Самообразование Тема: "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, через обыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций, в режимных моментах и культурных практик".
методическая разработка (средняя группа)

Аксёнова Наталья Борисовна

Актуальность темы по самообразованию

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

Многие учёные, занимающиеся проблемой формирования культуры поведения, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия "культура поведения" особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.

Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие.

Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx67.55 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

Тема: "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста,   через обыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций,                                   в режимных моментах и культурных практик".

Актуальность темы по самообразованию

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

Многие учёные, занимающиеся проблемой формирования культуры поведения, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия "культура поведения" особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.

Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие.

Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.

Целью программы по самообразованию является  формирование основы ценностного отношения к себе и другим, взрослым и сверстникам.

Задачи:

1.Развивать  потребность детей к использованию правил столового этикета.

2. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, прививать культуру общения.

3. Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию у детей правил культуры поведения.

Перспективный план работы.

Содержание деятельности

Сроки реализации

1.Составление плана по самообразованию.

2.Изучение литературы по выбранной теме самообразования, использования методики «Хорошие манеры», автор-Наталья Крылова, направленная на изучение детского этикета.

Сентябрь

1.Оформление уголка по этикету, пополнение его атрибутами, материалом, дидактическим пособием.

2.Знакомство детей с уголком «Этикет для малышей».

3. Аналитико-диагностический мониторинг степени устойчивости познавательного интереса детей.

4. Выявить отношение родителей к изучению этикета для детей (анкетирование).

5.Разработка плана по работе с детьми и родителями.

Октябрь

1.Ознакомление родителей с целями и задачами, проблеме по теме этикета для детей (консультации, буклеты, памятки).

2. Привлечение родителей к организации уголка «Культуры общения и поведения со сверстниками».

Ноябрь

1.Изучение научно- методической литературы и интернет ресурсы (опыта коллег).

2. Оформление картотеки « Культура поведения со сверстниками», для детей дошкольного возраста (4-5лет).

Декабрь

1.Разработка и проведение проекта: «Праздник красивого застолья», «Путь к успеху».

2.Консультация для родителей: «Значение развития этикета для детей», «Дети зеркало своих родителей».

Январь

1. Обыгрывание сюжетных моментов с детьми «Культура поведения за столом», «В гости к Маше», «Давайте жить дружно».

2. Консультация для родителей: «Этикет для дошкольников».

Февраль

1. Обыгрывание сюжетных моментов с детьми «День добрых дел», «День вежливости».

2.Консультация для родителей: «Что такое этикет?».

Март

1. Обыгрывание сюжетных моментов с детьми «В стране вежливых слов и добрых поступков», «Если хочешь быть здоров, правильно питайся».

 2. Презентация для родителей «Азбука этикета в детском саду и дома».

Апрель

1.Составление отчёта по самообразованию. Разработка и создание презентации «Итоги года».

Заключительный мониторинг степени устойчивости познавательного интереса детей.

Май


Приложение

Ожидаемый результат:

 Воспитание нравственных и эстетических качеств; привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения; развитие личности ребенка, умения продуктивно взаимодействовать с другими людьми; снижение агрессивности; овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

После завершения проекта воспитанники смогут: Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета. Уважать старших.

Перед началом работы над проектом проводилось родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения. «Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример».

Определение понятия культуры поведения "этикет"

Поведение - это образ жизни и действий. В глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Появился этикет - установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественном месте, манерах и внешнем облике человека. Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, воспитательную функции. Этикет - неотъемлемая часть культуры поведения. Существует множество определений понятия "культура поведения". Так, например, в педагогическом словаре: Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.

С.В. Петерина культуру поведения дошкольника рассматривает как "совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности". Здесь, под термином "культура поведения" мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. 

В содержании культуры поведения дошкольников С.В. Петерина условно выделяет следующие компоненты:

·культура деятельности,

·культура общения,

·культурно-гигиенические навыки и привычки.

Рассмотрим сущность составляющих элементов культуры поведения, что позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение.

Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребёнка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.

Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений, задача воспитателя - расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе.

Сформированность культуры поведения у детей дошкольного возраста ярко проявляется в отношениях к:

окружающим людям;

сверстникам и взрослым;

природе;

себе;

обязанностям;

труду и т.д.

Итак, воспитание у дошкольников культуры поведения является продолжением и одним из аспектов работы по воспитанию гуманного отношения к людям, которое проявляется в коллективных взаимоотношениях.

Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть опрятными; следить за своей позой, осанкой; владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания. 

Культура поведения - показатель воспитанности ребенка 

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество нужно начинать с дошкольного возраста.

Начало воспитания всех этих сторон поведения лежит в дошкольном детстве. И с этим нельзя опоздать, ибо с ранних лет ребенок вступает в отношения с окружающими людьми, у него формируются первые элементарные знания и действия, отражающие внимание к взрослым и сверстникам, уважение к ним, проявляется общая воспитанность ребенка.

