Образовательная практика - образовательный проект "Территория игры"
методическая разработка на тему
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно! Почти все, чем занимаются дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра занимает весьма важное, можно даже сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Свободная игра для ребенка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Это значит, что ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире. Практика работы показывает, что положение игры в детском саду в организационном отношении, к сожалению, не достаточно ясно. Все чаще анализируя состояние игровой деятельности, я пришла к выводу, что игра уходит из детского сада. Основной причиной этого является то, что в режиме дня практически отсутствует время для самостоятельной игры. То есть, игровая деятельность предусматривается, но время, отведенное для игр, все чаще занимается затянувшимся завтраком, полдником, детей забирают на медицинские процедуры, логопедические занятия и т.д. Как же быть? Как вернуть игру ее законным владельцам??? Изучив современные подходы к игровой деятельности и создание оптимальных условий для ее развития, было принято решение организовать в нашем детском саду образовательный проект «Территория игры», основанный на технологии «Игровой час» (Л.Свирская) с применением элементов организации игрового пространства «Открытый детский сад».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
territoriya_igry.docx | 187.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 23 «Солнышко» (МБДОУ д/с № 23)
Образовательный проект «Территория игры»
Подготовила:
Макарова Снежана Сергеевна
Зеленогорск 2018г.
Актуальность
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно! Почти все, чем занимаются дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра занимает весьма важное, можно даже сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Свободная игра для ребенка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Это значит, что ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире. Практика работы показывает, что положение игры в детском саду в организационном отношении, к сожалению, не достаточно ясно. Все чаще анализируя состояние игровой деятельности, я пришла к выводу, что игра уходит из детского сада. Основной причиной этого является то, что в режиме дня практически отсутствует время для самостоятельной игры. То есть, игровая деятельность предусматривается, но время, отведенное для игр, все чаще занимается затянувшимся завтраком, полдником, детей забирают на медицинские процедуры, логопедические занятия и т.д. Как же быть? Как вернуть игру ее законным владельцам??? Изучив современные подходы к игровой деятельности и создание оптимальных условий для ее развития, было принято решение организовать в нашем детском саду образовательный проект «Территория игры», основанный на технологии «Игровой час» (Л.Свирская) с применением элементов организации игрового пространства «Открытый детский сад».
Цель: Создание условий для развития игровой инициативы и самостоятельности и творческой активности детей дошкольного возраста в ведущем виде деятельности.
Задачи:
- Дать детям наиграться, предоставить возможность для самореализации. В каждом ребенке живет потребность в игре и ее нужно удовлетворить - это так же естественно как потребность в пище, отдыхе и т.д.
- Развитие эмоциональной сферы. У детей появляется возможность выплеснуть свои эмоции как положительные так и отрицательные, чтобы они не тяготили и не отвлекали детей от организованной деятельности в течение дня.
- Формирование социальных отношений. В условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении норм поведения, примеряя различные роли, как положительных, так и отрицательны героев. При этом он смотрит со себя со стороны – как на исполнителя роли, как на человека, который знает, как нужно вести себя на самом деле.
- Развитие коммуникативной сферы. У ребенка появляется возможность насытится общением со сверстниками, со взрослыми как участниками игры, почувствовать себя равноправным партнером и другом.
- Обучение конкретным игровым навыкам, развитие игровой инициативы и самостоятельности детей.
Планируемый результат
- Дети умеют организовывать игры по собственному замыслу, выполняют самостоятельные ролевые действия и правильно выстраивают ролевое общение, самостоятельно выбирают игру, подбирают игровой материал, партнёров.
- Ребенок овладевает основными способами игровой деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах игр.
- Дети способны выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески, уметь договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства старается разрешать конфликты.
- Дети по собственной инициативе активно обмениваются ролевыми высказываниями, беседа интересная и длительная.
- Взаимодействие детей в игре стало более длительным .
- Ребенок умеет следовать правилам поведения и создавать собственные правила.
Способы организации образовательного процесса, методы и приемы.
- Организация РППС
- Наблюдение и анализ
- Организация ситуаций игрового взаимодействия детей и взрослых ;
- Тематические игровые события.
