Дополнительная общеразвивающая образовательная программа физкультурной направленности «Веселый мяч»
рабочая программа

Чегурдаева Надежда Львовна

  В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития,

формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_futbolu.docx48.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 5 «Золотая рыбка»

Принята                                                                                                      Утверждена

На педагогическом совете                                                  Приказом №_____ от____________

Протокол №______                                                   Заведующим МБДОУ «Детский сад № 5»

от ______________________                                               _____________ Е.А. Павлычева

Дополнительная

общеразвивающая образовательная программа физкультурной направленности

 «Веселый мяч»

Составил:

Педагог дополнительного образования

Чегурдаева Н.Л.

Г. Богородск

2020 г.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………….

       1.1. Направленность дополнительной образовательной программы…........

       1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность  дополнительной        

               образовательной программы………………………………….................

       1.3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы…………

       1.4. Отличительные  особенности  дополнительной образовательной  

               программы …………………………………………………......................

       1.5. Принципы и подходы к формированию программы…………………...

       1. 6. Возраст детей, сроки реализации дополнительной образовательной

               программы…………………………………………………………...........

       1.7. Форма  и режим занятий…………………………………………………

       1.8. Ожидаемые результаты……………………………………………….....

2. Учебно-тематический план реализации дополнительной образовательной  

     программы………………………………………………………………………

3. Содержание дополнительной образовательной программы (см.приложение)

4. Календарный учебный график…………………………………………………

5. Оценочные материалы…………………………………………………………

       5.1. Способы определения результативности освоения дополнительной

       образовательной программы…………………………………………………

6. Материально – техническое и методическое обеспечение дополнительной

    Образовательной программы…………………………………………………

7. Список литературы………………………………………….............................


    1. Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма. При их недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

Назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в игре в футбол. Игра в футбол динамична и эмоциональна, способствует развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты, требует проявления находчивости, способности к концентрации и переключения внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биохимической рациональности. Она эффективно влияет на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

С этой целью была разработана программа дополнительного образования. Она предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической  реакции детей, соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности.

Игра в футбол развивает ловкость, ритмичность, координацию и точность движений. Разнообразие движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость.

Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Во время игры в футбол тренер активно формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость.

1.3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы: содействие оздоровлению и физическому развитию ребенка дошкольного возраста в процессе обучения игре в футбол.

Задачи программы:

- формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, об игре в футбол

- ознакомить с основными правилами и принципами игры

- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением направления и скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами и т.д.)

- формировать первоначальные представления и навыки выполнения технических элементов игры в футбол (ведение, остановка, удар, передача)

- содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость)

- способствовать воспитанию активности, сознательности, морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим

- сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни.

1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

Ведущими ценностными приоритетами демократизации учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта. Программа построена по принципу изучения, углубления и повторения объема знаний, умений и навыков.

1.5. Принципы и подходы к формированию программы

Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребенком, а также при учете реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение технике проводится постепенно, путем усложнения условий и выполнения движений.

При выполнении упражнений с мячами используются следующие методы:

Повторный метод – заключается в многократном выполнении упражнений при сохранении содержания, величины, характера нагрузки (например, выполнение бросков мяча с одного и того же места определенным способом).

Интервальный метод – предполагает  многократное повторение упражнения при строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха между повторениями.

Вариативный метод – предполагает выполнение одного и того же  упражнения с мячами разного веса и в разных условиях (облегченных, нормальных и усложненных).

Метод сопряженных взаимодействий – основан на взаимосвязи развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Для этого используются специальные упражнения (в частности, с набивными мячами), направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их динамического соответствия биохимическим особенностям разучиваемых на занятии двигательных действий (элементов и частей техники конкретного двигательного действия).

Игровой метод – характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели. Он может использоваться для избирательного воздействия на отдельные физические способности занимающихся и комплексного совершенствования их двигательной активности.

Соревновательный метод – это специально организованные состязания с использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются условия для индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может применяться при воспитании физических качеств, совершенствование технических приемов, для стимулирования интереса и активизации занимающихся. При использовании этого метода у занимающихся  происходят самые высокие сдвиги в деятельности систем и функций организма.

Метод круговой тренировки – предусматривает выполнение серии упражнений (например, с набивными мячами) на специально подготовленных местах («станциях»). Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия на различные мышечные группы и физические способности занимающихся.