Начинается воспитание культуры поведения у маленьких детей с самых доступных конкретных навыков. Ведь нельзя не учитывать, что накопление нравственных представлений происходит у малыша медленнее, чем усвоение внешних форм поведения. Поэтому-то и начинать приходится с воспитания у маленького ребенка этих внешних форм культуры, одновременно создавая предпосылки для нравственного их осмысления. Необходимо иметь в виду взаимодействие и взаимозависимость внешних и внутренних форм поведения. Если от детей требуют соблюдения внешних форм поведения, то непременно в какой-то мере влияют и на их внутренний мир. Тем более если мы прививаем им внутреннюю культуру, то обязаны научить их и внешним формам ее выражения, которые даже тогда, когда еще они не совсем осмыслены малышами, все же дисциплинируют, подтягивают, обязывают к сдержанности. А если отрицательные способы поведения укореняются, то постепенно огрубляют, обедняют и его внутренний мир. Пренебрегая или запаздывая с формированием у дошкольников внешних форм поведения, можно упустить воспитание внутренней культуры.

Стремясь сформировать у дошкольников настоящую воспитанность, взрослый непременно подмечает, что, например, обращаясь к маме своего товарища, мальчик назвал ее "тетя Маша", а не по имени и отчеству, что вошел в кабинет заведующей или врача, не спросив разрешения, что, встретившись в дверях со взрослым, поторопился проскользнуть первым, что вышел из-за стола, не прожевав пищу, и т.д. Он учит детей, как поступать в подобных случаях, так как они часто просто не знают, как вести себя.

Рассмотрим разные стороны проявления культуры поведения.

Воспитание культуры внешнего вида связано с формированием культурно-гигиенических навыков. В чем же состоит связь культуры и гигиены? Детям двух, трех лет прививают навыки личной гигиены: мыть руки перед едой и после любого загрязнения, воспитывая потребность в чистоте; пользоваться носовым платком, салфеткой. Это как бы одна сторона воспитания. Но в процессе формирования таких навыков воспитывается культура внешнего вида, потребность в чистоте, аккуратности, опрятности. Предупреждаются проявления неряшливости, безразличия к виду своего костюма, обуви, прически.

Дети за столом. И вновь находятся они рядом со сверстниками. И здесь так же существует тесная связь между навыками приема пищи и навыками культуры поведения среди людей. Надо приучать детей пользоваться столовыми приборами, есть бесшумно, брать пищи понемногу и тщательно прожевывать ее, правильно сидеть, немного наклоняться над тарелкой, чтобы не испачкать костюм, не болтать ногами, при необходимости обращаться к взрослому, вполголоса.

Культура поведения среди сверстников проявляется в умении обратиться с просьбой, попросить извинения в случае нечаянной оплошности, причинившей неприятность другому, отклонить просьбу друга, пользуясь при этом этичными формами выражения невозможности ее выполнить. Взрослый знакомит детей с общепринятыми правилами, регулирующими поведение, помогает им осмыслить, как надо вести себя со взрослыми, сверстниками, и дома, и в детском саду, и в общественных местах, на улице. Правила являются для детей ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения.

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать ее одним из признаков воспитанности. И не зря стало крылатым выражение: "Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость выражается в умении общаться с окружающими людьми. Это воспитывается у детей всей атмосферой детского сада и семьи, окружающим взрослыми. И взрослому следует помнить золотое правило: только вежливость рождает вежливость.

Взрослый добивается, чтобы вежливость детей основывалась на искренности доброжелательности, уважении к окружающим. Иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он подает стул вошедшему взрослому, а обращаясь к воспитателю, произносит обязательное "пожалуйста". Этого мало. Надо, чтобы любое проявление вежливости стало для растущего человека осознанной необходимостью.

Деликатность. Человек, обладающий этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не станет задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство. Основы деликатности формируются в детстве. Ребят приучают мягко отклонять предложение сверстника, если оно не соответствует их планам или интересам, но при этом не допуская насмешек по поводу высказанного предложения, объясняют, как дружелюбно разъяснить сверстнику его ошибку, учат признаваться в своей оплошности, просить извинения за доставленное неудобство.

Культура отношения к взрослым. Культура поведения проявляется у детей в их отношении к взрослым: в уважении к ним, их просьбам, в умении выслушивать взрослых, не перебивая, благодарить за помощь, совет, услугу; детей приучают называть взрослых по имени-отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, не вступать в общение без необходимости,

Если педагог внимателен к выполнению детьми правил поведения, не допускает отклонения от них, то вскоре они становятся для детей нормой.

И вежливость не только проявляется в умении здороваться или прощаться, извиняться или благодарить, но и становится способом выражения доброжелательности, общительности, уважения к окружающим.

Нормы и правила поведения детей дошкольного возраста 

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.

Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива.

Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах

 Средняя группа

Дети подросли, овладели рядом навыков культурного поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию у ребят навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется.

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.

Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам, няням.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.

Число подобных бесед невелико: пять-семь в год т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержания воспитателям функциям.

Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следует заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искреннее оценки: педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в состоянии оценивать поведение свое на окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др. Названые темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме и т.п. Важно чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса, без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности, которые приобрели дети в предыдущих группах.

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

Первый день новой, старшей группы. Групповые помещения оформлены по-праздничному. Так было прежде и при переходе детей во II младшую группу и в среднюю. Отличие – в более серьезном и доверительном тоне беседы воспитателя.

