Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Волшебные пальчики"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Рисование – очень интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого, разнообразными способами с использованием разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnye_palchiki.docx | 63.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Березка»,
филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
(Детский сад «Березка», филиал Детского сада «Светлячок»)
СОГЛАСОВАНО: На педагогическом совете Протокол от __________ № 3 | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № __ от ___________ Директор филиала Детского сада «Березка», филиала Детского сада «Светлячок» _____________________Т.П. Саерова |
«Волшебные пальчики»
дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
Возраст обучающихся: 2-3 года
Срок освоения программы: 1 год
Объем программы: 94 часа
Разработчик: Карманова Светлана Юрьевна,
воспитатель
г. Заводоуковск, 2022
Содержание
I. Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
II. Цель, задачи программы, планируемые результаты……………………………...………...4
III. Содержание программы……………..………………………………………………………5
- Учебный план…………………………………………………………………………….5
- Календарно-учебный график……………………………………………………………5
- Содержание учебного плана…………………………………………………………6-15
IV. Формы контроля и оценочные материалы…………..…………………………...……….16
V. Условия реализации программы…………...………………………………………………18
- Методический материал…………………………………………………………….….18
- Материально-техническое обеспечение………………………………………………19
- Информационное обеспечение……………………...…………………………………19
- Кадровое обеспечение………………………………………………………...………..19
VI. Литература………………………………………………………………………………….20
- Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок"
В.А. Сухомлинский
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности. В раннем возрасте значимым и актуальным видом деятельности является рисование.
Рисование – очень интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого, разнообразными способами с использованием разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, эстетические эмоции.
Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится.
Изобразительная деятельность способствует развитию у ребёнка не только пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, мышления, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, но и развивает мелкую моторику рук, что очень важно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Как правило, ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, быстрее формируются навыки письма.
Актуальность программы «Разноцветные пальчики» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.
В процессе работы по программе «Волшебные пальчики» учитывается:
возраст обучающихся 2-3 года;
сроки реализации программы - 1 год;
режим занятий: 8 часов в месяц, 2 раз в неделю;
длительность занятий: 10-15 минут для детей 2-3 лет.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания данной программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Для реализации программы используются следующие формы работы:
- Групповая
- Подгрупповая
- Индивидуальная
- Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования – пальчиками и ладошками;
- учить самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони;
Развивающие:
- развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами;
- воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков;
Планируемый результат:
В результате реализации программы:
- разовьют абстрактное и пространственное мышление, координацию, мелкую моторику рук;
- разовьют воображение, фантазию, творческий интерес к занятиям продуктивными видами деятельности;
- будут уметь работать быстро, согласованно;
- познакомятся с различными видами изобразительного искусства;
- научатся выделять основные части предмета, определять их форму;
- овладеют навыками аккуратности;
- Содержание программы
- Учебный план
№ п\п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Пальцеграфия | 77 | - | 77 | Выставка работ |
2 | Ладоневая живопись | 10 | - | 10 | Выставка работ |
3 | Коллективная работа | 7 | - | 7 | Выставка работ |
Дисциплины | Трудоемкость (кол-во час) | Формы аттестации | |||
1 год обучения | |||||
Всего | Теория | Практика | |||
Пальцеграфия | 77 | - | 77 | Выставки | |
Ладоневая живопись | 10 | - | 10 |
- Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
2022-2023 | 01.09.2022 | 31.08.2023 | 46 | 94 | 15 минут |
- Содержание учебного плана:
Месяц | Тема | Программное содержание | Оборудование | Количество часов |
Сентябрь | «Яблоки на тарелке» | Учить детей набирать краску на палец. Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура. | Гуашь красного цвета, бумага с трафаретом яблока, салфетки | 1 |
Сентябрь | «Ягодки на тарелке» | Учить детей набирать краску на палец. Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура. | Гуашь красного цвета, бумага с трафаретом тарелки, салфетки | 1 |
Сентябрь | «Нарисуй что-нибудь» (диагностика) | Педагогическая диагностика Учить детей набирать краску на палец. Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура. | Мисочки с гуашью, плотная бумага, салфетки | 1 |
Сентябрь | «Дорисуй» | Учить определять чего не хватает в изображенном предмете (усы у кошки, колеса у машины),закрепить знание цвета; учить определять центр, распределять рисунок по всей поверхности, соблюдать ритм, развивать глазомер, воображение; | Мисочки с гуашью, плотная бумага, салфетки | 1 |
