Мастер-класс для родителей "«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)

Курочкина Людмила Геннадьевна

Цель: Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей раннего возраста в домашних условиях, повысить компетентность родителей по вопросу организации досуга и их разностороннего развития.

Задачи:

1. показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

2 . Познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

3 способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

 4. Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развивать творческие способностей детей и родителей через совместную деятельность с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Воспитатель Курочкина Л.Г.

                                                 

Цель: Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей раннего возраста в домашних условиях, повысить компетентность родителей по вопросу организации досуга и их разностороннего развития.

Задачи: 

1. показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

2 . Познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;

3 способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

 4. Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развивать творческие способностей детей и родителей через совместную деятельность с детьми.

Участники: родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Воспитатель: Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».

«Ну, поиграй со мной!», как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости мы видим в их глазах, когда преодолевая усталость и откладывая домашние дела, мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть пассажиром, учеником или покупателем.

Как правило, играя с ребенком, мы следуем его желаниям – он сам назначает роли, рассказывает нам что делать, а мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем его требования.

Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, со сверстниками; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам других детей и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.

Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра.

Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».  Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Практическая часть:

А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома. И  я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в каждом доме.

Для начала мы подготовим наши ручки, разотрем ладони.

Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).

- Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Игры на кухне

1.Игра «Песочница» Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу ( манная крупа, кукурузная). Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

2.Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Поэтому фасоль самая наиболее подходящая крупа. Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и предлагаем ребенку найти, что нибудь на дне

Для этого заранее положите на дно емкости мелкие игрушки из киндеров.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить поиграть в игру «Золушка» — отделить маленькое от большого, сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом.

Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается?, а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстре

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

- Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

Задание можно усложнить, попробовав проделать то же самое двумя руками одновременно.

 «Собери бусы»

Берем трубочки для коктейля широкие, нарезаем их на трубочки длиной 2 см и ленточки для нанизывания трубочек. Трубочки берем разных цветов

«Дорожки для пальчика»

На разноцветном картоне нарисованы волнистые линии, ребенок выкладывает дорожки ((декоративными камешками, макаронами)

Можно дорисовать сюжет (деревья, домик, речку, мостик)

Рекомендация родителям:

- Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

  • Игра не должна строиться на принуждении.
  • Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.
  • Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности.  Они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.

Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу. Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Балая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.,2000.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. Издательство Сфера, 2005 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Тема: Использование образовательной технологии Зиганова М.А. «ИнтеллекТ» в развитии детей дошкольного возраста.

Цели: развитие интеллектуальных способностей           повышение мотивации            сниж...

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Мастер-класс для педагогов "Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством со...

Мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...

Мастер-класс для родителей « Пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей « Пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей « Пальчиковые игры для развития детей дошкольного возраста»

дать родителям необходимые знания по проведению пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...