Он не только показывает детям все помещения, но и организует просмотр работ детей, перешедших в подготовительную группу, рассказывает им, как они трудились, играли, как были должны. Вместе с детьми воспитатель размышляет, как лучше все расставить в комнатах группы. В тоже время он содействует веселому настроению детей, их радостному общению друг с другом, знакомству с новинками. А когда прием новичок завершен, можно организовать развлечение с участием всех детей и сотрудников.

Подготовительная группа

Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения – более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

Названные задачи конкретизированы в соответствующих разделах «Программы воспитания и обучения в детском саду». «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Воспитание навыков культуры поведения», «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений» и др.

Для обеспечения органической преемственности между детским садом и школой в нравственном воспитании очень важен высокий уровень воспитанности в широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений детей начальная школа справедливо рассматривает как главный результат нравственного воспитания ребенка в предшествующий период; именно на этом фундаменте в начальных классах происходит дальнейшие развитие новых форм нравственного поведения.

От достигнутого воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств первоклассника затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитания в годы дошкольного детства обеспечивает первокласснику естественное, без особых усилий поддержания порядка портфеля, на рабочем месте и тем самым экономит время для учебной деятельности.

Многие учителя начальных классов нередко сетуют на то, что у первоклассника можно отметить «леность ума». Неприученность к настойчивости в овладении знаний, и стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточится – это серьезная проблема. Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата – одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной к школе группе детского сада.

Хорошим средством для привития этого качества служат коллективная чтения с последующим пересказом содержания прочитанной сказки, басни и т.д. Это очень помогает воспитанию ребенка, готовящегося к обучению в школе, формированию навыков учебной деятельности.

Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как и в предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Важно отметить, что в работе с детьми этой группы надо предусмотреть, чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений жизненных различных ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретает задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга они позволяют формировать нравственный мир старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения.

Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог формирует этические понятия культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.

Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за поступками детей. Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д.

Воспитание – творческий процесс, поэтому предусмотреть и планировать работу на две недели, месяц и т.д. без анализа предшествующих дневниковых записей невозможно.

Продуманное использование многовариантных связей позволяет «красной нитью» провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на занятиях, игры, музыкальную, изобразительную и др. виды деятельности детей. Конкретная реализация взаимосвязи воспитательного процесса – самостоятельная деятельность.

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует духовного мира ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.

На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены некоторые игры-занятия, игры-упражнения. В зависимости от их конкретного содержания усваиваются различные правила или их сочетания (мой руки перед едой, правильно пользуйся носовым платком и т.п.).

При этом воспитатель должен неустанно подчеркивать социальное значение правил аккуратности, их выполнение – это признак и уважения к близким, вообще к окружающим.

 

 За основу своего самообразования решила взять три направления: Культура еды, культура общения, работа с родителями. В каждом направлении  определила задачи, тематику и содержание работы,  как с детьми, так и с взрослыми.

Направление

Показатели

методы

Культура еды

Формировать навыки культурного поведения за столом;  развивать умение правильно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами.

Показ, дидактические игры, наглядный материал, этические беседы, игры -соревнования, развлечения.

Культура общения

Формировать качества, как отзывчивость, справедливость и скромность; учить доброжелательно оценивать поступки других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться сообща;

учить выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Художественное слово, наглядный материал, традиции группы, этические беседы, игровые упражнения, сюжетно-ролевая игра, ТСО, развлечения

Работа с родителями

Познакомить родителей с правилами этикета, привлечь к совместной работе по воспитанию у детей правил культурного поведения

Папки-передвижки, посещение на дому, индивидуальные беседы, дни открытых дверей.

  Культура еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.  Умение вести себя за столом одна из характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:

  • На столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка.
  • За столом сидим с чистыми руками.
  • Нельзя класть локти на стол во время еды.
  • Есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
  • Застолье проходит без окриков и резких замечаний.
  • Правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками.
  • Обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Постепенно в игровой и шутливой форме ребенку внушалась разумность этих правил, и  доводилось до их сознания. Для этого были подобраны ряд дидактических игр по формированию столового этикета: «Поведения за столом», «Путешествие в королевство столовых приборов», «К нам пришли гости», «Угощение».  Использовался плакат: «Правило поведения за столом».  Красиво накрытый стол создает особое настроение.  Детям, которые дежурят по столовой, чтобы легче запомнить и добиться красивой сервировки стола предлагалась схема: «Как правильно накрыть стол». Не следует заставлять ребенка заучивать правила сервировки, он обязательно запомнит их при постоянном и заинтересованном участии в это деле. Важно, чтобы ребенок понял, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья под рукой находилось все необходимое для еды. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Для закрепления навыков и умений был организован «Праздник красивого застолья». Перед воспитанниками поставлена задача: есть красиво и правильно, мальчикам ухаживать за девочками. Лучшему участнику праздничного застолья, самому аккуратному, старательному и внимательному кавалеру, самой красивой даме, знатоку столового этикета, были вручены поощрительные призы. В результате проведенной работы, дети освоили правила этикета, научились правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, усвоили понятие хорошие манеры. Дети научились красиво размещать бумажные салфетки в салфетницах (скручивать их в трубочки или разрезать на треугольники)   украшать стол маленькими вазочками с цветами, правильно сервировать стол.              