Сентябрь | «Что можно нарисовать пальчиками» | Учить детей выделять части рисунка и определять их форму и расположение; самостоятельно рисовать фигуры разной формы для создания различных рисунков. Развивать ассоциативное мышление, творчество. | Мисочки с гуашью, плотная бумага, салфетки | 1 |
Сентябрь | Ягодка-малинка | Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественной выразительности. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в рисунках. Сенсорика – красный цвет. | Гуашь красного цвета, бумага с трафаретом ягоды малины, салфетки | 1 |
Сентябрь | Ягодка-клубничка | Учить детей набирать краску на палец. Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура. | Гуашь красного цвета, бумага с трафаретом ягоды клубники, салфетки | 1 |
Сентябрь | Ягодка-ежевика | Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественной выразительности. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в рисунках. Сенсорика – красный цвет. | Гуашь синего цвета, бумага с трафаретом ягоды ежевики, салфетки | 1 |
Октябрь | «Мухомор» | Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки | Гуашь красного, белого цвета, бумага с трафаретом гриба, салфетки | 1 |
Октябрь | «Гриб боровик» | Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; -отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки | Гуашь коричневого цвета, бумага с трафаретом гриба, салфетки | 1 |
Октябрь | «Листья клена» | Познакомить с оранжевой краской. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественной выразительности. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в рисунках. | Гуашь оранжевого цвета, бумага с трафаретом листа клена, салфетки | 1 |
Октябрь | «Листья дуба» | Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки | Гуашь коричневого цвета, бумага с трафаретом листа дуба, салфетки | 1 |
Октябрь | «Падают, падают листья…» (коллективная работа) | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие, вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. | Мисочки с гуашью, лист ватмана, салфетки | 2 |
Октябрь | «Мой любимый дождик» | Формировать навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. | Гуашь синего цвета, плотная бумага, салфетки | 1 |
Октябрь | «Горошинки на зонтике» | формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук. | Гуашь, бумага с трафаретом зонтика, салфетки | 1 |
Ноябрь | «Чашечка для кукол» | Формировать навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. | Гуашь, бумага с трафаретом чашечки, салфетки | 1 |
Ноябрь | «Тарелки для кукол» | Формировать навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать творческое воображение | Гуашь, бумага с трафаретом тарелки, салфетки | 1 |
Ноябрь | «Расписная ложка» | Формировать навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать творческое воображение | Гуашь, бумага с трафаретом ложки, салфетки | 1 |
Ноябрь | «У самовара» | Формировать навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать творческое воображение | Гуашь, бумага с трафаретом самовара, салфетки | 1 |
Ноябрь | «Морковка» | Формировать навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать творческое воображение, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Гуашь оранжевого цвета, бумага с трафаретом моркови, салфетки | 1 |
Ноябрь | «Огурец» | Формировать навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать творческое воображение, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Гуашь зеленого цвета, бумага с трафаретом огурца, салфетки | 1 |
Ноябрь | «Виноград» | Формировать навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать творческое воображение, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Гуашь синего цвета, бумага с трафаретом винограда, салфетки | 1 |
Ноябрь | «Груша» | Формировать навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать творческое воображение, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Гуашь желтого цвета, бумага с трафаретом груши, салфетки | 1 |
Декабрь | «Игрушка пирамидка» | Учить равномерно распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Гуашь, бумага с трафаретом пирамидки, салфетки | 1 |
Декабрь | «Мой веселый мячик» | Учить равномерно распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость
| Гуашь, бумага с трафаретом мячика, салфетки | 1 |
Декабрь | «Спортивные кегли» | Учить равномерно распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Гуашь, бумага с трафаретом кеглей, салфетки | 1 |
Декабрь | «Кубики» | Учить равномерно распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость
| Гуашь, бумага с трафаретом кубиков, салфетки | 1 |
Декабрь | «Снег кружится» | Формировать умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик | Мисочки с гуашью, плотная бумага голубого цвета, салфетки | 1 |
Декабрь | «Снеговик» | Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Гуашь белого цвета, черная бумага с трафаретом снеговика, салфетки | 1 |
Декабрь | «Новогодняя елочка» (рисование ладошками) | Учить рисовать ладошками елочку. Украшать елочку гирляндами из фонариков. Развивать цветовое восприятие, вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. | Ватман, гуашь зеленого, желтого, красного, синего цвета, салфетки | 2 |
Январь | «Маленькой ёлочке холодно зимой» | Формировать умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | Мисочки с гуашью, плотная бумага, трафарет елочки, салфетки | 1 |
Январь | «Птицы клюют ягоды» | Формировать навыки рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции | Гуашь красного цвета, бумага с нарисованной птичкой, салфетки | 1 |
