Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Цель:
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для воспитателей « Цветные числа» Кюизенера в детском саду | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
« Цветные числа» Кюизенера
в детском саду
Цель:
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей.
Ход мероприятия:
Прошу вас выбрать палочку любого цвета (педагоги выбирают)
3 Слайд: что я ожидаю от данного мастер- класса?
- « красная семья»- 2,4,8,- кратная двум и « белая семья»-1-целое число:
Мне это необходимо, я узнаю что-то новое.
- « жёлтая семья»-5,10- кратная 5:
Посмотрим, что из этого выйдет.
- « синяя семья»-3,6,9- кратная 3:
Не очень- то и хотелось, но надо.
- « чёрная палочка»-7- отдельная семья:
Зря пришла! Неужели больше заняться нечем!
А моя цель:
4 Слайд:
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей.
1.Теоретическая часть.
5 Слайд:
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту.
Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.
6 Слайд:
Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
7 Слайд:
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Далее показываю палочки, сопровождая текстом:
Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разного цвета. Наименьшая палочка в наборе является кубиком белого цвета – это единица. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик - число два. Голубой палочке, т.е. числе три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. Д. по всем цветам. Набором палочек обеспечивается каждый ребёнок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми.
8 Слайд:
Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
9 Слайд:
Система занятий методы и приёмы:
- Занимательные встречи.
- Комбинированные занятия.
- Интегрированные занятия (математика, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование.)
Методы:
- Игровой
- Словесный
- Наглядный
- Практический
10 Слайд:
Этапы работы с палочками
1 этап
Палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
2 этап
Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
11 Слайд:
Знакомить детей с палочками можно уже с 1.5-2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики и т.д.
Воспитатель должен уловить момент, когда дети наиграются и можно будет обратить внимание детей на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, жёлтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы ( они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики низкие.
Разнообразить игры маленьких детей с цветными палочками можно хорошо известным нам приёмом: для матрёшки в красном сарафане –жёлтую. Для большого медведя строим большую бардовую дорожку, а для маленького -узкую голубую. Таким образом, воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых порах обучения.
12 Слайд:
При использовании цветных чисел, реализуется ещё один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимыми для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных , воспитательных, развивающих задач.
13 Слайд:
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
14 Слайд:
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по этим параметрам)
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
15 Слайд:
- осваивать прямой и обратный счет.
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...), пользоваться знаками сравнения .
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
- научить делить целое на части и измерять объекты.( 16, 17 слайды)
18 Слайд:
развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- познакомить со свойствами геометрических фигур.
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.)
- развивать логическое мышление, внимание, память.
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. ( 19 слайд)
Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста.
Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают на схему, а потом со временем, учатся выкладывать на столе, на коврике. затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу,т.е. создать схему. моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.
Показываю папки
20 Слайд:
Использование в работе «Палочек Кюизенера» позволяет воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
21 Слайд:
А теперь поиграем.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Предлагаю на практике опробовать несколько вариантов игр с палочками Кюизенера.
Игры и занятия с детьми 2-3 лет
Программа по развитию математических представлений
- Понятия: один - много
- Цвет
- конструирование моделей на образце
Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы
Раскладываем палочки по цвету, длине.
"Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"
"Положи столько же палочек, сколько и у меня".
"Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).
Игры и занятия с детьми 3–5 лет
Программа по развитию математических представлений
• Закрепление представлений о величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький).
•Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.
• Освоение способов измерения с помощью условной мерки.
• Развитие количественных представлений (образование чисел в пределах 5 на основе измерения и цвета); способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
• Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
• Знакомство с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку).
Змейка
Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.
Описание
Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые.
Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).
Сушим полотенца
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).
Описание
На подносе лежат палочки двух цветов.
Задания
– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
– Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)
– Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколь ко – столько, поровну.)
– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…
Вопросы
– Сколько желтых «полотенец»? (Много.)
– Сколько красных «полотенец»? (Много.)
– Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)
– Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых – столько красных.)
Игра «Назови число- найди палочку»
Ведущий называет число, играющие находят палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает
( например: белая- один, розовая- -два и т.д.)
Числа 1 и 2
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Материал. Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.
Описание
Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.
Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра один!»
Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.)Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)
Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске.
«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду.(Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика».
Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске.
«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».
Игры и занятия с детьми 5-6 лет
Программа по развитию математических представлений
Упражнять детей в закреплении состава числа 9 на основе измерения и цвета, упражнять в уменьшении и увеличении чисел в пределах 10 на единицу; учить детей отбирать палочки нужного цвета и цифрового значения, соответствующие размеру картины, распределять их в пространстве с целью получения нужного образа; закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», «над», «под» месторасположение предметов на листе бумаги; закреплять временные представления; закреплять порядковый счет в пределах 20; развивать мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Предоставляю видео занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....
Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ...
Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста".
Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»...
Мастер – класс для педагогов: «Палочки Кюизенера как полуфункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
В своей работе я применяю разнообразные развивающие материалы, различные методы и приемы, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, ...