 Самым трудным в своей работе считаю воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Человек,  постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать этикет, общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. А.П. Чехов писал: «Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…2. Не лгут даже в пустяках… 3. Они не суетны… 4. Если имеют в себе талант, то уважают его.… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.… Тут дорог каждый час». У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Умение устанавливать доброжелательные отношения – важное коммуникативное качество, помогающие  познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества.

 Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируется черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить отношения со сверстниками:  сначала, в детском саду затем в школе. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих вместе радоваться, переживать, испытывать чувства удовлетворения, проявлять доброжелательность. Чтобы разнообразить повседневную жизнь ребенка каждое утро у нас начинается с традиционного лозунга: «Заходи! У нас все можно!» Показываю солнышко, и хором проговариваем все, что можно делать в группе (думать, грустить, любить, фантазировать, играть, выдумывать, дружить, прощать, шутить, искать, сомневаться, ошибаться, мечтать). Утро начинается жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня.

Обычно у детей конфликты начинаются из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Практика показала, что наказаниями ничего не добьешься.  Наказывая, мы растим детей неискренними так  как в присутствии воспитателя они не дерутся,  не грубят, а когда нет рядом взрослого сразу начинаются ссоры. Для устранения конфликтных ситуаций использовалось художественное слово: «Не дразнись, не обзывайся», «Решай споры словами, а не кулаками». Для установления контактов со сверстниками, умение без криков и ссоры договариваться применялись игровые упражнения. Например, в игре «Ожившие картинки» предлагалось повторить изображенные действия. Сначала «оживили картинку» где девочки ссорятся, затем «оживили» вторую «Помирились». В заключении дети еще раз рассмотрели картинки и проанализировали их, определили, что ссориться нехорошо. Как правило, дети любили демонстрировать действия, достойные подражания. На первых порах дети односложно характеризовали «ожившие» картинки: «плохо хорошо», «правильно  неправильно» Но постепенно они научились объяснять, чем тот или иной поступок им неприятен, пользоваться словами вежливый, заботливый, внимательный.  Чтобы закрепить правила культурного поведения в группе оформлен макет «Что такое хорошо и что такое плохо», на который дети помещают соответствующие картинки из серии «Я и мое поведение».  В группе сложилась традиция подводить итог дня. Дети рассказывают о своем поведении, что, по их мнению, сделано хорошо и правильно, а над чем надо задуматься.

 Не менее важно использовать в работе этические беседы. Посредством бесед в сознании  детей связывается разностороннее представление в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. В этическую беседу включаю отрывки художественных произведений, пословицы, загадки, содержание которых помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности. В результате их использования дети научились рассуждать о добре и зле, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии.

У детей в течение дня возникает много вопросов. Дошколята отличаются любознательностью. «Почемучки» интересуются всем. Воспитатель не должен оставлять без внимания детские вопросы, поддерживать их интерес к познанию. Не на все вопросы можно сразу найти ответ. Предлагаю ребенку рассмотреть книгу, где есть ответы на любы вопросы. Важно воспитать бережное отношение к книги.  Дидактическая игра «Книжный доктор» дает возможность показать как и по чьей вине болеют книги, чем им можно помочь. на них ответить. Для того, чтобы книги были в порядке мы придумали правила:

  • Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки – чистые ли они.
  • Книгой пользуются в специально  отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в игровом уголке.
  • Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой.
  • Береги книгу: не пачкай ее, не заминай страницы правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной.
  • Не играй с книгой, она от этого портится.
  • После того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить ее на место.
  • Правильно храни книгу, в специально отведенном месте – в книжном шкафу или на полке.
  • Если заметил, что книга не в порядке, почини ее сам или с помощью взрослого.

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Поэтому особое значение придаю игре.

В работе с детьми  использую коллективные игры-упражнения, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Для закрепления вежливых слов проводилась игра «Кто больше». Дети делились на две команды и по очереди называли соответствующие слова. Та команда, которая называла больше слов, считалась выигравшей. Одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

 Так в сюжетно-ролевой игре «Поход в театр», дети закрепляли навыки культуры общения, правила этикета и поведения в общественных местах.

Для закрепления результатов педагогического воздействия, предлагаю детям просматривать видео-уроки тетушки Совы: «Уроки вежливости». Для выявления и обобщения знаний детей проведены развлечения: «Урок доброты. Сказочный денек», из которых можно сделать вывод: дети  научились без криков и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой, делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры  шумным вторжением.

 Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. В процессе беседы выяснилось мнение ребенка, каково значение семьи в его жизни. Что такое семья? Почему ему нужны мама и папа? И почему он сам нужен родителям? Что лично он делает для того, чтобы его семья была счастливой? Какие добрые слова говорят друг другу в семье? Ответы на эти вопросы помогли не только понять значение семьи, но и осознать свое собственное место в ней.