Январь | «Рябинка» | Учить рисовать на ветке ягодки. Развивать цвет восприятие, чувство композиции | Гуашь красного цвета, бумага с нарисованной кистью рябины, салфетки | 1 |
Январь | «Белый зайка» | Формировать умение рисовать пальчиками. Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Гуашь белого цвета, листы бумаги с трафаретом животного, салфетки | 1 |
Январь | «Рыжая лисичка» | Формировать умение рисовать пальчиками. Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Гуашь оранжевого цвета, листы бумаги с трафаретом животного, салфетки | 1 |
Январь | «Мишка косолапый» | Формировать умение рисовать пальчиками. Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Гуашь коричневого цвета, листы бумаги с трафаретом животного, салфетки | 1 |
Февраль | «Рукавички» | Формировать умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Февраль | «Зимняя шапочка» | Формировать умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением шапочки, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Февраль | «Теплый шарфик» | Формировать умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением шарфика, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Февраль | «Валеночки» | Формировать умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением валенок, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Февраль | «Кораблик для папы» | Совершенствовать технику рисования пальцами. Развивать чувство ритма и цвета. | Лист бумаги с изображением кораблика, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Февраль | «Красная звезда» | Совершенствовать технику рисования пальцами. Развивать чувство ритма и цвета. | Лист бумаги с изображением звезды, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Февраль | «Флажок» | Совершенствовать технику рисования пальцами. Развивать чувство ритма и цвета. | Лист бумаги с изображением флажка, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Февраль | «Самолет» | Совершенствовать технику рисования пальцами. Развивать чувство ритма и цвета. | Лист бумаги с изображением самолета, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Март | «Сердечко для мамы» | Совершенствовать технику рисования пальцами. Развивать чувство ритма и цвета. | Лист бумаги с изображением сердечка, гуашь красного цвета, салфетки | 1 |
Март | «Красивая салфеточка» | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства | Лист бумаги цветная гуашь, салфетки | 2 |
Март | Веточка мимозы | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Лист бумаги с изображением веточки мимозы, гуашь желтого цвета, салфетки | 1 |
Март | Бусы для мамы | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Лист бумаги с изображением ниточки, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Март | Аленький цветочек (рисование ладошками) | Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. | Лист бумаги цветная гуашь, салфетки | 1 |
Март | «Цветик-семицветик» (коллективная работа» | Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Радоваться полученному результату | Ватман А1, цветная гуашь, салфетки | 2 |
Апрель | «Осьминожки». (рисование ладошками и пальчиками) | Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками ,развивать чувство композиции. -.Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках. | Лист бумаги цветная гуашь, салфетки | 2 |
Апрель | «Жили у бабуси». (рисование ладошками) | Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность; Воспитывать нравственное отношение к птицам домашним через изображение их образов в нетрадиционных техниках; | Лист бумаги цветная гуашь, салфетки | 2 |
Апрель | «Солнышко лучистое» (коллективная работа) | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Ватман А1, гуашь желтого цвета, салфетки | 1 |
Апрель | Огонек невеличка (рисование ладошками) | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – огонек. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Лист бумаги цветная гуашь, салфетки | 1 |
Апрель | «Капель» | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Лист бумаги с изображением сосулек, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Апрель | «Солнышко» | Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Лист бумаги с изображением солнышка, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Май | «Цветочек» | Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Лист бумаги с изображением цветка, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Май | «Воздушные шарики» | Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. | Лист бумаги с изображением воздушного шарика, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Май | «Салют» | Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. | Лист бумаги цветная гуашь, салфетки | 1 |
Май | «Бабочка» | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Лист бумаги с изображением бабочки, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Май | «Гусеница» | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Лист бумаги с изображением гусеницы, гуашь зеленого цвета, салфетки | 1 |
Май | Божья коровка» | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Лист бумаги с изображением божьей коровки, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Май | «Весенняя полянка» (коллективная работа) рисование пальчиками, ладошками | Дети совместно с педагогом создают коллективную работу с использованием разных техник. | Лист бумаги цветная гуашь, салфетки | 2 |