Гостевой день (вовлечение родителей в игру)
Система контроля и оценки образовательного результата
- Определение уровня эффективности воспитательно-образовательной работы по организации условий для развития игровой деятельности в игровом пространстве ДОУ;
- Диагностика развития игровой деятельности дошкольника, анализ поведения детей в игровой деятельности обследование игровых зон.
- Выяснение факторов, определяющих качество педагогической работы с детьми по развитию игровых навыков.
Формы системы контроля: анализ, наблюдение, изучение, анкетирование, обследование, собеседование, просмотр деятельности.
Технологическая основа
В ходе реализации технологии, все пространство второго этажа, объединено одним названием «Территория игры Солнечного города» и условно поделено на игровые центры, у которых нет четких границ, они плавно перетекают из одного в другой. Так в нашем детском саду появилась улица «Умных игр» (настольно-печатные игры и игры с правилами), площадь «Безопасности» (атрибуты для с/р «дорожных игр» ), улица «Художников» дети могут заняться творчеством, улица «Строителей» (находится материал для конструирования и обыгрывания, развитие С/р , режиссёрской и образной игры) улица «Театральная» (театральные, режиссёрские образные, с\р игры), переулок «Песчаный» (столик для рисования песком) , «Музыкальный сквер» (можно поиграть на различных музыкальных инструментах и потанцевать). яВ режиме дня выделено время на свободный игровой час. Конечно это понятие условное, длительность игрового часа составляет 35-60 минут в зависимости от возраста и желания детей. Это время полностью посвящено самостоятельным (спонтанным) играм. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда захочется.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Гибкое зонирование предполагает наличие различных пространств, для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.
Главной особенностью организации игрового пространства по типу открытого детского сада является не только отсутствие границ между игровыми центрами, но и принадлежности ребенка к определенной группе. Большой разновозрастный коллектив детей в возрасте от 4 до 7 лет находится в едином игровом пространстве.
Общение в разновозрастной группе очень полезно для детского развития: старшие так быстрее учатся помогать младшим, а младшие тянутся за взрослыми детьми. В смешанных группах дети гораздо быстрее становятся самостоятельными, быстрее учатся проявлять инициативу.
Игровая позиция педагога:
создание оптимальных условий для игровой деятельности.
- Создание оптимальных условий для игровой деятельности, воспитатель должен заготовить все, что может потребоваться детям в их игре или пробудить их фантазию.
- Педагог должен не только наблюдать за игровой деятельностью детей, но и анализировать ее: определять этапы развития, подбирать приемы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оценить уровень интереса детей;
- Педагог должен быть внимателен к настроению детей: не педагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок, и не нужно продолжать игру, если она не вызывает интерес;
- Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, учитывать возможности ребенка, приходить на помощь при затруднениях, стараться при взаимодействии в игре находится на уровне глаз ребенка.
- Педагог может при необходимости влиять на содержание игры в качестве игрового партнера, учить детей способам взаимодействия, помогать , согласовывать замыслы, распределять роли, договариваться о правилах.
По мере овладением способами игровой деятельности, организация предметно-игровой среды усложняется. Все элементы предметно-пространственной среды постоянно меняются в зависимости от угасания или возникновения интереса детей. Все имеющиеся материалы игрового пространства, находятся в полном распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, что ему сейчас нужно и как это использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им свободных идей и планов. Доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, свободный, функциональный, находится на уровне роста детей: ребенку удобно их взять и перенести с места на место.
Принципиально важным моментом является возможность выбора занятий, а значит и игрового пространства, который дети осуществляют самостоятельно, фиксируя свой выбор на «Доске выбора» (экран выбора). Создание ситуации выбора дает ребенку возможность выбрать то, чем он хочет заниматься в данный момент : строить башни в одном углу, играть с песком в другом или листать книжку в третьем.
Значение организации игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от ребенка импровизации и творчества.
Ключевая особенность реализации данной технологии заключается в реальной поддержке игровой деятельности детей. «Игровой час» способствует развитию коммуникативных качеств, кинестетический, визуально-пространственных навыков, навыков межличностного общения. В процессе «Игрового часа» происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузок и утомляемости.
Применение данной технологии позволяет мне сохранить огромный развивающий потенциал спонтанной детской игры, успешно реализовать требования ФГОС ДО, при этом адекватно используя возможности игры как педагогической формы, вся воспитательная деятельность направлена на формирование инициативности и самостоятельности, на развитие игровой деятельности детей, а так же способствует позитивной социализации дошкольников. Именно в такой непринужденной ситуации, не заметно для себя, без напряжения и усталости дети приобретают социальный опыт, учатся думать, работать, творить.
Значимость результатов
В процессе реализации данного проекта выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация игрового часа позволяет более широко использовать игровой потенциал, как взрослых, так и детей.
Реализация данного проекта побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников. Формирует у дошкольников умение планировать, развивает самостоятельность и творческую активность, развивает систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса.
Критерии, параметры, индикаторы изменения результативности реализации практики:
- Наличие и уровень развития символических способностей (воображения и игры, сфера развития субъектности ребенка, способ символического отражения реальности, ее проживания.).
- Наличие и уровень развития коммуникативных способностей (преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.)
- Уровень развития познавательной активности.
- Уровень развития творческой активности и степень развитости творческой инициативы детей .
- Наличие сложившегося единого коллектива, живущего по своим выработанным законам, правилам, традициям.
- Наличие инициативы и степень развития самостоятельности.
- Динамика личностных изменений.
Оборудование:
- Столы на колесиках (для свободной трансформации пространства) 6-8 шт.
- Стулья 12-15
- Дополнительное освещение в 4 тамбурах.
- Часы от 4 до 6 шт.
- Корзины для мусора 4 шт.
- Клеенка на столы для творчества.
- Столы для рисования песком (2 шт.).
- Наборы для игр с песком (в том числе и для рисования песком)
- Мольберты (2-3 шт.)
- Покрытие для стен (магнитно грифельное)
- Материалы для творчества (альбомы, краски, кисти, баночки для воды, доски для лепки, пластилин, клей, цветной картон и цветная бумага, тряпочки для примакивания).
- Кресла -мешки детские 2-5 шт
- Настольные игры для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
- Наборы для конструирования (деревянный конструктор, лего конструктор, и т.д.).
- Атрибуты для игр на площади Безопасности : машины, заправочная станция, атрибуты для С/р игры «инспектор ГАИ», автомойка, лежачий полицейский, набор настольных знаков и мелких машин.
- Ширмы для трансформирования пространства.
- Платформы на колесиках для построек.
- Колесики для светофора.
- Вешалки для костюмов (2 шт.)
- Костюмы, маски для театральной деятельности.
- Занавес театральный.
- Ширма для театра.
- Атрибуты для театральной деятельности (разные виды театров).
- Контейнеры для игрушек.
- Леска (для оформления работ)
- Материалы для экспериментирования.
- Материал для проекционного экрана (театр теней)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе демонстрирующий обоснованное и эффективное использование на практике современных образовательных технологий
Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группевоспитателя МБДОУ ЦРР ДС № 33 Арслановой Зайнаб Шихмагомедовны, д...
Реализация образовательной практики Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство «Канск-тур»».
Формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска ч...
Образовательная практика «Пальчиковые словесные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
Опыт работы образовательной практики во 2 младшей группе "Пальчиковые словесные игры,как средство развития речевой активности младших дошкольников"...
«Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность. Образовательные практики организации образовательной деятельности с детьми»
Представляю Вам опыт внедрения основ финансовой грамотности дошкольников в работу детского сада...
Методическая разработка представлена конспектом образовательной деятельности в форме новой образовательной практики – создания игрового занятия на тему " Печенье для Мишки в день рождения" в рамках сюжетно-ролевой игры .
Методическая разработка представлена конспектом образовательной деятельности в форме новой образовательной практики – создания игрового занятия на тему « Печенье для Мишки в день рождения...
Краткосрочная образовательная практика MATATALAB - ПРограммируем играя
Занятия по робототехнике знакомят ребёнка с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, сообразительность, креативность, с...
образовательная практика «В мяч играем – речь развиваем».
Самым эффективным методом воздействия взрослого на ребенка является игра, как одна из форм обучения. В то же время она выступает основным видом деятельности дошкольника и может быть использована при у...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень интересный проект!
Очень интересный проект!