Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно - образное мышление и воображение, развивается речь, память, ребёнок обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через устное народное творчество. От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т.д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре , так как родители постоянно заняты работой, житейскими проблемами и поэтому в силу занятости мало уделяют внимания детям. По телевизору в основном иностранные передачи, мультфильмов даже нет русских, поэтому ребёнок очень мало знает о быте русского народа, его традициях. В нашем детском саду создаются все условия для развития детей. Программа обучения, разнообразная индивидуальная деятельность, помогают всесторонне развить ребенка и подготовить его к современной жизни. Дети большую часть времени находятся в детском саду, и я решила приобщить дошкольников к русской народной культуре посредством русского народного творчества. Так как приобщение к русской народной культуре является средством формирования моральных качеств. Сейчас к нам возвращается родная культура, и мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, кладезь богатства русского языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Очень важно научить детей знать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством. А всё это возможно только посредством яркой и образной речи, поэтому тему работы я выбрала: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы - словом, всё созданное в процессе исторического развития духовного наследия человечества. Эффективность воспитания зависит от того как оно протекает. Только при доброжелательной атмосфере могут раскрыться положительные качества дошкольника. Работая над темой в данном направлении, я поставила перед собой следующие задачи: 1. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества. 2. Развивать фантазию, творческие способности детей и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах. 3. Воспитывать у детей чувства патриотизма, через возрождение и приобщение богатого опыта русских традиций. 4. Обогащать словарь, фонематический слух. 5. Повышать в душе каждого ребёнка интерес к русскому народному творчеству. В своей работе использую следующие виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры). В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. При знакомстве с поговорками, загадками, сказками и т. д. дети приобщаются к народным ценностям. Чтобы пробудить интерес к устному народному творчеству, я прочитала литературу по истории, фольклору и культуре быта русского народа. В нашей группе много кукол в русских костюмах, сшитые своими руками. Для выполнения поставленных задач по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества дети часто играют в сказку, переживают приключения, которые происходят со сказочными героями, помогают найти выход из трудной ситуации. Сказочные герои в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. Герой сказки всегда выходит победителем из трудной ситуации. В сказке всегда добро побеждает зло и поэтому, стараюсь учить детей быть добрыми, смелыми, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование». В своей работе использую следующие методы: наглядный, словесный, игровой, практический. Для развития фантазии, творческих способностей детей, умения находить средства выражения образа в мимике, жестах читаю и рассказываю детям русские народные сказки, побуждая при этом к выразительности речи детей. Дошкольники любят инсценировать отрывки из сказок или целые сказки, говорить голосами сказочных персонажей; играть в сказку, надевать костюмы и маски героев; превращаться в волшебника и творить добрые дела. Детей увлекает вымысел, быстрая смена событий, приключения и победа добра над злом. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают дошкольнику сравнительно быстро и правильно понимать рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевёртыши, небылицы. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, «мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. При отборе фольклорного материала учитываю возраст детей. Для детей младшего дошкольного возраста использую «малые фольклорные формы» – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, большое место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших дошкольников знакомлю с фольклорным материалом, таким как былинами, обрядовыми песнями. Перед дневным сном читаю детям сказку или они слушают колыбельные песни, песни успокаивают ребёнка и прививают любовь к колыбельным песням. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха проходит через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. В играх - драматизациях использую сюжетно-ролевую игру с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Дошкольники любят играть с фигурками из плоскостного театра, с куклами би – ба - бо. В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведение инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Дети в любой момент могут обратиться ко мне за помощью, за советом. На занятиях по познавательному развитию использую те приметы, правильность которых можно проверить, например: 1. Если зимой вечером на небе много звёзд - жди мороза. 2. Кошка прячет нос - будет холодно. 3. Собака в снегу валяется - к вьюге. 4. Воробьи купаются в песке - будет дождь. Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. К весне, которую все ждали, можно обращаться с различными закличками, например: Жаворонки, прилетайте, Студёну зиму забирайте, Тёплу весну принесите. Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела. Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям. Пословицы и поговорки очень похожи. Различие их в том, что пословицы самостоятельное законченное предложение, а поговорка входит в предложение как его часть. Пословицы и поговорки подбираю так, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановке опытов. Загадки использую на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего – либо. Использую загадки по обучению грамоте. Дети, отгадывая загадку, определяют место заданного звука, делят слово - отгадку на слоги, составляют с этим словом предложение. В музее детского сада, совместно с детьми и родителями создали альбом «Предметы старины глубокой», где был собран иллюстрированный материал в данном направлении (горница, чугунок, керосиновая лампа, ухват, прялка, веретено т.д.). Использую данный материал на занятиях. Дети знакомятся с предметами, которыми пользовался русский народ в прошлом. В группе есть библиотечка книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, оформлены папки – передвижки. В группе отведено место для театральной деятельности. Есть кукольный, настольный, пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь". Так же в группе есть дидактические и настольно-печатные игры (лото, мозаика): "Подбери картинку", "Собери любимую сказку", "Мои любимые сказки", Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет". Родители принимают активное участие в различных конкурсах поделок, готовят костюмы для сказочных персонажей, принимают активное участие в подготовке и проведении развлечений, праздников. Провожу для родителей консультации «Роль родителей в возрождении русских традиций», родительское собрание «Приобщение детей к народным традициям» и т.д. По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики, у детей появился интерес к познанию окружающего мира. Появилось желание самостоятельно организовывать народные игры, сочинять загадки, сказки. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки; охотно играют в русские народные подвижные игры; знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Знакомство детей с родной культурой, с произведениями устного народного творчества с раннего возраста способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
Используемая литература: 1. Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,1999 . 2. Новицкая М. «Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 1993. №9. 3. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995,№9. 4. Сергеева Д. «А как речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор. Дошкольное воспитание, 1994, №9. 5. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору» Дошкольное воспитание, 2004. 6. Флерина Е.А. «Эстетическое воспитание дошкольников» М.,2004г.
|