Июнь | «Котик» | Развивать воображение, творческую фантазию, речь. Расширять представления об окружающем мире | Лист бумаги с изображением котика, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июнь | «Жираф» | Развивать воображение, творческую фантазию, речь. Расширять представления об окружающем мире | Лист бумаги с изображением жирафа, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июнь | «Рыбка» | Развивать воображение, творческую фантазию, речь. Расширять представления об окружающем мире | Лист бумаги с изображением рыбки, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июнь | «Веселое личико» | Развивать воображение, творческую фантазию, речь. Расширять представления об окружающем мире | Лист бумаги с контуром лица, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июнь | «Красивый заборчик» | Развивать воображение, творческую фантазию, речь. Расширять представления об окружающем мире | Лист бумаги с изображением рыбки, цветная гуашь, салфетки | 2 |
Июнь | «Рисуем радугу» | Закрепить знание цветов, радоваться полученному результату. | Лист бумаги с изображением радуги, цветная гуашь, салфетки | 2 |
Июль | «Зеленый листочек | Закреплять навык рисования пальчиками, закреплять знания цветов, радоваться полученному результату. | Лист бумаги с изображением листочка, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июль | «Яблоко для друга» | Закреплять навык рисования пальчиками, закреплять знания цветов, радоваться полученному результату. | Лист бумаги с изображением яблока, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июль | «Конфета для друга» | Закреплять навык рисования пальчиками, закреплять знания цветов, радоваться полученному результату. | Лист бумаги с изображением конфеты, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июль | «Подарок для друга» | Закреплять навык рисования пальчиками, закреплять знания цветов, радоваться полученному результату | Лист бумаги с изображением подарочной коробки, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июль | «Кошечка» (рисование ладошками) | Закреплять навык рисования ладошкой, закреплять знания цветов, радоваться полученному результату | Бумага, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июль | «Цветные ладошки» (рисование ладошками) | Формировать умение получать удовольствие от рисования. Закреплять навык рисования ладошкой, закреплять знания цветов, радоваться полученному результату | Бумага, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июль | «Одуванчик» (рисование пальчиком и ладошкой) Диагностика | Формировать умение получать удовольствие от рисования. Закреплять навык рисования ладошкой и пальчиком, закреплять знания цветов, радоваться полученному результату | Бумага, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Июль | «Цыплята на лугу» (рисование пальчиком и ладошкой) | Формировать умение получать удовольствие от рисования. Закреплять навык рисования ладошкой и пальчиком, закреплять знания цветов, радоваться полученному результату | Бумага, цветная гуашь, салфетки | 1 |
Август | Раскраски «Рисуем пальчиками» | Формировать умение получать удовольствие от рисования. Закреплять навык рисования ладошкой и пальчиком, закреплять знания цветов, радоваться полученному результату | Бумага, цветная гуашь, салфетки, раскраски. | 8 |
- Формы контроля и оценочные материалы:
Формы контроля
- наблюдение;
- выставки;
-ежегодный мониторинг успешности работы по дополнительной общеразвивающей программе;
-мониторинг степени удовлетворенности родителей по дополнительной общеразвивающей программе.
Критерии отслеживания освоения программы:
Для проведения психолого-педагогического обследования детей используются следующие методики:
- Методика «Нарисуй что-нибудь»
Целью является выявление уровня развития продуктивного воображения.
Данная методика заключается в том, что, ребенку дается лист бумаги (формат А4), краски и предлагается придумать и нарисовать то, что он любит больше всего. Ребенку дается инструкция «вместо кисточек нужно рисовать пальчиками», затем показывается как это нужно делать. Время проведения – 5 минут. Повторы рисунка оцениваются одним баллом.
Обработка результатов:
Качество рисунка оценивается по следующим критериям:
5 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.
4 балла - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.
3 балла - ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление.
2 балла - ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.
0-1 балл - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего нарисовать или нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
- Методика «Неполные фигуры»
Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения детей и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующими элементами, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребёнок воспринимает предлагаемые тест фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Этот метод состоит в том, что ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Время не ограничено. При проведении методики дается инструкция: «Посмотри на этот лист. Здесь нарисованы части фигур. Дорисуй их так, чтобы получилась картинка».
Перед тем как начать обследования, для того чтобы ребенок понял инструкцию, проводится предварительная работа, которая заключается в том, что экспериментатор на глазах у ребенка, рисует квадрат и круг и дорисовывает одну из фигур, далее предлагает ребенку продолжить и дорисовать вторую, после того как ребенок понял инструкцию экспериментатор предлагает заготовленные заранее шаблоны (бумага формат А4 с изображенными кругами). Дети рисуют пальчиками.
