Театральная педагогика в детском саду.
учебно-методическое пособие по художественной литературе (средняя, старшая, подготовительная группа)

Самодолова Наталья Сергеевна

Борис Михайлович Теплов говорил: «Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей». Театрализованная деятельность – одна из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Поэтому особое место в детском саду занимает  -  театральная педагогика. Основоположником театральной педагогики был Константин Сергеевич Станиславский.

Театральная деятельность -  это одно из направлений, нашей Региональной инновационной площадки. Она рассматривается, как:

- самый распространенный вид детского творчества

- важный фактор нравственного и гражданского воспитания личности ребенка

- хороший способ для развития речи и приобщению малышей к художественной литературе

- средство художественно-эстетического развития дошкольников

- возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка

Продуктами театрализованной деятельности являются:

- Инсценировки

- драматизации

- спектакли

- концерты

Основной вид театрализованной деятельности – это театрализованная игра. Это процесс разыгрывания в лицах литературных произведений – сказки или рассказов, который помогает преодолеть детям робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театральные игры пронизывают все режимные моменты – непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность взрослых и детей. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по – своему, но все они копируют в своих играх взрослых.

 Очень важно заинтересовать педагогов и родителей. Привлечь их к продуктивной деятельности. Дети будут с интересом наблюдать за изготовлением костюма, маски или героя сказки. А потом  сами с удовольствием примут участие.

Для организации театрально – игровой деятельности дошкольников в нашей группе создан центр театрального творчества. Предлагаем вам, рассмотреть некоторые реквизиты нашего театра. Все персонажи сделаны из бросового материала:

Театр тантамаресок:  При помощи тантамарески можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя. 

  • Маску – тантамареску легко сделать из бумаги, картона, или вырезать из больших коробок разными способами.

Нарисовать контур. Вместе с детьми раскрасить красками, карандашами или фломастерами. А потом вырезать отверстие для лица.

Сделать аппликацию на ней.

Обвязать разноцветными нитками по контуру.

  • Тантамареска-свиток – это рулон обоев, на котором изображен сюжет сказки с героями, и есть прорези для головы. По ходу действия свиток разворачивается, либо сворачивается.

  • Использование масок – тантамаресок, дает возможность детям чувствовать себя более раскрепощенными, защищенными от посторонних взглядов, не испытывать стеснения, неловкости. Мы с детьми очень любим,  пользоваться и играть масками – тантамаресками.

Театр топотушек или пальчиковая тантамареска:

Это  игрушка небольшого размера, делается из плотной бумаги или картона.

Надевается на пальцы. Хороша она тем, что одновременно можно управлять двумя персонажами. Ребенок сам выбирает любого героя и обыгрывает роль. Делает героя подвижным, действует за него, проговаривая текст.

Такие игры формируют связную  речь, умение вести диалог, монолог, развивают моторику рук и координацию. Игры с пальчиковым театром приносят ребенку радость и повышают настроение.

Мир пальчиковых кукол – маленькая, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, познает окружающее пространство, самого себя.

Театр из втулок и коробок:  Мы взяли  втулки и пустые коробки. Обклеили их цветной бумагой и тканью, дополнили разными элементами, аксессуарами.  Немного фантазии,  творчества и у нас получились вот такие яркие, привлекательные сказочные герои и атрибуты к сказкам (домики).

Дети очень любят играть  с такими самодельными персонажами.  У ребят развивается  фантазия, творчество, воображение, мышление, память, мелкая моторика.  Достоинство  втулочного театра  в том, что  он оригинален, уникален и  неповторим. И если  сказочная игрушка – персонаж пришла в негодность,  можно всегда сделать новую.

Театр перчаточный:  Он создан  из обычных  хозяйственных массажных перчаток. Перчатки разного цвета, яркие и дополнены различными аксессуарами. Надевая такую перчатку с героем сказки, ребенок получает не только радость и удовольствие, но и массажный эффект руки, ладони, пальцев.

Пальчиковый вязаный театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка. Вязаный пальчиковый театр самый долговечный и удобный в использовании.

Авторские куклы ручной работы получаются «живыми», мягкими и приятными. Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Он способствует развитию мелкой моторики. С  его помощью вырабатывается ловкость и умение управлять своими движениями. Пальчиковый театр можно использовать во всех возрастных группах.

Театр из дисков. Наверняка у вас дома найдутся дивиди - диски, которые уже не нужны. Не выбрасывайте их! Из дисков и прищепок  можно сделать разных сказочных героев. И даже свою любимую игрушку.

Новые увлекательные игры с таким театром хорошо развивают творческих способности малышей.  

Театр из киндер сюрприза. В каждом доме, где есть дети, найдутся  пустые капсулы от киндер – сюрприза. Из них можно смастерить удивительные поделки. Самый обычный контейнер может легко превратиться в котенка, жирафа, курочку или петушка. Такой театр можно использовать на занятиях по математике для порядкового счета, или решения задач. Также по знакомству с художественной литературой для инсценировки произведения или сочинения авторской сказки.

Конусный  театр - относится к режиссерским видам театрализованной деятельности детей. Здесь «артистами» являются конусные куклы. А ребенок действует как «сценарист и режиссер», управляя «артистами» и «озвучивая» героев. Использование конусного театра расширяет кругозор детей.

Театр из носков. Сколько красивых, ярких или просто хороших носков нам пришлось выбросить только из-за того, что они пришли в негодность. А из них можно смастерить необычный театр. Если проявить смекалку, творчество, то можно получить вот такие замечательные игрушки. На носки нашивается плоскостная или объемная тканевая аппликация. Рекомендуем использовать технологию такого театра для профилактики гиподинамии, развития координации движений и повышения  двигательной активности.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии.

Наша деятельность направлена на:

- стимулирования у детей к театральному искусству

- формирования у них желания участвовать в игровых миниатюрах, спектаклях и драматизациях

- активизацию творческих способностей

Театрализованная деятельность:

- раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка

- дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной среде

- позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

Используйте театральную педагогику в работе с детьми!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Вальдорфская педагогика в детском саду

Вальдорфская педагогика - педагогика радости для растущего ребенка, где наши дети укрепляют свое здоровье, развивают душу (речь) и формируют мышление через мелкую моторику. Педагогика Р.Штайнера не от...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Презентация «Театральная педагогика в детском саду»

Занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки....