Статья: "Использование методов театральной педагогики в работе по развитию речи у дошкольников"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Реализация ФГОС ДО в практике детских садов, поиски новых современных подходов к ресурсному обеспечению педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевой деятельности детей в ходе игры

Одним из направлений развития и образования детей Федеральный государственный стандарт определяет речевое развитие. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и  монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой как предпосылками обучения грамоте. В то же время образовательный стандарт определяет главную задачу ДОУ – ребенок должен прожить дошкольное детство в игре. Поэтому я решила более подробно остановиться на вопросе о том, как может развиваться речевая деятельность детей в процессе игры. Речевая деятельность – это процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком, обусловленного ситуацией общения, взаимодействия людей между собой ( друг с другом  ).Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально-положительном фоне и побуждать его к ответу. Речь ребенка накапливается во время впечатлений в процессе предметно-игровой деятельности, что создает основу для усвоения значения слов и формирования связи их с образами предметов окружающего мира. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности. Целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности ребенка. Но поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, то именно она оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В игре ребенок общается, познает мир и, конечно, игра способствует развитию речи ребенка. Дети дошкольного возраста участвуют во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, театральных, играх-драматизациях, народных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях, в играх-экспериментировании. Чтобы детская игра в полной мере выполняла свою развивающую роль, она должна занимать достаточное место в самодеятельности детей и переходить на более высокий уровень. Тогда задача целенаправленного формирования, культивирования детской игры ложится на взрослых. И этот процесс педагогического руководства игрой можно представить как передачу детям  постепенно усложняющихся способов игровой деятельности.

    Цель воспитателя – обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

    Задача состоит в том, чтобы создать условия для активной и разнообразной самостоятельной, творческой, игровой деятельности.

Существует педагогическая технология организации игры в детском саду, авторами которой являются Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Смысл ее заключается в том, чтобы научить ребенка таким способам построения игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение, а затем постепенно переводить ребенка на новую, более высокую ступень сюжетно-ролевой игры – игра-фантазирование. Смысл ее – построение новых цепей событий, комбинирование разнообразных сюжетов. Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе самой игры. Наиболее высокий уровень развития детской игры  - игра-придумывание, в которой воспитатель выступает в роли партнера детей. Такая игра протекает в чисто словесном плане и позволяет взрослому ненавязчиво побуждать детей к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий. Такая игра может строиться на основе уже известных детям сюжетах волшебных сказок. Преобразовывать сказки достаточно легко, сохраняя общую смысловую канву событий ,надо лишь изменять конкретные условия действия персонажей или изменять самих персонажей. Чтобы начать игру-придумывание с детьми, необходимо сориентировать их на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера.

В образовательной деятельности я организовываю и провожу с детьми усложняющиеся игры, которые способствуют развитию диалогической, а в последствии и монологической речи детей, умения слушать и слышать друг друга.

Игра «больница» - совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый берет на себя основную роль (врач), а затем уступает основную роль ребенку.

Игра  «телефон» - воспитатель – «мама», звонит «дочке», чтобы узнать, как у нее дела, просит сходить в магазин, подмести пол. В игре идет ролевое взаимодействие ее участников.

Игры «магазин», «больница» - где ребенок играет главную роль- продавец, врач, а воспитатель выступает в роли двух-трех пациентов (покупателей) и вовлекает ребенка в диалог, активизируя ролевую речь ребенка.

Игра «парикмахерская». Взрослый берет на себя основную роль – парикмахер и в процессе игры стимулирует смену ребенком игровых ролей.

Игра со сменой ролей по мотивам сказочных сюжетов – воспитатель берет на себя роль (Колобок, Мышка-норушка) и ребенку предлагает быть всеми остальными героями по очереди.

Игра-фантазирование. Воспитатель обсуждает с детьми или сам предлагает начальный эпизод истории (выбор героя, ситуации, цели, которой он хочет достичь). Например, воспитатель может предложить придумать новые приключения Жени, главной героини из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Игра-придумывание новых историй.

По моим наблюдениям результатами работы по развитию детской игры являются следующие показатели: дети создают игровую обстановку, могут вести ролевой диалог, меняют ролевое поведение в ходе игры, меняют игровую роль, научились прислушиваться к партнеру, стремятся создавать новые сюжеты, могут придумывать новую, интересную игру.

Перспективой работы является развитие умения детей комбинировать разнообразные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы, способствовать переходу самостоятельной игры детей на новый уровень – к игре-фантазированию, овладению более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением.

Воспитатель ДОУ №35 г. Колпино Санкт-Петербурга

Голубкова Ирина Константиновна

2017-2018 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Самообразование «Использование наглядного метода моделирования в коррекционной работе по развитию речи с дошкольниками»

План работы по самообразованиюСоставила: учитель-логопед  МДОУ №18 Тарасова И.Г.Тема: «Использование наглядного метода моделирования в коррекционной работе по развитию речи с дошкольниками»Цель: ...

Мастер -класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный слова...

Мастер-класс "Использование метода "Синквейн" в работе по развитию речи старших дошкольников"

Данный материал будет полезен педагогам в образвательной работе с детьми как эффективный метод для   развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. "Синквейн"...

«Использование метода синквейна в коррекционной работе по развитию речи дошкольников»

Одним из эффективных, интересных методов развития речи ребенка, который можно использовать в коррекционной работе, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Использо...