1.6. Возраст детей, сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста.

Срок реализации программы – 1 год (с сентября по май).

Возраст занимающихся от 4 до 7 лет.

1.7. Форма и режим занятий

Продолжительность занятий для детей от 4-5 лет 50 мин. в неделю (2 занятия по 25 минут), для детей от 5-7 лет 60 мин. в неделю (2 занятия по 30 минут). Итого 72 часа для каждой группы в год.

Занятия проводятся в спортивном зале в зимнее время и на спортивной площадке, на улице в осенний и весенний период.

1.8. Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты по реализации программы: укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе.

2. Учебно-тематический план реализации дополнительной образовательной программы

 

  №

         Раздел подготовки

Сентябрь

 Октябрь

  Ноябрь

 Декабрь

 Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

    Всего

   1

Теоретическая подготовка

  12

 1.1.

Футбол – одна из самых популярных  и  популярных и любимых игр в мире

  1

  1

  2

 1.2.

Учимся играть в футбол (о технике игры в футбол)

 1

  1

  2

 1.3.

Умейте нападать, умейте защищать! (Техника игры в футбол)

  1

  1

  2

 1.4.

Простейшие правила игры

  1

  1

  2

 1.5.

Как избежать травматизма

  1

 

  1

  2

 1.6.

Как достичь положительного результата

  1

  1

  2

  2

Практическая подготовка

 2.1.

ОФП

  2

  3

  3

  2

  2

  2

  3

  3

  3

23

 2.2.

СФП

  2

  1

  1

  2

  1

  2

  1

  1

  1

12

 2.3.

Техническая подготовка

  2

  2

  2

  2

  2

  2

  2

  2

  2

18

 2.4.

Тактическая подготовка

  1

  1

  1

  1

  4

 2.5.

Контрольные испытания

  1

  1

  1

  3

 2.6.

Медицинское обследование

Вне сетки часов

 2.7.

Восстановительные мероприятия

  В процессе УТЗ

                                                           Всего

  8

  8

  8

  8

  8

  8

  8

  8

  8

 72

  3.         Содержание дополнительной образовательной программы

См. приложение №1

4. Календарный учебный график

Учебный план рассчитан на 72 часа в учебный год.

Учебный план

№ п/п

Раздел подготовки

Часы

%

1

Теоретическая подготовка

12

17

2

ОФП

23

32

3

ОФП

12

17

4

Техническая подготовка

18

25

5

Тактическая подготовка

4

5

6

Контрольные испытания

3

4

                                             Всего

72

100

Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка состоят из бесед с детьми для знакомства с игрой футбол.

1 Беседа «Футбол – одна из самых популярных и любимых игр в мире»

2 Беседа «Учимся играть в футбол» (о технике игры в футбол)

3 Беседа «Умейте нападать, умейте защищаться!» (техника игры в футбол)

4 Беседа «Простейшие правила игры»

5 Беседа «Как избежать травматизма»

6 Беседа «Как достичь положительного результата»

Общая физическая подготовка

1. Строевые упражнения

2. Общеразвивающие упражнения с предметами

  • Упражнения с набивными мячами
  • Упражнения со скакалкой
  • Упражнения с малыми мячами

3. Акробатические упражнения

  • Обучения перекатам в группировке
  • Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега
  • Длинный кувырок вперед
  • Кувырки назад
  • Соединение нескольких кувырков
  • Перекаты и перевороты

4. Подвижные игры с мячом

  • «Горелки с мячом»
  • «Летучий мяч»
  • «Мяч с топотом»
  • «Круг»
  • «Зайчики»
  • «Наоборот»
  • «Колобок»

5. Силовые упражнения на основные мышечные группы

5.1. Мышцы плечевого пояса

  • Отжимание от пола
  • Подтягивания на низкой перекладине

5.2. Мышцы туловища

  • Поднимание туловища
  • Поднимание ног
  • Поднимание туловища и ног
  • «Лодочка»

5.3. Мышцы тазового пояса

  • Приседания
  • Выпрыгивание из глубокого приседа
  • Выпады вперед
  • Выпады назад
  • «Разножка»

Специальная физическая подготовка

  • Упражнения для развития быстроты
  • Упражнения для развития дистанционной скорости
  • Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому
  • Бег с изменением направления (до 180о)
  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
  • Выбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность
  • Упражнения для развития специальной выносливости
  • Упражнения для развития ловкости

Техническая подготовка

  • Техника передвижения игрока:

- ходьба в сочетании с бегом

- бег с изменением направле6ния

- бег с изменением скорости

- бег с приставным шагом

- бег спиной вперед

- бег с высоким подниманием бедра

- бег челночный

- защитная стойка

- прыжки на одной и на двух ногах

- прыжки вперед, назад и в стороны

  • Удар по мячу:

- внутренней стороной стопы по неподвижным и катящимся мячам

- удар серединой подъёма по неподвижным и катящимся мячам

- удар по неподвижному мячу: после прямолинейного бега; после зигзагообразного

- прямолинейное ведение и удар

- обводка стоек и удар

  • Остановка мяча:

- остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы

- остановка катящегося мяча подошвой

- остановка мяча, катящегося под разным углом

- остановка мяча, летящего, стопой, бедром

  • Ведение мяча:

- ведение внешней стороной подъёма

- ведение с разной скоростью и сменой направления

- ведение с обводкой стоек

Ведение с применением обманных движений

- ведение с последующим ударом в цель

- ведение после остановок разными способами

  • Передача мяча:

- передачи, выполняемые разными частями стопы

- передачи короткие и средние

- передача неподвижного мяча, передача катящегося мяча

Тактическая подготовка:

- «Открывание»

- передачи

- ведение и обводка

- удары по воротам

- обманные движения

Тактика нападения.

Тактика защиты.

5. Оценочные материалы

5.1. Способы определения результативности освоения дополнительной образовательной программы

Контрольные норматив по ОФП

Контрольные упражнения

Возраст

Оценка

3

4

5

мальчики

мальчик

мальчики

Бег – 30 м

5

8

7,8

7,6

6

7,4

7

6,8

7

6,6

6,2

6

Челночный бег

 30 м(5х6)

5

14,8

14,6

14,2

6

14,1

13,8

13,6

7

13,6

13,4

13,2

Прыжок в длину с места, см

5

75

80

85

6

88

100

110

7

100

110

123

Контрольные упражнения

Возраст

Оценка

3

4

5

девочки

девочки

девочки

Бег – 30 м

5

8,5

8,2

8,0

6

8,1

7,6

7,0

7

7,2

7,0

6,3

Челночный бег

 30 м(5х6)

5

17,0

16,7

16,2

6

16,6

16,2

15,8

7

16,2

15,7

15,2

Прыжок в длину с места, см

5

70

75

80

6

80

85

95

7

95

100

115

6. Материально- техническое и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  •  Ворота футбольные - 2 шт
  • Мячи футбольные – 15 шт
  • Свисток – 2 шт
  • Конусы – 20 шт
  • Насос – 2 шт

7. Список литературы

1. Э.Й. Адашкявичене, «Спортивные игры и упражнения в детском саду», г. Москва

2. М.А. Годик, Г.Л. Бороздов, Н.В. Котенко, В.Н. Малышев, Н.А. Кулин, С.А. Российский, «Типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва», г. Москва 2011 г.

3. А. Заваров, «Уроки для профессионала для начинающих», СПБ «Питер», 2010 г.

4. Я.Качани, Л. Горский, «Тренировка футболистов», г. Братислава, 1984 г.

5. М.Кук, «Самый популярный учебник футбола. Тренировочные программ и упражнения от ведущих тренеров мира», г. Москва «АСТ» «Астрель», 2009 г.

6. М.Кук, «Упражнения для юных футболистов», г. Москва «АСТ» «Астрель», 2007 г.

8. Г.В. Монаков, «Подготовка футболистов», г. Москва, 2007 г.

9. В.С. Родиченко, «Твой олимпийский учебник», г. Москва, «Физкультура и спорт, 2008 г.

10. Ж.Л. Чесно, «Обучение базовой темнике», г. Москва, «ТВТ Дивизион», 2006 г.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»

Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...

Инновационные технологии и методики физкультурной направленности: "Веселые физкультуринки"

Как приучить ребенка к физкультуре. В этом помогут "Веселые физкультуринки", которые помогут не только укрепить здоровье детей, но и в игравой форме помогут расскрыть таланты. А главное, что...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые затеи через поисковую деятельность»

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком....

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурной направленности "Веселые ступеньки"

Степ аэробика уникальна в своем роде: особых приспособлений не надо, достаточно шаговой скамейки и мяча. Мяч подойдет любой от теннисного, до футбольного....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая акварелька»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Веселая акварелька»...