Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Геращенко Наталья Юрьевна

Цель:

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

« Цветные числа» Кюизенера

в детском саду

Цель:

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей.

Ход мероприятия:

Прошу вас выбрать палочку любого цвета (педагоги выбирают)

3 Слайд: что я ожидаю от данного мастер- класса?

  • « красная семья»- 2,4,8,- кратная двум и « белая семья»-1-целое число:

Мне это необходимо, я узнаю что-то новое.

  • « жёлтая семья»-5,10- кратная 5:

Посмотрим, что из этого выйдет.

  • « синяя семья»-3,6,9- кратная 3:

Не очень- то и хотелось, но надо.

  • « чёрная палочка»-7- отдельная семья:

Зря пришла! Неужели больше заняться нечем!

А моя цель:

4 Слайд:

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей.

                                 1.Теоретическая часть.
5 Слайд:
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

6 Слайд:  

   Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

7  Слайд:

    Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Далее показываю палочки, сопровождая текстом:

Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разного цвета. Наименьшая палочка в наборе является кубиком  белого цвета – это единица. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик - число два. Голубой палочке, т.е. числе три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. Д. по всем цветам. Набором палочек обеспечивается  каждый ребёнок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми.

8 Слайд:

Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

9 Слайд:

Система занятий методы и приёмы:

  • Занимательные встречи.
  • Комбинированные занятия.
  • Интегрированные занятия (математика, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование.)

Методы:

  • Игровой
  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

10 Слайд:

         Этапы работы с палочками

1 этап

Палочки используют как игровой  материал. Дети  играют с ними,                       как с обычными кубиками,  палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

2 этап   

Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

11 Слайд:

Знакомить детей с палочками можно уже с 1.5-2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики и т.д.

 Воспитатель должен уловить момент, когда дети наиграются и можно будет обратить внимание  детей на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, жёлтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы ( они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики низкие.

Разнообразить игры маленьких детей с цветными палочками можно хорошо известным нам приёмом: для матрёшки в красном сарафане –жёлтую.  Для большого медведя строим большую бардовую дорожку, а для маленького -узкую голубую. Таким образом, воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых порах обучения.

12 Слайд:

При использовании цветных чисел, реализуется ещё один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимыми для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных , воспитательных, развивающих задач.

13 Слайд:

Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи: 
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

14 Слайд:

  • познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по этим параметрам) 
    - познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда. 

15 Слайд:

-  осваивать прямой и обратный счет. 
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел). 
- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...), пользоваться знаками сравнения . 
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления. 
- научить делить целое на части и измерять объекты
.( 16, 17 слайды)

18 Слайд:

развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. 
- познакомить со свойствами геометрических фигур. 
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.) 
- развивать логическое мышление, внимание, память. 
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
 ( 19 слайд)

  Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста.

 Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают на схему, а потом со временем, учатся выкладывать на столе, на коврике. затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу,т.е. создать схему. моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.

Показываю папки

20 Слайд:

Использование в работе «Палочек Кюизенера» позволяет воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

21 Слайд:

А теперь поиграем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Предлагаю на практике опробовать несколько вариантов игр с палочками Кюизенера.

                             Игры и занятия с детьми 2-3 лет

Программа по развитию математических представлений

  • Понятия: один - много
  • Цвет
  • конструирование моделей на образце

 Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы

Раскладываем палочки по цвету, длине.

"Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

 "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

 "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

Игры и занятия с детьми 3–5 лет

Программа по развитию математических представлений

• Закрепление представлений о величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький).

•Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.

• Освоение способов измерения с помощью условной мерки.

• Развитие количественных представлений (образование чисел в пределах 5 на основе измерения и цвета); способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.

• Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

• Знакомство с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку).

Змейка

Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

Описание

Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые.

Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).

Сушим полотенца

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).

Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).

Описание

На подносе лежат палочки двух цветов.

Задания

– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?

– Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)

– Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколь ко – столько, поровну.)

– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…

Вопросы

– Сколько желтых «полотенец»? (Много.)

– Сколько красных «полотенец»? (Много.)

– Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)

– Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых – столько красных.)

Игра «Назови число- найди палочку»

Ведущий называет число, играющие находят палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает

( например: белая- один, розовая- -два и т.д.)

Числа 1 и 2

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.

Материал. Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.

Описание

Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»

Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.

Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра один!»

Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.)Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)

Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске.

«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду.(Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика».

Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске.

«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».

Игры и занятия с детьми 5-6 лет

Программа по развитию математических представлений

  Упражнять детей в закреплении состава числа 9 на основе измерения и цвета, упражнять в уменьшении и увеличении чисел в пределах 10 на единицу; учить детей отбирать палочки нужного цвета и цифрового значения, соответствующие размеру картины, распределять их в пространстве с целью получения нужного образа; закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», «над», «под» месторасположение предметов на листе бумаги; закреплять временные представления;  закреплять порядковый счет в пределах 20; развивать  мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Предоставляю видео занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»         ...

Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста".

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс для педагогов: «Палочки Кюизенера как полуфункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

В своей работе я применяю разнообразные развивающие материалы, различные методы и приемы, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, ...