Нужно сжаться до самых маленьких размеров. зёрнышки поливают, и они начинают набухать, становиться толстенькими, им уже тесно жить под землей, и они, превращаясь в росток, – выглядывают на поверхность (здесь важно следить за тем, чтобы дети не торопились, делали спокойно, под музыку). Далее росток поливается, пригревается солнышком, и постепенно растёт, и вот уже перед нами бутон, готовый распуститься. И вот, бутоны распускаются, перед нашими глазами сад, полный цветов. Тут важно угадать, кто какой цветок, на первоначальном этапе помочь детям определиться, подсказать как сыграть тот или иной цветок. Широкий, весёлый подсолнух улыбается, колокольчик весело звенит «динь-динь». Колючий кактус скукожился и готов, кого-нибудь укусить, красавица роза очень красива, но у неё есть шипы.
Варианты дальнейшего развития упражнения. Цветочки могут засыпать на ночь, утром снова просыпаться и раскрываться, общаться с солнышком, бабочками, ветерком, дождиком. Наступает осень, дуют сильные холодные ветра и цветочки скорее разбрасываю семена, чтобы на следующий год выросли новые цветы. Или – цветочки скорее укрываются под травой и засыпают до следующего года/или цветочки отрываются от стебельков и кружатся, летят, пока не найдут себе новый домик.
II ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Менялка»
Дети сидят на стульчиках. Выбирается ребёнок-ведущий, он смотрит на детей и точно запоминает, кто во что одет, где сидит. Ребёнок выходит/закрывает глаза/уши. В это время дети меняются элементами одежды/одевают яркие элементы костюмов/меняются местами. Ребёнок-ведущий возвращается и выявляет кто что переодел, с кем поменялся.
Эта игра на внимание, разрядку обстановки, проводится тогда, когда дети уже знакомы друг с другом, сначала под руководством педагога меняются наиболее яркие, смешные, запоминающиеся детали, затем уже более сложные варианты переодеваний.
«Зеркало»
Дети разделяются по парам. Ведущий придумывает движения, ведомый – «зеркало» - зеркально их отображает. В упражнении важно следить за точностью выполнения, умении «партнировать», не торопиться и не резко выполнять действия. Важно придумать обстоятельства, в которых будет проходить упражнения и учиться действовать в них. Так же готовить «подготовительные» движения(перед ударом – замах, перед прыжком – приседание и т.д.)
«ПФД» (память физических действий) или «Круг»
Ребята садятся в круг. Будем передавать воображаемые предметы по кругу. Варианты исполнения:
- Педагог задаёт предмет, совершает с ним действие, передаёт его следующему ребёнку, ребёнок совершает с ним НОВОЕ действие, передаёт его следующему ребёнку, и так по кругу, добавляя новые действия с одним и тем же предметом.
- Педагог берёт реальный предмет(например, ручку) и «превращает» его в любой другой предмет (в волшебную палочку), взаимодействует с предметом, передаёт ребёнку, у ребёнка предмет превращается в другой, и так по кругу.
- Педагог задаёт предмет, передаёт его ребёнку, ребёнок взаимодействует с предметом, потом превращает его в свой предмет, передаёт следующему и так по кругу.
Во время выполнения упражнения следить, чтобы дети не выкрикивали, пытаясь угадать, а внимательно следили за выполнением упражнения
«Скульптуры»
1 «Скульптор и скульптура». Дети разделяются попарно – один скульптор, другой глина. Скульптор лепит из глину скульптуру, которая потом оживает. Усложнение – вылепить скульптуру на счёт, выполнять упражнение молча.
2 Вариант выполнения. Гуляем по парку/саду, в котором встречаются скульптуры на различные темы (Характеры: Жадность, Злость, радость, Любовь, Удивление, Профессии: лесоруб, врач, учитель, спортсмен и т.д.)
3 Скульптуры по группам. Дети делятся на 2 команды, каждой команде задаётся тема общей картины. Первая команда показывает картину, когда вторая команда угадывает – картина «оживает».
Пример – морское дно, день в лесу, зоопарк, праздник, сказка, Антарктида и др.
«Волшебная жидкость» (Прил.волшебная жидкость)
В руках воображаемые/настоящие бутылочки с волшебной жидкостью.
Выпиваем жидкость – становимся толстыми/тонкими, высокими/низкими, старенькими/маленькими. В упражнении можно использовать музыку.
«Волшебная дверь»
Открываем дверь (обыгрываем разные двери, скрипучие, не открывающиеся). Работаем с воображаемым предметом (ручкой). Входим в дверь и оказываемся в разных предлагаемых обстоятельствах.
