Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыдля детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема НОД "Знакомство с деревянными ложками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_znakomstvo_s_derevyannymi_lozhkami_starshaya_gruppa._otkrytoe.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по приобщению детейк истокам русской народной
культурыдля детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Знакомство с деревянными ложками».
Цель:
- обогащение представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки;
- привитие устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете.
Задачи:
- расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
- воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
- продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Ход занятия:
Воспитатель вносит сундучок в группу и загадочно говорит:
Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесной шкатулки
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет, есть их… (ложка).
Воспитатель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.
Воспитатель:
Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана?
Дети: Нет!
Рассказ воспитателя и показ презентации:
Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они были очень хорошими охотниками. Но они ещё не умели добывать огонь и у них не было посуды – поэтому пищу они употребляли сырую и ели руками .
Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему? (ответы детей: еда была горячая, обжигала руки…)
И однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса на палочке и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками. И древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, но опять же палочкой жидкую пищу не поешь.
Тогда человек первую ложку вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая. Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей)
Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (ответы детей: неудобно, она тяжёлая…)
Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите, какими были первые ложки. А как Вы думаете, делать такую ложку было тяжело?
Люди также делать ложки из морских ракушек. Очищали ракушки от песка, водорослей, мыли водой. Ложки напоминали черпак. Эти ложки были неудобными и очень быстро ломались.
Постепенно люди поняли, что только из дерева и глины ложки гораздо удобнее. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.
Первые деревянные и глиняные ложки были очень простые, без украшений. Как делали деревянные ложки:
Вот так мастера, которые делали деревянные ложки.
Так как у нас на Руси самым доступным и простым материалом было дерево, поэтому люди стали делать не только ложки, посуду, но и мебель из дерева.
Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками.
Они были некрасивые и люди стали их украшать резьбой.
Время шло. Вид деревянных ложек менялся.
Люди стали украшать ложки рисунками (росписью). Вначале только во внутренней части ложки. Позднее ложки стали украшать и снаружи, т.е.
расписывать разными узорами.
( Воспитатель достаёт из-за ширмы деревянную ложку.)
Как можно сказать про ложки которые расписывают?Дети: расписные.
-Ребята, а скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках? (ответы детей:«Три медведя», «Жихарка»…) Молодцы.
Так как в старину детских игрушек было очень мало- ребята придумывали различные игры с домашней утварью. А теперь я предлагаю Вам отдохнуть и немного поиграть с ложками
Игра «Перенесём картошку» Две команды. Надо зачерпнуть деревянной ложкой картошку в чугунке и перенести её в тарелку. Кто быстрее справится (звучит быстрая русская народная мелодия).
- Молодцы!
А еще эти ложки не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями. Я вам предлагаю поиграть на ложках.
https://youtu.be/X4_gtXYmXOI
-Но шло время, люди стали делать ложки не только из дерева. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать там?
- Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три – вот и в музее мы!) закроем глаза и покружимся вокруг себя один раз.
Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.
- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны? Из металла (металлическая), из пластмассы (пластмассовая), из дерева (деревянная).
- Молодцы. Вам понравилось в музее ложек?(ответы детей)
- Но пришло время возвращаться нам обратно.
Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: Раз, два, три, вот и в группе мы!
Ребята, что нового мы сегодня узнали?
- у ложечки есть история
- первые ложки делали из камня
- ложки делают из разных материалов
- на ложках можно играть
- есть музей ложек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.
Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...
Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»
Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»
Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...