Прежде чем начинать обучение ребенка правилам этикета, взрослым желательно самим их освоить, поскольку ребенок – великий наблюдатель и подражатель, замечает мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. Поэтому появилась необходимость выявить мнение родителей  - кто в вопросах воспитания несет большую ответственность семья или учреждение? И установить взаимосвязь в вопросе обучения детей правилам этикета. Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл В.А. Сухомлинский, отводя важную роль воспитании детей семье. Он говорил: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей». Семья оказывает огромное влияние на ребенка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – все это имеет определенное значение. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их в нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье. В хорошей семье дети редко слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово. Если в семье господствует обстановка бессердечия, то ребенок становится равнодушным к добру и красоте.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании культуры поведения  использованы  разнообразные формы работы.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи, оно позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Знакомясь с опытом семейного воспитания, даю более обоснованные рекомендации, ищу оптимальные условия для создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.  Кроме того, такие посещения дают  возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками).  Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, о его успехе. Индивидуальные беседы проходят по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе договариваемся заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад. Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбираю тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми. Например, в содержание папки на тему «Наказывая, подумай зачем?»  раскрываются следующие вопросы:

  1. Как предупредить недисциплинированность ребенка.
  2. Меры поощрения и наказания, способствующие воспитанию осознанного и активного отношения ребенка к правилам нравственного поведения.
  3. Вопросы для родителей, заставляющие думать о правильности своих методов воздействия на поведения ребенка.

    Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями «Дни открытых дверей». Это не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду,  это прежде всего способ познакомить родителей, с углубленной работой по воспитанию культуры поведения, а также с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.

 Систематическая работа с родителями показала, что у них появился интерес к современному этикету и воспитанию культуры поведения дошкольников. Родители стали больше проявлять интерес к вопросам нравственного воспитания, чаще стали обращаться с вопросами, прислушиваться к советам, стали более требовательными к себе. Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и родителями. Дети помогают взрослым в домашнем труде и по уходу за младшими сестрами и братьями. Заметно это сказывалось на занятиях по развитию речи, когда дети составляли рассказы из личного опыта. Рассказы детей были просты, проникнуты теплом и заботой о близких.

Вывод

В результате выполнения работы можно сделать следующие выводы:

  • Овладение правилами поведения способствует образованию у ребёнка первых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми, воспитанию организованного поведения. В дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культуры поведения активно продолжается. От достигнутого уровня воспитанности зависит и процесс обучения в школе. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.
  • В старшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому, что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках.
  • Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Это такие методы как: введение правил культуры поведения; упражнения на их закрепление; оценка поступков детей; этические беседы; чтение художественной литературы; беседы по художественным произведениям; игры; положительный пример для детей; экскурсии; просмотр кукольных спектаклей и инсценировок; занятия.
  • Воспитание культуры личности во многом ложится на плечи родителей. Именно отношения в семье дают возможность детям раскрыть те культурные знания, которые они получили в детском саду. Органическая согласованность в работе детского сада и семьи - это важнейший принцип полноценного воспитания детей. Вот почему одна из первейших обязанностей педагога всемерно содействовать повышению педагогической культуры родителей, чьи дети не посещают ДОУ, ведь им придётся самим закладывать основы культурного поведения.
  • В формировании культуры поведения воспитатель обязан постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство, искать подходы к детскому уму и сердцу, быть для ребят образцом, примером для подражания. Поэтому в ДОУ ведётся методическая работа - творческий и комплексный процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми по формированию культуры поведения.

Литература 

1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение.

2.Р.С. Буре, Л.Ф. Островская "Воспитатель и дети", М. ЮВЕНТА.

3. Н.В. Ведерникова, Л.А. Смирнягина "Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста"

4. Курочкина И.Н. "Этикет для детей и взрослых": Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия"

5. Семенчук О.Б. "Учимся культуре повседневного общения".

6. Тестова О.Б. "Театр вежливости".

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. "Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений". М: Издательский центр "Академия",

8. Эквист Лидия Глебовна «Актуальность нравственного воспитания дошкольников».

Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников

  • Учить детей правилом знакомства.
  • Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.
  • Чтение сказки Г. Остера

Беседа “Может ли знакомый стать другом”

ФевральВежливая улица.Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. Беседа “Знай и выполняй правила дорожного движения”

Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков”

Кукольный театр “Уважайте светофор”

Коллективный труд: изготовление макета “Улица города”

МартВ гости на день рождения.Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

Закрепить знания о сервировке стола, умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами.

Д/и “Накрой стол для угощения”

Чтение и рассматривание книги С. А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Ура! Гости!”

АпрельТелефон и мы.Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

Объяснить значение звуковых сигналов.

Игра “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон”

Чтение и рассматривание книги С. А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Что такое “телефонный разговор”

МайПутешествие в кинотеатр.Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета, внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.

Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией. Формировать навыки культурного поведения, этически грамотного поведения

Сюжетно-ролевая игра

Заучивание частушек о вежливых словах.

Развлечение “Город вежливости”

Примерный конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе “Путешествие в кинотеатр”

Задачи:

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.

Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.

Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.

Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.

Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Предварительная работа:

Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С. А. Насонкиной “Уроки этикета”.

Материал:

Туалетные принадлежности: мыло, полотенце, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций невежливого поведения в автобусе; карточки с изображением средств коммуникации (телефон, письмо и т.д.) ; “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.

Ход занятия

Воспитатель:

Настал день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь мне, друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Что мы пожелаем сегодня Полине, Тане, Саше...