Количественная оценка результатов обследования:
5 баллов - дорисовывает обе фигуры, не смотря на пример;
4 балла - дорисовывает только одну фигуру, не смотря на пример;
3 балла - дорисовывает обе фигуры смотря на пример, либо одну фигуру самостоятельно, а другую, опираясь на образец;
2 балла - дорисовывает одну фигуру, смотря на пример
0-1 балл - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего нарисовать или нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
- Методика - «Бусы для мамы»
Данная методика заключается в том, что, нарисовать отпечатками большого пальца «бусинки» на листе в произвольном порядке и предложите ребенку «надеть» их на ниточку, нарисовав пальчиком полоску от одного кружка к другому. В результате данной методики выявляется развитие творческого воображения. Время не ограничено.
Количественная оценка результатов обследования:
5 баллов - ребенок нарисовал бусы, затем «соединил» их ниточкой . Детали и образы рисунка тщательно проработаны, рисунок красочный, чёткий;
4 балла - ребенок нарисовал бусы, затем «соединил» их ниточкой. Детали рисунка проработаны не плохо, нет цветового разнообразия;
3 балла - ребенок нарисовал бусы, затем «соединил» их ниточкой. Рисунок выполнен одним цветом, детали проработаны плохо;
2 балла - ребенок нарисовал бусы, но не «соединил» их ниточкой. Рисунок выполнен одним цвета, не различаются четкие границы;
1 балл - ребенок нарисовал либо бусы, либо ниточку. Фантазия просматривается слабо. Рисунок расплывчат, цвета некрасиво смешаны, либо одноцветно;
0 баллов - ребенок не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
5 баллов - очень высокий;
4 балла - высокий;
3 балла - средний;
2 балла - низкий;
0-1 балла - очень низкий.
- Условия реализации программы:
- Методические материалы:
Работа по данной программе осуществляется в 3 этапа:
- Аналитико-диагностический этап: изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
- Практический этап: составление перспективных планов работы, разработка конспектов занятий, организация выставок детских работ.
- Обобщающий этап: анализ результатов.
Методы и приёмы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
- наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкции.)
Основные педагогические принципы:
- От простого к сложному;
- Развивающего обучения;
- Наглядности;
- Самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
- Доступности;
- Творческой активности;
- Рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм обучения.
Условия реализации программы:
- Наличие материально-технического обеспечения;
- Систематичность посещения кружка «Волшебные пальчики»;
- Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
- Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.
Направления работы:
- изготовление творческих работ в нетрадиционной технике рисования пальчиками и ладошками;
- изготовление открыток к праздникам.
Структура занятия:
- Организационный момент (1 мин)
- Объяснение и показ работы (3 мин)
- Практическая работа (8 мин)
- Анализ занятия (3 мин)
Требования техники безопасности по рисованию:
- Выполнять все действия только по указанию педагога.
- Вытирать руки салфеткой после работы
- Материально-техническое обеспечение:
Групповая комната
Инструменты:
- Белая бумага
- Тонированная бумага
- Ватман
- Влажные салфетки
- Гуашь
- Клеенки
- Емкости для гуаши
- Информационное обеспечение
Фото иллюстраций, нарисованных в технике рисования пальчиками и ладошками, раскраски, фотоальбом с рисунками, мультимедийные презентации, фоновая музыка, видеоролики.
m.youtube.com
https://avatars.mds.yandex.net/get-vthumb/4033434/0312151b7b8541e36ef0eaea0c3308ff/564x318_1 – обучающие видеоролики
infourok.ru - Рисование пальчиками
azbuka.ru – Всё о пальчиковом рисовании.
- Кадровое обеспечение
Педагог первой квалификационной категории
- Список литературы
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30т сентября 2020 года).
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226).
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.)
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская.– М.: Просвещение, 1987.
- Неволина Н.А. Пальчиковая живопись. М.: 2011.
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н. А. Ветлугиной.– М.: Просвещение, 1980.
- Материалы интернета: www.maam.ru, www.nsportal.ru, www.infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Говорящие пальчики»
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Ловкие пальчики» (оригами) для детей ЗПР
Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительн...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Разноцветные пальчики»
Актуальность программы, в том, что изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятел...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные пальчики»
Направленность программыНаправленность программы художественно-эстетическая: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и спо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения....