Образовательная практика
материал

Селиванова Лариса Константиновна

Стимулирование речевой и познавательной активности у детей с ТНР посредством цифровой технологии «Научный кинозал»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание практики

Название практики

Стимулирование речевой и познавательной активности у детей с ТНР посредством цифровой технологии «Научный кинозал» 

Разработчики

Селиванова Лариса Константиновна, воспитатель МАДОУ ДСКН№1 г.Сосновоборска.

Тип практики

Педагогическая

Уровень практики

Начальный

Актуальность практики

Проводя раннюю диагностику детей, отмечаю стабильный прирост детей  с тяжелыми нарушениями речи и низкой познавательной активностью.  У этих детей наблюдается  дефицит внимания, низкий уровень мотивации к обучению, минимум познавательной активности. Детям с речевой патологией характерна  быстрая утомляемость, недостаточная развитость  высших психических функций.  Дошкольный возраст является сензитивным  периодом для развития вышеперечисленных трудностей. А современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Для решения выявленных проблем, ориентируясь на государственную программу РФ «Развитие образования» на 2018-2025 г., включающей приоритетный проект «Современная цифровая среда в РФ», национальный проект «Образование» мною разработана педагогическая практика «Стимулирование речевой и познавательной активности у детей с ТНР посредством цифровой технологии «Научный кинозал»», которая позволяет не только устранить имеющиеся трудности в развитии, но и сделать образовательный процесс современным, информационно емким и комфортным.  

Идея/уникальность/ базовый принцип практики:

Идея создания данной практики заключается в применении технологии «Научный кинозал» для активизации речевой, познавательной активности, пополнения представлений об окружающем мире, умении устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, обобщать. В результате

после выбора темы «Научного кинозала», предварительной подготовки выставки, просмотра и  обсуждения фильма, рисования странички энциклопедии - дети размышляют, ищут пути решения, строят гипотезы, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, рассуждают, общаются, действуют сообща.  «Научный кинозал» позволяет сделать образовательный процесс более наглядным и интересным,  побуждающий детей к поисково - исследовательской деятельности, привлекает пассивных детей к активности, способствует проявлению детской инициативы и самостоятельности.

Нормативно – правовая база практики:

 - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных норм и правил СанПиН 

На какую группу участников образовательной деятельности направлена практика

Воспитанники

Цель, задачи

Цель: создание условий для развития речевой и познавательной активности детей с ТНР через использование технологии «Научный кинозал».

Задачи: 

-способствовать обогащению и закреплению   словарного, лексического запаса;

-развивать коммуникативные навыки;

-способствовать развитию у ребёнка словесно-логического мышления;

-  активизировать у воспитанников познавательный интерес;

- способствовать проявлению у детей любознательности;

-развивать воображение, творчество, фантазию.

Средства реализации практики

Практика реализуется в технике «Научный кинозал».  Используются средства: проектор, экран,  компьютер, подборка научно – познавательных фильмов, афиши, билеты, необходимые атрибуты, материалы  для тематической выставки и изготовления энциклопедий.

Дорожная карта внедрения практики

- Изучение и систематизация материалов методической, педагогической литературы по инновационным технологиям.

- Опрос воспитанников о том, что интересного и нового они хотели бы узнать.

-Подбор научных видеороликов в соответствии с запросом воспитанников и возрастными и индивидуальными особенностями детей.

- Изготовление афиши, билетов в научный кинозал.

- Подбор атрибутов для проведения выставок.

В день просмотра в группу вносится афиша и билеты в научный кинозал для детей. Создается  интрига, проблемная  ситуация, которая мотивирует детей на просмотр фильма, активизирует их познавательный интерес.  Ребята приходят в  «Научный кинозал» со своими билетами. В зале находятся атрибуты, плакаты, оформленные в соответствии с тематикой фильма, которые так же вызывают интерес у детей, побуждают их задаваться вопросами, инициируют высказывать свои версии, предположения относительно проблемы, обозначенной еще  перед походом в кинозал. Сообщаю детям название фильма, напоминаю о правилах поведения, даю  установку на дальнейшую работу после просмотра фильма. Время просмотра составляет  3-5   минут, после чего  мы  обсуждаем  просмотренный фильм, дети   отражают свои впечатления в творческих работах. Из их рисунков собирается энциклопедия. 

Результаты

Систематическое применение данной   практики позволило  обогатить  и закрепить   словарный и лексический запас у детей; развить умение задавать и отвечать на  вопросы взрослых и сверстников; развить способность выражать в речи логические умозаключения и  аргументировать свои мысли; повысить

познавательный интерес и любознательность;    проявлять творчество при изготовлении итоговых детских работ.

Условия, обеспечивающие устойчивость практики, ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации.

Условия:

-наличие оборудования,

-овладение педагогом информационных технологий.

Риски:

-отсутствие компьютерной грамотности;

-отсутствие временного ресурса;

- изменения СанПин.

Способы тиражирования практики

Рекомендательные письма/экспертные заключения/, сертификаты, подтверждающие значимость практики (перечислить документы и указать ссылку размещения на сайте образовательной организации)

Ссылки на приложения к практике

Ссылка на видео – анонс практики (видеофильм, интервью с носителем практики, представление с комментариями и т.д)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики

Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...

Образовательная практика - образовательный проект "Территория игры"

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно! Почти все, чем занимаются дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Игра – наиболее...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

ИТОГИ проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска, 2019г.,

Итоги проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска - 2019Детское ...