А что вы хотите пожелать мне?

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

Выдохните из себя свежесть, красоту белого снега, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, о правилах поведения. Ваши папы и мамы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными.

А что значить быть вежливым, воспитанным и культурным человеком?

(Воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а пообещает, то обязательно сдержит свое слово)

Правильно, всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами гордиться.

Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид. Как выглядит культурный и воспитанный человек?

(Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие мелочи, как грязный носовой платок или обкусанные ногти.)

Стук в дверь. Входит грязный ребенок.

Воспитатель:

Этикет для дошкольников - это и вежливые слова в ситуациях повседневного общения и в целом поведение в разнообразных жизненных ситуациях.

Образовательная работа по проблеме этического воспитания детей может строиться по таким модулям, которые раскрывают особенности поведения человека в общественных местах и в природе, за столом и среди сверстников, правила речевого взаимодействия.

Предлагаем Вашему вниманию примерное программное содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по вариативной программе «Страна этикета».Важное правило заключается в том, что этикет для дошкольников преподносится как норма повседневного общения, а не как поведение в том или ином отдельном случае. Дети должны усвоить, что быть культурным нужно всегда, а не по определенным дням или с определенными людьми.

Модуль 1. Поведение в общественных местах предполагает освоениеправил поведения на занятиях и в режимных моментах в детском саду;правил поведения в общественном транспорте,на выставке, в музее и т.п. (громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде) ;в магазине уметь четко излагать свою просьбу.

Тема 1.1. Правила поведения в общественном транспорте

Программное содержание: Формирование представлений о правилах культурного поведения в транспорте; уточнить знания об элементарных правилах дорожного движения, развивать познавательный интерес у детей.

Тема1.2. Незнайка в театре

Программное содержание: Формирование у детей представлений о нравственных нормах отношений с окружающими людьми, близкими и незнакомыми, воспитание культуры общения, навыков проявления ответных чувств на заботу окружающих. Уточнить знание детей о понятии «вежливый человек», закрепить умение вести себя вежливо в разных ситуациях; развивать речь, мышление. Расширять социальный опят детей, развивать диалогическое общение, умение строить суждение.

Тема1.3. Зимние каникулы

Программное содержание: Закрепить знание детей о поведении на улице, а именно: игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находившимся к рядом с ними людям, быть предупредительными.

Тема1.4. Путешествие в город этикета

Программное содержание: Развитие у воспитанников интегративных качеств через творческое переосмысление полученного опыта взаимодействия с окружающими в различных жизненных ситуациях, активизация интегративных качеств в творческой деятельности.

В модуле 2. Культура поведения за столомпредполагается работа по освоению умений сервировки стола иформированию навыков культурного поведения за столом.

Тема2.1. Праздничное чаепитие

Программное содержание: Ознакомление детей с назначением посуды в зависимости от назначения (для чаепития - чайная посуда) . Уточнить знания детей о правилах поведения во время чаепития.

Тема2.2. Предметы на праздничном столе

Программное содержание: Понятие о сервировке стола в будни и праздники, навыки владения различными столовыми приборами.

Тема2.3. Я в гостях у друга

Программное содержание: Формировать правила культурного поведения в гостях, умение делать подарки; воспитывать желание делать добрые дела для окружающих.

Модуль 3. Поведение среди сверстников обучает детей ценностям детской субкультуры, значимости взаимодействия со сверстниками и правилам его осуществления.

Тема3.1. Мы воспитанники старшей группы

Программное содержание: Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, правила культурного обращения с окружающими.

Тема3.2. «О дружбе и друзьях»

Программное содержание: Сверстники и взаимодействие с ними: споры, компромиссы, дружба, уступки, дискуссии. Особенности построения взаимоотношений с детьми одного возраста, со старшими, с младшими.

Тема3.3. Мальчики и девочки

Программное содержание: Гендерные особенности, стили поведения и взаимодействия, внешний облик представителей разного пола, особенности построения жизнедеятельности представителей разных полов.

Тема3.4. Почему бывают драки

Программное содержание: навыки осознания своего эмоционального состояния, контроля и саморегуляции. Распознавание эмоциональных состояний других людей в различных ситуациях.

Модуль 4. Уроки вежливости раскрывает особенности усвоения детьми старшего возраста культуры внешнего вида, особенности речевого этикета в различных ситуациях и с разными людьми, построение тактики поведения в зависимости от ситуации.

Тема4.1. Учимся вежливости

Программное содержание: Правила вежливости, их осознание и практическое использование. Автоматизация правил речевого общения в деятельности детей при взаимодействии со взрослым и в детской субкультуре.

Тема4.2. Наш помощник этикет

Программное содержание: Продолжать в игровой форме учить детей правилам культурного поведения в различных видах деятельности.

Тема4.3. Почему взрослые хмурятся

Программное содержание: Эмоциональные состояния взрослых, язык тела, мимика, жесты. Стили поведения во взаимодействии со взрослым, находящимся в том или ином эмоциональном состоянии, фразы речевого взаимодействия.

