Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыдля детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема НОД "Знакомство с деревянными ложками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по приобщению детейк истокам русской народной

культурыдля детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с деревянными ложками».

Цель:

  • обогащение представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки;
  • привитие устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете.

Задачи:

  • расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
  • продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Ход занятия:

Воспитатель вносит сундучок в группу и загадочно говорит:

Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесной шкатулки

Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка,

А поможет, есть их…  (ложка).

Воспитатель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.

Воспитатель:

 Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда  появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана?

Дети: Нет!

Рассказ воспитателя и показ презентации:

Очень-очень давно, когда первые  люди жили на Земле, они были  очень хорошими охотниками. Но   они ещё не умели добывать огонь и у них не было посуды – поэтому пищу они употребляли сырую и ели руками .    

Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему?  (ответы детей: еда была горячая, обжигала руки…)

       И однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса на палочке  и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться  палочками. И древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, но  опять же палочкой жидкую пищу не поешь.  

     Тогда человек  первую ложку   вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая. Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей)

Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (ответы детей: неудобно, она тяжёлая…)

 Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите, какими были первые ложки.  А как Вы думаете, делать такую ложку было тяжело?  

Люди также  делать ложки из морских ракушек. Очищали ракушки от песка, водорослей, мыли водой. Ложки напоминали черпак. Эти ложки были неудобными и очень быстро ломались.

 Постепенно люди поняли, что только из  дерева и глины ложки гораздо удобнее. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

 Первые деревянные и глиняные ложки были  очень простые, без украшений. Как делали деревянные ложки:

Вот так мастера, которые делали деревянные ложки.

Так как  у нас на  Руси самым доступным и простым материалом было дерево, поэтому люди стали делать не только ложки, посуду, но  и мебель из дерева.

 Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками.

Они были некрасивые и люди стали их украшать резьбой.

  Время шло. Вид деревянных ложек  менялся.

Люди стали украшать ложки рисунками (росписью). Вначале только во внутренней части ложки.  Позднее ложки стали украшать и снаружи, т.е.

 расписывать разными узорами.

Воспитатель достаёт из-за ширмы деревянную ложку.)

  Как можно сказать про ложки которые расписывают?Дети: расписные.

-Ребята, а скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках? (ответы детей:«Три медведя», «Жихарка»…) Молодцы.

  Так как в старину  детских игрушек было очень мало- ребята придумывали различные игры с домашней утварью. А теперь я  предлагаю Вам отдохнуть и немного поиграть с ложками

Игра «Перенесём картошку» Две команды. Надо зачерпнуть деревянной ложкой картошку в чугунке и перенести её в тарелку. Кто быстрее справится (звучит быстрая русская народная мелодия).

- Молодцы!  

 А еще эти  ложки  не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями. Я вам предлагаю  поиграть на ложках.

https://youtu.be/X4_gtXYmXOI

-Но  шло время, люди стали делать ложки не только из дерева. Ребята, а я знаю место, где находится очень  много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать там?

- Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три – вот и в музее мы!) закроем глаза и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.

- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны? Из металла (металлическая), из пластмассы (пластмассовая), из дерева (деревянная).

-  Молодцы. Вам понравилось в музее ложек?(ответы детей)

- Но пришло время возвращаться нам обратно.

Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: Раз, два, три, вот и в группе мы!

 Ребята, что нового мы сегодня узнали?

  •  у ложечки есть история
  •  первые ложки делали из камня
  •  ложки делают из разных материалов
  •  на ложках можно играть
  •  есть музей ложек

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»

Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»

Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...