-джунгли;
- страшное подземелье;
- комната волшебства и чудес;
- море;
- луна, чердак, сказка, и т.д.
«Путешествие» (Прил.Путешествие)
Выбирается капитан. Дети встают друг за другом и отправляются в путешествие. Педагог задаёт предлагаемые обстоятельства. Капитан придумывает различные препятствия, мешалки, дети их обходят, стараясь делать это по-разному. Меняются капитаны, меняются ситуации и обстоятельства.
Вариации: можно совместить с упражнением ПФД – собирать рюкзаки с едой, одеждой.
Местности и мешающие обстоятельства:
- Болото (комары, мухи, пиявки, неприятный запах, кочки и др.)
- Горы (тяжёлые рюкзаки, скалолазание, падающие камни)
- Джунгли (густая растительность, трудный проход, змеи, дикие животные, странные звуки и др.)
- Лес (ручей, река, муравейник, поваленное дерево, овраг, волки..)
- Пещеры (темнота, сталактиты, странные звуки, скользкая земля…)
«Покажи цвет»
Дети по очереди показывают цвета на сцене, остальные пытаются угадывать. Угадывающий идёт показывать свой цвет.
«Повтори ритм»
Педагог задаёт ритм, отхлопывает его ладошками. Дети повторяют его все вместе, стараясь избегать «гороха».
1 Заданный ритм отхлопать по одному
2 Отхлопать его другими частями делать – ножками, чавканьем, хрюканьем
3 Отхлопать тихо-громко, отхлопать быстро\медленно, педагог тих – дети громко, и наоборот.
Это начальное упражнение потом превращается в «оркестр», где каждый задаёт собственный ритм, а все вместе – общий, и дети в центре круга по парам импровизируют ситуации под заданный темпо-ритм.
КОРОТКИЕ ИГРЫ-РАЗБИВКИ НА ВНИМАНИЕ, СМЕНУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗРЯДКУ ОБСТАНОВКИ
«Нос-пол-потолок»
Педагог называет место, до которого дети должны дотронуться руками, одновременно показывая данное место. Потом начинает путать детей, указывая одни места, но показывая другие.
«Горы, реки»
Дети становятся в круг. При названии местности, дети показывают определённые фигуры. При усложнении увеличивается скорость и добавляются задания.
Горы – руки вверх, изобразить горы.
Реки – круг вокруг себя
Море - все взялись за руки, общий круг
Кочки – сели на корточки
Океан – взялись за руки, показали волну руками.
Лес – показали разные деревья
«Встали-сели»
По хлопку- встать
2 хлопка – сесть
Топ ногой – подпрыгнуть
Команда «ап!» - руки вверх
«оп!» - повернуться на месте
III ЧАСТЬ.ЗАВЕРШАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ИГРЫ, РЕПЕТИЦИЯ, РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Привидешка»
Выбирается «привидешка» и гл.герой. Определяется место действия. На сцену ставим лавочку/стульчики. «Заряжаем привидешку» за\около лавочки, накрываем тканью. Выходит герой\героиня, гуляет, садиться читать (есть мороженое, играть в телефон). «Привидешка» оживает, шевелится, герой оглядывается, «привидешка» застывает, герой продоожает читать, так несколько раз, пока «привидешка» не нападает на «жертву», которая убегает/побеждает/тоже становится «привидешкой». Педагог всё время контролирует и комментирует происходящее, можно использовать страшную музыку, различные звуки, интересно, когда дети-зрители сами озвучивают этюд (звуки птичек, парка) это можно использовать и в других упражнениях.
«Злая Фея» (приложение Злая Фея)
Дети отправляются в путешествие по лесу (зимнему, летнему, весеннему – в зависимости от времени года). В этом лесу, в пещере, живёт Злая Фея – главное не разбудить её, вести себя тихо. Дети уходят в лес всё дальше, он становится темнее – наконец, слышатся звуки – дети попали в пещеру к Злой Фее. Выходит Фея с волшебной палочкой в руках. Теперь дети её заложники, он должны выполнять команды и заклинания.
Примеры заклинаний и превращений:
Превратиться в:
-змей, пауков, лягушек, комаров, волков и др.
- приготовить волшебное зелье с криками, плохим поведение, слёзками, таракашками
- замри – отомри!
- спеть песню, всем плакать, вредничать, озорничать
- выстроить самые ужасные гримасы и т.д.
Во время игры Фея оговаривается, что она не любит дружбу, любовь, свет, добро, и от этого она может испариться (на начальном этапе дать детям подсказку как можно от неё избавиться). Когда Фея засыпает, дети придумывают как уничтожить её, поют песню о дружбе, кричать добрые слова, или одно слово - и Фея начинает ужасаться и с криком испаряться. После игры – обсуждение.
«Магазин игрушек»
Подготовка: Детям предлагается придумать роли игрушек, которые они будут исполнять. По готовности, «игрушки» занимают выбранные ими места на полках.
Ход игры: Педагог озвучивает действия. В магазине игрушек наступает ночь. Игрушки «оживают». Игрушки двигаются, знакомятся, играют – делают это так, чтобы их не заметил дежурный охранник. Неосторожные движения или слишком громкий шум могут разбудить его. Охранник периодически резко просыпается, включает свет, останавливает музыку. В это время игрушки должны резко замереть. Охранник обходит их кругом, пристально наблюдая и приговаривая:
«Кто мешал мне спать?
Кого мне стоит наказать?
Кто пошевельнётся, оглянется, улыбнется…
Тот на место не вернётся!
Буду рядом я ходить
И за вами здесь следить!
Дети стоят в застывших позах (со временем сложность повышается, запрещается моргать, заметно дышать и далее..). Снова наступает ночь, охранник «засыпает» (усложняя игру, охранник просыпается по нескольку раз, делает это более резко и страшно, производит «осмотр» более тщательно, пробует наказать провинившиеся – т.е. «отправить в ремонт».)
Далее наступает день, игрушки занимают места на полках, приводят себя в порядок. В магазин приходит продавец, наводит порядок, разговаривает с игрушками (здесь могут быть любые детали развития). Когда продавец открывает магазин – в него приходит ПОКУПАТЕЛЬ. Покупатель «заводит» каждую игрушку по очереди, вслух угадывая кто стоит перед ним, оценивая её достоинства и т.д. И так, по очереди. После осмотра всего магазина, покупатель выбирает наиболее понравившуюся игрушку(ки), упаковывает её и покупает (на первых порах лучше «покупать» весь магазин, затем, чтобы исключить обиды, можно брать по одной – две игрушке)
Вариации, дополнения: На первых порах педагог выступает и в роли покупателя, и охранника, и продавца. Первоначально, объясняя игру, может показать яркий пример – будь то кукла, или животное. Кода игра усложняется, различные роли очень любят играть сами дети, например – те игрушки, которые выбраны покупателем – становятся следующими покупателями, и так далее. Можно делать тематический магазин в зависимости от тем, которые наиболее актуальны – «новогодний» магазин игрушек, «волшебный» магазин, магазин игрушек – животных, спортсменов, профессий и тд. После игры – обсуждение итогов о том, кто кем был, насколько точно исполнил роль, можно всем вместе провести работу над ошибками.
«Мороженное» ( Прил.1, тр.Мороженное)
Дети застывают в форме мороженного. Оговариваем, что мы должны почувствовать его вкус и запах – так точно его нужно сыграть
Текст: мороженое открыли (имитируем звуки), облизали- откусили (мороженное меняет форму) но вдруг зазвенел звонок и мороженое оставили стоять на столе. А потом про него забыли. И мороженное начинает медленно таять. В конце превращается в мягкую молочную пенку. Дети расслабляются.
Усложнённый вариант: молочная пенка вдруг превратилась в грязную лужу, или застыла в стужу.
Финал
После занятий набираем себе волшебный свет, складываем руки один на другого и громко кричим «До свидания!», перед спектаклем «Удачи»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная педагогика в ДОУ
Материалы семенара-практикума с воспитателями ДОУ по театральной педагогике....
Методическая разработка "Формирование личности ребёнка средствами театральной педагогики"
Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребёнка, формирование его жизненной компетентности....
"Разговор с пчелой" Заучивание стихотворения М. Благининой методом театральной педагогики.
Для тех, кто творчески подходит к своей работе и ищет неординарные формы, методы и прёмы...Я предлагаю конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Особенность этого занятия в том, что для зауч...
"Воспитание и развитие детей дошкольного возраста посредством театральной педагогики"
Я не верю в то, что больше значит лучше. Я предпочитаю делать меньше, но хорошо, то, что действительно эффективно и приносит плоды....
Статья: "Использование методов театральной педагогики в работе по развитию речи у дошкольников"
Реализация ФГОС ДО в практике детских садов, поиски новых современных подходов к ресурсному обеспечению педагогической деятельности....
«Театральная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ». Тема: «Театр живой куклы»
laquo;Театральная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ». Тема: «Театр живой куклы»...
Театральная педагогика в детском саду.
Борис Михайлович Теплов говорил: «Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей». Театр...