Тема4.4. Что такое гигиена («Федорино горе» К. И. Чуковский)

Программное содержание: Дать понятие о гигиене; воспитывать аккуратность, брезгливость к грязи, неопрятности, умение наводить порядок в игровом уголке; помочь понять содержание сказки, развивать мимику и жесты.

Модуль 5. Я и природа учит детей пониманию самоценности природа, восприятию природных объектов и явлений как «живого», навыкам природосберегающего поведения.

Тема5.1. Земля наш общий дом

Программное содержание: Земля - живой организм, общий дом для всех представителей планеты. Активизация природоведческих знаний и их трансформация в рациональное, экологически грамотное поведение.

Тема5.2. Мы идем помогать растениям

Программное содержание: Научить детей относится к растениям как к живым существам; воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Тема5.3. Живая и мертвая вода

Программное содержание: Развить у детей понятие назначения воды в жизни людей и всего живого; вызвать интерес и желание участвовать в охране природы.

Тема5.4. Игра «Слабое звено

Программное содержание: Ценности здоровья и здорового образа жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, становление позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья другого.

Этикет - это не только вежливость, безупречное выполнение правил, бытующих в обществе. Это еще и умение вжиться в нормы и ценности общества. В этом могут помочь некоторые приятные мелочи, напримерсумки victoria secret, которые подчеркнут Вашвнутренний шарм, обаяние и будут прекрасным дополнением к образу воспитанного вежливого человека.

Консультация для родителей

«Этикет для дошкольников»

Есть в жизни вещи, которые никогда не выйдут из моды и одна из них - это хорошие манеры. Прививать их необходимо с самого раннего детства, так сказать, чтоб дети впитывали правила этикета с молоком матери. Тогда ребёнку, впоследствии, будет легче адаптироваться в социуме.

ДЕТИ ЗЕРКАЛО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ

В деле прививания хороших манер следует начать с себя, так как именно Вы являетесь для ребёнка примером для подражания.

Недаром существует пословица: «Яблоко от яблони далеко не падает». Навряд ли, у родителей пренебрегающих правилами хорошего поведения вырастит чадо, способное вести себя по правилам этикета.

Своим ежедневным примером родители воспитывают у подрастающего поколения вежливость, внимательность и заботу к окружающим. Такие повседневные примеры, как уступить место в общественном транспорте женщине или пожилому человеку; слова благодарности в любом месте, где Вам оказали услугу, будь - то магазин или дом; слова приветствия при встрече с знакомыми людьми станут ярчайшими примерами для ребёнка.

Пусть в Вашей повседневной жизни всегда присутствуют такие слова, как: спасибо, благодарю; будьте добры, пожалуйста; доброе утро (доброго времени суток) , спокойной ночи; здравствуйте, до свидания и т.д.

Для каждого возраста приняты свои нормы этикета и отсюда следуют определённые для этого возраста задачи по привитию этикета у ребёнка:

Младший дошкольный возраст (3-4 года) :

В совместной деятельности с взрослым, играх-занятиях учить детей элементарным нормам поведения;

Прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;

Учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;

Приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;

Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий.

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;

Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;

Учить самостоятельно, использовать в речи “вежливые” слова, говорить приветливо, доброжелательно;

Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на “Вы”;

Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика.

Учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;

Формировать навыки поведения за столом.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) :

Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;

Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;

Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми; напомнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;

Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;

Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;

Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;

Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) :

Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших; учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, милиционеру и т.д.) ;

Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;

Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре) ;

Учить детей правилам общения по телефону, написания писем;

Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;

Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих;

Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) ; понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.;

Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.

Закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой) ; способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.

ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИЛИ ОБУЧАЕМСЯ ИГРАЮЧИ

Как известно, дети не очень любят уроки хороших манер.

Для детей это скучно и не интересно. Ко всему прочему добавляются оклики родителей - «не чавкай», «убери локти со стола», «сиди ровно» и прочее. В итоге у детей формируется негативное восприятие к обсуждаемой теме.

В сложившейся ситуации получается эффект с точностью до наоборот - крохи пытаясь продемонстрировать свою независимость, ведут себя наперекор всем нареканиям. Маленький ребёнок плохо воспринимает сухие слова: «сделай именно так», им нужны яркие примеры.

Лучшее, что они воспринимают - это, конечно же, игра. Попробуйте поиграть с ребёнком в куклы и в процессе игры обыграть, например, ситуацию «В гостях» или «В транспорте». Причём, пусть ребёнок принимает в ней самое активное участие.

Так же для привития хороших манер существует масса произведений: К. Чуковский «Федорино горе» и «Мойдодыр»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; С. Маршак «Урок вежливости» и много других чудесных произведений.

ПРАКТИКА - ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ.

Как говорится, «теория без практики - даром потраченное время». Выводите кроху в свет, почаще бывайте в театрах, в гостях, в музеях, в кафе и других общественных местах. Так ребёнок быстрее освоит правила этикета в обществе.

ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ.

Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют навыки культуры поведения за столом, которые выработаны долгим опытом. Назначение каждого правила – создать за столом удобство себе и другому. Работа по привитию навыков поведения за столом ведется в дошкольном учреждении на протяжении пребывания ребенка в детском саду с учетом возраста детей.

В процессе работы с детьми воспитатели организуют игры – занятия, игры – упражнения на тему:

«Уроки этикета»;

«Как вести себя за столом»;

«Как пользоваться столовыми приборами».

В процессе приема пищи воспитатель объясняет детям, как правильно пользоваться тем или иным столовым прибором, напоминает, что разговаривать за столом можно только с пустым ртом.

Ножом мы приучаем пользоваться детей с четырех лет. Нож в правой руке, вилка в левой. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать. Столовой ложкой едят суп, десертной кашу, пудинг, суфле, а чайной – ягоды.

Жареный картофель, кусочки мяса, рыбы, макароны надо накалывать, держа вилку наклонно, придерживая сверху указательным пальцем. Чтобы подобрать гарнир: рис, вермишель, пюре вилку нужно держать вогнутой стороной вверх и действовать, как ложкой, можно помочь кусочком хлеба.

Котлеты, запеканки, пудинги – ребром вилки отделяют небольшие кусочки постепенно, по мере того, как съедена предыдущая порция. Ножом дети разрезают сосиски, мясо, огурец, оладьи. Нож в правой руке, вилка в левой наклонно.

Отрезают кусочек, потом поворачивают вилку спинкой вниз, при помощи ножа набирают на вилку гарнир и отправляют в рот, нож при этом уже не помогает, а остается в руке.

Надо следить, чтобы дети не заменили вилку ножом, не брали бы его в рот, не облизывали бы.

Хлеб нарезают большими квадратными кусочками, брать его из общей тарелки можно рукой, не трогая остальные кусочки. Масло для детей старших и средних групп лучше давать порционно, чтобы они сами намазывали его на хлеб. Для младших можно приготовить бутерброды.

Соль из солонки надо брать специальной ложечкой или чистым ножом.

Суп едят, поднося ложку ко рту боком, остатки супа доедают, наклонив тарелку от себя. Доев, ложку оставляют в тарелке.

Третьи блюда – кисели, компоты следует подавать в чашках с блюдцами и чайными

ложками. Надо приучать детей из компота съедать фрукты вместе с сиропом. Косточки из фруктов или ягод из компота дети с помощью чайной ложки перекладывают на блюдце.

Тренинговое занятие с участниками родителями.

Цель занятия:

Познакомить родителей с задачами обучения этикету детей дошкольного возраста, наметить пути совместной работы с родителями по данному вопросу.

Задачи занятия:

  • раскрыть особенности обучения этикету в условиях детского сада;
  • определить разницу семейного и общественного (в данном случае, детского сада) подхода в данном вопросе;
  • выработать эффективные навыки взаимодействия по данному вопросу со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами;
  • сформировать желание у родителей обращать внимание на этикет детей в повседневной семейной жизни.

Оборудование:

Бланки мини-опросника «Нужен ли дошкольнику этикет?», дидактическая игра «Столик, накройся!», памятка для родителей «Руководящие указания для родителей», подборка вопросов для брейн-ринга, заготовки для упражнения «Скажи комплимент»

1. Приветствие. Упражнение «Ассоциации».

Участники группы, обозначают себя каким-либо предметом (кухонная, столовая, чайная, кофейная посуда) , делают зарисовку и называют себя, обосновывая свой выбор.

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

2. Заполнение участниками Клуба бланка мини-опросника «Нужен ли дошкольнику этикет?»

Цель: проанализировать ответы участников с целью выяснения значимости для них данного вопроса.

3. Консультация «Что такое этикет?»

4. Анализ мини-опросников.

5. Дискуссия по данному вопросу.

6. Руководящие указания для родителей (раздаются каждому родителю в виде памяток) .

7. Игра «Птичий двор».

Цель: распределение на группы, снятие чувства напряженности, благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и сейчас».

Ход игры: каждый участник с закрытыми глазами звукоподражанием ищет себе участников группы с таким же звукоподражанием.

8. Дидактическая игра «Столик, накройся!».

Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.

Ход игры: члены группы вытягивают листочки с меню на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и по карточкам с условными обозначениями накрывают столы при помощи плоскостных фигур.

9. Экспресс-опрос родителей «Как вы в семье накрываете на стол?».

10. Упражнение «Повтори за мной».

Цель: обеспечить каждому из участников многообразие личных контактов с различными участниками группы.

Ход упражнения: каждый участник повторяет по кругу движения показанные другими участниками занятия. Движения произвольные, на усмотрение самих участников.

11. Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты».

Цель: экспериментальным путем проверить и показать участникам круга субъективное значение термина «комплимент» и его важность в коммуникации.

Ход упражнения: каждый участник берет заготовку - комплимент и говорит соседу по кругу слева.

12. Рефлексия «Семейные заповеди».

Цель: ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.

Участникам Клуба предлагается назвать все происходящее одним словом и на доску поместить по мере важности три предмета: цветок, бутон и листок

  • узнала и научилась многому (цветок) ;
  • все это мне знакомо, мы используем это в семье (бутон) ;
  • считаю, что зря потеряла время (листочек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

План по самообразованию Тема: «Воспитания гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста »

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Большинство детей имеют размытое представление о той стране, в которой родились и живут, о её ценностях...

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу"

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.  Джон Локк....

План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"

Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...

План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве

Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в  современном социокультурном пространстве»Актуальность: В настоящее время в период нестабильно...

План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»

Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...